До недавнего времени у российского производителя Operly в каталоге была единственная позиция — необычная рупорно-широкополосная акустика. Но весной появился еще один продукт, еще более необычный и неожиданный — демпфер, предназначенный для установки на тонармы проигрывателей винила, использующий в работе токи Фуко. Один из предсерийных вариантов достался мне на тест, и у меня было достаточно времени, чтобы попробовать в работе это устройство в самых разных условиях. Пора поделиться впечатлениями от этого необычного аксессуара.

Что он делает?

Сначала давайте разберемся, зачем вообще нужен подобный магнитоэлектрический демпфер. Тонарм с установленной на нем головкой звукоснимателя представляет достаточно сложную резонансно-колебательную систему, дающую в разных условиях и разных сочетаниях настолько же различный результат. Даже теоретически идеально правильно работающий тонарм, установленный на разных проигрывателях, а еще если с разными головками, на практике дает широчайший спектр вариантов. В зависимости от конструкции, сочетаний и условий в системе возникает масса колебательных эффектов, которые способны преобразовываться в звук, подмешиваясь к тому, что получается при следовании иглы по канавке. Ведь в идеале именно считывание канавки (и только это!) мы должны слышать.

Однако слышим мы не только саму дорожку, но и «примеси». Примеси эти могут быть самого разного свойства и сложной природы. Производители тонармов все это так или иначе учитывают при проектировании и изготовлении, но идеального и единственного решения проблемы нет ни у кого, а конструкции тонармов очень-очень разнятся. Конечно, тут важны не только резонансные эффекты, к той же угловой ошибке и к геометрии все это отношения не имеет. А вот к точности отслеживания канавки — уже имеет.

Основная часть конструкции демпфера Operly DM-10s. Поскольку это был предсерийный экземпляр, достался он мне вот в такой комплектации, без устойчивых ножек-опор

У ряда тонармов есть собственные штатные или опциональные демпфирующие конструкции. Чаще всего встречаются всевозможные решения, так или иначе сводящиеся к ванночке с силиконом определенной вязкости и погруженным туда рычагом. В одних случаях демпфируется вертикальная плоскость, как, например, у Jelco, в других — горизонтальная, как у SME, а иногда и все плоскости, как у младших тонармов Kuzma или Well Tempered Lab.

Кроме того, частично пересекается с вопросом демпфирования и тип балансировки тонарма. Статический — исключительно за счет уравновешивания массы, или динамический, когда за прижим отвечает, например, пружинная система. Бывают и смешанные решения, как у Dynavector (горизонтальный поворотный узел у него имеет магнитное демпфирование, а вертикальная подвижность и, соответственно, прижим — динамически сбалансированы).

Существуют и более сложные конструкции, но сложность часто тянет за собой или проблемы с надежностью, или еще большее удорожание. Бывает и так, что добившись стабильности в одном плане, что-то начинает себя вести не совсем корректно в другом. Отчасти поэтому конструкции тонармов столь разнообразны, и столь же разнообразно их поведение и звук. Да и многое еще будет зависеть от сочетания с головкой.

Понять все составляющие в этой теме совсем не просто, а на практике повлиять — еще сложнее, особенно если вы не разработчик тонармов, а просто владелец вертушки с некой, установленной на ней конкретной моделью. Поэтому глубже в теорию я погружаться не стану, а сосредоточусь на конкретной разработке Operly и ее вариантах применения в разных условиях. И на впечатлениях от использования этого демпфера.

Принцип работы

Чем интересна данная конструкция? Для начала принципом работы. Демпфирование осуществляется за счет вихревых токов Фуко. Как работает? На трубку тонарма крепится маленький и мощный неодимовый магнит, рядом с ним, но бесконтактно (это очень значимый момент) располагается медная дуга, вдоль которой магнит движется во время воспроизведения пластинки. Возникающие колебания магнита относительно дуги создают те самые вихревые токи, которые колебательные движения и гасят. Скорость взаимодействия очень высокая, конструкция бесконтактна и лишена инерционности. Ну а если нет колебаний — нет и тока, и по идее нет того постоянного вязкостного влияния, как, например, у силиконовой ванночки с рычагом. Так что идея и ее теоретическое обоснование интересны. А дальше уже начинаются вопросы практического характера.

