Одновременно с выставкой Hi-Fi & High End Show 2018, проходившей в отеле «Аквариум» выставочного комплекса «Крокус Экспо», в «Аудиомании» действовала специальная экспозиция «Продолжение осмотра на Барабанном». Там можно было увидеть технику тех же брендов, что и в отеле, но в чуть более расширенном ассортименте и в других условиях, а также уже готовые инсталлированные комплекты ДК.

Не стоит относиться к этому мероприятию как к чему-то альтернативному. На мой взгляд, оно было адресовано в первую очередь тем, кто приехал на один или несколько дней в Москву на Hi-Fi & High End Show 2018, и чем больше площадок они смогли посетить, тем лучше.

Экспозиция расположилась в трех демозалах «Аудиомании». Два из них открылись год назад и представляют собой домашние кинотеатры. Мы уже писали о них, но в контексте выставки они заслуживают нового упоминания. Понятно, что можно привезти комплект акустики и электроники в отель, установить его там и настроить. Но продемонстрировать работу скрытых АС, которые встраиваются в стены в процессе ремонта, на трехдневном шоу точно не получится.

Зону, которая излучает звук, визуально определить практически невозможно

Система, о которой идет речь, выполнена на излучателях серии Cerasonar компании Ceratec. Каждая АС состоит из панели, которая после встраивания, заштукатуривания и закрашивания становится частью стены, и возбуждающего в ней колебания устройства — эксайтера. Из видимых атрибутов ДК остаются только экран и отверстия в стенах для выхода портов сабвуферов, которые при желании тоже можно задекорировать, например, под вентиляционные решетки.

Применение скрытой акустики не ограничивается домашним кинотеатром. Например, она будет уместна для фонового озвучивания зоны отдыха

Звучало это все достаточно убедительно, эффект «поющих стен» усиливал впечатление от прослушивания. И если нацеливаться именно на качество исполнения, результатов можно добиться гораздо более высоких. Такой подход реализован во второй кинотеатральной комнате «Аудиомании». На всякий случай оговорюсь, что в нумерацию помещений я никаких особых смыслов не вкладываю — это просто последовательность, в которой я их посетил.

Сабвуферы в этом кинотеатре тоже пассивные, как и остальные АС
Для удобства интеграции в кинозале при разработке акустики ICE учтен размер стандартной ячейки Acoustic Solutions

Система формата 9.4.6 построена на акустике собственного производства ICE и умеет воспроизводить все основные форматы окружающего звука 3D. Колонки имеют малую глубину корпусов и спрятаны за звукопрозрачной тканью. Благодаря специальной краске их не должно быть видно, но светодиодная подсветка вызывает у посетителя соблазн посчитать все АС.

Сделано это с демонстрационными целями (дома такое делать не нужно) и потому, что благодаря точной настройке системы с помощью процессора Trinnov Altitude 32 идентифицировать источники звука в этой комнате, не видя их, практически невозможно.

Конструктор для инсталлятора

Акустика ICE (Immersive Cinema Experience) имеет ряд особенностей, облегчающих ее использование в системах ДК. Это (помимо уже упомянутых окраски и глубины корпусов) возможность прокладки кабелей на задней стенке, крепление стандарта VESA200 и навесное, плюс проушина для страховочного троса и многое другое. Среди акустических свойств хочу обратить внимание на высокое звуковое давление, которое они обеспечивают, и, как следствие, большой динамический диапазон — необходимая характеристика для полноценного кинозвука. Достигается это использованием высокоэффективных динамиков с бумажными диффузорами для СЧ/НЧ и тканевых высокочастотников, в том числе и в рупорном оформлении.

Наклон АС достигнут подручными средствами — их конструкция все же предполагает настенную установку

Настенную модель ICE 15.1HS можно было услышать в качестве напольной стереопары в третьей комнате, в которой демонстрировались стереосистемы разного уровня. Заручившись поддержкой профессионального оборудования — усилителя RAM Audio и процессора DSPeaker Anti-Mode X4, — колонки ICE воспроизводили треки, подаваемые с сетевого проигрывателя T+A 2000 R MKII, c неслыханной мною доселе в этом достаточно просторном помещении громкостью.

DSPeaker выделяет сигнал для сабвуфера, может работать и как ЦАП, но основная задача — коррекция акустики под свойства помещения.

Полученное звучание было далеко от аудиофильского, в частности, неравномерность АЧХ ощущалась во всех областях спектра. Понятно, что музыку для танцевальной вечеринки они отыгрывали на ура, но в целом это можно назвать смелым экспериментом или системой для привлечения внимания. Тем не менее классические произведения слушать на этом комплекте было интересно — за счет широкого динамического диапазона и соответствия масштабу реального концертного зала.

Системный подход

Все желающие могли познакомиться с несколькими Hi-Fi-системами, подобранными по разным принципам и соответствующие трем бюджетным категориям. Впрочем, деление оказалось условным, когда в процессе прослушивания мы со специалистами «Аудиомании» начали пробовать различные сочетания компонентов, входящих в эти системы. Но обо всем по порядку.

Arslab Anniversary 10 делают прыжок в другую ценовую категорию

«Бюджетный» комплект формально таковым не являлся, ведь в ассортименте «Аудиомании» есть техника и подешевле. Речь идет скорее о минимально приемлемом уровне, при котором система обеспечит владельцу полный спектр аудиофильских переживаний, пусть и не самого высшего уровня, тогда как ее сбалансированность и отсутствие явных компромиссов позволит максимально растянуть начальный этап владения, не вызывая жгучего желания сразу что-то поменять или доработать.

