На этот раз мы решили проверить твои знания о виниловых пластинках. Ответь на 10 вопросов правильно и выиграй проигрыватель виниловых пластинок ION Audio Pure LP.

Победитель объявлен.

Приз: LP-проигрыватель ION Audio Pure LP

Это проигрыватель начального уровня для желающих попробовать, что же такое винил и чем он отличается от цифрового звука. И если такое желание возникло, но ты не чувствуешь в себе сил погрузиться в непростой мир фонокорректоров, картриджей и тонармов, вот тогда проигрыватель ION Audio Pure LP станет отличным выбором. Он прост. И недорог.

Чтобы послушать песню с пластинки на ION Audio Pure LP, нужно лишь подключить его к усилителю/ресиверу (обычный стереовыход на RCA-разъемах) или при помощи USB-кабеля подсоединить к компьютеру. От компьютера звук может идти на наушники или акустику. Более того, если захочешь сохранить именно «виниловый» звук и для смартфона — оцифруй пластинку. В комплекте идет программа EZ Vinyl/Tape Converter, которая сделает это автоматически, в частности, разобьет на треки по паузам, оптимизирует параметры записи и т.д.

Проигрыватель ION Audio Pure LP поддерживает три скорости (33 1/3, 45 и 78 RPM), работает функция автоматического отключения, которая остановит диск в конце пластинки. Он небольшого размера и оснащен защитной прозрачной крышкой.

Описание на сайте производителя — ION Audio Pure LP

Викторина

1. В каком году у пластинки появилась вторая сторона?

2. Как назывался первый журнал, издаваемый для покупателей и коллекционеров пластинок?

3. Как расшифровывается аббревиатура LP?

4. Из чего изготавливались пластинки, которые проигрывались на патефонах и граммофонах?

5. Какие виниловые пластинки обозначались сокращением CD-4?

6. В твоих руках две абсолютно одинаковые виниловые пластинки без опознавательных знаков. Одна из них стереофоническая, а другая — моно. Сможешь ли ты различить их без микроскопа?

7. Для чего в некоторых случаях при прослушивании на пластинку наносят воду или специальный раствор?

8. Какой способ борьбы с угловой погрешностью является наиболее распространенным?

9. Можно ли послушать пластинку без электричества?

10. Как правильно хранить пластинки: вертикально или горизонтально?

Правильные ответы (кратко)

1. В каком году у пластинки появилась вторая сторона?

В 1903-м.

2. Как назывался первый журнал, издаваемый для покупателей и коллекционеров пластинок?

Gramophone («Грамофон»).

3. Как расшифровывается аббревиатура LP?

Long Play

4. Из чего изготавливались пластинки, которые проигрывались на патефонах и граммофонах?

Из шеллака.

5. Какие виниловые пластинки обозначались сокращением CD-4?

Квадрофонические/четырехканальные пластинки, выпускавшиеся компанией JVC

6. В твоих руках две абсолютно одинаковые виниловые пластинки без опознавательных знаков. Одна из них стереофоническая, а другая — моно. Сможешь ли ты их различить без микроскопа?

Послушать пластинки.

7. Для чего в некоторых случаях при прослушивании на пластинку наносят воду или специальный раствор?

Этот метод позволяет сделать дефекты изношенных пластинок менее слышимыми и уменьшить износ как канавки, так и иглы.

8. Какой способ борьбы с угловой погрешностью является наиболее распространенным?

Использование длинных (12-дюймовых) или тангенциальных тонармов

9. Можно ли послушать пластинку без электричества?

Можно. Очень тихо ее слышно даже при прокручивании вручную с опущенной иглой.

10. Как правильно хранить пластинки: вертикально или горизонтально?

Вертикально, так процент деформации со временем намного ниже

Результаты

Наше жюри решило, что кратко и 100% правильно не ответил никто. Ну практически никто. Ну с небольшими послаблениями то там, то тут, мы определили 7 участников розыгрыша: @senya_mik, @Kosotichek, @barsur, @ellaid, @Alex_Mo, @Iron_Shikhman и @DiShe

Барабан удачи покрутился и случайным образом указал на пользователя — @Kosotichek. Ему достается приз — ION Audio Pure LP. Пожалуйста, напишите нам письмо на [email protected] с вашим адресом (куда доставить проигрыватель).

Кроме того, мы хотим сказать, что нам очень понравились ответы всей нашей бравой семерки знатоков винила. Но особенно крутым было последнее письмо, пришедшее с опозданием на 20 минут, от @DiShe.

Его ответы мы публикуем ниже, как подробные, интересные и раскрывающие суть вопросов, а самого пользователя @DiShe просим также написать нам, мы в редакции придумаем еще какой-нибудь приз специально для вас.

Правильные ответы (от @DiShe)

1. Изначально пластинки были односторонними, приблизительно с 1903 года появляются двухсторонние. Но не следует думать, что с появлением двухсторонних пластинок односторонние прекратили выпускать.

2. Сразу после изобретения, популярность звукозаписи сделалась необычайно большой, количество фирм-производителей граммофонов и пластинок в мире было астрономическим, разнообразие выпускавшихся граммофонов и пластинок было очень велико, поэтому возникла необходимость в издании специальных журналов, на страницах которых печатались рецензии на свежеизданные пластинки, реклама граммофонов новых конструкций, интервью артистов и т.д. Перед Первой мировой войной в Российской империи издавались журналы: «Граммофон и фонограф» (с 1902 года), «Свет и звук» (с 1905), «Новости граммофона» (с 1907 года), «Граммофонный мир» (с 1910), «Пишущий Амур и граммофонные новости» (с 1911) и другие. В Европе и Америке, также издавались журналы, например: в Германии «Die gramophone-Welt», в Англии (с 1923) — «Gramophone magazine».

