Когда заходит речь об итальянских производителях акустики, многие ожидают услышать рассказы о ручной работе с массивом дерева и сравнении с мастерами музыкальных инструментов. Не удастся избежать этого и сейчас. Но стоит добавить, что в топовой линейке Chario Academy S воплощены и другие принципы High End: использование современных материалов и компонентов без оглядки на цену и нестандартный подход к проектированию, основанный на психоакустических исследованиях. Sonnet — единственная двухполосная модель в серии и самая младшая в ней.

Основана компания Chario в 1975 году, поэтому можно сказать, что сегодня она уже старше деревьев, которые использует для изготовления своей акустики. Чтобы получить зрелую и подходящую для обработки древесину, их возраст должен быть не менее 20 лет. Затем распиленный материал ожидает сушка в течение шести месяцев, а потом еще 126 часов ручной работы. Отделка, набранная из массива ореха, пропитана прозрачным нетоксичным лаком на водной основе. Скругленные грани корпуса уменьшают дифракцию и радуют глаз. На задней стенке — выход фазоинвертора. Его труба необычной формы (Half-Exponential Hourglass Type — дословно «в форме полуэкспоненциальных песочных часов»), по мнению разработчиков, обеспечивает быстрый бас с минимумом резонансов.

Непривычное «перевернутое» расположение динамиков — не причуда дизайнера, а результат точно рассчитанной акустической схемы

Клеммы тоже нетипичные. Они обеспечивают давление на вставленный провод или лопатку, не прилагая к ним вращающего усилия. При каком подходе контакт будет лучше, можно поспорить, но используемый в Chario как минимум удобнее.

Сложение и вычитание звуковых волн

Динамики здесь довольно необычные. НЧ-динамик имеет наборную магнитную систему из сплава неодима, железа и бора, а его диффузор изготовлен из композитного полимера Rohacell. У него нет центрального колпачка, что обеспечивает большую жесткость на изгиб по сравнению с традиционной формой. Обратите внимание, аббревиатура СЧ/НЧ для этого динамика здесь не используется. Виной тому частота раздела 1180 Гц, которую со своей стороны обеспечивает твитер, оснащенный мягким куполом диаметром 32 мм из материала Silversoft. Кстати, в старших моделях серии хотя и есть СЧ-динамик, но работает он в довольно узкой полосе по сравнению с соседями. Там он является составной частью конфигурации WMT, позволяющей управлять энергией первых отражений.

C тыльной стороны стоек есть паз, похожий на канал для прокладки кабеля. Не слишком толстый кабель без разъемов там точно пройдет. Если его спрятать, система будет еще элегантнее

Но и в двухполосных Sonnet используется аналогичный прием. Их кроссовер в сочетании с расположением динамиков рассчитан таким образом, чтобы обеспечить требуемую АЧХ в точке прослушивания, а не в безэховой камере. Для этого, в частности, используется отражение звука от пола, поэтому в технических характеристиках колонок условия их установки заданы явным образом. Так, боковые и задняя стены не должны быть ближе одного метра от передней панели АС; слушателю лучше расположиться на расстоянии от 3 метров от них, а на пол перед колонками рекомендуется положить ковровое покрытие.

Это только раструб фазоинвертора овальный. Внутри его форма еще сложнее

На практике эти условия выполнить не так уж сложно, но эффект от появления журнального столика может быть непредсказуемым. Зато выполнившего это задание ожидает приз в виде улучшенных (по сравнению с привычными решениями стереосцены) локализации и разрешения за счет уменьшения влияния перекрестных помех и первых отражений звука в помещении прослушивания. Так и произошло в моем случае.

Оркестр в гостях

Помимо самих Chario Academy Sonnet, в испытании участвовал источник DCS Rossini, предусилитель Accuphase C-2820 и оконечник A-75 той же фирмы. Эта двухполосная акустика демонстрирует достаточно широкий частотный диапазон для своих габаритов. Ощущаемая стереосцена примерно соответствует расстановке колонок. Симфонический оркестр занимает нишу, которая простирается примерно на метр по сторонам от АС и метра на полтора вверх от них. Таким образом, комната прослушивания превращается в зрительный зал, масштабированный к ее размерам.

Фирменные стойки участвуют не только в формировании облика системы. Управление ранними отражениями с помощью кроссовера подразумевает точную высоту установки динамиков и наклон передней панели, определяющий расстояние каждого из излучателей до слушателя

Картинка и АЧХ сохраняются и при перемещениях слушателя. Поэтому зона, где достигается оптимальное звучание, выражена слабо. Главное отличие, когда сидишь в кресле по центру — количество информации, которое там получаешь, гораздо больше.

