Совсем недавно мы публиковали новость о том, что каталог Sumiko пополнился сразу шестью новыми моделями головок звукоснимателя. И так хорошо сошлось, что все три новинки попали ко мне на тест. Выборка относительно случайная, но поскольку я знаю все головки этого производителя, от самой младшей до самой старшей, разобраться с новинками будет несложно.

Но сначала необходимо определиться с тем, какое место занимают все шесть новинок в модельном ряду, а также чем они отличаются. Каталог головок Sumiko традиционно делится на две серии: младшая «устричная» Oyster Series и старшая серия Reference. И в каждой из них есть головки, которые можно объединить в группы по общим характеристикам, или самостоятельные оригинальные модели. Смотрится немного нестройно, но если разобраться — подберете головку почти на любой случай жизни.

Головки упакованы в деревянную коробочку (изготовлена из массива можжевелового дерева с пластиковыми вставками внутри) и внешнюю картонную оболочку с названием модели и паспортными данными

Отмечу, что Sumiko в основном выпускает или MM-головки, или MC-, но с высоким выходом. И эти высоковыходные MC-головки — одна из ключевых специализаций компании, и они получаются с особенностями, но интересные. Классические MC с низким выходом тоже есть — в младшей серии представлена одна МС-головка, а в старшей линейке это три верхние модели.

Производятся все они в Японии.

Устрицы

Шесть недавно представленных новинок попадают в обе серии Oyster и Reference. Из этих шести младшая четверка (Rainer, Olympia, Moonstone и Amethyst) явно образует новую группу. В тест попали вторая и четвертая модели, если расположить их по увеличению цены. Но интересна не только цена каждой модели, но и технические особенности и их соотношение.

У всех новых MM-моделей отверстия для крепления с резьбой. Это намного удобнее, чем использовать не только винт, но и гайку. Только нужно помнить, что отверстия не сквозные, что ограничивает длину винтов

Все модели относятся к ММ-типу. Судя по технической документации, первые три имеют одинаковое «тело» и взаимозаменяемость вставок. Соответственно, нужно искать разницу в иглах, иглодержателях и, возможно, в параметрах магнитов.

У младшей модели Rainer заявлен обычный алюминиевый иглодержатель и простой эллипс. У Sumiko Olympia иглодержатель схож, а заточка иглы обозначена как эллипс 0.3 x 0.7 мкм. У третьей модели Moonstone игла такая же, но алюминиевый иглодержатель сделан по-другому, и он же достался старшей модели Sumiko Amethyst, но вместе с иглой Nude Line Contact. Кстати, именно у Amethyst применима только собственная сменная вставка (это, помимо прочего, подтверждается тем, что у головки почти вдвое ниже внутренний импеданс).

Еще одной особенностью линейки является снижающееся от головки к головке выходное напряжение: 5, 4, 3 и 2,5 мВ соответственно. Остальные параметры — вес, геометрия, податливость, прижимная сила — у всех четырех моделей одинаковы.

Головка звукоснимателя Sumiko Olympia

Выглядит эта четверка несколько избыточной и недостаточной одновременно. К старшей модели вопросов нет, разве что по отсутствию перекрестной заменяемости вставок. Но тут понятно, что выход в 2,5 мВ — плюс к классу и звуку, но более бюджетным вариантам часто нужно побольше. А различия трех младших не столь отчетливо выражены, чтобы точно распределить сферу применения исходя из технических характеристик. Младшую модель Rainer можно было ожидать со сферической заточкой, например. Хотя, вероятно, если там не классический эллипс 0.3 x 0.7, то скорее как раз некий эллипс, который ближе к сфере. Если так, то это можно понять и использовать головку для старых или прилично потрепанных пластинок. А две модели посередине можно было бы и заменить их технической суммой.

Референс

Из новинок, помимо двух младших моделей Olympia и Amethyst, ко мне на тест пришла головка Sumiko Songbird. Это уже старшая серия Reference и у этой головки тоже есть пара-новинка, похожая на нее внешне, — модель Starling. Только внутренних отличий у этой пары куда больше, чем внешних. Обе головки бескорпусные, и такой подход Sumiko применяет давно и активно. Но корпус, в первую очередь за счет верхней алюминиевой крепежной площадки, стал намного удобнее и в плане установки, и в плане возможных повреждений проводки. Вообще, с проводкой, частой проблемой некоторых моделей, по всей видимости, хорошо поработали. Конструкция как была открытой, так и осталась, но все уложено иначе. Явный плюс.

