Факт: после просмотра короткометражки «Майор Гром» я села читать комиксы издательства Bubble, на которых она основана. Очнулась в три ночи, прочитав около сорока выпусков. По-моему, это показатель. Показатель не того, что я увлекающаяся натура, но того, что у короткометражки есть увлекательная основа.

Везде этот фильм преподносят как «первый боевик, снятый по всемирно известным русским комиксам». Очевидно, что есть те, кому не дает покоя слава Marvel, DC и его более жестокого ответвления, Vertigo. Издательство Bubble появилось в 2012 году и сделало ставку на реализм: герои комиксов живут и попадают в приключения в знакомых многим Москве и Санкт-Петербурге, шутят с учетом современных на тот момент тенденций в масс-медиа, не забывают про местный фольклор.

В фильме от этого не отказались. На первый взгляд главный герой, Игорь Гром, майор МВД, напоминает Илью Курякина, агента КГБ в исполнении Арми Хаммера из перезапущенных Гаем Ричи «Агентов А.Н.К.Л.». После изучения первоисточника оказалось, что в комиксах майор Гром выглядит точно так же — кепочка и курточка, разве что потом еще прибавляет к стандартному комплекту шарф. Тем девочкам, кто в свое время восхитился Курякиным, Гром придется по нраву.

Слева — Игорь Гром, «Майор Гром», справа — Илья Курякин, «Агенты А.Н.К.Л.»

Он показан не супергероем, но человеком, с которым случаются и неудачи, и осечки. Особенно это заметно в очередной (возможно, такой же несознательной) отсылке к Ричи, но уже к его «Шерлоку Холмсу» — Гром продумывает битву с врагами, пытаясь ее правильно срежиссировать и выйти из нее с наименьшими потерями. Он главный герой, поэтому у него, конечно же, в итоге получается, но совсем не так, как он планировал.

Хореография драк замечательная. Каких-то супер-сверхъестественных моментов нет, кроме разве тех, в которых майор бьет стоящих во весь рост супостатов ногой по лицу и при этом сохраняет целостность брюк — насколько я помню, в такие моменты джинсы охотно расходятся по шву. Драки динамичные, шустрые, вполне реалистичные (за исключением элементов паркура), оператор за действием поспевает, слоу-мо используется редко и органично, мелкие звуковые эффекты приходятся к месту.

Хореографией занимался Александр Стеценко, который отличился в нашумевшей работе Ильи Найшуллера «Хардкор» — отсюда и динамичность с эффектностью. Я помню, что можно ударить так высоко и так быстро, я знаю, что годы тренировок позволят вовремя почувствовать супостата за спиной — я вижу, как Гром продумывает свои действия, соотнося их со своим опытом, ошибается и думает вновь, и именно из-за этого происходящему хочется верить.

По сути своей вся короткометражка — это одна огромная экшен-сцена, в которую умудрились вместить и кучу-малу с несколькими врагами, и погоню, и напряженные моменты, и финальную битву с главным злодеем в эстетически приятном месте. Все это перемежалось шутками, некоторые из которых смотрелись органично (злобный банкомат!), а некоторые все же казались излишне плоскими. Но этот фильм и не должен быть серьезным.

Сами создатели короткометражки говорят: «Такой экшен, как сняли мы, в России вообще никто не снимает. Это не бахвальство, а факт». А в экшене места серьезному сюжету обычно нет. Вдохновлялись авторы даже не современными кинолентами Marvel или DC, а боевиками девяностых, вроде «Крепкого орешка» и «Смертельного оружия». И это логично, если учитывать первоисточник. Комикс «Майор Гром», хоть он и о следователе, нельзя назвать детективным — в первую очередь это приключенческие истории со взрывами, драками, жуткими заговорами и ужасными злодеями, а в будущем даже и с мистикой.

