Тест полочной акустики Chario Academy Sonnet: удачное воплощение смелых идей

ТEКСТ: Комментарии (32)
76.81 дБ
Тест полочной акустики Chario Academy Sonnet: удачное воплощение смелых идей

Когда заходит речь об итальянских производителях акустики, многие ожидают услышать рассказы о ручной работе с массивом дерева и сравнении с мастерами музыкальных инструментов. Не удастся избежать этого и сейчас. Но стоит добавить, что в топовой линейке Chario Academy S воплощены и другие принципы High End: использование современных материалов и компонентов без оглядки на цену и нестандартный подход к проектированию, основанный на психоакустических исследованиях. Sonnet — единственная двухполосная модель в серии и самая младшая в ней.

Основана компания Chario в 1975 году, поэтому можно сказать, что сегодня она уже старше деревьев, которые использует для изготовления своей акустики. Чтобы получить зрелую и подходящую для обработки древесину, их возраст должен быть не менее 20 лет. Затем распиленный материал ожидает сушка в течение шести месяцев, а потом еще 126 часов ручной работы. Отделка, набранная из массива ореха, пропитана прозрачным нетоксичным лаком на водной основе. Скругленные грани корпуса уменьшают дифракцию и радуют глаз. На задней стенке — выход фазоинвертора. Его труба необычной формы (Half-Exponential Hourglass Type — дословно «в форме полуэкспоненциальных песочных часов»), по мнению разработчиков, обеспечивает быстрый бас с минимумом резонансов.

Непривычное «перевернутое» расположение динамиков — не причуда дизайнера, а результат точно рассчитанной акустической схемы

Клеммы тоже нетипичные. Они обеспечивают давление на вставленный провод или лопатку, не прилагая к ним вращающего усилия. При каком подходе контакт будет лучше, можно поспорить, но используемый в Chario как минимум удобнее.

Сложение и вычитание звуковых волн

Динамики здесь довольно необычные. НЧ-динамик имеет наборную магнитную систему из сплава неодима, железа и бора, а его диффузор изготовлен из композитного полимера Rohacell. У него нет центрального колпачка, что обеспечивает большую жесткость на изгиб по сравнению с традиционной формой. Обратите внимание, аббревиатура СЧ/НЧ для этого динамика здесь не используется. Виной тому частота раздела 1180 Гц, которую со своей стороны обеспечивает твитер, оснащенный мягким куполом диаметром 32 мм из материала Silversoft. Кстати, в старших моделях серии хотя и есть СЧ-динамик, но работает он в довольно узкой полосе по сравнению с соседями. Там он является составной частью конфигурации WMT, позволяющей управлять энергией первых отражений.

C тыльной стороны стоек есть паз, похожий на канал для прокладки кабеля. Не слишком толстый кабель без разъемов там точно пройдет. Если его спрятать, система будет еще элегантнее

Но и в двухполосных Sonnet используется аналогичный прием. Их кроссовер в сочетании с расположением динамиков рассчитан таким образом, чтобы обеспечить требуемую АЧХ в точке прослушивания, а не в безэховой камере. Для этого, в частности, используется отражение звука от пола, поэтому в технических характеристиках колонок условия их установки заданы явным образом. Так, боковые и задняя стены не должны быть ближе одного метра от передней панели АС; слушателю лучше расположиться на расстоянии от 3 метров от них, а на пол перед колонками рекомендуется положить ковровое покрытие.

Это только раструб фазоинвертора овальный. Внутри его форма еще сложнее

На практике эти условия выполнить не так уж сложно, но эффект от появления журнального столика может быть непредсказуемым. Зато выполнившего это задание ожидает приз в виде улучшенных (по сравнению с привычными решениями стереосцены) локализации и разрешения за счет уменьшения влияния перекрестных помех и первых отражений звука в помещении прослушивания. Так и произошло в моем случае.

Оркестр в гостях

Помимо самих Chario Academy Sonnet, в испытании участвовал источник DCS Rossini, предусилитель Accuphase C-2820 и оконечник A-75 той же фирмы. Эта двухполосная акустика демонстрирует достаточно широкий частотный диапазон для своих габаритов. Ощущаемая стереосцена примерно соответствует расстановке колонок. Симфонический оркестр занимает нишу, которая простирается примерно на метр по сторонам от АС и метра на полтора вверх от них. Таким образом, комната прослушивания превращается в зрительный зал, масштабированный к ее размерам.

