Объединив акустические технологии золотой эры и современный маркетинг, разработчики Zu Audio сделали, казалось бы, невозможное — вернули на рынок акустику с бумажными широкополосными динамиками.
Винтажные широкополосные динамики до сих пор востребованы среди любителей качественного звука. Цены на хороший 10-дюймовый Western Electric, Klangfilm или RCA могут доходить до нескольких сотен и даже тысяч долларов. Да что там говорить, отечественные динамики 4А32 производства завода «КИНАП» до сих пор активно используются отечественными самодельщиками и продаются на вторичном рынке далеко не за копейки. Секрет успеха динамиков такого типа достаточно прост. Качественный широкополосный излучатель, обладающий хорошо сбалансированным звучанием, не требует частотных фильтров, что в значительной степени увеличивает прозрачность звучания. Сам факт того, что практически весь основной диапазон частот воспроизводит один излучатель, снимает не только все проблемы, связанные с работой кроссовера, но также обеспечивает ровную фазовую характеристику. Акустика с широкополосным излучателем представляет собой точечный источник звука. Если же потребуется добавить верхние частоты, обычно используется простейший фильтр первого порядка, легкий в настройке и минимально влияющий на качество звучания. Ну и, наверное, самое главное свойство винтажных широкополосных динамиков — практически все они имеют бумажный диффузор, от чего звучат исключительно живо, тембрально богато и выразительно.
Разработчики Zu Audio хорошо знакомы со всеми преимуществами, которыми обладают винтажные широкополосные динамики. Рассмотрев эти преимущества через призму бизнеса, они пришли к выводу, что широкополосная акустика — это именно тот путь, который позволит дать пользователю максимально выразительный и качественный звук за разумные деньги.
Акустика, выпускаемая под маркой Zu, производится в США. В основе всех моделей — фирменные широкополосные динамики с бумажными диффузорами, изготовленные в соответствии с классическими конструктивными решениями, с применением современных технологий производства и материалов. Именно в этом состоит главное преимущество широкополосных излучателей Zu на фоне классических RCA и Lansing. Проблема динамиков, произведенных в середине прошлого века, заключается в технологиях производства того времени. В то время не было таких материалов, такого высокоточного оборудования и таких средств измерения, какие есть сейчас, поэтому равномерность частотной характеристики, уровень искажений, а главное, идентичность параметров в стереопаре у современных динамиков выше, чем у похожих моделей, произведенных десятки лет назад.
А вот что осталось неизменным, так это сами принципы работы и схемотехнические решения. В модели Soul Superfly используется фирменный 260-мм широкополосный излучатель с бумажным диффузором, изготовленный с применением нанотехнологий и включенный без фильтров. Один динамик воспроизводит практически весь основной диапазон частот от нижнего баса до 12 кГц и даже выше. Массивная алюминиевая конструкция, установленная в центре диффузора, закреплена на керне магнитной системы и выполняет целый ряд полезных функций: выравнивает фазу сигнала, улучшает дисперсию верхних частот, нормализует индукцию в магнитном зазоре, а также эффективно отводит тепло из магнитной системы, защищая ее от перегрева при работе на высоких громкостях.
ВЧ-излучатель, установленный в металлическом рупоре, добавляет лишь немного верхних частот. Он подключен через простейший фильтр, собранный на базе высококачественных конденсаторов Mundorf с серебряными пластинами и масляным заполнением, которые также демонстрируют симбиоз классических решений с современными технологиями производства. Вся внутрення разводка произведена фирменным посеребренным кабелем Zu B3.
Корпуса из древесного композита высокой плотности имеют непараллельные стенки, что способствует гашению внутренних переотражений. Оригинальное акустическое оформление Zu-Griewe с портами, выведенными в дно корпуса, позволяет максимально эффективно согласовать работу динамика с внутренним акустическим объемом и акустикой помещения, обеспечивая повышение отдачи на низких частотах без резонансов и призвуков, свойственных фазоинверторному оформлению.
Акустика имеет высокий импеданс, 16 Ом и предназначена для работы с однотактными триодными и любыми бестрансформаторными ламповыми усилителями, а также некоторыми винтажными транзисторными усилителями. Мощность усилителя может быть невелика, буквально 8—12 Вт будет вполне достаточно для эффективной работы системы. Список рекомендуемых устройств можно без проблем найти на сайте компании.