На треке «Arabesque op. 18» Шумана с одноименного диска «Crystal Cable» можно было по желанию погрузиться в поток звуков, либо, наоборот, разобрать его на составляющие. А композиция «Баба-Яга» Лядова с того же сборника прозвучала настолько информативно с точки зрения передачи всех инструментов оркестра одновременно, что можно было забыть о том, что формат записи «всего лишь» 44/16. Но дотошность в данном случае не подталкивала к анализу, а лишь усиливала эмоциональные штрихи. Духовые агрессивно рявкали там, где положено, а струнные нежно и безропотно им отвечали. Безусловно, Sonnet созданы для серьезной музыки.

Дотошность без скуки

А как насчет жанров попроще? На диске Mystery Juice «Overdrove» бас-гитара «качала» как следует, речитативы и ударные демонстрировали ожидаемую ритмичность, а электрифицированная скрипка и вовсе побуждала пуститься в пляс. Интересно, что когда я слушал этот альбом впервые, он показался мне скупым на эмоции, особенно в сравнении с выступлением этой группы в одном из московских клубов. А теперь в исполнении Chario я получил заметно больший заряд бодрости и веселья, нежели на том концерте. Да и студийная запись показалась предпочтительней несовершенного живого звука.

Диафрагма с экспоненциальным профилем (без центрального колпачка) обладает большей жесткостью на изгиб, чем диффузоры с колпачком

Вдохновленный электроскрипкой, я поставил еще один диск, на котором задействован данный инструмент — концертный альбом UK «Night After Night». Здесь мне понравилась работа АС с изменениями ритма и информационной насыщенности — в сложных фрагментах они легко распутывали любые пассажи, а в разреженные моменты придавали значимость каждому звуку или аккорду. Но долго слушать данный диск я не смог — ущербность этой записи Sonnet показали как есть.

Требовательны, но не придирчивы

Если снабдить их качественным с технической точки зрения материалом, то и довольно простенькие композиции будет слушать интересно и приятно. Так и произошло с Гровером Вашингтоном-младшим (сборник «Soulful Sax»). Соло саксофона в «Monte Carlo Nights» прозвучало гладко и задорно, а вокал — вкрадчиво и полновесно.

Деревянные панели соединены замком «ласточкин хвост»
Корпуса АС представляют собой сэндвич из плиты ДВП (высокой плотности) и накладок из натурального дерева, одновременно выполняющих декоративную роль

В целом эта акустика любит играть зажигательно и в то же время детально. Точность тоже на высоте, разве что несмотря на общую выдающуюся ритмичность атака фортепиано часто казалась сглаженной. Я специально послушал несколько записей, от классических произведений до Патрисии Барбер с неизменным результатом. На недостаток данная особенность не тянет, просто немного непривычно. Поэтому игра на этом инструменте воспринимается целыми фразами, не разделяясь на ноты.

Выводы

Chario Academy Sonnet требуют высококлассного тракта — себе под стать и просто хороших, даже не обязательно аудиофильских записей. При выполнении этих условий любая музыка в их интерпретации доставит удовольствие. Разве что бедные тембрально или динамически пережатые, например, фонограммы заставят заскучать.

Разместить акустику Sonnet в комнате тоже, скорее всего, будет несложно, поскольку требования все же вполне стандартные.

Достоинства: на удивление точная и прозрачная стереосцена, живая подача материала, великолепное качество отделки и изготовления

Недостатки: при отклонении условий установки от рекомендуемых результаты могут быть непредсказуемыми

Официальный сайт: Chario Academy Sonnet

Цена: 4 680 евро (эквивалент в рублях)

Паспортные данные

Акустическое оформление: фазоинверторное

Количество полос: 2

ВЧ-динамик: 32 мм, мягкий купол Silversoft

НЧ-динамик: 170 мм, Rohacell

Частота кроссовера: 1180 Гц

Нижняя граничная частота: 55 Гц (-3 дБ)

Верхняя граничная частота: н/д

Чувствительность: 90 дБ

Импеданс: 4 Ом

Рекомендуемая мощность усилителя: 120 Вт

Двухкабельное подключение: есть

Габариты: 445x235x340 мм (без стоек)

Масса: 14 кг