Головка звукоснимателя Sumiko Songbird

Обе головки MC-типа, но Songbird — это высоковыходная модель с алюминиевым иглодержателем и эллипсной заточкой иглы 0.3 x 0.7 мкм. А Starling, внешне так похожая, уже низковыходная головка с боровым иглодержателем и заточкой MicroRidge.

Вообще, чтобы окончательно разобраться с некоторой путаницей в модельном ряду производителя, нагляднее будет обратиться к следующему рисунку:

Модельный ряд Sumiko

Общее деление на Oyster и Reference вполне наглядно, но внутри каждой линейки все сложнее.

1. Новые MM-головки Rainier, Olympia, Moonstone и Amethyst явно имеют общие черты, но у старшей Amethyst своя сменная вставка, у остальных же трех головок они взаимозаменяемы.

2. Blue Point Special EVO III существует в версиях с высоким и низким выходом. А Blue Point №2 — отдельная и отличающаяся модель. Но все Blue Point — это MC-головки.

3. Младшие Pearl и Black Pearl явно родственники, а самая-самая младшая Oyster оказывается без пары. Эти три головки относятся к MM-типу.

4. Так похожие внешне новинки «референсной серии» Songbird и Starling на деле имеют больше различий, чем сходств.

5. А Blackbird весьма похожи, только это высоко- и низковыходные модели.

6. Самые старшие модели Pearwood Celebration II и Palo Santos Presentation имеют скорее внешнее сходство и обе относятся к низковыходным MC-головкам, а по ряду других значимых параметров существенно различаются.

Головка звукоснимателя Sumiko Songbird. В такой реализации открытая конструкция выглядит более аккуратной и удобной в использовании

Также необходимо упомянуть о некоторых общих чертах новых и выпускающихся давно головок Sumiko. Все новые модели, в том числе и сделанные в открытых корпусах, получили отличные защитные колпачки. Они закрывают абсолютно всю головку, кроме площадки с выходными контактами. Колпачки хорошо держатся (и надеюсь, не будут разбалтываться со временем) и очень просто надеваются. Шансов поломать иглу надевая колпачок практически никаких. И то, что головка закрыта целиком, для бескорпусных моделей важный момент.

Комплектация поставки у всех головок очень минималистичная: простая упаковка, сама головка, две пары винтиков под шестигранный ключ (одинаковой длины, так что использовать можно те, которыми головка закреплена в коробке), сам ключ, да две пластиковые шайбочки (которых может вдруг и не быть, как у пришедшей на тест Sumiko Songbird) и кисточка для чистки иглы.

Головка звукоснимателя Sumiko Amethyst

Отдельно скажу про инструкции. В поставке их не было, только технические характеристики на упаковке. Но если найти в Интернете англоязычную инструкцию к тем же Songbird или Starling, то даже после беглого прочтения увидите, что инструкции очень хороши (например, инструкция к Songbird). И теория, и практика, и все подробно, обстоятельно. Так что вопрос только в локализации или компетентности пользователя — опытному человеку будет полностью достаточно технических характеристик. Совсем-совсем же новичку самостоятельно с головками старшей серии (особенно с бескорпусными) лучше знакомство не начинать без работы над теорией, или же помощи кого-то более опытного.

И последний момент, кажущийся мне важным в связи с появлением этих новинок. Я не знаю, что будет с некоторыми давно выпускающимися моделями. Например, в младшей линейке есть головки Pearl и Black Pearl с хорошим соотношением цены/качества — жаль будет, если их вдруг снимут с производства. А старшей линейке, если все бескорпусные модели пойдут по пути апгрейда, будет только лучше. Все-таки неудобство установки и уязвимость старых бескорпусных моделей (речь идет о высоко- и низковыходной версиях Sumiko Blackbird) не идут им на пользу.

