Смотрю я однажды сладкий сон а там лампа такая о куче ножек подходит к микросхеме на куче ножек с железным белым металлическим радиатором, делает вокруг него пару танцевальных па, и звонким таким стеклянно-колоратурным голосом "-Фи!!! ну и чем я хуже ваших TDA?!!!"

Экспресс обзор нестандартных но весьма регулярно встречающихся в аудифильском мире радиоламп.

Давным давно, когда в моей студенческой голове еще жили глупые короли, страстные лесные волшебники, веселые трезвые трубадуры, и принцессы верящие что после вип аппартаментов с милым возможен рай в шалаше, одна компьютерная компания выпустила материскую плату с ламповым аудифильским усилителем прям на самой плате. Когда я в журнале увидел фотку этой платы я очень сильно удивился - там была только ОДНА ЛАМПА! Каналов то вроде в аудимире минимум 2 положено а тут что? Моноусилитель или они в блок питания лампу вставили? Или там только сабвуферный выход "утепляют", а звуковуха так вообще 5.1? Правда пару недель спустя так и не увидев такую материнку вживую в магазине я о ней балогополучно забыл...


Я в те времена про лампы мало чего знал. Я вообще согласно еще школьным учебникам думал что лампы это устаревшая тема и они давно с производства сняты, а задачи на лампах что встречаются в учебниках это со слов учителей потому что учебник старый... На белой глянцевой бумаге подписанный в печать в 98м году, как гласила аннотация... Видимо 98й год и 1998й год и правда имеют в своем активе 1900 лет разницы... Хотя все равно паззл не сходится...

Позже я конечно узнал, что и аудиофилы любят лампы, и есть лампы бегущей волны которые очень трудно чем нибудь заменить, а для нужд космоса они очень нужны, еще позже я узнал что и ламповые усилители большой мощности в космическом деле применяеются... А еще позже выяснил, что есть еще и ракетные лампы - маленькие стеклянные с длинными выводами как у резисторов во все стороны и... ресурсом всего один час... Ну а в общем больше то и не нужно чтобы космонавтов да спутники в космос запульнуть...


И вот буквально вчера я испытал гибридный эффект квинтесенции знаний с одновременым острым колюще-ГУГЛЯЩЕМ ощущением их диффицита. Я размышляя над кривой коррекции на виниле призадумался: у этой кривой 3 точки перегиба и 4 полосы с разным коэффициентом наклона кривой ачх. Т.е. схемотехническая реализация данной штуки так же требует минимум 4 RC-цепочки. А т.к. напрямую данные детальки соединить нельзя потому что емкости и сопротивления имеют свойства складываться-вычитаться, то выходит каждую полосу нужно разделить дополнительным каскадом усиления... т.е. получается что на винил-корректоре нужно минимум 5 ламп на канал... 1-для того чтобы сигнал усилить, на выходе которой сделать первый изгиб, вторая - чтобы сделать второй изгиб, третья - чтобы сделать третий изгиб и четвертая чтобы сделать траливали на вч и получить мягкий аналоговый звук тарелочек с воздухом, а пятая - чтобы защитить схему коррекции от входных каскадов усилителя мощности с их электроемкостью и входным сопротивлением ну и чтобы кабель чего не того не натворил, а может и наоборот... внес дополнительные улучшения в звук а не нарушил тонкие настройки уязвимых компонентов схемы коррекции особенно на важных для мягкости аналогового звука частотах!

Но если все так хитро то почему я вижу только 2 лампы в корректорах в магазине? В чем секрет? Где остальные спрятаны?

И тут я начал гуглить!

Оказалось что лампы там не простые а - комбинированные! Их там в одной колбе 2 штуки разом! Один анод, одна нить накала для его подогрева а дальше поток электронов разделяется на 2 направления и там у каждого из них и свой катод и свои сеточки. Причем лампы бывают разные, бывают двойные диоды, бывают двойные триоды, бывают двойные пентоды, а бывают и гибриды пентод-триод.

Но это всего 2 лампы внутри одной, а я тут насчиал аж 5 на канал... Где ж остальные? А тут оказывается все до хитропопого просто, пентод можно использовать более хитро чем просто усилитель с парой сеточек для борьбы с динатронным эффектом из моей прошлой статьи. Оказывается можно на каждую сеточку подавать сигнал с выхода лампы со своей цепочкой коррекции, это решение называется коррекция ачх в обратной связи усилительного каскада. И таким образом мы подаем на лампу сразу и сигнал с иголочки, и на каждую сеточку свои 4 полосы, а т.к. мощность у лампы маленькая то динатронный эффект тоже маленький! Осталось только на выходе поставить мирный триод чтобы защитить тонкую схему коррекции еще более чувсвтительную к внешним воздейсвтиям за счет того что она в цепях обратной связи, от воздействия входного тракта усилителя и чтобы дать возможность кабелю себя правильно и вкусно проявить!

Конечно тут ремарка, у читателей наверняка возникли подозрения что такая схема да еще и с динатронным эффектом работает не очень хорошо(Хотя как сказано в прошлой моей статье про лампы, именно этот эффект и придает звуку характерную теплоту и воздушность). И скажем прямо и честно, есть схемы которые работают лучше. Эта умеренно простая схема реализуется в корректорах где торчат по 2 комбо-лампы класса пентод-триод, одна на левый канал а другая на правый, при этом такие корректоры имеют "короткий номер телефона" на ценнике. А вот где ценник во все 10 знаков а то еще и +7 в начале кода содержит то там внутри ламп полное раздолье!!! Минимум 4 на канал при том что и схема двухтактная и пентоды сплошные да еще и комбинированные по 2 шутуки внутри! А это уже аж 8 эквивалентных ламп на канал! Каждая из которых одна за двоих и плюс сеточка для наведения порядка в стане потока электронов!

Ну а та лампа на материнке оказась двойным триодом. Так что все там в формате стерео, а если присмотреться так там еще и конденсаторы весьма аудиофильсокого размаха! Жаль что я ее такую не услышал вживую... А сейчас уже и эпоха не та и процессоры совсем другой вычислительной мощности... Разве что самому пошалить да сделать усилитель для колонок ноутбука на двойном триоде. Хотя уж тогда делать хитрее: чтобы в одной лампе один триод на пред, а второй на мощник! Вот только без солидного двойного пентода меня на это дело не расшевелить!