О делах музыкантских мы пишем редко… а зря. В музыкальной индустрии случаются яркие прорывы, с которыми хочется познакомить наших читателей, ведь среди них (а это мы знаем точно) много музыкантов в прошлом или настоящем. Много людей, неравнодушных к хорошему инструменту, которых если не ежедневно и по профессии, то время от времени тянет прикоснуться к струнам гитары, клавишам рояля или взять в руки смычок.
И как с любой техникой, среди музыкальных инструментов есть свои бюджетные варианты, «хайфаи» и «хайэнды», более того, свой аналог и цифра, и между их любителями идет такая же непримиримая война. Я же хочу рассказать об удивительном совмещении механики и электроники в новых цифровых пианино от Casio. Для этой японской компании, всем известной часами и калькуляторами, а среди музыкантов — недорогими синтезаторами начального уровня, выпуск серьезного и по всем признакам «хайэндного» цифрового пианино, в общем-то, событие знаковое. Поэтому компания громко презентовала его в начале сентября в Берлине. И город был выбран не случайно.
От молоточка — электронам
Пары лет обучения игре на фортепиано хватит ребенку (или взрослому), чтобы осознать особенности клавиатуры этого инструмента. Нажал клавишу — молоточек полетел, ударил по струне, отскочил. Казалось бы, все просто, но в реальности все не так: разные длины молоточков, разные толщина и количество струн на каждой ноте, специфическое поведение при нажатой педали — все это нужно учитывать, чтобы улучшить свое исполнительское мастерство. Конечно, профессиональный музыкант хорошо сыграет на любой клавиатуре, но чтобы игра стала искусством, нужны не только многодневные тренировки, но и ощущение инструмента, знание его нюансов. Поэтому не редкость, когда звезды привередливы к выбору рояля, на котором им предстоит играть. И вот представьте, во всю эту сложную «механическую жизнь» несколько десятков лет назад ворвались инструменты электронные.
Поначалу синтезаторы не ставили перед собой задачи повторить все особенности настоящих фортепиано или роялей, музыканты увлеклись новыми тембрами и экспериментами с ними. Позже появилась логичная идея, что для обучения и домашнего музицирования синтезатор очень удобен, занимает меньше места и не беспокоит соседей. Тогда и появилась категория «электронных пианино» поначалу с полновзвешенной, а позже и с молоточковой клавиатурой.
Сегодня, кстати, эти типы клавиатуры используется во всех приличных синтезаторах (и даже в бюджетных). Но если вы спросите на форумах, какая лучше, большинство проголосует за молоточковую. Потому что по своей сути молоточковая клавиатура полностью повторяет строение клавиш акустического инструмента. Но, как это всегда бывает, есть нюансы. Качество этих клавиатур разное, и те, кто «познал» настоящий рояль нелестно отзовется о качестве молоточковой клавиатуры даже в дорогих моделях электронных пианино. И вот тут неожиданно на сцене появляется Casio со своими флагманскими моделями Celviano Grand Hybrid.
Японцы, видимо, поняли, что можно без конца проектировать новые клавиатуры, но лучше бы за основу взять нечто уже существующее и заслужившее почет и уважение в рядах профессионалов. И начали проектировать клавиатуру совместно с немецкой компанией «C. Bechstein» («К. Бехштейн»), известного производителя одноименных роялей.
За более чем 150-летнюю историю у этой фирмы были и темные, и светлые времена, но она всегда выпускала инструменты высшей пробы. Рояли C. Bechstein стоят в мировых концертных залах и студиях, на них играли Фредди Меркьюри и Битлз — послужной список огромен. И механика новых клавиатур для Casio Grand Hybrid, включая даже породу дерева — австрийская ель, разработана на базе этих самых роялей C. Bechstein. В рекламных материалах это названо «Natural Grand Hammer Action Keyboard».
У клавиш, как и полагается, различается вес груза, то есть в верхнем регистре нажимать их легче, чем в нижнем. Но что особенно важно, компания тщательным образом рассчитала их равновесие, и оно полностью соответствует механическому аналогу. А это значит, что скорость возврата клавиши в исходное состояние одинакова для всех регистров, что облегчит исполнение быстрых партий и мягкого туше.
Что интересно и что сразу замечаешь, стоит положить руки на этот рояль, — чуть разная отделка белых и черных клавиш, подобно натуральному инструменту. В частности, акрилом покрыты белые, а бакелитом — черные. Другими словами, если закрыть глаза и уши, положить руки на клавиатуру и сыграть что-нибудь, от реального рояля отличить этот электронный инструмент будет практически невозможно. Впрочем, уши можно и не закрывать, и вот почему.
Резонансы и призвуки
Мало сделать клавиатуру идентичной настоящему роялю, надо еще и сохранить особенности звукоизвлечения, то есть инструмент должен уподобиться механическому и в исполнении. Инженеры Casio проделали огромную работу, чтобы музыкант услышал собственную игру такой, будто он сел за большой рояль. Начинается все с трехсенсорной системы клавиш. Компания дала мало подробностей, но смысл всей технологии в регистрации максимума возможных параметров, чтобы процессор идеально понимал, в каком положении находится клавиша, и мог отреагировать нужным образом.
Собственно, процессор AiR Grand не просто воспроизводит записанные заранее семплы, а изменяет сигнал посредством звукового морфинга и акустического симулятора. Морфинг преобразует семпл согласно силе и скорости нажатия на клавишу. Сюда же относится и «туше-контроллер» — он заглушает виртуальные струны с учетом скорости отпускания клавиши с долгим или коротким послезвучием.