Фирменные стойки участвуют не только в формировании облика системы. Управление ранними отражениями с помощью кроссовера подразумевает точную высоту установки динамиков и наклон передней панели, определяющий расстояние каждого из излучателей до слушателя

Картинка и АЧХ сохраняются и при перемещениях слушателя. Поэтому зона, где достигается оптимальное звучание, выражена слабо. Главное отличие, когда сидишь в кресле по центру — количество информации, которое там получаешь, гораздо больше.

На треке «Arabesque op. 18» Шумана с одноименного диска «Crystal Cable» можно было по желанию погрузиться в поток звуков, либо, наоборот, разобрать его на составляющие. А композиция «Баба-Яга» Лядова с того же сборника прозвучала настолько информативно с точки зрения передачи всех инструментов оркестра одновременно, что можно было забыть о том, что формат записи «всего лишь» 44/16. Но дотошность в данном случае не подталкивала к анализу, а лишь усиливала эмоциональные штрихи. Духовые агрессивно рявкали там, где положено, а струнные нежно и безропотно им отвечали. Безусловно, Sonnet созданы для серьезной музыки.

Дотошность без скуки

А как насчет жанров попроще? На диске Mystery Juice «Overdrove» бас-гитара «качала» как следует, речитативы и ударные демонстрировали ожидаемую ритмичность, а электрифицированная скрипка и вовсе побуждала пуститься в пляс. Интересно, что когда я слушал этот альбом впервые, он показался мне скупым на эмоции, особенно в сравнении с выступлением этой группы в одном из московских клубов. А теперь в исполнении Chario я получил заметно больший заряд бодрости и веселья, нежели на том концерте. Да и студийная запись показалась предпочтительней несовершенного живого звука.

Диафрагма с экспоненциальным профилем (без центрального колпачка) обладает большей жесткостью на изгиб, чем диффузоры с колпачком

Вдохновленный электроскрипкой, я поставил еще один диск, на котором задействован данный инструмент — концертный альбом UK «Night After Night». Здесь мне понравилась работа АС с изменениями ритма и информационной насыщенности — в сложных фрагментах они легко распутывали любые пассажи, а в разреженные моменты придавали значимость каждому звуку или аккорду. Но долго слушать данный диск я не смог — ущербность этой записи Sonnet показали как есть.

Требовательны, но не придирчивы

Если снабдить их качественным с технической точки зрения материалом, то и довольно простенькие композиции будет слушать интересно и приятно. Так и произошло с Гровером Вашингтоном-младшим (сборник «Soulful Sax»). Соло саксофона в «Monte Carlo Nights» прозвучало гладко и задорно, а вокал — вкрадчиво и полновесно.

Деревянные панели соединены замком «ласточкин хвост»
Корпуса АС представляют собой сэндвич из плиты ДВП (высокой плотности) и накладок из натурального дерева, одновременно выполняющих декоративную роль

В целом эта акустика любит играть зажигательно и в то же время детально. Точность тоже на высоте, разве что несмотря на общую выдающуюся ритмичность атака фортепиано часто казалась сглаженной. Я специально послушал несколько записей, от классических произведений до Патрисии Барбер с неизменным результатом. На недостаток данная особенность не тянет, просто немного непривычно. Поэтому игра на этом инструменте воспринимается целыми фразами, не разделяясь на ноты.

Выводы

Chario Academy Sonnet требуют высококлассного тракта — себе под стать и просто хороших, даже не обязательно аудиофильских записей. При выполнении этих условий любая музыка в их интерпретации доставит удовольствие. Разве что бедные тембрально или динамически пережатые, например, фонограммы заставят заскучать.

Разместить акустику Sonnet в комнате тоже, скорее всего, будет несложно, поскольку требования все же вполне стандартные.

Достоинства: на удивление точная и прозрачная стереосцена, живая подача материала, великолепное качество отделки и изготовления

Недостатки: при отклонении условий установки от рекомендуемых результаты могут быть непредсказуемыми

Официальный сайт: Chario Academy Sonnet

Цена: 4 680 евро (эквивалент в рублях)

Паспортные данные

Акустическое оформление: фазоинверторное

Количество полос: 2

ВЧ-динамик: 32 мм, мягкий купол Silversoft

НЧ-динамик: 170 мм, Rohacell

Частота кроссовера: 1180 Гц

Нижняя граничная частота: 55 Гц (-3 дБ)

Верхняя граничная частота: н/д

Чувствительность: 90 дБ

Импеданс: 4 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 120 Вт

Двухкабельное подключение: есть

Габариты: 445x235x340 мм (без стоек)

Масса: 14 кг

ТЕГИ:#Chario
76.81 дБ +

Комментарии

#

Очень симпатичные! И крепление к стойке предусмотрено, это правильно.