Подготовка теста

Тестировались все головки на нескольких проигрывателях, в поочередно сменяемых одинаковых условиях. Не скажу, что это было сложно, хотя бы потому, что у Sumiko я прекрасно знаю абсолютно все головки: от самой младшей Oyster, до топовой Palo Santos.

Кроме доступных мне проигрывателей и тонармов, я использовал предоставленный дистрибьютором проигрыватель Thorens TD 309. В прошлом я ставил головки Sumiko на современные проигрыватели Thorens, в том числе и на тонарм Thorens TP 92, и получались интересные сочетания. Поэтому идея использовать еще один проигрыватель показалась мне весьма неплохой.

Забегая вперед скажу, что «звуковое сочетание» протестированных головок с Thorens TP 92 мне понравилось (хотя описывать я буду не только его, а общие впечатления от всех этапов теста), но технически со стыковкой головок и тонарма пришлось повозиться.

Первое небольшое затруднение — крепежные винты. Штатные винты — те, что крепили на тонарме кастомную головку Audio-Technica, сделанную для Thorens, для ММ-головок Sumiko оказались слишком длинными и уперлись в корпус (крепежные отверстия там не сквозные). А штатные винтики из поставки Sumiko, рассчитанные под шестигранный ключ, не поместились в специфическом шелле торенсовского тонарма из-за слишком высоких шляпок.

Новые защитные колпачки у всех головок достойны похвалы

Дальше возникла сложность с установкой Sumiko Songbird. Винтики опять же понадобились другие, но кроме того озадачили собственные контакты головки. Они ладно сделанные, позолоченные, но почему-то тоньше среднестатистических. Поэтому ответные клеммы, к которым была подключена штатная для Thorens TD 309 головка (с пинами, как раз наоборот, толще среднестатистических), сильно болтались. Чтобы все зафиксировать понадобилось бы поджимать клеммы, что при неразрывной проводке в шелле могло бы грозить обрывами и повреждениями. Даже если это делать умеючи, аккуратно и качественным инструментом — «товарный вид» будет не тот, и обратно штатную головку (не разжав контакты) не поставить.

Головка звукоснимателя Sumiko Songbird

Кроме того, понадобилось немного перенастроить высоту тонарма. Это некритично, однако в случае конкретной модели чуть сложнее обычного. А будь, например, у нас проигрыватель с тонармом классической конструкции и набор самых обычных винтов для шелла — не было бы вообще никаких трудностей. Разве что с тонкими пинами, но обычные среднестатистические провода на них держатся. И если вдруг разъемы имеют подпружиненную конструкцию — то вообще не будет никаких проблем.

Олимпия

Первой в тестовый цикл пошла младшая головка из нашей выборки — Sumiko Olympia. В настройке сама головка удобна и не очень капризна, незначительные огрехи она, вероятно, простит. Измеренная резонансная частота на тонарме Thorens TP 92 получилась около 8-9 Гц. Хороший результат. Кстати, по измерениям, завязанным на податливость иглодержателя, все три головки показали стабильный результат. И по следованию дорожки показатели получились примерно соответствующими тому, что можно было бы изначально предположить, исходя из особенностей конструкции.

Головка звукоснимателя Sumiko Olympia

Звук у Sumiko Olympia аккуратный, деликатный, без явной яркости. Есть объем, упругость, подвижность и более-менее неплохая детальность, а с поправкой на класс и цену — детальность точно хорошая. Динамика кажется чуть смягченной, но ритм уверенный, вялости и снулости в звуке я не услышал. Нет и неповоротливой тяжеловесности, и тем более грубости.

Понравилась открытая подробная серединка, аккуратные и более-менее честные верха, хороший невульгарный бас. Частотный диапазон передается лучше, чем можно было ожидать от столь недорогой головки. Характер интеллигентный, честный, но без явной робости и занудства; музыка отыгрывается интересно и не слишком утомительно. Воздуха в звуке не очень много, сцена с хорошей глубиной, но не очень широкая. Проработка образов и планов резко очерченная, но без значительной нюансировки.