Нетрудно было убедиться на практике, что акустике Zu требуется правильно подобранное усиление. Мощный транзисторный усилитель, работающий в классе АВ, который справляется с подавляющим большинством современных акустических систем, с Soul Superfly не показал впечатляющих результатов. Звучание было довольно ярким и некомфортным, в нижней середине и басовом диапазоне не хватало плотности. Совершенно радикально изменилась ситуация при использовании лампового усилителя. Вот тут-то Soul Superfly показали, на что они способны на самом деле. Как по мановению волшебной палочки выровнялся тональный баланс, исчезла окрашенность, сфокусировалась сцена, саунд приобрел телесность и плотность, а главное, характер подачи сменился с формального и скучного на исключительно живой и выразительный. Значительно улучшилась глубина и натуральность голоса и живых инструментов. Система ожила, задышала. Малые составы джаза и камерная классика переместились прямо в комнату прослушивания. Энергетика рок-хитов эпохи Rainbow и Whitesnake буквально сбивает с ног. Эффектно и динамично звучит любая современная электронная музыка. Вокал Адель впечатляет полнотой и силой.
Не один час провел я в компании акустики Zu Soul Superfly, прежде чем у меня сложилась простая и цельная формула, описывающая характер этой акустики. Как вы думаете, что получилось в итоге? Буквальный перевод названия. Акустика действительно доносит до слушателя саму суть, душу музыки.
Если попытаться оценить Soul Superfly чисто технически, можно отметить хорошую макро- и микродинамику, достаточно глубокий, четкий бас без намека на затянутость или резонансы, ровную частотную характеристику и довольно приличное разрешение. Но смысл в том, что именно так, сугубо аналитически слушать эту акустику практически невозможно, она подает музыку цельно, по сути, не размениваясь на отдельные детали и красивости. В результате слушатель воспринимает любую композицию, как бы минуя звуковой, информационный план, сразу в виде цельных эмоций и переживаний. И именно благодаря этому свойству можно говорить о том, что у акустики нет жанровых ограничений. По нашим временам действительно редкое качество акустики и поэтому очень ценное.
Приятно еще и то, что в компании ZuAudio к потребителю относятся не менее душевно, чем к звучанию музыки. Любая акустика, прежде чем поступить в продажу, проходит длительный прогрев продолжительностью 600 ч еще на фабрике, поэтому к покупателю она попадает прошедшей длительную проверку в полностью рабочем состоянии. Инженеры Zu постоянно совершенствуют свою продукцию, и поэтому те, кто уже является обладателем акустики данной марки, могут сделать апгрейд до современной версии, заменить устаревшие детали на новые. Вот так, с любовью и заботой о покупателе, используя в качестве маркетинговых средств исключительно сарафанное радио и нарабатываемый годами положительный имидж, компания Zu Audio постепенно заполняет рынок американского Hi-Fi, а теперь добралась и до России. Настоятельно рекомендую приобщиться. Особенно в том случае, если вы в большей степени любитель музыки, а не техники.
Результаты измерений и технические характеристики акустики Zu Audio Soul Superfly
Форма АЧХ достаточно типичная для широкополосного излучателя и демонстрирует плавные спады на краях. При замере минимально учитывалась работа фирменного акустического оформления. Работая в обычной комнате, акустика даст более ровную частотную характеристику в области нижней середины и обеспечит большее количество баса, чем нам удалось получить на измерительном стенде. Искажения не выходят за пределы 1% даже на краях воспроизводимого диапазона, а в основной части АЧХ незначительны. Кривая импеданса имеет несколько характерных, довольно значительных пиков в басовом диапазоне.
Данные Stereo&Video
Измерено в лаборатории Stereo&Video. Май, 2013
Средний КНИ:
100—20 000 Гц, 82/88/94 дБ: 0,35/0,22/0,19%
40—100 Гц, 82/88/94 дБ: 0,34/0,32/0,60%
Чувствительность на 1 кГц: 94,46 дБ
Неравномерность АЧХ:
100 Гц — 20 кГц+/–4,86 дБ
160—1300 Гц +/–1,08 дБ
1300 Гц — 20 кГц+/–4,89 дБ
300 Гц — 5 кГц+/–1,44 дБ
Средняя неравномерность (угол 30°): 5,15 дБ
Дисбаланс (160—1300 Гц): –0,95 дБ
Дисбаланс (1300 Гц — 20 кГц): –5,30 дБ
Дисбаланс (угол 30°): –10,68 дБ
Импеданс:
Среднеквадратичное отклонение: 9,95 Ом
Среднее значение: 20,39 Ом
Максимальное значение: 45,18 Ом
Минимальное значение: 9,19 Ом
Частотный диапазон: 30—25 000 Гц (–6 дБ)
Конфигурация: 2-полосная
Частота раздела кроссовера: 12 кГц
Акустическое оформление НЧ: Фазоинвертор
Чувствительность: 100 дБ
Импеданс: 16 Ом
Номинальная мощность: 2—24 Вт
Максимальная мощность: 300 Вт
Габариты: 965x308x308 мм
Вес: 24 кг