В линейке любого производителя всегда есть самый-самый аппарат, выделяющийся даже на фоне рекордсменов по тем или иным показателям. Это не всегда флагман или самый дорогой объект, но точно самый крутой и навороченный. В линейке Wolf Cinema самый-самый проектор именно этот.

О проекторах Wolf Cinema мы уже рассказывали немало. Среди них есть и самый контрастный проектор на сегодняшний день, и обладающий предельной для «домашних» моделей яркостью, но самым-самым лично я считаю Wolf Cinema TXF-5000. Почему? Потому что он — само воплощение высоких технологий проекционного мира. В нем собрано все лучшее, что придумано в этой сфере на сегодняшний день, причем в вопросе выбора этих технологий для каждой его составляющей он абсолютно бескомпромиссен.

В принципе на этом можно было бы и закончить, подытожив сказанное техническими характеристиками. Но чтобы данное утверждение выглядело правдоподобным, наверняка потребуются доказательства и подробности. Что ж, их предостаточно.

Полная 4К-матрица

Прежде всего данный аппарат, несмотря на рядовой для фирмы индекс и похожий по дизайну металлический корпус, кардинально отличается не только от всех других проекторов Wolf Cinema, но и вообще от всех остальных проекторов как для домашнего, так и для профессионального производства. У его конструкции нет аналогов, причем отдельные части вообще уникальны. Начнем с матриц. Они тоже сделаны по технологии D-ILA, как и у моделей TXF-900, TXF-1400 и TXF-2000, но имеют полное 4К-разрешение. То есть 4096х2160 пикселей, что соответствует кинематографическому стандарту 4К, используемому в цифровом кинопрокате и профессиональных проекторах. В телевизорах, ошибочно называемых 4К, напомним, используются матрицы меньшего разрешения, а именно 3840х2160 пикселей.

У Sony есть аналогичные матрицы, но они разработаны гораздо раньше, другого размера; межпиксельное расстояние у них чуть больше и собственная контрастность, соответственно, чуть меньше. А у Texas Instruments матриц для домашних проекторов с таким разрешением вообще нет и, судя по всему, в ближайшее время не появится, поэтому те матрицы, что установлены в данном аппарате, уникальны.

Что они дают в сравнении со сборками Full HD-чипов и оптических актуаторов? Прежде всего, идеальную стабильность кадра, что важно при работе с большими экранами, ведь такие проекторы рассчитаны именно на большие кинозалы. Даже при ширине полотна в 5-6 м на стопкадре не будет дрожать ни одна точка, ведь пиксели в данном случае формируются сразу, а не получаются наложением нескольких кадров. В итоге любое видео отображается с меньшим количеством шума, чем в случае показа проектором с оптическим повышением разрешения. И это на 200-дюймовом экране заметно невооруженным глазом.

Невооруженными глазами

Оптическая система тоже особая. Как и у младших D-ILA-моделей, собрана она из линз и призм, сделанных исключительно из минерального стекла, и финальные линзы объектива имеют просветление, как у дорогих фотообъективов. Но дело не только в этом. Просто именно такую оптику, с такими же параметрами не применяют в других проекторах. То есть и эта часть в Wolf Cinema TXF-5000 — уникальна.

И наконец, главное отличие — лазерно-фосфорный источник света. Такой тип замены лампы применяют многие, но тот, что использован здесь — особенный. В нем нет вращающегося фосфорного колеса — планка с фосфором, который и генерирует большую часть светового потока, установлена неподвижно, а выделяемое ею тепло отводится с помощью жидкостного радиатора. Это снизило шум при работе проектора и повысило стабильность отдачи. При этом срок службы остался столь же продолжительным — 20 000 часов, то есть на порядок больше, чем у традиционных ламп высокого давления, что используются в большинстве обычных проекторов.

Впрочем, даже столь большой срок службы — не главное достоинство. С помощью лазеров и фосфора инженеры добились редкого для видеоустройств сочетания идеальной цветопередачи и высокой яркости. Проектор не только формально поддерживает цветовое пространство DCI для цифрового кино и лишь немного не дотягивает до перспективного стандарта BT.2020, которому по факту не соответствует пока ни один проектор на свете. За счет широкого спектра свечения фосфора Wolf TXF-5000 показывает кино во всем многообразии оттенков, что записаны в видеосигнале, а не только обозначает цвета на экране.

И если раньше, чтобы проекторы с такими возможностями могли проявить себя по-полной, требовался специальный демонстрационный контент, потому что на обычных дисках цветопередача была ограничена, то теперь для этого достаточно любого фильма в 4К с HDR. В отличие от недорогих моделей, этот проектор явно показывает преимущества видео с широким динамическим диапазоном, поскольку сам им обладает, а не делает картинку насыщенно-кислотной с пережженными цветами, чтобы хоть как-то показать отличия от обычного Full HD-видео.

Света мало не бывает

Что касается яркости, то с ней все еще интереснее. Изначально из лазерно-фосфорного источника света BLU-Escent разработчики платформы для этого проектора смогли выжать 3000 ANSI-лм светового потока. Для такого огромного аппарата это совсем не выглядит рекордным результатом, а все потому, что боялись «перегреть» и «сжечь» фосфор — поэтому и ограничили мощность лазеров. Но инженеры Wolf, «одев» проектор в корпус из толстых листов алюминия с большим количеством прорезей и перепрошив ПО, смогли поднять планку максимального светового потока до 3200 ANSI-лм. По сути, изначальной конструкции сделали тюнинг. Ничего фантастического в этом нет. Улучшив охлаждение за счет корпуса, который эффективно отводит тепло, разработчики смогли поднять «мощность» лазеров, тем самым увеличив отдачу фосфора. Ну а прошивкой «отодвинули» порог срабатывания защиты и изменили алгоритм работы вентиляции. Итогом стали шесть дополнительных профилей для работы в нестандартных условиях и с большими по диагонали экранами.

