На этой неделе «Темная башня» (The Dark Tower) по Стивену Кингу стартовала в российском прокате. Картина, названная критиками «самой ожидаемой премьерой в 2017 году», ими же она была смешана с грязью в первый день после показа. Судите сами: рейтинг фильма на сайте Rotten Tomatoes составил...18 процентов — негусто. «Полная катастрофа, грандиозный промах, отчаянный компромисс, разочарование» — такими эпитетами «обласкали» гуру западной и отечественной кинокритики новый фильм датчанина Николая Арселя. Претензии предъявили к слишком пренебрежительному отношению к первоисточнику, к многочисленным недоработкам и алчности продюсеров, превративших самую ожидаемую экранизацию в «однозначный провал». Но так ли все плохо?

Кино не для фанатов, кино не для критиков

Для тех, кто читал цикл «Темная башня» (а это — восемь томов, написанных Кингом в период с 1982 по 2012 годы) и полюбил его, подобно американским фанатам, строчившим писателю письма с предсмертного ложа с мольбами ответить по секрету, что же будет дальше, вероятно, фильм станет разочарованием. Ведь несоответствий — воз и маленькая тележка, начиная с самого Стрелка (его прообразом был Клинт Иствуд из «Долларовой трилогии» Серджио Леоне, но никак не Уилл Смит из «Дикий, дикий Запад» или Сэмюэл Л. Джексон из «Омерзительной восьмерки») и заканчивая сценарием, безбожно исказившем буквально все. Фэны столько лет ждали экранизации как минимум поттеровского масштаба, а тут такое разочарование — «подростковое кино», уложенное в полтора часа.

Также голодными и злыми останутся киноведы всех калибров и мастей. Наивная в хорошем смысле и слишком вольная интерпретация Арселя — отличная мишень для знатоков, которым вечно недостает то ли академизма, то ли завершенности, то ли тонкости и внимания к деталям, а возможно — и это, разумеется, настоящая катастрофа — всего вместе.

Ожидание и реальность

Да, здесь не стоит искать вселенную Стивена Кинга в полном объеме. По ходу фильма возникнет масса вопросов, ответы на которые вам не предоставят. К тому же въедливых зрителей вряд ли порадует чрезмерная прямолинейность персонажей. Отношения Стрелка с Человеком в черном и правда лишены книжных полутонов: злой здесь — исчадие ада, добрый — ну, значит, добрый. Конечно, в книге герои были другими, другой была сама атмосфера. Но, как верно заметили некоторые, самая мысль уложить «Темную башню» в полтора часа экранного времени изначально была рискованной затеей, и создатели фильма, очевидно, не придумали ничего лучше, чем сделать действительно крепкий середняк — кино, способное охватить как можно больше целевой аудитории, включая подростковую. Более того, исключив из ленты практически всю многогранность, многожанровость и сделав голубоглазого дебютанта Тома Тэйлора главным действующим лицом, экранизация вылилась в отличное кино для школьников.

Кино для зрителя

Картина получилось легкой, мечтательной и не противоречащей... нет, не циклу романов «Темная башня» (повторимся, у книги и фильма общего крайне мало), но одному из магистральных элементов в творчестве Кинга — «грустному мотиву», где маленький мальчик, он же провидец, он же искатель и он же изгой. Именно таков экранный Джейк Чэмберз в попытке разгадать тайну параллельной вселенной из своих снов. И в этой своей попытке он не теряется на фоне матерых М. МакКонахи и И. Эльбы. Думаю, слова самого Кинга «это не совсем мой роман, но это тот дух и тон» — именно об этом.

Вообще актерский состав здесь — сильное звено. Прежде всего следует отметить убедительность Тома Тэйлора, ранее замеченного лишь в нескольких сериалах. В последнее время от детей не ждут актерской игры, просто помещая симпатичную мордашку в композицию кадра. В итоге зрительского сочувствия к приключениям такой шахматной фигурки остается немного. В «Темной Башне» Тэйлор аккуратно сохранил должный баланс между подростковым обаянием и амплуа изгоя, так что сопереживание аудитории, в особенности ровесников, ему гарантировано.

МакКонахи — выступивший в роли главного злодея (в книге он был одним из подручных Алого Короля), тоже строит весьма цельный образ. Возможно, поклонникам романа снова не хватит философичного настроя книжного Уолтера. Но хватит ворчать, МакКонахи хорошо делает свою работу. Взгляд, пластика силуэта, ухмылка и прическа интегрируют опыт и Дракулы, и «матричного» Нео, и даже самых мрачных метаморфоз актера Кристофера Уокена, который тоже, как мы знаем, украсил кино по произведению Кинга.

Продюсер фильма Рон Ховард говорит, что «персонаж МакКонахи прост и весел, но при этом абсолютно безжалостен, кажется, у него все под контролем. Мэттью идеально подходил на роль Человека в черном, поскольку он запредельно очарователен, расслаблен и чудовищно энергичен». Золотые слова — все так и было. Честно говоря, из всех ныне действующих артистов Голливуда именно МакКонахи — наиболее потенциальная и прогрессирующая персона. Сейчас сложно представить, что Бенджамин Барри из комедии 2003-го года «Как отделаться от парня за 10 дней» и Рон Вудруф из «Далласского клуба покупателей» — одно и то же лицо.

Идрис Эльба — спорный выбор, на наш взгляд. Но это только на наш взгляд. Черное население, его присутствие, давно является, скажем так, неотъемлемым фоном повседневной жизни в США. Так что по мнению самого Кинга, цвет кожи здесь роли не играет. Но как ни крути, у тех, кто знаком с романом, образ Роланда Дискейна сложился иной: высокий синеглазый астеник. Ведь сам Кинг с усердием Льва Толстого напоминает своему читателю о глазах Роланда — светлые пронзительные, «глаза снайпера». Фактически речь идет о самом МакКонахи! А тут все наоборот. Впрочем, внешнее несоответствие не умоляет крепкой игры Эльба, которая отдельно от книги не вызывает каких-то значимых противоречий.

Итог

Сложно сказать, что получилось бы, окажись в режиссерском кресле не Николай Арсель, а Рон Ховард, Джей Джей Абрамс или Стивен Спилберг. Если бы Стрелка сыграл все-таки Мэтью МакКонехи (который изначально и рассматривался именно на эту роль), Рассел Кроу или Кристиан Бейл. Если бы проект не мурыжили с 2007-го года, перетасовывая съемочную группу, утрясая бюджет и перебрасывая, как прожорливого птенца, от студии к студии, не объявляли о закрытии и вновь не возрождали спустя время. Сама история экранизации довольна многострадальна, как, впрочем, и годы, ушедшие у писателя на скрупулезное построение вселенной, со всеми ее персонажами и хитросплетениями.

И несмотря на нашу уверенность в том, что «Темная башня» по ряду причин никогда не войдет в список лучших экранизаций Стивена Кинга, дебют на большом экране Тома Тэйлора и образ Мэтью МакКонахи достойны зрительского внимания. Поэтому наш вердикт — смотреть. Но смотреть не глазами, а сердцем и, конечно, выкинуть из головы первоисточник, если вы когда-то все-таки его осилили.