Демпфер и комплектующие

Кроме медной шины и магнита, все детали демпфера полимерные, их изготавливают на 3D принтере. Из последнего следует, что теоретически возможны нестандартные и кастомные конфигурации и дополнительные детали. С того момента, как демпфер достался мне на тест, он из прототипа в виде набора деталей в полиэтиленовом пакетике превратился в нормальный продукт, с четким набором комплектующих, аккуратно упакованных в коробку и снабженный инструкцией. Но с тем, что досталось, мне пришлось повозиться.

Уменьшенная высота, как и увеличенная, достигается за счет подбора ножек и колец-вставок разной толщины

Конструкция предназначена только для тонармов поворотного типа, не для тангенсов; по длине тонарма ограничений нет, хотя точка установки магнита рассчитана разработчиком исходя из формулы 9 дюймов / π +1 мм. А в инструкции по установке рекомендации даны более просто — по установочному шаблону отмерить примерно 72 мм от поворотной оси тонарма. Это подойдет для большинства случаев, когда эти оси имеют пересечение. Тонармов с другой конструкцией, когда плоскости осей не пересекаются, не так и много.

Версии у демпфера тоже есть. Одна под прямые тонармы, с зафиксированным магнитом, вторая под тонармы S-образные, где магнит нужно поворачивать и фиксировать на месте. Количество магнитов тоже, как я понял, варьировалось в процессе доводки — в моем случае это была конструкция с двумя магнитами.

Крепление медной дуги разборное, установочное расстояние можно менять

Установка

Установка на первый взгляд проста — нужно хомутом закрепить на трубке тонарма магнит и установить по расстоянию и высоте дугу. Кстати, магнит можно располагать и по внешней, и по внутренней стороне дуги. Высота демпфера набирается за счет ножек и проставок. В случае с обычным проигрывателем установка не кажется трудной, но тут есть о чем подумать…

Например, мой проигрыватель фактически лишен стола как такового, у него основание меньше, чем основной диск, и из-под диска выходят базы для двух тонармов. Все это имеет солидную высоту, а рядом еще оказывается мотор, собранный в отдельном корпусе. Штатным комплектом ножек установить демпфер оказалось невозможно — и высоты не хватало, и второй тонарм с мотором мешались. Пришлось изготовить вместо ножек опциональные крепления.

Вторая проблема — точное позиционирование. Если поставить демпфер один раз и не трогать, то вроде бы задача решаемая. А если нужно снимать и убирать, как в моем случае? Вот тогда удобства точно не хватает. Не буду же я приклеивать ножки к аппаратной стойке. Была идея подложить на время акриловый лист (с просверленными под опоры проигрывателя отверстиями) и к этому листу уже жестко закрепить опоры демпфера. И пожалуй, для бескорпусного проигрывателя можно придумать такой вариант. А если проигрыватель в привычном исполнении — на ровный корпус можно поставить. Но на одну из моделей Dual, попавшуюся мне под руку, демпфер не встал — мешали детали и неровности корпуса. Вариант с клеем мы ведь не рассматриваем.

Ножки и кольца-проставки

По высоте регулировка демпфера проще, поставляемый набор колец-проставок в случае среднестатистической установки (не как у моего проигрывателя) позволяют регулировать высоту с шагом в 1 мм.

Ну и главное, что смутило меня в установке — штатные ножки (оговорюсь, у меня их в комплекте не было). Они представлены на фото и на видео, где все предельно понятно, как что устанавливается и как работает. Но есть один интересный момент: вот ножки, а на них медная увесистая дуга, а под дугой — тонарм с головкой. Одно неловкое движение, и если вдруг дуга опрокидывается — все, иглы на головке не будет. Возможно, я сильно сгущаю краски, но даже теоретическая вероятность подобного лично мне не нравится. Хотя если все установить и подогнать правильно (поставив демпфер на обычную вертушку, а не на такую специфическую, как моя), то и вероятность подобного сценария невелика, а других способов сломать иглу известно множество.