3. Аббревиатура LP означает «Long play» и переводится как «длительного проигрывания» или «долгоиграющая». Так называют виниловые пластинки, проигрываемые со скоростью вращения 33 и 1/3 или 45 оборотов в минуту. Использование винила, уменьшение ширины звуковой дорожки пластинки и, главное, уменьшение скорости вращения, сделали возможным увеличить время звучания одной стороны виниловой пластинки формата «гигант» (то есть диаметром 30 см) до 40 минут.

4. Из чего изготавливались пластинки «грамофонно-патефонного периода» истории звукозаписи? Производились они из особого состава пластмасс (разные звукозаписывающие фирмы имели собственные составы и сохраняли их в тайне). Но главным составляющим компонентом был шеллак — натуральная смола, вырабатываемая насекомыми, паразитирующими на некоторых деревьях в Индии, странах Юго-Восточной Азии, а также, в Центральной Америке. Питаясь древесным соком, переваривая его, эти жуки выделяют шеллак.

Шеллак обладал очень удачными качествами для производства пластинок: неиссякаемость, пластичность, легкоплавкость, и, главное, дешевизна.

Очень важным недостатком шеллачных пластинок была их хрупкость. Они очень легко бьются, трескаются от малейшего удара. Вес каждой пластинки был очень велик — примерно 300 граммов весили пластинки в 1930-40 годы, тогда как в более раннее время — вес одного шеллачного диска мог быть равен 500-700 граммам. А если еще добавить, что шеллачные пластинки проигрывались со скоростью 78 оборотов в минуту, то время звучания одной стороны такой пластинки формата «гигант» (то есть диаметром 30 сантиметров) была примерно 5 минут (на пластинках формата «гранд» — 25 сантиметров — помещались лишь 3,5 минуты), то крупные музыкальные произведения — оперы, симфонии (или, например записи партийных съездов и речей в нашей стране), выпускались большими комплектами, которые помещались в тяжелые альбомы (отсюда и современное название). Такой комплект мог содержать по 20, 30 и более граммофонных дисков. Среди моих пластинок есть записи опер на шеллачных пластинках. Так, например, запись оперы Чайковского «Пиковая дама», выпущенная «Грампласттрестом» на 20 пластинках весит около 8 килограммов.

Но шеллак — не единственный компонент. Помимо него добавлялись шпат и сажа (поэтому пластинки черные, ведь шеллак прозрачен и имеет приятный коричневый оттенок). Добавлялись иногда и другие вещества. Различие составов, применявшихся различными фирмами для изготовления пластинок вызывало различие качества звучания. Так, например, пластинки фирмы «His master’s voice», производившиеся в Европе в 1930-40 годах очень сильно «шипят». Тогда, как пластинки американской фирмы «RCA Victor», отличаются более высоким качеством звучания.

Небезынтересно заметить, что шеллак широко использовался человеком и до изобретения звукозаписи. Шеллак был компонентом мебельного лака. Прекрасные образцы художественной мебели XVIII – XIX веков покрывались исключительно шеллачным лаком, так хорошо «раскрывавшим» красоту рисунка и глубину дерева.

За благородный, ни с чем не сравнимый, блеск шеллачных пластинок, их часто называют лаковыми дисками. И, наверное, не случайно.

5. CD-4 — так назывались квадрофонические пластинки. Полностью — Compatible Discrete 4. Ныне такая технология записи и воспроизведения звука называется 4.0 surround sound — т.е. четырехканальный объемный звук.

6. Отличить стереофоническую пластинку от монофонической очень просто. Для монофонической записи используются только боковые стороны дорожки и игла при проигрывании испытывает горизонтальные колебания, а при стереофонической, помимо боковых сторон дорожки, задействуют и ее дно. Поэтому, игла колеблется не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Эта особенность влияет не только на качество звука, но и на внешний вид пластинок.

На поверхности стереофонической пластинки хорошо виден особый «рисунок» из расположенных по спирали пунктирных, зигзагообразных линий, напоминающих годичные кольца деревьев круги. Такого «рисунка» лишены монофонические пластинки.

7. Проблема сохранности пластинок всегда занимала инженеров и слушателей. Ведь при проигрывании пластинки изнашиваются. В разное время в Европе и Америке продавались маслянистые жидкости особого состава, которыми следовало покрывать пластинку перед прослушиванием. Делалось это для того, чтобы уменьшить трение, обезопасить пластинку от износа, а также для уменьшения шипения «заигранных» пластинок.

Также, производились (и сейчас производятся) жидкости для очистки пластинок от пыли, кожного жира человека.

8. Угловая погрешность является и всегда являлась важной проблемой инженеров-разработчиков граммофонов и проигрывателей. Борются с ней, изменяя форму тонарма. Наиболее часто — удлиняя его.

9. Прослушать пластинку без электричества, естественно, можно. Первые граммофоны ничего электрического не имели. Дома же какую-нибудь старую и малоценную пластинку можно прослушать свернув конусообразно лист плотной бумаги и узкой части проколоть насквозь толстой иглой – вот такой самодельный граммофон можно изготовить. Кстати сказать, старые шеллачные пластинки на 78 оборотов в минуту лучше слушать на старых акустических (не электрических) граммофонах. Но, непременно, с хорошими иглами.

10. Хранить пластинки следует строго вертикально, поставив на ребро. Непременно в конвертах или специальных альбомах, которые должные содержаться в защищенных от пыли и солнца шкафах.

Обсуждение конкурса

Ждем вас в комментариях ;)