Жанрово головка подходит для разной музыки, но со сложными насыщенными записями вроде симфонической музыки справляется похуже. Не хватает детальности и проработки сцены. Так же дело обстоит и с тяжелой музыкой, и пластинками, записанными в упор под яблоко. Если сочетаются оба условия, то на последних треках звук проще и иногда проявляются сибилянты. Впрочем, для такой иглы на 9-дюймовом тонарме все это выражено умеренно и предсказуемо. Зато очень неплохо обстоит дело с изношенными пластинками — артефакты не сильно слышны, а какая-то их часть вовсе перестает быть заметной.

Аметист

Sumiko Amethyst немного похожа по характеру на Olympia в плане аккуратности, отсутствия явной резкости или яркости. Подача как будто тоже чуть смягченная, прозрачная, но динамика слышна более отчетливо, а детальность и тембральное разнообразие несомненно выше. Баса количественно примерно столько же, но он посуше и пофактурнее. По средним и верхним частотам головка показала очень приличный результат по звуковому разрешению. А что особенно приятно — это разрешение просто складывалось в хорошее звучание на сложных записях, а не выражалось в виде хирургически выпяченной аналитичности или утомительной резкости.

Головка звукоснимателя Sumiko Amethyst

С запиленными пластинками головка справилась по-разному, в зависимости от того, какие именно дефекты имели пластинки. Равномерно-поверхностно изношенные отыгрывались лучше и чище, а царапины и щелкающие дефекты прессовки зачастую получались более громкими.

Построение сцены на всех записях получалось вполне пропорциональным, с хорошей, но не сверхрезкой очерченностью и с достаточным, но опять же не перераздутым воздухом. Эмоционально головка практически ничего не дорисовывала и не приукрашивала, что в сочетании с остальными качествами — очень приличный результат в целом, а для ММ-головки — тем более. Жанрово головка практически всеядная: может и малые составы отменно отыграть, а может и хард-рок. Даже для классической музыки тембральная достоверность оказалась более-менее подходящей (на мой придирчивый вкус).

Певчая птица

И последней по очереди я занялся моделью Sumiko Songbird. К высоковыходным MC-моделям Sumiko я давно отношусь хорошо и часто говорю, что такой тип головок — здравый компромисс для тех, кто понимает, в чем прелесть конструкций с подвижной катушкой, но не имеет возможности (сейчас или вообще) серьезно вложиться в качественный MC-фонокорректор или в повышающий трансформатор. Конструктивно многовитковая намотка катушек не идеальный вариант — как раз лучше, когда витков мало и выход низкий. Но одно дело идеал, другое — хороший компромисс. И не у всех производителей высоковыходные MC-головки получаются удачными.

При попытке установить любую из головок на тонарм Thorens TP92 возникает одно и то же затруднение — шляпки штатных винтов слишком толстые, и шелл такой конструкции их не вмещает. Соответственно, образуется зазор между шеллом и трубкой тонарма. В случае с большинством других шеллов — никаких затруднений. А здесь все «лечится» при помощи других крепежных винтов

По конструкции эта головка Songbird должна оказаться не очень капризной в работе и достаточно универсальной по отношению к годам изданий, состоянию пластинок и жанрам. На деле так получилось только отчасти. В настройке головка капризная, требует точности и внимательности. Правда, работать с ней намного удобнее, чем со старыми бескорпусными моделями, и это плюс. И эллиптическая заточка иглы оказалась более придирчивой к состоянию пластинок. Кроме того, есть небольшая специфика: если использовать головку на одноопорном недемпфированном тонарме — длинный иглодержатель делает свое дело, и резко плюхнуть тонарм на пластинку при неидеальном микролифте — совсем не вариант.

Выходные контакты у Sumiko Songbird достаточно тонкие и в ряде случаем это может вызвать затруднения, особенно если до того была установлена головка с толстыми контактами

Удивительно и приятно, но звук узнаваем. У новой модели сохранилась преемственность почерка и лучшие прежние наработки. Звук чуть-чуть светлый, не резкий и не грубый, но прозрачный, детальный и скоростной. Очень неплох бас — подробный и быстрый; серединка детальнее, чем я ждал, а ВЧ точны и аккуратны. Подача может показаться сначала немного мягкой, но на самом деле это другой эффект — ощущение того, что звук льется легко и беспрепятственно. Поэтому пластинки с огрехами записи можно слушать часами практически не уставая. Хорошая тембральная достоверность сохраняется практически на всех жанрах; чуть проще звук становится только на сложной симфонической, хоровой музыке или на металле.

