Изначально думал написать про джазовые органные трио: этот формат очень привлекателен почти для любого слушателя. Здесь и джазфеном быть необязательно, чтобы услышать, насколько сильно орган Hammond (который, кстати, консерваторские люди «юзали» как компактный органный тренажер) повлиял на всю популярную музыку второй половины прошлого века. От хард-рока до соул и аренби, буквально!

Считается, что органные трио расцвели в конце 50-х — начале 60-х из-за вроде бы экономических соображений: состав компактный — барабаны, «Хаммонд», плюс мелодический инструмент, гитара, саксофон, флейта — звучит широко и мощно, возить недорого.

Потом мне пришло в голову, что на записях все-таки трио — слишком однообразно, лучше — комбо покрупнее. А органное трио может играть что угодно — от блюза до авангарда, с включением любых инструментов и даже — оркестра!

Jimmy Smith «Back at the Chicken Shack»

Джимми Смит считается главным джазовым органистом всех времен и народов. Обожаем и слушателями, и профессионалами, и всеми крутыми клавишниками (см. интервью с Доном Эйри). «Обязаловки» в его дискографии — десятки альбомов. Ну вот как-то считается, что Back at the Chicken Shack — эдакий первый среди равных. Интересно, что записан он в 1960 году (вышел только в 1963), в ту же сессию, что другой его шедевр, Midnight Special. Вот так интенсивно тогда люди работали!

Но мы тут, собственно, не про производительность труда и КПД, а про искусство. Back at the Chicken Shack — полотно неброское, но глубокое. Всего четыре трека, почти все —эдакое сдержанно-расслабленное буги. Яркие риффы, сочные фразы, простой шагающий бас (левая рука на органе), пикантное сочетание тембров. Например, гитары Кенни Беррела и тенор-саксофона Стенли Туррентина. И да, звук органа Смита тут тоже какой-то местами нереальный — булькающий, как будто тембров вибрафона добавили. В When I Grow Old to Dream сакс Туррентина... шипит, как кофеварка. То есть вроде музыка понятная-приятная, но все время с каким-то сюром. Удивительный альбом, короче говоря.

iTunes, Яндекс.Музыка

Grant Green «I Want to Hold Your Hand»

Гитарист Грант Грин много пил и содержал много детей, посему записывал альбомы для лейбла Blue Note с поразительной частотой. И — с поразительным уровнем качества (да-да, расхожую присказку «мастерство не пропьешь» — это сюда). Составы гриновские обычно очень простые: гитара, ритм-секция и какой-нибудь убойный солист, Юсеф Латиф, например...

Но мы не про это. Данный альбом с битловским названием (вышел в 1966, записан примерно годом ранее) — коммерчески внятная подборка каверов: The Beatles (угадай мелодию), Жобим (Corcovado), Speak Low… А играет вот кто: Хэнк Мобли на теноре, Элвин Джонс за ударными, а на органе — Лерри Янг, к которому мы вернемся ниже.

iTunes, Яндекс.Музыка

Larry Young «Unity»

Эта пластинка, вышедшая в августе 1966 года (записана осенью 1965, — любил уж лейбл Blue Note класть проекты на полку), считается главным сольным альбомом вышеупомянутого органиста Лерри Янга — легендарного, культового музыканта, недооцененного, прожившего всего 37 лет. Именно этот альбом даже Apple Music в поиске по исполнителю выдает самым первым!

Итак, на своем «Хаммонде B3» тут Янг играл модальный джаз, когда остальные органисты в основном «месили» соул, блюз и прочую задушевность.

На Unity музыка какая-то неочевидная — вроде современная композиция, но не заумно. Но джаз. Хоть и не традиционный, куда-то в сторону... Непопсовый альбом («забойных» мотивчиков не так много), но вполне легкоусваиваемый. Так, например, композиция Zoltan начинается с прям военного марша — оказывается, это фрагмент сюиты «Хари Янош» произведение венгерского классика Золтана Кодая — ничего себе влияние!

Фразировка, атака очень узнаваемые — реально так «Хаммонд» не звучит ни у кого. А дуэты дудок Вуди Шоу (труба) и Джо Хендерсона (тенор-саксофон) звучат мощно и богато, как оркестр.

iTunes, Яндекс.Музыка

Jack McDuff «Walk On By»

Еще один альбом золотого века органных трио — 1966 год, издатель — элитарный джаз-лейбл Prestige. Джек Макдафф по прозвищу «Братец» или «Капитан» — один из главных органистов джаза, говоря по-простому. Этот альбом назван по известной песне Берта Баккара, которая тут есть; также несколько оригинальных треков и каверов.

Здесь — совсем большой стиль: духовые и даже оркестр. Один из участников записи — гитарист Пэт Мартино. Он, кстати, приезжал в Москву со своим органным трио незадолго после кризиса 2008 года. Автору этих строк удалось тогда с ним пообщаться. Я спросил, возвращается ли мода на органные трио, и он ответил, что очевидно да: такие составы круто звучат, а возить их легко и дешево: фактически группа возит только гитару, барабаны и орган получают на месте, по райдеру.

Discogs

Medeski Martin & Wood «End of the World Party (Just in Case)»

Когда в 2004 году вышел этот альбом, американский джем-бэнд Medeski Martin & Wood находился на пике славы, популярности, и даже — моды. Это даже по попсовым меркам была довольно успешная группа — стадионы собирали, билеты разлетались. Казалось, нет никого круче них и интереснее/свежее их смеси прямолинейных рок-риффов, лихих импровизаций, потусторонних диссонансов и грува такого головокружительного, что даже подташнивает, как на пьяной карусели... Ну то есть — свободы. Полного ощущения «лабаю чего хочу».

И, конечно, этот звук — смесь дебильной радости и щемящей тревоги. Его коллективный творец — клавишник/пианист Джон Медески (в его арсенале все породистые «клавы», от хаммонда B3 до меллотрона и нормального рояля «Стейнвей»), барабанщик Билл Мартин и басист Крис Вуд. Плюс Марк Рибо в четырех песнях придает еще больше психоделичности, хотя куда уж больше.

iTunes, Яндекс.Музыка