Те, кто так или иначе продолжает традиции классического рок и поп-саунда, на ком лежит ответственность за качество звучания, музыкального стиля исполнителей с мировыми именами — серые кардиналы музыкальной индустрии. Итак, пятерка англо-американских продюсеров, действительно лучших в своем деле.

Джефф Линн. Профессия: битломан

Певец, гитарист и автор песен Джефф Линн, будучи лидером группы ELO и музыкальным продюсером, всю жизнь, похоже, занимается делом Джорджа Генри Мартина, то есть воссоздаёт саунд битлов.

Удивительное сочетание гитар, струнных, барабанного грува и юношеского многоголосья — именно за это пьянящее звучание альбомов ELO многие битломаны считают Линна настоящим продолжателем дела Ливерпульской четверки. Стоит признать: он настолько знаток своего дела, что работать над битловскими пост-мортем песнями позвали именно его.

Чуть ранее он уже продюсировал «Cloud Nine» (1987) Джорджа Харрисона, а впоследствии участвовал в записи самого последнего его альбома «Brainwashed» вместе с самим Харрисоном и его сыном Дхани, где вновь выступил одним из продюсеров.

Ти-Боун Бернетт. Сила блюзовых корней

Удивительно, но в XXI веке вновь вернулась мода на сырое блюзовое звучание, золотые диски, премии и прочее признание славы. Разумеется, не на сам корневой блюз, лишь на его тонкую стилизацию. Мастер такого «низкотехнологичного» саунда — Ти-Боун Бернетт — композитор, музыкант и знаменитый голливудский продюсер, чье имя в списке кредитов подчас гораздо значимее имени самого артиста на обложке. А если имя его сочетается, скажем, с какой-нибудь дивой вроде Кассандры Уилсон (как на альбоме 2006 года «Thunderbird») — получается и вовсе шедевр на века.

Карьера Бернетта-музыканта началась еще в далекие 70-е. Тогда он играл фолк-рок, и только в 1993-м получил свою первую номинацию на Грэмми в категории лучший альбом современного фолка за «The Criminal Under My Own Hat». Став впоследствии любимчиком Грэмми, Бернетт до сих пор в числе тех, кого Академия непременно замечает и обязательно награждает.

Главное грамофонное достижение Бернетта— спродюсированный им в 2000 году саундтрек к фильму «О где же ты, брат?», взявший престижную премию в категории альбом года. Именно альбом, а не саундтрек — такого в истории Грэмми не случалось никогда: Bodyguard Уитни Хьюстон, конечно, считается, но он всё-таки был альбомом одного исполнителя — Хьюстон, а в «Брате» звучали разные музыканты.

И да, благодаря Бернетту, Роберт Плант из Led Zeppelin наконец получил заветную Грэмми: его кантри-альбом, записанный совместно с певицей/скрипачкой Алисон Краусс «Raising Sand» в феврале 2009-го был награжден как альбом года, а также как лучший современный фолк-альбом. Из блюзменов тогда же чествовали Би Би Кинга, и последний альбом классика, «One Kind Favor» (лучший альбом современного блюза) также спродюсировал Бернетт.

Брайан Ино. Мой рок-н-ролл

Экс-участник «Roxy Music» Брайан Ино — философ и визионер. Его и музыкантом-то трудно назвать: Брайан неоднократно признавался в том, что не умеет играть и сочинять музыку по правилам. В первую очередь, Ино — художник звука, популяризовавший стиль эмбиент, где главную роль играет сама текстура звучания, а не музыка и тексты.

Однако когда Ино продюсирует других, он безусловный традиционалист, человек, точно знающий секрет популярного музыкального продукта. «Если ты нравишься лишь избранным — это твоя ошибка, — считает Ино, — ответная реакция публики — самый лучший стимул для новых свершений». Увлеченный музыкальными направлениями краут-рок и панк, с гитарами, барабанами, зычным вокалом и плотным прозрачным звуком, именно такими Ино «строил» и U2 и, например, группу James.

Успевший за свою карьеру поработать со звездами действительно первой величины (Дэвидом Боуи, Шинейд О’Коннор, Натали Имбрулья, Coldplay, Talking Heads и многими другими), и даже сочинивший мелодию заставки для Windows 95, непосредственно к битловской истории Ино имеет весьма опосредованное отношение, хотя в конце 80-х именно его подопечных «U2» всерьез прочили в новые The Beatles.

Мартин «Youth» Гловер. И нашим, и вашим

Бывший басист Мартин Гловер, по прозвищу Youth, начинал в культовой группе Killing Joke, довольно значимой в жанре пост-панка и числящейся предтечей индастриала. В 1982 году Гловер покинул KJ, после чего организовал несколько групп, не имевших успеха. Всегда питая склонность к дабу и звуковым экспериментам, в 1988-м Гловер вместе с легендарным электронщиком Алексом Патерсоном (The Orb) создали экстравагантный рекорд-лейбл WAU! Mr. Modo, играющий техно, даб и индастриал; некоторые релизы теперь – на вес золота.

Как продюсер и звукоинженер Youth, тем не менее, работал со сливками поп- и рок-музыки 80-90-х, от Siouxsie and the Banshees и Crowded House до U2, INXS, Depeche Mode, Texas, и даже Pink Floyd (числится сопродюсером их последнего альбома «The Endless River»).

Этот андеграундный/попсовый экспериментатор стал частью The Beatles в самом прямом смысле: Youth – половинка дуэта The Fireman, второй участник которого – Пол Маккартни. Как это часто бывает в такого рода кроссовер-коллаборациях, музыка, а точнее, звуковые коллажи проекта прошли мимо фанатов и рока, и продвинутой электроники. Также Мартин участвовал в создании альбома «Liverpool Sound Collage», который, правда, никто музыкой не считает: Маккартни делал его как саунд-дизайн для выставки Питера Блейка.

Третий альбом The Fireman под названием «Electric Arguments» (2008) стал относительно событием: в нем есть песни, похожие на песни, и вокал Маккартни. Собственно, с этого «Пожарника» и началась история Маккартни в современном саунде, которая феерически продолжилась альбомом «NEW» (2013), где были задействованы четыре молодых продюсера, включая Марка Ронсона.

Марк Ронсон. Хорошо забытое старое

Сорокалетний англичанин Марк Ронсон, живущий в Нью-Йорке – тоже часть поп-истории. В 2008 году, после выхода его второго сольного альбома «Version», Ронсон стал одним из самых крутых новых артистов Соединенного Королевства, что было отмечено наградой Brit Award.

Ронсон – явный специалист по американскому ретро-саунду: соул, R&B и тому подобному. В том же 2008-м он спродюсировал самый, пожалуй, громкий релиз года – дебютник «19» певицы Адель. Из Бруно Марса сделал практически второго Майкла Джексона, а Эми Уайнхаус дал возможность быть собой – Дженис XXI века с обнажёнными нервами (Грэмми в номинации «Продюсер года» за альбом «Back to Black» и «Запись года» за сингл «Rehab»).

Часть 1: Тот, кто крутит ручки: восемь типов великих музыкальных продюсеров