Уже второй десяток лет подразделение германской фирмы Vincent, имеющее свое имя — Т.А.С. (сокращение от английского Tube Amp Company), специализируется на ламповых усилителях. Теперь в ее ассортименте появился и гибридный CD-проигрыватель с ламповым аналоговым выходом.

Проигрыватель обращает на себя внимание необычным видом, чему есть несколько причин. Во-первых, вариант с верхней загрузкой сразу предполагает его принадлежность к классу эксклюзивных моделей. Далее, весь дизайн проигрывателя содержит некоторые элементы, объединяющие его с гибридным стереоусилителем V-60 (см. S&V, No6, 2008), для работы с которым С-60 по замыслу разработчиков он и предназначен. Это, конечно, форма корпуса с имитацией цилиндрических ножек и венчающие их винты с большими круглыми головками, якобы крепящие толстую (10 мм) алюминиевую верхнюю панель: на самом деле они декоративные и закрывают настоящие винты по четыре на каждом углу. Еще один декоративный элемент, объединяющий проигрыватель и усилитель, — это расположенная на верхней панели позади окна загрузки большая табличка с названием модели с подсветкой, которую, как и в усилителе, при желании можно отключить движковым выключателем на задней панели С-60. В проигрывателе использован модуль привода Philips VAM1202, который разрабатывался специально для воспроизведения аудиозаписей и имеет несколько модификаций, в том числе и примененную в данной модели, с верхней загрузкой и съемной магнитной планшайбой прижима диска. Важной особенностью используемого привода является уникальный актуатор (привод линзы лазерной головки) с малой массой, обеспечивающий быструю и точную фокусировку и радиальное слежение за дорожкой. Сдвигающаяся полупрозрачная шторка окна загрузки, кроме защитной, выполняет еще и блокирующую функцию: пока она не закрыта, включить воспроизведение невозможно.

Декоративные винты с большими круглыми головками закрывают настоящие винты, крепящие алюминиевую верхнюю панель на каждом углу

Для обработки цифрового сигнала использован ЦАП РСМ1792 (24 бита и восьмикратная передискретизация), на выходе которого работают операционные усилители OPA 2134, OPA2604 и OPA604 (все комплектующие от Burr-Brown). Аналоговый выход может быть транзисторным (на полевых транзисторах) или ламповым. В последнем случае после транзисторных усилителей на выход подключается катодный повторитель на триоде 6922EH. Это осуществляется только кнопкой на передней панели проигрывателя, но невозможно с пульта ДУ: срабатывание сопровождается синхронно тихим, но четким щелчком реле. Так что для оперативного сравнения звучания придется поставить проигрыватель рядом с местом прослушивания. Заметим, что изменение уровня при включении лампового каскада минимально и практически незаметно на слух. Поскольку для питания лампового каскада требуется существенно больше энергии, чем для транзисторного, и к тому же для ламповой части в С-60 используется отдельный выпрямитель на лампе 6Z4, то общее потребление проигрывателя в режиме воспроизведения достигает 29 Вт. Два окна с вентиляционными сетками в верхней панели расположены над лампами и обеспечивают им нормальный температурный режим: под левым находится лампа выпрямителя, а под правым в непосредственной близости от разъемов аналоговых выходов — усилительные.

Плата с аналоговой частью, расположенная в правом отсеке проигрывателя, заканчивается усилителями на лампах и полевых транзисторах, которые подключаются к разъемам с помощью четырех реле

Выходов у С-60 два: балансный и обычный несимметричный. Балансный — явно задел на будущее, ибо в связке с V-60 не может быть использован: у последнего все входы несимметричные. Минимально и управление проигрывателя: на пять больших кнопок на верхней панели возложены основные функции управления воспроизведением компакт-диска, а также включение повтора трека или всего альбома. Две кнопки на передней панели — это включение питания и выбор типа выходного усилителя. Поскольку у проигрывателя нет дежурного режима, то после включения в течение двадцати секунд на дисплее вспыхивает точка, предупреждая о прогреве ламп.

Проигрыватель имеет полный классический набор вспомогательных функций, которые были обязательны в додивидишный период, но затем практически исчезли. Среди таких особенностей музыкальный календарь (с индикацией на 16 треков и их превышение), три варианта повтора, включая и вариант А-В, воспроизведение по программе и в случайном порядке, ознакомительное прослушивание всех треков на диске по 10 первых секунд, выбор индикации текущего или оставшегося времени воспроизведения.

В левом отсеке, который, как и правый, отделен от центрального стальной перегородкой, располагаются два внушительных тороидальных трансформатора и высоковольтный ламповый выпрямитель

Все это разнообразие доступно с универсального пульта ДУ: расположенные на темном фоне его нижние восемь кнопок предназначены для управления усилителем V-60. Для согласования громкости звучания проигрывателя и других источников, подключенных к усилителю, проигрыватель имеет регулировку уровня с шагом 1 дБ, которая также доступна с пульта. Изменение выходного уровня индицируется при регулировке на дисплее вместо времени в диапазоне от 26 (максимальный уровень) до 01 (минимальный уровень) за которым следует полное приглушение, соответствующее показанию 00. Не требуется много времени, чтобы прийти к заключению, что проигрыватель T.A.C. C-60 — компонент очень музыкальный. В звуке нет сухости, рассудочности, «прозы». По сравнению с нашим редакционным Bryston BCD-1, звучание С-60 представляется более изысканным, тонким. Важное достоинство звучания проигрывателя (пусть и достоинство собирательное) — это естественность: в первую очередь нужно говорить о естественности отображения тембро-колористических особенностей и рисунка звуковой сцены. Замечательно деликатно преподносится микродинамический рельеф. Слушая устройство, хочется сказать: не звучит, а рисует, выводит тонкий музыкальный узор. К достоинствам следует отнести и отсутствие зернистости: аппарат играет «аналогово», причем в варианте как транзисторного, так и лампового оконечного каскада. Критиковать проигрыватель можно за передачу нижнего регистра, который выходит разреженным, слегка окрашенным, как бы обобщенным, с дефицитом энергии и деталировки, но общего впечатления это не портит. Достоинства есть как у транзисторного, так и у лампового варианта, поэтому непросто предпочесть какой-то один. В первом случае звучание более нейтральное; во втором добавляется пресловутая ламповая теплота — причем очень деликатно.

Частотная характеристика достаточнолинейна: небольшой подъем в области высоких укладывается в заявленную производителем неравномерность. Идентичность каналов очень хорошая: разбаланс в критической среднечастотной области не более 0,02 дБ. Коэффициент нелинейных искажений не превышает сотых долей процента. На параметры аналогового тракта практически не влияет тип используемого выходного каскада. Уровень выходного сигнала при включении ламп уменьшается всего на десятую долю вольта, а коэффициент искаженней не изменяется вовсе. Уровень выходного сигнала достаточно большой (он значительно выше стандартного значения для линейного выхода) и поэтому при работе практически с любым усилителем его придется уменьшить с помощью имеющейся регулировки. Форма переходного процесса для импульсов характерна для фильтров с минимальной фазой. При этом даже при нулевом уровне импульсов ограничения выбросов переходной характеристики отсутствуют. Уровень интермодуляционных составляющих в тональной области спектра выходного сигнала минимален. Линейность амплитудной характеристики ЦАП’а вплоть до уровня –80 дБ отличная.

Текст: Артём Аватинян, Алексей Грудинин