Фильмам по видеоиграм обычно не везет. Сценаристы изо всех сил пытаются cвязать происходящий в играх сюр с реальным миром и настоящей логикой, из-за чего у них выходит полная каша. Создатели «Детектива Пикачу» (Detective Pikachu) пошли по другому пути — они нарисовали полностью новый, практически оторванный от нашего мир и не попытались впихнуть в него всю историю огромной франшизы. И поэтому преуспели.

Все в «Детективе Пикачу», кроме, пожалуй, парочки людей и нескольких объектов — цифровое, ненастоящее, с любовью вырисованное аниматорами до последней шерстинки, до мельчайшей царапинки на здании. Чаще всего студии предлагают помещать цифровых животных в настоящую среду, но в «Детективе Пикачу» среду нарисовали для этих самых животных, поместив в нее людей. И, что удивительно, ни те, ни другие лишними в фильме не смотрятся. Даже когда разговаривают.

Думаю, такой вариант переноса видеоигры на киноэкран обеспечил фильму максимально успешный старт среди аналогичных проектов. Кроме того, нельзя забывать, что Пикачу озвучивает Райан Рейнольдс (а в России — Петр Гланц, по традиции), и это делает в общем-то детский фильм заметно менее детским.

В России с любовью к покемонам все не так просто. Да, сериал у нас крутили в прайм-тайм, но вот портативные игровые приставки Nintendo Game Boy, DS, 3DS и другие почему-то популярны не были, а ведь Pokémon — это, в первую очередь, игровая франшиза. Большинство же российских любителей карманных монстров знакомились с ними по аниме, и я в том числе. В 2014 году на волне ностальгии я и вовсе пересмотрела весь сериал и все вышедшие к этому моменту полнометражки. Но вот к играм прикоснуться не удалось.

В других странах портативные консоли Nintendo лучше знакомы рядовому пользователю, и именно на них нацелен этот фильм. Покемоны — это удивительный социальный феномен, и в плане механики сами игры оказались достаточно революционными, поскольку включали в себя процедуру обмена покемонами с другими игроками, что было непросто реализовать технически.

Возможность вырастить в кармашке удивительное существо с уникальными способностями, проверить его боевые качества, найти еще несколько таких существ — все это сделало покемонов популярными.

Однако успешным линейкам с устоявшимся геймплеем периодически нужна встряска чем-нибудь необычным — чаще всего для этого выпускают спин-оффы. И игра «Детектив Пикачу» относится именно к ним. Это простенький квест, в котором нужно действительно разгадывать преступления в мультяшном антураже.

Фильм сделан как раз по этой игре и берет за основу сюжет одной из ее частей — историю пропавшего детектива Гарри Гудмана и его напарника Пикачу. Совершенно внезапно выясняется, что сын Гарри, Тим, может понимать, что именно этот Пикачу говорит, и вместе они решают отыскать Гарри в разноцветном городке Райм-сити, где покемоны и люди живут в гармонии и согласии.

На сюжете останавливаться смысла нет: он достаточно простой, классический для голливудских историй с внезапными напарниками и парой предсказуемых поворотных моментов. Такую историю о дружбе подростка со странным существом рассказывали много раз — в «Инопланетянине» и «Трансформерах», например.

Сюжетно фильм ориентирован на детей, и легкую нотку взрослости ему добавляют некоторые реплики Пикачу, которые юные зрители попросту не поймут в силу неиспорченности. Шутки в фильме ориентированы в основном на фанатов франшизы и связаны с особенностями и способностями конкретных покемонов.

Самое главное в этом фильме — визуал. Это настоящее пиршество CGI. Отражения в стеклах искусственных небоскребов Райм-сити, проработка внешности самих покемонов, и мех, боже, какой же там мех!

Пикачу очень часто показывают крупным планом, и эта умилительная пушистая мордочка, вещающая голосом Райана Рейнольдса, размером во весь экран, поражает тщательно смоделированными отдельными волосками и подробной, действительно живой мимикой.

Мех, как положено меху, от падения в воду явно мокнет, становится грязным и свисает реалистичными сосульками. От этого мехового буйства после похода в кинотеатр хочется вернуться домой и зарыться носом в пузо родному коту.

Но и не связанные с мехом достижения цифровой анимации тоже на высоте. Покемоны перенесены на улицы максимально нестрашным образом. Да, те, которые должны вызывать странные ощущения, продолжают выглядеть странно. Те, которые должны поражать масштабом — действительно поражают.

Особенности этих чудных существ очень органично вписаны в происходящее на экране: ползающие по крышам айпомы не кажутся чужеродными, спящий на перекрестке снорлакс не вызывает негатива — это же снорлакс, он где упал, там и спит, и ничего с этим не сделаешь. Где-то за углом сквиртлы помогают тушить пожар. А в качестве мобильных аудиосистем на мероприятиях используются стереопары лаудредов.

Аниматорам, сценаристам и всем причастным удалось создать поистине живой мир, в изображение которого очень легко поверить — настолько он проработан, продуман и близок к тому, что показывали игры и аниме, но в то же время соотносится с нашей реальностью.

Мне недоставало эпичного или хотя бы веселого саундтрека. Да, где-то затесалась горстка ретровейва, где-то вклинили типичную для блокбастера оркестровую композицию, но вот музыки в фильме было маловато. Звуки окружения при этом проработаны весьма детально, что добавляет картине живости.

Поиск покемонов в этом фильме чем-то напоминает поиск всех пасхалок и отсылок в «Первому игроку приготовиться» — тоже очень увлекательное занятие для знакомого с франшизой человека.

Недавно в разговоре с друзьями мы решили, что сейчас индустрию креатива двигают люди в возрасте 25–40 лет, которые выросли как раз на франшизах, ставших популярными в 80–90-е. И основные потребители видеоигр, кино и другого развлекательного контента — чаще всего те же самые люди. Поэтому, видимо, продуктов, играющих на ностальгии по счастливому детству, появляться будет все больше — поскольку пришло время наслаждаться ими тем, кто в них действительно заинтересован.

«Детектив Пикачу» — фильм именно для фанатов покемонов. Простой, безо всяких серьезных интриг, с дубовой моралью, но для тех, у кого в детстве висели календари с покемонами, холодильник украшали наклейки с ними, а в тумбе под телевизором хранились кассеты с полнометражками, он очень важен.

Это такая правильно проработанная и переработанная ностальгия, заключенная в современную оболочку и от этого не потерявшая ни грамма своего обаяния, никоим образом не потоптавшаяся по светлым чувствам зрителей. А трехмерный мех добавляет еще больше милоты.

Тем же, кто с франшизой не знаком, фильм просто сможет показать, как надо переносить видеоигры с нереалистичным дизайном в кино. С любовью к оригиналу, с осторожностью, с огромным количеством высококачественной трехмерной графики, с тщательнейшей проработкой окружения и максимумом внимания к мелким деталям. Этот фильм попросту приятно смотреть.