Режим Wolf 2 High — самый яркий из всех. С ним при полном затемнении изображение выглядит слишком светлым даже на 140-дюймовом плетеном звукопрозрачном экране демозала, где проходил тест, не говоря уже о меньших полотнах. Создатели вряд ли рассчитывали, что его возьмут за основу при проектировании кинотеатров, хотя он и позволяет создать картинку размером дюймов 250 по диагонали — так проектор всегда будет работать на пределе. Зато на диагонали меньшего размера позволяет получить яркое изображение при неярком свете в зале, на что создатели платформы явно не рассчитывали.

Например, режим Reference — самый лучший по качеству картинки — во всей красе показывает огромную контрастность проектора. По измерениям она лишь чуть-чуть не дотягивает до абсолютного рекорда, но из-за большей яркости светлых градаций впечатляет сильнее, чем у Wolf Cinema TXF-2000. Темные сцены — действительно темные в исполнении 5000-го, а на светлых лучи солнца в кадре или фары машин реально ослепляют. При этом все детали картинки не сливаются и не блекнут. Опытный зритель сразу приходит в восторг, а те, кто редко видит столь выдающиеся аппараты в работе, мгновенно замечают разницу, как только для сравнения ставишь аппарат попроще, а тем более DLP-проектор. Но столь «контрастный» режим рассчитан исключительно на идеальное затемнение в зале, иначе никак эту контрастность не увидеть.

Прелесть в том, что инженеры Wolf научили аппарат хорошо работать в разных условиях. Дешевые проекторы, да и многие дорогие аппараты так не могут, что бы вам ни говорили. Физику не обманешь, и глаза это видят.

Измерения

Все замеры проводились в лаборатории и в офисе компании «Техинтерьер». Экран для первоначальной настройки использовался с коэффициентом отражения 0,8 и диагональю 110 дюймов. Помещение полностью затемнялось. Чтобы по максимуму исключить влияние полотна и помещения на результаты, проводились измерения не отраженного света, а «в потоке», при этом датчик располагался по центру изображения.

Чтобы составить полное представление диапазона возможностей проектора, приведем лишь «рекордные» значения. Самый «красочный» режим — BT.2020. С ним цветовой охват, то есть насыщенность красок, достигает максимума.

Но точка белого, характеризующая баланс, то есть естественность цветов в нем, соответствует будущему одноименному стандарту, который сегодня не используется на дисках и в трансляциях, что логично. Баланс выглядит так:

Яркость белого цвета в этом режиме, естественно, самая маленькая — 810,3 кд/м². Но и уровень черного меньше погрешности измерений, равной 0,001 кд/м². В режиме DCI цветовой охват лишь чуть меньше, но точка белого в нем близка к идеальной.

Соответственно, идеален и баланс цветовых компонент.

Яркость белого лучше — 968 кд/м², а уровень черного также низок, то есть контрастность (on/off) по факту больше миллиона к одному. При этом все градации отображаются идеально, а реальная гамма соответствует референсу 2,2.

Самый «яркий» цветовой профиль — WOLF2 High. Цветовой охват в нем урезан до стандарта REC.709, применяющегося на стандартных Blu-ray-дисках, DVD и HD-файлах.

Баланс цветов смещен немного в холодную гамму палитры.

Но зато яркость белого поражает — 1888,6 кд/ м²! Уровень черного при этом тоже повышается до 0,405 кд/ м². То есть реальная контрастность составляет 4663:1, что для такого яркого режима очень много. У конкурентов в «ярких» режимах меньше примерно на порядок!

При этом никаких провалов в отображении полутонов, что встречается довольно редко.

Выводы

Есть аппараты ярче, намного ярче, есть дороже, но по количеству высокотехнологичных решений Wolf Cinema TXF-5000 нет равных. И, судя по последним новостям, конкурентов в этом плане у него не будет и в ближайшем будущем. А по качеству изображения Wolf Cinema TXF-5000 просто лучший.

Солидный внешний вид, корпус из листового алюминия, высочайшая контрастность, идеальная цветопередача, объектив из стекла, поддержка всех новых форматов видео, фирменные предустановки

Цена

Wolf Cinema TXF-5000

90 000 долларов

Технология проекции: три 0,69-дюймовых панели D-ILA

Разрешение матриц: 4096x2160

Объектив: моторизированный, х2.1

Сдвиг линз: по вертикали ± 80%, по горизонтали ± 35%

Источник света: лазерно-фосфорный BLU-Escent , ресурс до 20 000 ч

Диагональ изображения: от 80 до 300 дюймов

Световой поток (максимальный): 3200 ANSI-лм

Динамическая контрастность: бесконечность

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096 x 2160/30p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 3840х2160/60р

Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек).

Акустический шум: 30 дБ в нормальном режиме работы

Габаритные размеры (Ш x В x Г) (без выступающих частей): 520 x 241 x 813 мм

Масса: 44 кг