Сборка базового комплекта требует немалого опыта

Итак, бюджетная система состояла из усилителя Marantz PM 6006 за 48 140 рублей, источника на выбор — CD-плеера Marantz CD6006 (39 990 рублей) или проигрывателя винила Pro-Ject Debut Carbon DC (35 000 рублей), а в качестве акустики предлагались напольники Arslab Studio 20 (48 370 рублей) и полочники Arslab Classic 1.5 (50 050 рублей). Получается что-то около 150 000 рублей за все, включая кабели. Правда, электроника была установлена на стойку Cold Ray, стремящуюся, на мой взгляд, в следующий ценовой сегмент (почти 90 000 рублей, включая дополнительную полку).

Комплект порадовал своей сыгранностью, особенно в варианте с полочниками. С напольниками система играла масштабнее и полновеснее, но фокусировка составных частей стереосцены была не такой точной, как с Arslab Classic 1.5. С ними звучание оказалось настолько сбалансированным по всем критериям, что вызывало ощущение завершенности — пока не включили другую систему, более высокого класса.

Разницу в звучании этой системы и начальной, по словам специалистов «Аудиомании», слышат 90% посетителей

Акустика в следующей системе уже сама по себе стоила столько, сколько весь вышеописанный комплект. Здесь тоже на выбор предлагались выпущенные к 10-летию фирмы напольники Arslab Anniversary 10 (149 000 рублей) в необычной отделке дымчатого дуба и полочники (а учитывая габариты, скорее «стоечники») Old School Studio Monitor M2 за 163 710 рублей. Усиление обеспечивал Plinius Hiato за 716 660 рублей, а источник мог быть как цифровым — T+A SACD 1250 R (215 960 рублей), — так и аналоговым, с виниловой вертушкой Pro-Ject The Classic S8 Superpack за 100 000 рублей и корректором к нему Pro-Ject Tube Box DS2 за 46 000 руб.

Новый материал корпусов Old School в разрезе

По словам сотрудников «Аудиомании», усилитель такого класса позволит полностью раскрыть возможности АС в данной системе, и останется в ней «на вырост» — даже после замены многих компонентов. Модель Old School Studio Monitor M2 не новинка, но с этого года все модели этой торговой марки будут выпускаться в обновленных корпусах, изготовленных из трехслойного сэндвича МДФ-полимер-МДФ. Так что теперь они станут еще жестче и тяжелее на несколько килограммов. Очевидно, что при этом звук немного изменится, поскольку физически это уже другие АС с той же начинкой. Но каких-либо изменений в ценах и названиях моделей производитель делать не будет, так что при покупке придется ориентироваться на год выпуска.

Системе классом повыше уже нужна вертушка с MC-картриджем

Несмотря на название бренда, звук M2 в этой системе был вполне современный, по-хорошему мониторный и с точной стереосценой. Инструменты располагались между колонками, а глубина сцены примерно соответствовала расстоянию от слушателя до задней стены помещения. Вариант с напольниками Anniversary 10 имел более глубокую сцену, простирающуюся за пределы демонстрационного зала. Можно утверждать, что это свойство присуще именно данной акустике, поскольку указанный эффект наблюдался и в третьей системе — факультативно мне предложили попробовать эти АС и там.

Рокировка — Penaudio Alba Signature временно замещают Arslab Anniversary 10

Третья система была построена на ламповом усилителе Octave V40 SE (336 000 рублей) с дополнительным блоком питания Octave Black Box (81 970 рублей). Сигнал на него подавался с CD-проигрывателя Atoll CD100 SE-2 за 51 800 рублей, а в качестве АС выступали Penaudio Alba Signature (534 650 рублей). Это мировая премьера, ведь обновленные Alba были впервые показаны широкой публике именно в дни выставки. Дополнительно можно было послушать в составе этого комплекта полочники Penaudio 6.6 CX, выпущенные в прошлом году к 100-летию независимости Финляндии ограниченным тиражом. Здесь они выступали в буквальном смысле выставочным образцом, поскольку продаются только в Финляндии.

Penaudio Alba Signature похожа на предыдущую версию лишь очертаниями корпуса, а динамики у нее новые
Улучшить совместимость лампового усилителя Octave V 40 SE с различной акустикой поможет дополнительный блок питания Black Box

С ними система играла живо и увлекательно, а сопоставление небольших габаритов АС с их отдачей в басу подогревало интерес. Alba Signature обеспечивала ненамного более глубокие НЧ, тут скорее стоит говорить об улучшении их разрешения по сравнению с полочными колонками. Система играет неброско, и чтобы оценить ее по достоинству, придется потратить времени больше, чем возможно провести в салоне.

Громко! Но уходить не хочется...

Заменило ли «продолжение осмотра» Hi-Fi & High End Show 2018? Конечно нет. Ведь брендов и систем здесь было представлено на порядок меньше. Но познакомиться с ними можно было ближе, а внимания каждому посетителю уделялось больше, чем можно обеспечить на многолюдной выставке. Вдобавок не мешали звуки из соседних комнат. В выигрыше остался тот, кому в эти дни удалось побывать и в «Аквариуме», и на Барабанном.