Я, конечно, понимаю, в каком мире мы живем, но вот ей-богу: так надоели политические заявления в форме альбомов! Да, джаз вдруг вспомнил, как он был голосом угнетенных черных в Америке, и все, теперь у нас любая инструментальная мелодия со свингом — это про историю, трагедии, борьбу, дань традиции и так далее.

Нет, в искусстве борьба — это хорошо, а равнодушие, наоборот, плохо. Но хочется иногда — спокойствия, созерцательности, эстетства, наконец. И оно-таки есть. И в Европе, и даже в Америке.

Michel Benita “Looking at Sounds”

Контрабасист Мишель Бенита более всего известен как многолетний участник группы Эрика Трюффаза. Одного из двух составов трубача, если быть точным; того крутого состава, записывавшего хитовые альбомы. Здесь, конечно, тоже трюффазовщина, но такая — смягченная. Не слишком клубная-молодежная.

Весь альбом — более или менее медитативный, и довольно разноокрашенный модальный джаз. “Inutil Paisagem” Жобима плюс оригинальный материал. Красивые мелодии, риффы, попевки… А вот два последних трека делают финал совсем мощным, контрастным. “Islander” — плавное движение на пикантном ритме, простая фолк-мелодия модальная. И венец: “Never Land” — пятиминутное соло контрабаса, бенефис себе, любимому. Изобретательная штука, и очень музыкальная.

Deezer, Spotify, AppleMusic, Яндекс.Музыка


Christian McBride Big Band “For Jimmy, Wes and Oliver”

Тройной трибьют, если можно так выразиться — Уэсу Монтгомери, Оливеру Нельсону и Джимми Смиту. То есть: блюзовому гитаристу, кул- и модальному джазу, а также — великим органным трио прошлого. От Крисчена Макбрайда, его квартета и биг-бэнда.

Вообще у меня такое подозрение, что трудно испортить музыку Уэса Монтгомери. С другой стороны, за трибьюты ему берутся только мастера. Вот эта простота обманчивая, незатейливость – к этому прийти надо. К душевности этой, простите. С живчиком Джимми Смитом такая же история – тут только надо органиста толкового найти. Ну, а тихий гений, романтичный прохладно-умный Оливер Нельсон к именно такому празднику жизни вроде бы отношения не имеет, но вкус других ингредиентов усиливает здорово.

Крисчен Макбрайд, любитель концептуальных альбомов про расизм, историю и перипетии общественной жизни, тут словно скинул с себя весь груз мыслей. И понеслась. Все светится радостью. Не вдаваясь в подробности: на органе — крутой «заместитель» Джой ДиФранческого, сам уже живой классик. Марк Уитфилд на гитаре исключительно хорош и аутентичен.

Deezer, Spotify, AppleMusic, Яндекс.Музыка


Matthieu Bordenave “La Traversée”

Еще один альбом с усеченной ритм-секцией: фоно, дудка, контрабас. Казалось бы, должна быть очередная ecm-овская смурь от европейских ноунеймов? Погодите, не все так просто. Во-первых, проект французского саксофониста Матьё Борденаве — первый под его именем на ECM — это сознательный «закос» под историческое трио из 60-х Джимми Джюффри со Стивом Суоллоу и Полом Блеем. Здесь «в ролях» последних — швейцарский басист Патрис Морэ и немецкий Флориан Вебер. Другие музыканты, конечно. Яркие. И общий саунд другой. Свой.

Насчет «смури». Самое простое — уподобить альбом некой абстрактной картине, в которую долго всматриваешься, а потом, когда органы чувств перенастроились, цвета и формы начинают жить своей жизнью. В башке у тебя, понятно: иллюзия. Здесь тоже вроде нотки и обертоны текут без драматизма, однако очень скоро слышится, что не только в деталях дело; пространство хитро структурировано, и три инструмента ловко-деликатно отнимают его друг от друга или делятся им. И все это в фирменном туманном саунде ECM. Экологическая музыка.

Deezer, Spotify, AppleMusic, Яндекс.Музыка


Dominik Wania “Lonely Shadows”

Ещё один минималистично-экологично-туманный альбом от лейбла ECM. У 38-летнего польского пианиста Доминика Вани в общем-то такая предсказуемая биография хорошего польского джазмена: в раннем возрасте (аж в три года) начал заниматься классическим фортепиано, учился в краковской консерватории, увлекся джазом, шлифовал мастерство у знаменитого пианиста Данило Переса... А в джазовой тусе работал со звездами и корифеями в диапазоне от Томаша Танько и Збигнева Намысловского до Маркуса Миллера. Как музыкант квартета Мачея Обары записал два альбома на ECM. Также в его дискографии как лидера есть чудесный совершенно альбом с музыкой Равеля, ознакомьтесь, если пропустили.

“Lonely Shadows”, повторюсь, исключительно сольно-сымпровизированное творение Доминика, записанное в Лугано в 2019 году. Вполне в традиции ECM такой подход: дать хорошему многообещающему ансамблевому пианисту развернуться в длительном импровизированном соло. Мы о таком писали в очерке о Стиве Кюне, и здесь шеф лейбла Манфред Айхер применил тоже свой любимый принцип: пианист приходит в студию без всяких заготовок и импровизирует бесконечно, а потом что-то из наигранного отбирается и превращается в композиции. Волшебство, короче. Смесь классики — шопеновщины! — с джазом, импровизации с композицией, интеллигентной недоговоренности с драйвом, напевных мелодий с мягкими диссонансами, ювелирного туше — с резковатыми фразами и скоростными пробежками.

Deezer, Spotify, AppleMusic, Яндекс.Музыка