Я не могу оценить влияние группы Queen на мир — я родилась уже после того, как Фредди Меркьюри умер, и не застала ни Live Aid, ни барселонской Олимпиады, ни чего-либо еще. Но при этом их песни были рядом со мной с самого детства, незаметно заполняли собой инфопространство, а о существовании незаурядных британцев, записавших «Богемскую рапсодию» (Bohemian Rhapsody), знали будто бы все вокруг.

Культовость группы, как я думаю, как раз и заключается не в количестве фанатов, а в ее известности. Можно не знать фактов биографии музыкантов, их любимых цветов и числа супруг и супругов, не располагать в мозгу всю дискографию по дате выпуска, но знать то, что эти люди собрались вместе и сделали такой-то и такой-то трек — и это в моем понимании известность.

То, что «Bohemian Rhapsody» мог начать подпевать любой студент в моей альма-матер, если она вдруг у кого-нибудь заиграет. То, что большинство вспоминали «Горца» как «фильм, в котором играли "Who Wants To Live Forever" и "Princes of the Universe"». То, что слово «Барселона» часто проговаривали нараспев.

Ну и шоу, как говорится, маст гоу он.


Байопик «Богемская рапсодия», вопреки рассказам продюсеров, актеров и прочих причастных, вышел все-таки не фильмом о группе Queen, а историей Фредди Меркьюри. Историей, причем, достаточно простой.

Фильм создавался с огромным трудом: впервые о нем заговорили в 2010 году, планировали работать с Сашей Бароном Коэном, отложили производство, перебрали несколько режиссеров и сценаристов... В итоге остановились на Брайане Сингере, который отвечает за нынешнее поколение «Людей-Икс», но и он не смог довести картину до логического завершения, и за несколько недель до окончания съемок его сменили Ньютон Томас Сигел и Декстер Флетчер. Саша Барон Коэн в роли Фредди Меркьюри не задержался — хотел более взрослого фильма, чем того позволял рейтинг PG-13 и чем того хотели ставшие продюсерами картины участники группы Брайан Мэй и Роджер Тейлор, а также менеджер Джим «Майями» Бич. В итоге роль вокалиста на себя взял Рами Малек — американец египетского происхождения, большинству запомнившийся по недавнему «Мотыльку» и сериалу «Мистер Робот».

И сделал это замечательно.

Фредди в исполнении Малека абсолютно живой. В нем чувствуются одновременно и пробивающий потолок и небосвод апломб, и сидящие в глубине неуверенность и тоска, и неизбывное желание творить. Он отлично показал разностороннюю, запутавшуюся, перенасытившуюся жизнью личность, в какой-то момент потерявшую себя. Повадки, ужимки, взгляды, движения, мельчайшие жесты — Малек очень хорошо смог воплотить в себе всю ту визуальную артистичность, которой славился Меркьюри. Как Малек сказал в одном из интервью, во время съемок он вместе с Брайаном Мэем зашел в гости к сестре Фредди, Кашмире, будучи в образе, чем вызвал у той слезы, сопровождающиеся словами: «Это мой Фредди». Может, это просто яркая история для прессы, но образ Малек создал если и не попадающий на 100% в действительно существовавшего Фредди, то отлично передающий его яркие черты.

Остальные актеры — массовка для сияния Малека. Трое других участников Queen никогда не показаны по отдельности, всегда идут в комплекте, и их жизни, кажется, попросту не так важны. Но визуально сходство попросту потрясающее. Брайан Мэй сказал, что действительно видел себя в исполнении Гвилима Ли, и отметил, что взаимоотношения участников группы показаны достоверно: он-Гвилим стремится достичь компромисса, Роджер Тейлор, сыгранный Беном Харди, лезет на рожон, а Джон Дикон от Джозефа Маззелло хмыкает где-то на периферии. Но некоторые факты, например, процесс создания той же «We Will Rock You», изменили в угоду зрелищности.

История с Мэри Остин, девушкой и даже невестой Фредди, которую сыграла Люси Бойнтон, начинается с плавной, неспешной романтики, медленно перерастающей в конфликт. Стиль жизни рок-звезды не близок Мэри, да и сам Меркьюри по ходу дела выясняет, что мужчины его все-таки привлекают сильнее, но при этом посвящает Мэри лиричную «Love of my Life» и показывает ей концертную запись.