- 50 дБ +
#

Деревянные АС это красиво, конечно. Но вот эти полосы стыков на боках слишком заметные, на мой взгляд.

Наверное, вживую лушче выглядят, а то на фото не очень.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Не вижу тут ничего плохого. Ну стыки, и чего? Подогнано все ровно, перекосов нет, допуски, с поправкой на острую не сглаженную кромку и дерево как материал выдержаны хорошо.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Стыки это не баг, это фича! ))

- 56.02 дБ +
#

Красивая акустика, особенно со стойками. Чем то напоминает Сонус Фабер. Интересно было бы сравнить их звучание. Мне, как владельцу модели попроще, хочется узнать в чем отличие этих колонок от подобных в серии авиатор, кроме внешности.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @skr #

Итальянцы по-моему всю акустику делают как произведение искусства (внешне). Когда на нее смотришь, ощущение что там какие-то мастера в секретных кельях вручную полируют их тряпочками с секретным составом от Страдивари

- 50 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

кстати лак снижает коэффициенты подвижности передней деки аж в 3 раза... причем заодно и смещая ачх резонансов на 100 герц вниз... тут один блоггер на ютубе заявлял что лак ни на что не влияет... еще как влияет его хим состав на его же лака гибкость...

- 53.01 дБ +
#

интересное описание звука колонок... я ж понятное дело читал и про звукорежиссуру и про музыкальные иснтрументы... я все секретики и приемы еще не знаю но стурктурно уже представляю что к чему и как управляется... и в данном случае все ооочень интересно! начиная от сборного магнита... хитрый приемчик!!! надо бы сгонять послушать системку!!! такая инжерения достойна повышенного внимания!!!

- 50 дБ +
#

Говорить о стыках это конечно забавно, когда главный стык полосовой выполнен там, где умные люди предпочитают НЕ делать!!! Это косвенно говорит о дешевизне НЧ -СЧ динамика ! Стык от 3КГц вне зоны пика чувствительности уха и у границ основного голосового диапазона...вот к чему должен стремится разработчик!!! Если даже в частотной области все было корректно согласовано...есть еще область фазовая....

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ecosse #

По моему не стоит делить производителей на умных и других. А ваши предположения лучше бы подкрепить личными впечатлениями о прослушивании данной акустики.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @skr #

однозначно правы слушать нужно прежде чем шашкой махать! ;)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ecosse #

это как раз и есть смелость разработчика... сделать частоту там где это наиболее заметно и тем самым заявить что вот гляньте - справились!!! или наоборот этот эффект применяется с определенной акустической целью... когда инженеры начинают спорить про реализацию аудиофильского тракта на основании справочника радиолюбителя годов 69х и относительно тех эталонов протестовать... ну я в общем сам таким был... потом понял одну вещь... если мне в этом справочнике предлагают сделать корпус закрытого типа который при этом не максимально большой а несколько меньше зато у него отдача в басу больше... то инженер с этим справочником в голове будет спорить со мной сделавшим большой ящик с более ранним завалом баса заявляя что я не правильно сделал... и что надо было объемчик то поменьше расчиатть... а вот вам вопрос.... а за счет какого резонанса у закрытого ящика ограниченного объема подъем в басу? вот вот... там явно резонанс искажающий звук и нарушающий работу динамика... но т.к. вы будете требовать именно этого резонирующего ящика вместо полной изоляции задней волны то в общем вы сами себе должны добровольно поставит тройку с минусом за спобособности разбираться в технике и правильности ее работы...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

дело не в справочниках поросших пылью ...есть догматы бесспорные....есть рамки, где возможны поиски и новые решения, а есть аксиомы которые нужно просто принять и не спорить! Хождение кругами и пляски на граблях это удел самых упорных и смелых)) В данном случае перед разработчиком, видимо, был некий набор компромиссов и исходных вводных, которые и нашли отражение в реализации продукта!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ecosse #