Второстепенные персонажи в короткометражке немногим отличаются от картонок. Они гротескно-стереотипные, причем это относится как к доброй массовке, так и к злодеям. В комментариях к самому фильму кто-то сказал, что они будто бы играют в КВН, а не в кино, и в этом есть толика правды. От этого Гром выглядит чуть более выпуклым, хотя сам состоит из маленьких кусочков известных персонажей. Что-то от Бэтмена, что-то от Холмса, что-то от того же Джона Макклейна и даже от L из «Death Note».

Именно на фоне картины, состоящей из клише, но сдобренной забавными твистами, Гром смотрится неплохим героем. И не супергероем, а обычным таким, который ежедневно, рутинно освобождает заложников в банках и случайно предотвращает теракты, а не раз в полгода спасает мир или целую вселенную.

Издательство Bubble решило начать путешествие на экраны именно с «Грома» как раз из-за того, что Игорь Гром — тот персонаж, которого можно без проблем встретить в чебуречной на Пушкинской. Вот только если встретивший после этого пойдет просиживать штаны в ближайшем офисе, Гром побежит ловить злобного маньяка-психопата. Об этом же говорит режиссер фильма, Владимир Беседин: «Успех Грома связан в том числе с тем, что это промежуточный этап между тем, что это что-то новое, другая реальность, но при этом довольно близко к российской действительности».

Слов в картине мало, их место занимает музыка. И подобрана она хорошо: в фильме можно услышать и The Heavy, и FatBoy Slim, и «Move Like A Devil» от David Mead Jr. в качестве темы персонажа. Мелодии, призванные нагнать немножко жути и саспенса, не очень справляются со своей задачей — моменты слишком короткие — но звучат приятно.

Без ляпов, конечно же, не обошлось: куда-то пропадает оружие, мгновенно сохнет одежда, тайминги не всегда совпадают, да и в целом сценарий — слабое место картины. Но это для авторов — проба пера: они хотели показать, на что способны. Это был большой эксперимент, в котором опробовали свет и цвет, операторские фишки и другие интересные ходы в съемке, сюжетные моменты. И авторы проекта смогли создать картину, в которой есть вполне приличный, я бы даже сказала голливудский экшен (со всеми его плюсами и минусами), симпатичные декорации, подходящий саундтрек. Сейчас авторы ведут переговоры со студией Silver Pictures, которая как раз и сняла культовые боевики девяностых, включая «Смертельное оружие», «Крепкий орешек» и «Матрицу». По словам Артема Габрелянова, инициатора проекта, этим «людям, которые что-то понимают в жанре развлекательных экшенов», очень понравились рабочие материалы «Майора Грома», и в дальнейшем команде хочется именно с ними работать над полным метром, а в идеале — снять его на английском языке и ориентировать на западный рынок.

Сюжет короткометражки не повторяет описанных в комиксах событий, а является скорее приквелом, который знакомит с персонажем тех, кто о его существовании и не подозревал. Просто майор совершенно случайно оказывается в банке, который решают захватить грабители, и спасает заложников. Где-то мы такое уже встречали, да, но и трибьюты Led Zeppelin мы тоже слушали сотни раз, и некоторые из них нас даже радуют (меня, по крайней мере, точно). Но сами комиксы богаты различными делами, как простыми и банальными, так и интересными, не лишены занятных ходов, так что у «Грома» действительно есть увлекательная сюжетная основа.

За те полчаса, что длится короткометражка, мне ни разу не захотелось прикрыть лицо руками и удавиться от стыда за российский кинематограф. Мне, наоборот, захотелось пойти и ознакомиться с оригиналом.

Полнометражный фильм обещают в 2018 году, и я его буду ждать. Интересно ведь, хватит ли у команды запала и задора на полтора-два часа экранного времени и какие выводы она сделает из предыдущих экспериментов. Хотя, как мне кажется, формат сериала такой истории подошел бы лучше.

Сам фильм доступен на официальном Youtube-канале студии Bubble в качестве Full HD. В кинотеатры его не запустили — это, можно сказать, демо-версия, и их принято распространять бесплатно.