Аудиофилы верят, что большая масса, сулящая незыблемую стабильность конструкции, всегда на пользу качеству звучания. Еще лучше, если эта масса охотно поглощает любые колебания, ведь в проигрывателе виниловых пластинок есть и практически невесомые устройство – иголочка звукоснимателя... Именно несочетаемое сочетание «массы» и «невесомости» демонстрирует Music Hall MMF-11.
Кажется, ни одна статья, посвящённая проигрывателям винила, не обходится без упоминания «ренессанса» – винилового возрождения. Но обратите внимание, нынешнее возрождение-то происходит на иной технологической базе. Сейчас при желании можно и USB-выходом «вертушку» купить. Но истинные поклонники граммофонной записи предпочитают проигрыватели, которые продолжают оставаться не очень приспособленными для каждодневного использования. К примеру, обходятся даже без элементарного автостопа. Ситуация, как с автомобилями, за которыми закрепилось название «Replicar»: если оригиналы середины прошлого века предназначались, чтобы на них ездить, то на нынешних «репликах» принято только выезжать. А можно ли создать проигрыватель, использующий все возможности современных технологий, но лишённый чрезмерных сложностей в эксплуатации? Один из вариантов положительного ответа даёт продукция Music Hall. Компания была основана в Штатах в 1985 году как дистрибьютор hi-fi-техники из Великобритании. До настоящего времени Music Hall LLC занимается дистрибуцией Creek Audio, Epos Acoustics, Goldring и других. Но одновременно компания предлагает довольно широкий ассортимент усилителей, CD-проигрывателей, ресиверов и ЦАПов собственного производства. Music Hall занимает ценовую нишу, которая у нас определяется, как «продвинутый hi-fi». В этом позиционировании определенно отражен предпринимательский талант основателя и руководителя компании – Роя Холла (Roy Hall). С момента основания и по сей день наибольший интерес у публики вызывают фирменные проигрывателей винила. Примечательно, что работу над созданием своих «вертушек» Рой Холл начал в 1998 году, когда в мире царила эйфория от непогрешимости «цифры», и казалось, о «виниле» можно было забыть. Тут-то и проявился дар предвидения мистера Холла, который, как мы знаем, бизнесмену попросту необходим. Проигрыватели Music Hall по части ряда комплектующих базируются на производственных возможностях Pro-Ject (Чехия), но некоторые узлы, которые компания считает для себя наиболее важными, изготавливаются в США. И тут опять же сказалась способность Роя Холла мыслить неординарно. Именно этот подход позволяет продукции Music Hall служить примером технического совершенства, не выходя за рамки ценовых приличий. Флагманская модель MMF 11.1 только появилась на рынке, и по стоимости она, естественно, опережает предшественников, но всё же продолжает оставаться в ценовом диапазоне обозначенного класса Top Hi-Fi. Вместе с тем здесь использован ряд неординарных решений, которые сделали бы честь и куда более дорогим изделиям. В частности, очень любопытен запатентованный способ подавления вибраций и развязки деталей проигрывателя. В модели MMF-11 он достигает своего логического завершения – об этом стоит поговорить подробней.Во все книги по механической записи звука (были и такие) вошли схемы, показывающие – как вибрации от опоры проигрывателя и от ведущего двигателя проникают на тонарм и на опорный подшипник, а от него – на сам диск. Обычным способом борьбы с этими колебаниями является установка на амортизаторах тонарма вкупе с диском и опорным подшипником; точно так же и ведущий двигатель устанавливается на своих амортизаторах. Как вариант, можно ведущий двигатель опустить на ту же опору, на которой установлен «стол» (тогда можно больше внимания уделить изоляции «стола» от опоры); в наиболее продвинутых конструкциях предпринимались попытки ещё и тонарм отделить от опоры диска... Известно, что любая масса, установленная на упругом подвесе, образует, так называемый, механический фильтр второго порядка, в электронике его аналогом будет катушка индуктивности и конденсатор. Если, к примеру, между источником вибраций и защищаемым узлом поместить не один, а два массивных элемента, разделённых между собой упругостью, вы получите фильтр верхних частот четвёртого порядка. То есть, плиту основания «вертушки» можно собрать из двух частей, соединённых между собой через упругую связь. Так поступает Music Hall, используя полимерный упругий материал Sorbothane – разновидность полиуретана с улучшенной эластичностью и вязкостью. Такой способ, в частности, применён в MMF-5.1 и MMF-7.1. В «пятерке» двигатель установлен на упругом подвесе; у «семерки» он покоится на той же поверхности, на которой стоит «стол». Итак, наборная конструкция из 2, 3 и даже 4 внешне одинаковых панелей из MDF, которые покрываются лаком (в старших моделях, начиная от 7.1, лак может быть только чёрным). Флагман MMF-11.1 – это четырёхпалубный двухмоторный линкор. На верхней плите смонтирован тонарм и опорный подшипник диска; на нижней ведущий двигатель (правильнее сказать – узел привода, но об этом чуть позже). То есть, здесь