Одновременно с выставкой Hi-Fi & High End Show 2018, проходившей в отеле «Аквариум» выставочного комплекса «Крокус Экспо», в «Аудиомании» действовала специальная экспозиция «Продолжение осмотра на Барабанном». Там можно было увидеть технику тех же брендов, что и в отеле, но в чуть более расширенном ассортименте и в других условиях, а также уже готовые инсталлированные комплекты ДК.
Не стоит относиться к этому мероприятию как к чему-то альтернативному. На мой взгляд, оно было адресовано в первую очередь тем, кто приехал на один или несколько дней в Москву на Hi-Fi & High End Show 2018, и чем больше площадок они смогли посетить, тем лучше.
Экспозиция расположилась в трех демозалах «Аудиомании». Два из них открылись год назад и представляют собой домашние кинотеатры. Мы уже писали о них, но в контексте выставки они заслуживают нового упоминания. Понятно, что можно привезти комплект акустики и электроники в отель, установить его там и настроить. Но продемонстрировать работу скрытых АС, которые встраиваются в стены в процессе ремонта, на трехдневном шоу точно не получится.
Система, о которой идет речь, выполнена на излучателях серии Cerasonar компании Ceratec. Каждая АС состоит из панели, которая после встраивания, заштукатуривания и закрашивания становится частью стены, и возбуждающего в ней колебания устройства — эксайтера. Из видимых атрибутов ДК остаются только экран и отверстия в стенах для выхода портов сабвуферов, которые при желании тоже можно задекорировать, например, под вентиляционные решетки.
Звучало это все достаточно убедительно, эффект «поющих стен» усиливал впечатление от прослушивания. И если нацеливаться именно на качество исполнения, результатов можно добиться гораздо более высоких. Такой подход реализован во второй кинотеатральной комнате «Аудиомании». На всякий случай оговорюсь, что в нумерацию помещений я никаких особых смыслов не вкладываю — это просто последовательность, в которой я их посетил.
Система формата 9.4.6 построена на акустике собственного производства ICE и умеет воспроизводить все основные форматы окружающего звука 3D. Колонки имеют малую глубину корпусов и спрятаны за звукопрозрачной тканью. Благодаря специальной краске их не должно быть видно, но светодиодная подсветка вызывает у посетителя соблазн посчитать все АС.
Сделано это с демонстрационными целями (дома такое делать не нужно) и потому, что благодаря точной настройке системы с помощью процессора Trinnov Altitude 32 идентифицировать источники звука в этой комнате, не видя их, практически невозможно.
Конструктор для инсталлятора
Акустика ICE (Immersive Cinema Experience) имеет ряд особенностей, облегчающих ее использование в системах ДК. Это (помимо уже упомянутых окраски и глубины корпусов) возможность прокладки кабелей на задней стенке, крепление стандарта VESA200 и навесное, плюс проушина для страховочного троса и многое другое. Среди акустических свойств хочу обратить внимание на высокое звуковое давление, которое они обеспечивают, и, как следствие, большой динамический диапазон — необходимая характеристика для полноценного кинозвука. Достигается это использованием высокоэффективных динамиков с бумажными диффузорами для СЧ/НЧ и тканевых высокочастотников, в том числе и в рупорном оформлении.
Настенную модель ICE 15.1HS можно было услышать в качестве напольной стереопары в третьей комнате, в которой демонстрировались стереосистемы разного уровня. Заручившись поддержкой профессионального оборудования — усилителя RAM Audio и процессора DSPeaker Anti-Mode X4, — колонки ICE воспроизводили треки, подаваемые с сетевого проигрывателя T+A 2000 R MKII, c неслыханной мною доселе в этом достаточно просторном помещении громкостью.
Полученное звучание было далеко от аудиофильского, в частности, неравномерность АЧХ ощущалась во всех областях спектра. Понятно, что музыку для танцевальной вечеринки они отыгрывали на ура, но в целом это можно назвать смелым экспериментом или системой для привлечения внимания. Тем не менее классические произведения слушать на этом комплекте было интересно — за счет широкого динамического диапазона и соответствия масштабу реального концертного зала.
Системный подход
Все желающие могли познакомиться с несколькими Hi-Fi-системами, подобранными по разным принципам и соответствующие трем бюджетным категориям. Впрочем, деление оказалось условным, когда в процессе прослушивания мы со специалистами «Аудиомании» начали пробовать различные сочетания компонентов, входящих в эти системы. Но обо всем по порядку.
«Бюджетный» комплект формально таковым не являлся, ведь в ассортименте «Аудиомании» есть техника и подешевле. Речь идет скорее о минимально приемлемом уровне, при котором система обеспечит владельцу полный спектр аудиофильских переживаний, пусть и не самого высшего уровня, тогда как ее сбалансированность и отсутствие явных компромиссов позволит максимально растянуть начальный этап владения, не вызывая жгучего желания сразу что-то поменять или доработать.