скажем так... аксиомы конечно есть... но это всего лишь утверждения принимаемые без доказательства... временно... прогресс дело тонкое... и ему неоднократно приходилось отменять ранее действующие теории чтобы двигаться дальше... однажды Эдиссон работая над повышением срока службы лампы накаливания ввел в ее вакуумное пространство третий контакт... и вдруг заметил что от него в направлении накаленной нити перебегают электроны... нам то сейчас это открытием не кажется... ну изобрел дядька прототип триода... мы их уже сколько наслушались?!!! а вот для его времен считалось что вакуум электрические заряды не проводит... пришлось не соглашаться дядьке с теорией и писать новую... такие вот дела... хотите делать прогресс - нарушайте в своих экспериментах установленные теории... земля раньше тоже плоская была.... и на китах стояла... но киты потом уплыли а она выгнулась...

- 50 дБ +
#

Нашел для наглядности: это плоский фазоинвертор в виде песочных часов взятый из учебника, а там более прогрессивный зализанный, гладкий, без углов. Конфузор и диффузор, как в холодильнике.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

тааак!!!! отлично!!! а какие у вас есть мысли на тему того как эта штучка работает?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

Изменение давления в потоке сопровождается поглощением и выделением тепла, а это отбирает часть энергии потока, которая могла бы пойти на возбуждающуюся турбулентность. В конфузоре турбулентность нагревается, в диффузоре подхолаживается. Все тепловые процессы идут от оси потока к стенкам и в обратном направлении, т.е. поперёк движения воздуха.

Ещё учтём эффект симметрии. Поток на входе в заужение уже самоорганизовался, энергию на шумы уже потратил. Далее поток выходит и раскрывается уже симметричноорганизовано и без "потраченого" шума. Так отлично?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

отлично! :) но есть маленькое уточнение... на роллс ройсе резонатор делает тишину... а вот на порше вроде бы он же но ставит машине голос... как именно в данной системе резонатор настроен? на просто баса поддать или на бас с голосом?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

Это к разработчикам вопрос. А в авто, по моему в люксовых ауди, аудиосистему используют исподволь, втихую от владельца для подгуживания совместно с двигателем. Что бы ему в салоне казалось, что движок работает по спортивному.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

в бэхе i8 такая тема реализована без всяких сокрытий факта от владельца! :)

- 50 дБ +
#

Не в упрек будет сказано - последние комментарии это все теория, хоть и не дилетантская. А вот итальянцы с Chario - практики, и тестируют каждую пару АС которую производят на свет, при чем сами же утверждают, что 100% одинаково звучащих АС даже одной и той же модели - нет. В любом случае - акустику надо слушать прежде чем покупать, желательно в салоне где окажут качественный сервис.

Тут еще что-то про лак было сказано и его влияние на акустику. Обратите внимание что в статье написано "пропитана прозрачным нетоксичным лаком на водной основе" - и пропитан только незначительный поверхностный слой для внешнего вида, а массив ореха сушится по пол года и имеет весьма плотную цельную структуру.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Eric #

ну так и самолет начинается с теории а потом делается прототип и на нем ставится некоторый эксперимент... а потом доводка и теории и технологии... поэтому вы абсолютно правы! слушать надо!!!! и в правильном салоне!!! :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Eric #

хм, а я думаю как раз таки пропитали хорошенько, то есть древесину стабилизировали,

- 50 дБ +
#

Судя по этому видео - пропитки нет, только поверхностное покрытие идет ...

- 50 дБ +
#

На видео снят процесс изготовления начальной линейки Constellation, у топовой Academy все по другому.


- 50 дБ +
#

Послушать бы ее у себя в системе. Также интересно как она раскроется на лампе.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YUOMINAE #

На лампе приятнее звук (из личного опыта), советую попробовать, если есть возможность.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Eric #

Не так просто ее взять на прослушку.

- 50 дБ +
#

Вертушка REED, справа - вот что интересно послушать!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Teofas #

Хорошая вертушка, даже интересная. В салоне есть, можно и послушать сходить. Я только не знаю с чем и как она там настроена. Но она там есть.

- 50 дБ +
#

Внешний вид их единственное достоинство. Тот самый случай, когда весь пар в гудок ушел, в данном случае в красоту дерева.

- 39.21 дБ +
⇡ в ответ @VVK1963 #

Слушали? Или по фото или происхождению судите? Если слушали и не понравилось то расписывайте, с чем слушали, что не так.

- 58.45 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.