по возможности старались отделить все шумное оборудование от чувствительных элементов механического тракта. Узел привода состоит из двух синхронных двигателей, соединённых между собой пассиком, и промежуточного вала. Двигатели, естественно, питаются не от сети – у них собственный источник стабилизированной частоты 50 Гц/16 В. Известно, что синхронные двигатели, обеспечивая высочайшую стабильность средней скорости, не вполне свободны от колебаний в направлении вращения (ротор двигателя как бы связан с магнитным полем через упругую связь). Использование двух двигателей вместо одного соответствует удвоению числа полюсов двигателя, тем самым спектр упругих колебаний переносится на октаву вверх, и он более эффективно подавляется массивным приводным диском. Акриловый опорный диск MMF-11.1 при толщине 38 мм особенно массивным назвать нельзя, зато при пуске аппарат разгоняется довольно быстро, что среди вертушек подобного класса встречается далеко не на каждом шагу. Главный подшипник обращённый, то есть, на плите установлена керамическая ось, а стакан подшипника зафиксирован на акриловом диске. MDF, полиуретан, акрил, керамика, углеволокно в сумме тянут на все 18 килограмм…В проигрывателе используется тонарм 9cc Evolution – это последняя и наиболее продвинутая модель среди 9-дюймовых тонармов Pro-Ject с конической трубкой из углеволокна, практически полностью исключающей всякую «звонкость». Держатель головки по фирменной традиции изготавливается заодно с трубкой тонарма, что позволяет избавиться от дополнительного резонанса системы, и обеспечивает неизменность настройки в ходе эксплуатации. Тонармы Pro-Ject поставляются со стандартным 5-контактным разъёмом, либо с соединителями Phono (RCA), либо со свободными концами проводов. Тот факт, что в Music Hall используют вариант с соединителями Phono, мне представляется оправданным, поскольку для таких соединителей выбор проводов высокого качества значительно шире.Возникает вопрос: не слишком ли трудно настраивать столь продвинутую конструкцию? На удивление, механизм откровенно прост. После извлечения из упаковки надо лишь удалить транспортные винты и установить пассики. По правилам хорошего тона, проигрыватели такого класса поставляются без головки звукоснимателя, поэтому надо предварительно позаботиться о её приобретении. Далее следует стандартная процедура монтажа головки на тонарм, установки угла заноса, силы прижима, антискейтинга, вертикального угла следования (VTE) и угла азимута иглы. Перечисление «стандартов» может кое-кого смутить, но поверьте, стоит хотя бы один раз пройти этот путь самостоятельно, чтобы потом как в джазе, научиться ценить нюансы импровизации (а вот мы головочку-то сейчас и поменяем). На звучание винилового проигрывателя влияет множество факторов, в первую очередь, картридж, во вторую – фонокорректор, и, конечно, кабель, соединяющий первый со вторым. Для поиска особенностей звучания MMF-11.1 мы поступили так: головку взяли Goldring Eroica LX (Рой Холл «дружит» с Goldring) и фонокорректор Audiolab 8000P (богатый выбор настроек). Короткий список дисков включал: 1. Donna Summer. I Remember Yesterday. 1977, Atlantic. 50576 (France)2.Le quatre saisons de Vivaldi. Orchestre de chamber J-F Pailard. Erato, EFM 8041A3. L.van Beethoven. Symphonie nr.3 “Eroica”. Wiener Ph. Karl Bohm. DG 2530437.
Ставим для начала не самую сложную диско-музыку [1]. Проигрыватель реализует узнаваемую подачу головки Eroica: подробная, довольно деликатная середина; хорошо (хотя и не идеально) оформленный бас, которому чуть недостаёт напора, обычно характерного для «королевы диско»; верх честный и подробный (правда, в паре с Audiolab 8000 высокие слегка аналитичны). На диске [2] система хорошо прорисовала средние планы; в звучании различимы даже поздние и далёкие отражения – помещение студии показано в естественном масштабе. Записи Deutsche Grammophon [3] часто сделаны настолько чисто-стерильными, что даже аудиосистемы со своим выраженным характером не в силах побороть эту немецкую педантичность (впрочем, за скрупулёзно выполненные, лишенные каких-либо огрехов записи мы и ценим настоящих «немцев»). На этой пластинке проигрыватель вдруг превратился в «звуковой микроскоп», раскрывающий детали, которые прежде были незаметны. Глубина сцены приобрела «проспектный» размах, а давно знакомое музыкальное действо стало увлекательным – как в первый раз! Всем известный низкочастотный рокот, вызванный трением иглы о винил, естественно, никуда не делся (любой «винильщик» скажет, что к рокоту быстро привыкаешь), но здесь субъективно показалось, будто его стало меньше. Звучание, наполненное воздухом, легкое и подвижное очевидно контрастирует с тяжестью конструкции. Парадокс? Отнюдь: массивный MMF-11.1 взаимодействует с воздухом куда увереннее, чем его более легковесные собратья. Можно сказать, что это – волшебный инструмент, рассчитанный на тех из нас, кто не потерял способность удивляться. Тем, кто хочет открывать все новые и новые детали в звучании любимых дисков, советуем удивительный и удивляющий Music Hall MMF-11.1.