Установленный относительно дуги на трубке тонарма магнит (фото Константина Румянцева)

Некоторое количество разных измерений работы демпфера в сети найти можно, но я обращаться к ним не буду, и вот почему. То, что конструкция должна работать в теории, и так понятно. А на практике для оценки стороннего тестирования важно точно знать условия измерений и быть уверенным в их корректности. За чужой материал я полностью поручиться не могу. Тут сомнения даже не в демпфере, а в первую очередь в той технике, на которой его испытывали, и в ее полной работоспособности. Да и интереснее мне было другое — опробовать демпфер в самых разных условиях, с разными тонармами и головками. Благо, что техники мне доступно много. Перед любым прослушиванием всегда ведь можно пройтись по тестовым дискам, начиная от замера собственной резонансной частоты и заканчивая специфическими треками, предназначенными для проверки качества следования иглой канавки.

Выводы

1. На собственную резонансную частоту демпфер не влияет, что логично. Прирост эффективной массы за счет магнита с крепежом незначителен и на параметры тонарма почти не влияет.

2. Однозначно хуже в плане звука от демпфера не стало ни в одном случае, эффект варьировался от положительного до нейтрально-незаметного.

3. Тестовые диски практически всегда показывали улучшение качества (от незначительного до весьма заметного) следования иглой по канавке.

4. Менее всего эффект был заметен на динамически сбалансированных тонармах и тонармах с большой эффективной массой в сочетании с головками с низкой податливостью иглодержателя.

5. Несколько меньше эффект выражен у головок с большой прижимной силой.

Серийная версия демпфера в упаковке. Здесь же хорошо видны штатные установочные ножки-опоры (фото Константина Румянцева)

6. Демпфер не показывал эффекта на низких частотах, если проблемы были вызваны неправильным подбором головки к тонарму, когда, например, собственная резонансная частота оказывалась выше 15 Гц. В этих случаях единственными эффективными решениями (и это абсолютно логично) оказывались или увеличение эффективной массы, или подбор головки с более высокой податливостью иглодержателя.

7. Наличие вязкостного демпфирования у тонарма иногда не противоречило, а скорее дополнялось этим демпфером. Например, в ряде сочетаний с Jelco именно по звуковым нюансам было предпочтительнее электромагнитное демпфирование вместо вязкостного. Впрочем, по опыту работы именно с Jelco — я далеко не всегда заливаю их штатный демпфер, определяюсь отдельно в каждом случае по слуху. На примере же пары одинаковых тонармов SME с одинаковыми головками и родным горизонтальным вязкостным демпфером на одном из тонармов, эффект от электромагнитного демпфера оказался незначительным вне зависимости от наличия или отсутствия вязкостного демпфера.

8. На одноопорных недемпфированных тонармах разных моделей разброс вариантов оказался практически максимальным и отчасти парадоксальным. Некоторое улучшение показателей следования канавке могло сочетаться с изменениями звука, которые сложно было охарактеризовать как однозначно положительные. Неявное ухудшение, но специфическое изменение почерка, когда одни показатели звука улучшались, другие же слегка перекашивало. Или, наоборот, по всем параметрам выходило улучшение звука, большее, чем можно было ожидать изначально.

Здесь я привожу некоторые графики измерений, предоставленные разработчиками

Обобщая написанное выше, можно сказать, что почти всегда наиболее наглядный и слышимый эффект обнаруживался на не очень дорогих тонармах и проигрывателях, как современных, так и винтажных. В более дорогом сегменте эффект был тем очевиднее и сильнее, чем больше эзотерики, а не строго инженерного подхода, было в конструкции у испытываемого тонарма.

А что же в плане звука? В плане звука улучшения были заметны в виде большей детальности, прозрачности и разборчивости. Особенно хорошо это можно было услышать на записях симфонической музыки и на больших хорах. При помощи демпфера не получится решить, например, проблемы несоответствия тонарма и головки, или же заставить головку со сферической заточкой играть так же, как в случае с иглой Шибата. Демпфер не решит проблему угловой ошибки. Однако в плане непосредственно демпфирования идея и конструкция мне видятся интересными и перспективными. Хотя над вопросами установки нужно еще поработать, и здесь однозначно правильного варианта я не вижу, скорее — движение по пути кастомизации установочных ножек (или площадок) для разных условий и разных проигрывателей. А возможно, придумается что-то еще, и здесь я могу только пожелать разработчикам удачи и хороших идей.

Operly DM-10s