И все идет под откос. Из истории развития перспективной рок-группы, стремящейся к экспериментам, фильм превращается в личную историю сломавшегося, потерявшего всю свою суть человека, мутирует из рокерского байопика в байопик персональный. Рамки рейтинга PG-13 попросту не позволяют показать сопровождающие падение вечеринки, полные алкоголя, секса и наркотиков, оставляя нам лишь следы празднеств, в аккуратном, тщательно выверенном беспорядке раскиданные по всем горизонтальным поверхностям, и красноглазого, осунувшегося, кашляющего кровью Малека с мешками под глазами, вмещающими госдолг США.

Смотреть на это скучно. Не то чтобы я требовала от фильма о жизни одного из самых развратных рок-вокалистов прошлого века адекватного изображения всех творившихся в его жизни вещей, но честно скажу — такие вечеринки, что показаны в фильме, сейчас устраивают школьники, а никак не рок-звезды. Скука же преследовала и ранее, во время описания турне группы по США. Да, там показаны яркие выступления, но не чувствуется их масштаба, их грандиозности. Не видно, что группа играла в студенческих барах, а потом записала «Рапсодию» и пошла громить чарты и грести деньги лопатой. Ощущения суперзвездности и стремительного взлета фильм передать не смог ни на йоту.

Вторая половина фильма максимально слезодавительна: Малек с огромными глазами в образе Фредди страдает, продолжает портить свою жизнь и глубже себя закапывать, узнает, что жизни той ему осталось недолго и решает в итоге, не дописав второй сольник, вернуться к «своей семье» — группе Queen и Мэри Остин. И кульминацией этого возвращения стало выступление на Live Aid.

Для фильма полностью воссоздали сцену на Уэмбли, согнали несколько тысяч человек массовки и практически полностью (под фанеру, естественно) переиграли выступление Queen, вырезав одну песню и подрезав остальные. И в этот момент драма превращается в триумфальное концертное видео, которым и завершается. Перезаписанное выступление максимально энергичное, яркое, живое — можно было бы даже назвать его апскейлом оригинала, мне кажется.

Вот только мы все это видели. Фильм идет по проторенной дорожке если не всех, то многих биографических картин. Группа встретилась, самый яркий ее участник начал испытывать проблемы, пошли конфликты, распад, потом триумфальное воссоединение и яркое выступление, к которому это воссоединение приводит. При том, что история существования каждой группы все-таки чем-то отличается, байопики почему-то всегда одинаковые, и «Богемскую рапсодию» эта клишированность не миновала. Фильм будто бы пытается рассказать историю из цветового пространства BT.2020, но подается при этом в сепии. И смотрится это очень странно.

Потому что жизнь у Queen вместе с Фредди была хоть и не самая долгая, но удивительно яркая, стремительная, разнообразная. В фильме же история этой группы выглядит так же, как история какой-нибудь простенькой инди-гаражности. Нет масштаба, нет искр, бури, безумия, нет звездности и грандиозности, нет новаторства и экспериментальности, нет чего-то, что отличало бы Queen от других. А у них, между прочим, даже гитарист на самодельной гитаре играл — и ни слова об этом.

Но фанатам, конечно, понравится. Фанатам даже будет над чем порыдать, потому что слезодавительные драматичные моменты Сингер использует умело. Эпизод с походом в клинику под «Who Wants To Live Forever», правда, уж слишком банальный, но работает.

Картинка симпатичная. Повествование неспешное, но при этом эпизодическое, действие тянется, как сгущенка, а потом резко обрывается и меняется на другую сгущенку. В самом начале показывается, что называется, gear porn — музыкальное оборудование снимают с самых соблазнительных ракурсов, крупным планом, детально и четко, с красивыми тенями и бликами. Потом об этом забывают, концентрируясь на подчеркнутых мешками глазах Малека и, позже, на его искусственных усах.

Котиков вот показали, это да, за котиков спасибо, котики были милые, хоть и урчали не к месту.

И да, сама «Bohemian Rhapsody» в фильме ни разу не прозвучала целиком. Так что для того, чтобы послушать песни Queen, идти в кино не стоит. Лучше включить их на дисках или даже на стриминге.