Акустический симулятор включает сразу несколько интересных «резонансных» решений, ведь реальный инструмент — это сплошные резонансы. Например, струнный резонанс возникает, когда музыкант нажимает одновременно несколько клавиш и одни ноты могут влиять на звучание струн других (перекрестные колебания). Демпферный звучит при нажатии правой педали — открыты все струны. В топовой модели GP-500BP еще добавлены два типа резонансов: открытых струн и аликвот. Первый резонанс слышен, когда исполнитель нажимает клавишу, звук затухает, но палец с клавиши не снят, струны не заглушены. И в этот момент берется новая нота — открытые струны тихо, но вполне заметно заиграют. В свою очередь аликвоты — это дополнительные (четвертые) струны в верхнем и среднем регистре, по которым молоточек не ударяет, но они резонируют с основными, от чего звук обогащается гармониками.
Далее в акустический симулятор входят следующие призвуки. Призвук нажатия педалей — не скрип, а шорох подъема демпферов. Призвук демпферов — стоит нажать педаль, как появится легчайший звон всех струн. А также традиционные призвук нажатия на клавишу и отдельно от него призвук отпускания клавиши. И что важно, уровень активности каждого этого резонанса и призвука регулируется с шагом в 10 позиций. По своему впечатлению скажу, что все вместе они действительно дают ощущение реального инструмента. Причем, так как они прописаны отдельно для каждой ноты, то нет ощущения искусственности, не возникает «цифрового» эффекта повторения одного и того же звука. В общем, тут я во многом соглашусь с высказыванием генерального директора C. Bechstein Карла Шульца (Karl Schulze) на презентации: «Нет, это не акустическое пианино. Но это лучшее, что у нас есть для всех тех людей, кто не может поставить себе настоящий рояль». Тем более что следующим пунктом идет само семплирование.
Среди пресетов Casio Grand Hybrid есть три основных тембра концертных роялей: «Berlin Grand», «Hamburg Grand» и «Vienna Grand». Первый — это оцифрованный рояль C. Bechstein. Журналисты предположили, что венский и гамбургский пресеты также должны соответствовать знаменитым роялям родом из обозначенных мест. Однако их имена не были произнесены вслух представителями Casio — как нам пояснили, они не могут раскрыть производителей оцифрованных инструментов, так как для этого нужно заключать контракт. Но, полагаю, намек сделан прозрачный. Откуда бы они не были, все три рояля оцифрованы превосходно, сразу различаешь их характерные особенности. Лично для себя я отметил то, с какой аккуратностью семплированы тихие ноты, с которыми у многих электронных инструментов все не так уж и хорошо.
Крышка и оркестр
Воспроизвести все особенности акустического инструмента — это прекрасная цель, но не стоит забывать и о выгодах инструмента электронного. Компания делает упор на эмулятор акустических пространств, всего 12 штук: от голландской церкви и берлинской филармонии до британского стадиона. Причем исполнитель выбирает свою позицию из четырех вариантов: за роялем, в первых рядах, в середине зала или в его конце. Лично мне эта идея показалась сначала немного «игровой» и явно не рассчитанной на профессионалов. Однако Бенджамин Гросвенор (Benjamin Grosvenor), молодой и многообещающий британский пианист, ставший бренд-амбассадором Casio Grand Hybrid, на презентации отметил, что это удобный способ оценивать свое исполнительское мастерство как бы со стороны, представить, что ты слушатель, а не музыкант.
Практичные же вещи, это эквализация при изменении громкости, чтобы при малом уровне не пропадали бас и высокие (в ресиверах мы знаем такую функцию под названием «Loudness»), и специальный режим для наушников. Последний, я полагаю, будет очень часто востребован пользователями этого пианино. Он помещает инструмент в виртуальную комнату, чтобы не казалось, будто сидишь внутри рояля.
Еще одна функция связана с встроенной акустической системой. Во-первых, скажу, что я удивился ее довольно высокому качеству, ведь очень часто встроенную акустику даже для дорогих инструментов делают по остаточному принципу. Во-вторых, внутри стоит трехполосная стереосистема, которая имеет два вывода — вверх (над клавиатурой) и вниз. Когда сидишь за пианино, кажется, что, как и в случае с акустическим оригиналом, звук идет не из колонок, а играет сам инструмент, буквально слышишь резонанс нижней деки. Наконец, креативное решение — если открываешь крышку пианино, звук меняется, как если бы открывалось крыло (крышка) рояля. Есть четыре позиции: от закрытого до полностью снятого крыла.
Обучающимся игре на пианино будет полезна функция игры с оркестром. В базовом варианте «зашиты» 15 композиций Чайковского, Бетховена, Рубинштейна и других. Библиотеку обещают расширять, загрузить новые треки можно будет с помощью флешки.
Наконец, для того, чтобы не сидеть подолгу за настройкой звука, можно воспользоваться 10 сценами, запрограммированными специально под композиции определенных композиторов, как Шопен, Дебюсси, стили джаз, рэгтайм и т.п.
Подводя итог этого длинного описания новых электронных пианино от Casio, хочется сказать, что раньше электронные инструменты были больше нацелены на воспроизведение именно электронных звуков, но в последние годы растет интерес ко всему натуральному, настоящему, специально для наших читателей я еще использую слово «аналоговому». И технологии не стоят на месте — сегодня стало реальностью комплексное семплирование, сложный морфинг, расчет резонансов. Музыканты оценят уровень того, насколько реалистично воссоздана механика акустического инструмента. А значит, сидя дома, можно получить аналогичный опыт игры, больше тренироваться и стать мастерским исполнителем. В этом и есть польза, когда производители электроники вспоминают о механике.