Музыкант из группировки «Ленинград» и групп St. Petersburg SkaJazzReview, Spitfire, Messerchups и Optimystica Orcestra. Коллекционирует винил с 5 лет.

Денис, неужели ты, правда, собираешь пластинки с пятилетнего возраста?

Однажды, когда мне стукнуло семь, я попросил отца купить в музыкальном магазине несколько синглов «Битлз» и «Роллинг Стоунз», изданных ленинградской фирмой «Мелодия» в весьма оригинальном виде: названия песен были переведены на русский язык. На этикетках так и было написано: «Нарисуй это черным», «Рубиновый вторник», «Любимая Рита», «Я должен был знать лучше» и т.д. Странно, что названия самих групп не додумались перевести! Я что-то слышал до этого про «Битлз» и «Роллинг Стоунз», что, мол, это клевая музыка, но то, что я услышал, превзошло все мои ожидания! Эта музыка перевернула мою жизнь, и с тех пор моя жизнь уже никогда не менялась! Двери Рок-н-ролла открылись, и я вошел в них. Помогло и то, что в детском саду я учил английский. Потом я начал скупать всю западную эстраду, которую удавалось найти в советских магазинах.

В школе же я провел свои первые диджейские сеты с использованием винила — таскал на школьные дискотеки свои радиолу и пластинки. С тех самых пор диджейство стало моей второй профессией, в Питере я сегодня известен как DJ Messer.

Аппарат. Два проигрывателя NewMark TTX Усилитель Kenwood 70-х гг. Колонки Estonia 35AC 021 Микшерный пульт NewMark DM950

А когда коллекционирование приобрело широкий размах?

После школы я поступил в Художественное училище им. Серова. И теперь, став достаточно взрослым, я уже осмелел настолько, чтобы делать вылазки на черный рынок в Девяткино, где можно было купить настоящие иностранные пластинки. Однако цены на винил там начинались от 30 рублей, а моя студенческая стипендия равнялась 35 рублям. Так что моя коллекция стабильно пополнялась на одну пластинку в месяц. Соответственно, к выбору каждой ежемесячной пластинки я подходил очень и очень ответственно. Но самым главным критерием отбора был музыкальный стиль — рок-н-ролл или бит. Ибо к тому времени я стал крутым и последовательным стилягой. Другим местом, где покупали, продавали или меняли пластинки, в те времена был Клуб Ленинградских Коллекционеров на улице Римского-Корсакова, в котором по четвергам собирались советские виниловые маньяки. То есть пластинки были, а денег на них — нет!

И как ты выкрутился из этой ситуации?

Очень просто. В коне 80-х я уже играл на барабанах в рокабилльной группе Swindlers и активно интересовался всем, что связано с панком, рокабилли и сайкобилли. И в начале 90-х мы всей группой свалили в Данию, где прожили два долгих года. Вот там я основательно пополнил свою коллекцию LP! Как говорится, дорвался до винила. Покупал уже все подряд, во всех музыкальных стилях и направлениях. А потом, уже дома, проводил отбор приобретенного. Впоследствии, конечно же, от многих ненужных пластинок я избавился. Но большинство бережно храню.

И где ты теперь пополняешь коллекцию?

В основном, во время поездок по миру. Я очень люблю путешествовать. И из поездок кроме впечатлений всегда привожу новые LP и барабаны. А где-то с 2005 года в Питере и в Москве появились магазины, торгующие винилом. Это произошло тогда, когда нормальные люди, разбирающиеся в музыке, наконец-то поняли, что время CD прошло и ждать от цифры ничего хорошего не приходится. И нужно снова возвращаться к виниловым основам. Я, кстати, и сам тоже возвращаюсь к музыкальным истокам: сейчас я больше ориентирован на этническую, корневую музыку, все то, с чего начинались все современные стили.

А где на белом свете лучше всего обстоят дела с винилом?

Однозначно в США. Это просто рай для коллекционеров. Новая пластинка там стоит $14, тогда как в той же Германии — 20 евро. А в американских секондхендах можно купить очень интересные пластинки вообще за доллар! Ну и выбор огромнейший. Можно найти все, что угодно. Куча независимых лейблов.

Но если ездить в Америку за пластинками кому-то покажется далековато, то у наших ближайших соседей финнов, в их финской столице, тоже весьма неплохой выбор. Гораздо лучше, чем в шведской столице.

За время поездок чего-нибудь редкого удалось надыбать?

Есть, например, оба сайд-проекта Manu Chao «Los Carayos» и «Hot Pants» на виниле. Ману Чао очень удивился, когда узнал, что они у меня есть. У него самого этих пластинок нет. А также у меня есть запись первой группы Шейна Макгована из The Pogues под названием «Nips».

Сколько пластинок в твоей коллекции сегодня ?

Около 1000 штук.

Почему именно винил?

Настоящие 180 граммов винила звучат плотнее, жирнее и качественнее, чем любой другой современный носитель. К тому же присутствует элемент участия — ты держишь в руках вещь, сделанную из графита способом, который сродни литографии или выпечке хлеба. Винил хранится дольше, чем CD, и при бережном хранении пластинка может прослужить целый век! Обложки пластинок очень интересно разглядывать, особенно двойные LP!

Какой пластинки не хватает в твоей коллекции?

Я бы хотел, чтобы вся музыка тех групп, где я играл или играю, была издана на виниле. Люди ценят хороший звук. Но у нас нереально сейчас издавать винил. Заводы все закрыты. Поэтому народ издается в Чехии. А мог бы весь мир в России заказывать изготовление виниловых пластинок!

Десять лучших дисков из коллекции Дениса Купцова.

[01] The Beatles, Revolver — с детства люблю. Переходный этап от концертных «Битлз» к студийным.

[02] Perez Prado, Big Hits — Король Мамбо.

[03] New Orlean Funk, The Original Sound Of Funk [960–1970 — самый классный сборник фанк-групп 60-х — начала 70-х гг.

[04] Operation Ivy, Unity — апологеты американского Ska- Punk. Американский ответ английским The Specials.

[05] Link Wray, Single Collection — сборник синглов рок-н-ролльного гитариста, который изобрел «перегруженный» звук гитары. Равного в этом ему нет.

[06] Ian Dury, Sex & Drugs & Rock- n-roll — большая сорокапятка. Хит. На все времена!

[07] Ramsey Lewis, Going Latin — прекрасное сочетание латино- американского грува и джазового пианино.

[08] Cramps, Off The Bone — пластинка со стереообложкой королей психобилли. Стереоочки прилагаются. И вообще — офигенная группа!

[09] Dawning of the New Era — редкая подборка ямайских исполнителей конца 60-х гг. Именно такую музыку слушали первые skinheads.

[10] Tropicalia, E Poibido Proibir — сборник бразильского андеграунда конца 60-х. Я обожаю бразильскую музыку.

Текст: Сергей Наконечный

Фото: Настя Златопольская