Выводы

По многим параметрам эти головки — серьезная заявка. Особенно новая MM-линейка. Внешне они просты и, может быть, даже невзрачны, но по звуку очень хороши. По крайней мере, я могу судить о двух моделях из четырех и сопоставлять их с головками других производителей в схожем ценовом диапазоне. В плане цен для ММ-головок всегда актуальна стоимость сменной иглы, и тут ситуация не до конца понятна (на нашем рынке появились только головки, игл пока нет в продаже), но если судить по мировому ценообразованию — иглы не будут стоить столько же, сколько головки целиком.

Sumiko Songbird

Новые MC тоже интересны, Songbird — отличный универсал в классе высоковыходных моделей, к тому же с исправленными прежними конструктивными недочетами и с сохранным характером. А зная специфику головок производителя, позволю себе предположение, что не попавшая в тест Starling является одним из вариантов выбора для любителей тяжелых жанров или симфонической музыки.

Отдельное и огромное спасибо производителю за новые защитные колпачки. Да, колпачок — это мелочь, но сколько головок было сломано из-за его отсутствия или неграмотной конструкции. Новые колпачки прекрасны, и если они будут сохранять свои пользовательские свойства на протяжении времени, то у них есть шанс стать почти что эталоном надежности и удобства.

Sumiko Olympia, Sumiko Amethyst, Sumiko Songbird

Sumiko Olympia — 15 600 рублей, Sumiko Amethyst — 46 800 рублей, Sumiko Songbird — 70 200 рублей

Sumiko Olympia

Тип: ММ

Профиль иглы: 0.3 x 0.7 мкм эллипс

Материал иглодержателя: алюминий

Материал катушек: медь

Внутренний импеданс: 1130 Ом

Нагрузочный импеданс: 47 кОм

Частотный диапазон: 12 Гц — 30 кГц

Выходное напряжение: 4 мВ на 1 кГц

Разделение каналов: 30 дБ на 1 кГц

Разбаланс каналов: 1,5 дБ на 1 кГц

Динамическая податливость: 12x10-6 см/дин на 100 Гц

Рекомендуемая емкость нагрузки: 100-200 Пф

VTA: 20°

Прижимная сила: 1.8 — 2.2 г (рекомендуемая 2 г.)

Вес головки: 6,5 г

Возможные сменные вставки: RS Olympia, RS Moonstone, RS Rainier

Sumiko Amethyst

Тип: ММ

Профиль иглы: Nude Line Contact

Материал иглодержателя: алюминий

Материал катушек: медь

Внутренний импеданс: 700 Ом

Нагрузочный импеданс: 47 кОм

Частотный диапазон: 12 Гц — 35 кГц

Выходное напряжение: 2,5 мВ на 1 кГц

Разделение каналов: 30 дБ на 1 кГц

Разбаланс каналов: 0,5 дБ на 1 кГц

Динамическая податливость: 12x10-6 см/дин на 100 Гц

Рекомендуемая емкость нагрузки: 100-200 Пф

VTA: 20°

Прижимная сила: 1.8 — 2.2 г (рекомендуемая 2 г.)

Вес головки: 6,5 г

Возможные сменные вставки: RS Amethyst

Sumiko Songbird

Тип: MC с высоким выходом

Профиль иглы: 0.3 x 0.7 мкм эллипс

Материал иглодержателя: алюминий

Материал катушек: медь

Внутренний импеданс: 135 Ом

Нагрузочный импеданс: 47 кОм

Частотный диапазон: 12 Гц — 40 кГц

Выходное напряжение: 2,5 мВ на 1 кГц

Разделение каналов: 30 дБ на 1 кГц

Разбаланс каналов: < 0,5 дБ на 1 кГц

Динамическая податливость: 12x10-6 см/дин на 100 Гц

Рекомендуемая емкость нагрузки: 100-200 Пф

VTA: 20°

Прижимная сила: 1.8 — 2.2 г (рекомендуемая 2 г.)

Вес головки: 8,5 г