Итак, бюджетная система состояла из усилителя Marantz PM 6006 за 48 140 рублей, источника на выбор — CD-плеера Marantz CD6006 (39 990 рублей) или проигрывателя винила Pro-Ject Debut Carbon DC (35 000 рублей), а в качестве акустики предлагались напольники Arslab Studio 20 (48 370 рублей) и полочники Arslab Classic 1.5 (50 050 рублей). Получается что-то около 150 000 рублей за все, включая кабели. Правда, электроника была установлена на стойку Cold Ray, стремящуюся, на мой взгляд, в следующий ценовой сегмент (почти 90 000 рублей, включая дополнительную полку).
Комплект порадовал своей сыгранностью, особенно в варианте с полочниками. С напольниками система играла масштабнее и полновеснее, но фокусировка составных частей стереосцены была не такой точной, как с Arslab Classic 1.5. С ними звучание оказалось настолько сбалансированным по всем критериям, что вызывало ощущение завершенности — пока не включили другую систему, более высокого класса.
Акустика в следующей системе уже сама по себе стоила столько, сколько весь вышеописанный комплект. Здесь тоже на выбор предлагались выпущенные к 10-летию фирмы напольники Arslab Anniversary 10 (149 000 рублей) в необычной отделке дымчатого дуба и полочники (а учитывая габариты, скорее «стоечники») Old School Studio Monitor M2 за 163 710 рублей. Усиление обеспечивал Plinius Hiato за 716 660 рублей, а источник мог быть как цифровым — T+A SACD 1250 R (215 960 рублей), — так и аналоговым, с виниловой вертушкой Pro-Ject The Classic S8 Superpack за 100 000 рублей и корректором к нему Pro-Ject Tube Box DS2 за 46 000 руб.
По словам сотрудников «Аудиомании», усилитель такого класса позволит полностью раскрыть возможности АС в данной системе, и останется в ней «на вырост» — даже после замены многих компонентов. Модель Old School Studio Monitor M2 не новинка, но с этого года все модели этой торговой марки будут выпускаться в обновленных корпусах, изготовленных из трехслойного сэндвича МДФ-полимер-МДФ. Так что теперь они станут еще жестче и тяжелее на несколько килограммов. Очевидно, что при этом звук немного изменится, поскольку физически это уже другие АС с той же начинкой. Но каких-либо изменений в ценах и названиях моделей производитель делать не будет, так что при покупке придется ориентироваться на год выпуска.
Несмотря на название бренда, звук M2 в этой системе был вполне современный, по-хорошему мониторный и с точной стереосценой. Инструменты располагались между колонками, а глубина сцены примерно соответствовала расстоянию от слушателя до задней стены помещения. Вариант с напольниками Anniversary 10 имел более глубокую сцену, простирающуюся за пределы демонстрационного зала. Можно утверждать, что это свойство присуще именно данной акустике, поскольку указанный эффект наблюдался и в третьей системе — факультативно мне предложили попробовать эти АС и там.
Третья система была построена на ламповом усилителе Octave V40 SE (336 000 рублей) с дополнительным блоком питания Octave Black Box (81 970 рублей). Сигнал на него подавался с CD-проигрывателя Atoll CD100 SE-2 за 51 800 рублей, а в качестве АС выступали Penaudio Alba Signature (534 650 рублей). Это мировая премьера, ведь обновленные Alba были впервые показаны широкой публике именно в дни выставки. Дополнительно можно было послушать в составе этого комплекта полочники Penaudio 6.6 CX, выпущенные в прошлом году к 100-летию независимости Финляндии ограниченным тиражом. Здесь они выступали в буквальном смысле выставочным образцом, поскольку продаются только в Финляндии.
С ними система играла живо и увлекательно, а сопоставление небольших габаритов АС с их отдачей в басу подогревало интерес. Alba Signature обеспечивала ненамного более глубокие НЧ, тут скорее стоит говорить об улучшении их разрешения по сравнению с полочными колонками. Система играет неброско, и чтобы оценить ее по достоинству, придется потратить времени больше, чем возможно провести в салоне.
Заменило ли «продолжение осмотра» Hi-Fi & High End Show 2018? Конечно нет. Ведь брендов и систем здесь было представлено на порядок меньше. Но познакомиться с ними можно было ближе, а внимания каждому посетителю уделялось больше, чем можно обеспечить на многолюдной выставке. Вдобавок не мешали звуки из соседних комнат. В выигрыше остался тот, кому в эти дни удалось побывать и в «Аквариуме», и на Барабанном.