К январю многие артисты готовят либо альбомы новогодних песен, либо нечто совсем особенное, что без праздничного ажиотажа может и не прокатить. Так, и финал года, и первый месяц 2019-го порадовали интересными находками. Здесь тебе ветераны российской рок-сцены с ироничными песнями, фолк-рокеры с психоделическими сказками, The Beatles в костюмах авангардистов и Грегори Портер, перевоплотивщийся в Ната Кинга Коула.

Евгений Маргулис «Туда-сюда!»

Начнем с громкого имени, но не хайпа ради, а справедливости для. В финале прошлого года Евгений Маргулис выпустил очередной сольный альбом, который настолько по-блюзовому мил и по-домашнему добр, что пропустить его было бы несправедливо. Считается, что несколько лет назад Маргулис покинул «Машину времени» именно ради сольной карьеры (неужели в группе ему кто-то мешал ходить на сторону?). Не то чтобы он с тех пор частил с альбомами, но то, что выпускает — это прям «русский Стиви Уандер», как выразился о нем один его молодой соратник.

Приятные мелодии, умные ироничные вирши, спетые свободно-пофигически, мягкий саунд. По атмосфере — как с приятелем на кухне, только очень профессионально. Это же касается и звука, и игры (замечательная «олдскульная» труба с сурдиной в «Танго-манго»; грязноватая блюзовая гитара и хрипящая губная гармошка в алкохите «Змей»). Незадача у нас в стране с взрослым умным поп-роком. Маргулис лакуну эту частично закрывает.

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Сборник «A Day In The Life: Impressions Of Pepper»

Нет, я отдаю себе отчет в том, что от блюда под названием «Битлы в джазе» уже воротит! Но хорошо, когда блюдо готовится совсем радикально, как по рецептам молекулярной кухни какой-нибудь. То бишь: все разъять, а там как получится!

В этом конкретном альбоме не услышишь сладких версий ленноно-маккартни-харрисоновских мелодий. Мелодии все выкорчеваны. Есть зато Мари Халворсон («With a Little Help…») на детонирующей гитаре. Есть матерый Энтони Санчес, который заглавный трек и его репризу превратил в гранж практически. И так далее и тому подобное.

Но ведь битловский дух — это безумие, эксперимент, антикоммерческая артистическая поза — это-то тут и есть. Скажем даже так: альбом — про атмосферу. Это The Beatles как основа для современного именно джаза, и никакого тут противоречия нет: битлы заложили и развили атмосферу дрим-поп-психоделии, а современный интеллектуальный джаз в том числе и на этих дрожжах взошел. Кстати, помнится, в России на заре нулевых выходил двойной CD с радикальными электронно-нойзовыми переделками битловских песен, где центральное место занимала хорошо организованная какофония «Revolution №9». Леннону бы понравилось. Наверное.

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Gregory Porter «One Night Only | Live At The Royal Albert Hall»

Вспомним главный — ну, назовите другой! — вокальный альбом ушедшего года.

Успех студийного диска с песнями Ната Кинга Коула окончательно закрепил статус Портера как Главного Джаз-Певца. Теперь ему все можно, в том числе чужое петь и кому угодно какие угодно трибьюты раздавать. А выдвинулся он, напомним, благодаря оригинальному материалу с непростыми стихами. Итак, первый live-альбом в дискографии Грегори Портера записан в престижном лондонском зале Альберт-холл. Выпущен престижным же Blue Note. Все как у больших, короче. Живой классик? Возможно.

Завидуешь тому, кто сидел в зале на этом концерте — такой уют и тепло... бархатный голос Портера с интимными интонациями в струнных, нежных и прозрачных, качающихся, как тюль от дыхания ветра. При том, что праздничная помпезность тут тоже есть. Песни — в основном из репертуара Ната Кинга Коула, плюс несколько своих прекрасных — «Hey Laura», «No Love Dying», «Don’t Lose Your Steam», «When Love Was King». Комментировать уровень исполнения нат-кинг-коуловского не имеет смысла, но замечу, что великая «Quizás, quizás, quizás» у Портера получилась как у Ната. Может быть, даже лучше!

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer

Мыс Луны «Лунные народные сказки» / Lunar Folk Tales

Новинка уже года 2019 — релиз редчайшего в наших краях жанра музыкальной сказки. Московская группа «Мыс луны» под управлением певицы и флейтистки Ольги Шотландии создала эдакий фолк-рок-психоделический замес: сказка про Колобка, как ее рассказывают... на Луне. Начать с того, что Колобок действительно укатился от бабушки с дедушкой, но — чтобы путешествовать по миру. Современный персонаж, да.

В пути встречается со штруделем (который ему что-то говорит по-немецки) французским багетом, испанскими оливками и помидорками... А, например, гоголевский кузнец Вакула — это уже другая история — эмигрант из восточной Украины, живущий в английской деревушке, влюбляется в местную девушку Дженни. Саундтреком у этой истории — народная песня «Blacksmith», известная рок-фэнам по версии группы Steeleye Span (эта версия здесь в основе, собственно). Все, больше спойлеров не будет. Такие вот взросло-детские весело-бредовые штучки в мягком фолк-роковом обрамлении. С участием кучи неожиданных гостей, включая самого Трея Ганна (King Crimson).

Альбом выпущен лейблом ArtBeat аж в трех вариантах: русском, английском и инструментальном. Инструментальный вариант, кстати, тоже очень повествовательный и красочный.

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer