Проигрыватели Thorens 9-й линейки многие ждали давно. Новые модели анонсировали несколько лет назад, прототипы не раз показывали на выставках, но выход в серийную продажу почему-то откладывался и откладывался. Впрочем, если в цифре опоздание на год — это практически навсегда, то аналоговый источник опоздать не может по определению. Честно признаюсь, ничего особенного от новой линейки я не ждал, но на деле Thorens TD 907 меня удивил.
Первое впечатление от аппарата вызвало догадку, что у компании новый разработчик или команда разработчиков. Потому что по ощущениям проигрыватель сделан совершенно иначе именно на уровне идей. И это при том, что от традиционного для многих аппаратов Thorens подпружиненного субшасси здесь никто отказываться не стал. Однако многое переосмыслили и переложили на новый лад. Кроме того, подход к материалам явно другой.
Но давайте по порядку. Начнем с внешности. Я помню, сколько вопросов было в обсуждении некоторых предыдущих тестов Thorens по поводу дизайна и конструктива, причем вопросов не беспочвенных. Так вот, в случае Thorens TD 907 можно спокойно сказать, что внешне аппарат сделан как приятная глазу и «дорогая на ощупь» вещь. Прекрасно выдержанные пропорции корпуса, красивая и аккуратная отделка, отличная по качеству материала крышка.
Смотрится проигрыватель достойно. Собран аккуратно, даже если рассматривать его под лупой. Так что вопросы внешности можно обсуждать только в контексте вкусов и отношения к той или иной стилистике. Кроме отделки шпоном, возможны еще черный или белый варианты исполнения корпуса, которые выглядят более консервативно, хотя подробнее судить о них у меня нет возможности, потому как вживую я их не видел.
Новые девятые
Прежде чем дальше разбирать конструкцию Thorens TD 907, нужно сказать о линейке в целом. По дизайну и габаритам все три проигрывателя — 903, 905 и 907 — похожи, варианты отделки тоже везде одни и те же. А конструктивно все три модели имеют существенные отличия. Разные диски (у аппаратов помладше они, к удивлению, стеклянные), различаются и системы развязки — ножки, базы под тонарм, детали субшасси. Главная же особенность, имеющаяся только у 907-й модели, — система пневмо-демпфирования проигрывателя. Еще удивила заявленная на сайте производителя возможность апгрейда 903-й модели до 905-й и дальше, 905-й до 907-й. Раньше за аппаратами Thorens апгрейдируемость не была заметна, так что в целом появление такой возможности (даже если не задумываться о потенциальной цене) — несомненный плюс.
Сама по себе 907-я модель показалась мне продуманной до мелочей и лишенной явных странностей. Если, к примеру, применение стеклянного диска у 905-й и 903-й пока вызывает вопросы, не разрешимые без тестового прослушивания, то в 907-й на первый взгляд ничто не вызывает сомнений. Разве что конструкция сигнального выхода, но об этом отдельно и позднее. А пока нужно просто разобрать всю конструкцию проигрывателя и все значимые составляющие.
Корпус, как я уже сказал, клееный, изготовлен он из шпонированного МДФ. Подход знакомый, традиционный, узнаваемый. Изготовление очень качественное — никаких подтеков клея, сколов или щелей. Даже под никому не видную нижнюю крышку все выточено точно и аккуратно, и кромка на нижней поверхности не голая или окрашенная, а покрытая шпоном.
Нижняя опорная и виброразвязывающая система представлена тремя регулируемыми сложносоставными ножками. Никаких шипов или конусов не предусмотрено, хотя они встречаются у других моделей Thorens. Для этого проигрывателя производителем были выбраны более традиционные ножки. Их внутреннее устройство не очень сложное (просто сочетание твердых и демпфирующих частей), но работает эта система неплохо. Тем более, что ножки — лишь дополнение к развязке на уровне субшасси.
Сколько слоев нужно Торенсу
Дальше стоит сказать не столько о конструкции, сколько о материале, из которого изготовлены все «горизонтальные» детали — база тонарма, шасси, субшасси и даже нижняя крышка. Производитель дает этому материалу название triCom, на деле же это нечто типа сэндвича из акрила и алюминия. Глядя издалека, можно подумать, что это пластик с какой-то металлизацией или пленкой, но нет, соотношение по толщине здесь не декоративное. Как мне показалось, материал этот обладает весьма интересными и подходящими под задачи свойствами. Как раз то, что нужно, чтобы, набирая сэндвичи, получить легкую и компактную, но жесткую и инертную в плане резонансов конструкцию.
Количество слоев в разных местах разное, но нигде, кроме нижней «крышки», не используется только один слой. Между собой слои склеены, но там, где это необходимо, дополнительно использованы винтовые стяжки. Таким образом, вся несущая конструкция проигрывателя сделана из двух материалов — из МДФ и слоев пластико-алюминия.
Динамик в проигрывателе?
Самая главная и самая необычная конструкция во всем проигрывателе, которая есть только у этой модели, дополняет своей работой субшасси. Если попробовать эту конструкцию как-то назвать, то получится что-то типа регулируемого пневмо-демпфирования. Как это построено? Снаружи у аппарата можно заметить одну необычную деталь — рычаг-задвижку, расположенную на днище и изготовленную из такой же пластиково-алюминиевой пластины. Перемещая задвижку, можно закрывать небольшие отверстия на днище.
Всего отверстий 12, соответственно, регулировка получается в 12 ступеней. Но регулировка чего? Чтобы это объяснить, нужно обязательно заглянуть внутрь корпуса. И тут нас встретит нечто интересное и неожиданное. К стакану подшипника весьма сложным образом прикреплено нечто, очень похожее на диффузор динамика — тут даже подвес имеется. Подвес приклеен к основанию из МДФ, и вместе они образуют воздушную камеру. Снизу камера закрыта плотно прилегающим днищем. А в днище, как мы помним, 12 отверстий. На деле получается так, что, открывая или закрывая отверстия, мы меняем условную жесткость всей конструкции. Это просто можно почувствовать, нажимая на диск проигрывателя и вдавливая вниз субшасси. Если отверстия открыты — движение вниз достаточно легкое, чувствуются пружины. Но по мере закрытия отверстий жесткость очевидно возрастает, что легко заметить. В целом понятно, как это все функционирует. Но что дает на практике? Изменение свойств работы субшасси и демпфирования всей конструкции. Можно лишь догадываться, как это влияет на звук, но лучше не торопиться и оставить выводы до сравнительного прослушивания.
Субшасси имеет вполне традиционную для Thorens конструкцию — трехточечный подвес на дополнительно задемпфированных конических пружинах. Система, конечно же, регулируемая — при помощи шестигранного ключа ее можно отстроить по уровню. Распределение элементов конструкции между основным столом и субшасси предсказуемо и понятно: на субшасси установлен подшипник, база тонарма и мотор. А на основной, внешней части корпуса, находятся только органы управления. Платы, ответственные за управление мотором, закреплены внутри корпуса к боковым стенкам, всего их две — основная и маленькая плата с двумя потенциометрами, предназначенными для подстройки скорости. Расположение потенциометров за задней стенкой может показаться неудобным, но часто их крутить не понадобится, а для настройки по стробоскопу проигрыватель легко можно развернуть. Главное, что возможность подстройки есть.
Тянем пассик
Использованный в конструкции мотор — синхронный переменного тока Premotec, который можно встретить в других моделях Thorens, да и вообще в проигрывателях разных производителей. Мотор снабжен увесистым трансформаторным выносным блоком питания. Раскрутка основного мотора происходит «запрограммировано» медленнее, как будто в два этапа, чтобы избежать проскальзывания пассика. Пассик используется плоский, а его натяжение, что очень необычно, можно регулировать. Мотор закреплен на своего рода пластиковой скобе, ослабив фиксирующий винт, его можно перемещать в некотором диапазоне.
Казалось бы, зачем? Подстраивать звук за счет силы натяжения. Сами по себе пассики у Thorens качественные, разброса ни в размерах, ни в плотности и эластичности у них практически нет. А значит, регулировку натяжения можно использовать так же, как и в случаях, когда у проигрывателей вместо пассика используется нитка или леска, всегда имеющая некоторый функциональный диапазон, в котором она работает внешне одинаково, однако при изменении натяжения смягчает звук или, наоборот, делает его жестче. Так что регулируемое положение мотора — вещь очень интересная и полезная.
Вращение с пластиковой насадки шкива мотора передается на металлический субдиск, в который вмонтирован стальной шкив подшипника. Сам подшипник неинвертированный, с бронзовым стаканом и тефлоновой вставкой. Сверху на субдиск устанавливается диск основной, но устанавливается таким образом, что не ложится на всю поверхность субдиска, а соприкасается с ним только внутренней кромкой, укладывающейся на небольшой круговой выступ. У основного диска тоже есть своя необычная черта: в точеный алюминиевый массив вмонтирована вставка из черного акрила. Пожалуй, это хорошее решение, все-таки акрил в чистом виде — один из лучших материалов для дисков, и использование его в составных конструкциях также не лишено смысла. Одно не очень понятно — проигрыватель комплектуется классическим пробковым матом... Возможно, это вариант для тех, кто к вопросу относится консервативно и считает, что мат проигрывателю обязателен. Это нужно будет еще проверить, но первое, что я сделаю — попробую убрать мат и посмотреть, что получится. Технически в процессе еще понадобиться клэмп, чтобы пластинка не проскальзывала от щеточки, а также под клэмп, если он весовой, а не цанговый, нужно будет подстроить субшасси.
Вариативность тонарма
Доставшийся мне на тест проигрыватель собран в старшей из штатных комплектаций, с установленным тонармом SME 309. Кроме такого варианта, доступен вариант с целой, невысверленной базой, с заказным вырезом под какой-то конкретный тонарм, или варианты с предустановленными тонармами Thorens TP 92, Ortofon TA-110 и SME M2-9. В плане настроек SME 309 очень удобный вариант, пожалуй, лучший из предложенного списка. Учесть же нужно только одно — не совсем обычную сигнальную разводку.
В большинстве случаев у тонармов, и у SME тоже, на выходе подключается сменный кабель с DIN разъемом, который идет напрямую к фонокорректору или повышающему трансформатору. Но у Thorens все сделано несколько иначе. Так же, как, например, у 550-й модели. От тонарма действительно отходит штатный фонокабель, но дальше он обрезан и распаян на выходные разъемы, расположенные на задней поверхности корпуса проигрывателя. И разъемов этих две пары — есть и XLR, и RCA. А если посмотреть на распайку изнутри, то там видно, что штатно все рассчитано на балансный выход, а на RCA от него идет вторичная распайка. Если вдруг владельцу захочется сменить провод от тонарма, это окажется непросто. В качестве варианта можно, пожалуй, снять один RCA-терминал и пропустить кабель через образовавшееся отверстие (если позволят размеры разъемов). Только что-то мне подсказывает, что потенциальный владелец такого аппарата не будет этого делать. И у этой проблемы есть решение. Можно изначально заказать проигрыватель с отверстием на днище (или на задней стенке) и использовать любой фонокабель по своему вкусу. На работу демпфирующей камеры это отверстие никак не влияет — у последней свой отдельный объем, а классическое подключение дает чуть больше пространства для маневра и чуть меньше паек и контактов, что для некоторых особо капризных головок может иметь значение.
В качестве головки для теста я выбрал Ortofon Cadenza Black. С настройками тонарма и стола долго возиться не пришлось — отстроить и тонарм, и субшаси совсем не сложно. А дальше остается слушать и разбираться, как ведет себя сам проигрыватель, и как работает его регулируемый пневмодемпфер.
Для начала поставил пластинку Isao Suzuki «Blow Up». Звук по первым ощущениям очень глубокий, объемный, не лишенный определенной мягкости. Масштаб проработки баса и общая основательность производят впечатление. Одновременно присутствует неплохая подвижность, звук большой, обстоятельный, но не пластилиновый. Ощущаются и точность, и живость, и воздушность.
Старый новый звук
Динамику хочется охарактеризовать как уверенную, ровную, без спешки, но и без медлительности. В целом подача не очень резкая. Детальность высокая, но без остроты или подчеркнутой пронзительности. Звук сильный, смелый, но совершенно не наглый, скорее наоборот — степенный и спокойный. Бас масштабен, но нельзя сказать, что он акцентирован. Верхние частоты понятны и прозрачны, но тоже лишены акцента. Серединка как будто слегка смягчена, но опять же нет выпуклости или искусственной расцвеченности.
Сцена получается широкая, глубокая, с хорошо прорисованными образами и планами. Воздуха много, а общий объем при большом масштабе подвижен и легок.
Пожалуй, что в характере подачи присутствует теплота, но она не воспринимается как окраска, и это ощущение теплоты ровно распределено по всему диапазону, без заметных пиков или акцентов. А вот смазанности или потери в микродинамике нет вообще, все слышно очень хорошо и подробно. Хотя если попробовать проследить баланс между аналитичностью и музыкальностью, то музыкальность здесь, конечно же, в приоритете, как и эмоциональность, незажатость подачи и отсутствие подчеркнутой строгости или холодности.
Музыка воздуха
Первую сторону пластинки я прослушал при открытой ровно наполовину (на 6 отверстий) задвижке демпфера, ну а дальше начал экспериментировать. Разницу в плюс-минус одно отверстие ощутить сложно, и я не смог ее заметить. Но по дальнейшим наблюдениям как минимум 3-4 промежуточных положения у этой системы есть — они уже заметны. Стало быть, это сдвиг заслонки на 3-4 отверстия. Но для наглядности я опишу крайние положения и их влияние. При полностью открытой системе количественно чуть меньше баса, а на этом фоне более ярко и структурированно звучат средние частоты, потом я это еще нагляднее заметил на примере вокальных партий на других пластинках. Казалось бы, не такая большая разница от работы демпфирующей системы, но если бы разница была сильнее, это бы и огорчило меня, и озадачило, и указывало бы, скорее всего, на «систему окраски звука» или на недоработку конструкций стола. А так — все работает как нужно, и результат всегда будет чуть разный в зависимости от установленных тонарма и головки.
Кстати, чуть подстраивать звук можно и в зависимости от конкретной пластинки — целесообразность подтвердилась на примере следующей записи, Wes Montgomery «Road Song». Работы демпфера как раз хватило, чтобы умеренно скорректировать несколько разухабистый, чрезмерно густой звук, сохранив при этом полную узнаваемость и характерную стилистику записи. В результате слушать ее можно с полным комфортом, обращая внимание и на детали, и на саму музыку в ее целостном понимании. Информация и эмоции вполне уживаются друг с другом, а не пробуют «пихаться локтями». В звуке есть то, за что многие ценят аналоговое воспроизведение: это как будто бы мягкость, но она сочетается с очень приличными динамикой и детальностью. Окраски как таковой я здесь не заметил, только то, что есть на самой записи. Например, специфическое, чуть скомканное звучание струнных слышно, но сам факт этого несовершенства не вызывает смущения и не мешает прослушиванию музыки.
Отдельно можно сказать об особенно удачной связке головки и тонарма. Артефакты на старых пластинках менее заметны, чем обычно, особенно это слышно в паузах.
Следующая пластинка в тесте — Brian Eno «Apollo». Здесь в первую очередь слушаем и оцениваем атмосферу, детальность, внимание к тихим звукам и цельность музыкального пространства. Звук на удивление большой, полновесный, слитный и детальный. В этом случае мне тоже больше подошел вариант с открытым клапаном демпфера — так в звуке больше прозрачности, особенно в средне-нижнем диапазоне. Слушать и комфортно, и интересно, а деталей и нюансов слышно больше, чем я ожидал.
Эмоциональные воспоминания
Дальше поставил флойдовский «Dark Side of the Moon». Звучание масштабное, упругое, атмосферное, с хорошей детальностью. Только силовой подачей имеющийся характер называть не хочется — звук просто масштабный, насыщенный и увлекательный. Те самые детальки, которые так любят выслушивать на этой пластинке некоторые аудиофилы, считываются легко и непринужденно, но настроение тракт задает такое, что гораздо больше просто хочется слушать музыку. Я, например, этот альбом уже очень много лет не слушал сам по себе, только в процессе тестов — музыка настолько хорошо знакома, что возвращаться к ней у меня не было никакого желания. А тут не без удовольствия переслушал пластинку целиком. Только потом вспомнил, что планировал поэкспериментировать со штатным матом. Убрал его, перенастроил тонарм, подобрал умеренно-тяжелый клэмп, и понял, что всего этого можно было бы и не делать. Да, на «голом» диске звук получился острее, звонче, может быть, даже ровнее, но какое-то очень важное связующее звено исчезло... картинка получилась формально местами более правильная, но менее цельная, менее увлекательная и интересная.
Звучание первой симфонии Сибелиуса меня приятно удивило. Я боялся, что здесь легкая смягченность и бархатность звучания может проявиться чрезмерно. Но нет, качественно почерк не изменился, количественно ни в чем не перешел в недостатки. Звук получился и насыщенный, и драматично-эмоциональный, и, что особенно хорошо, без переигрывания. Детальности и динамики вполне хватило для столь сложного произведения, и одинаково хорошо отрабатывались и тихие, почти фоновые фрагменты, и фрагменты насыщенные, на которых не было заметно каши или перекосов по верхним частотам. Может быть, только чуть хуже становилась проработка по ВЧ, ближе к концу сторон пластинки, но даже то, что получилось — отличный результат для 9-дюймового поворотного тонарма.
Последняя запись для этого теста — опера Giacomo Puccini «Madama Butterfly». По ранее услышанному уже никаких особенных сомнений, что результат будет как минимум неплохим, у меня не было. А на деле все опять оказалось лучше ожидаемого: эмоциональный, полновесный звук, очень подвижный, без заметной окраски или резкости-яркости. Предположу, что в таком варианте получить удовольствие от прослушивания оперы может даже тот, кто не относится к рьяным поклонникам оперы. Тракт изящно и легко справляется со сложными фрагментами, выдавая эмоциональный и подвижный звук без подчеркнутой окраски или яркости. Именно в легкости и подвижности звука, который как будто не встречает сопротивления, и заключается самый интересный эффект. Впрочем, с формальной стороной вопроса — динамикой и детальностью, с правильностью построения сцены и с ровным тональным балансом — все хорошо.
Выводы
Проигрыватель получился очень цельным по характеру, и в нем безошибочно узнается Thorens. Если рассмотреть звук сначала в нюансах, а потом как некую цельность, то напрашивается определение, которое я крайне редко использую: звук получается «дорогой». В первую очередь, за счет своей цельности и сбалансированности. Он не совсем идеально нейтральный, но ведь не всем это нужно. Есть же, например, аппараты типа Avid или Linn, которые в старших модификациях и комплектациях играют скорее не нейтральностью, а почерком и характером, но за это их чаще всего ценят и любят — за собственный узнаваемый звук. В некотором роде Thorens ближе к этому классу, но со своим фирменным прочтением музыкального материала. И вот эти-то нюансы и характер как раз и могут стоить практически сколь угодно дорого, и за это аппарат нельзя упрекнуть. Впрочем, с технической точки зрения Thorens TD 907 показался мне очень продуманным и цельным аппаратом в рамках своей концепции. Он красив и внешне, и как техническая идея, а это не измеряется количеством килограммов веса или внешними размерами.
Музыкальный материал:
Brian Eno — Apollo (Atmospheres and soundtracks) – Polydor 28MM0298 / Stereo
Giacomo Puccini — Madama Butterfly — Maria Callas, Nicolai Geda, Mario Borrifello, Orchestra e Coro del Teatro alla Scala, Herbert Von Karajan / EMI 163-00424/26 / Stereo
Isao Suzuki — Blow Up - Three Blind Mice TBM-15 / Stereo
Pink Floyd — Dark Side Of The Moon — Odeon/Harvest/Toshiba Japan EOP-80778 / Stereo
Sibelius — Symphony No.1 - Helsinki Radio Symphony Orchestra, Okko Kamu – Deutche Grammophon – MGW 5252 / Stereo
Wes Montgomery — Road Song – A&M Records 212 057 / Stereo
Thorens TD 907 без тонарма и без готового отверстия в базе — 999 000 руб. Посадочное отверстие под свой тонарм — 15 750 руб
Thorens TD 907 с тонармом TP 92 — 1 050 000 руб
Thorens TD 907 с тонармом Ortofon TA-110 — 1 142 000 руб
Thorens TD 907 с тонармом SME M2-9 — 1 155 000 руб
Thorens TD 907 с тонармом SME 309 — 1 215 000 руб
Головка звукоснимателя Ortofon Cadenza Black — 180 000 руб
Проигрыватель Thorens TD 907
Тип привода: пассиковый
Мотор: синхронный, переменного тока, с подстройкой скорости и выносным блоком питания
Диск: 6,5 кг, алюминиевый, с акриловой вставкой
Штатный тонарм: 10-дюймовая версия Thorens TP-92, опционально — SME, без тонарма или выбор по индивидуальному заказу (9-10 дюймовые модели)
Размеры (ШхГхВ): 470х380х140 мм.
Вес: 12 кг
Головка звукоснимателя Ortofon Cadenza Black
Тип: MC
Радиус и тип заточки иглы: 6/50 мкм, Nude Shibata
Иглодержатель: бор
Динамическая податливость: 16 мкм/мН
Диапазон прижимной силы: 2.0 – 2.5 г
Оптимальная прижимная сила: 2.3 г
Выходное напряжение: 0.33 мВ
Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20 – 60000 Гц
Разделение каналов (на 1 кГц): > 27 дБ
Разбаланс каналов: < 0,8 дБ
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: > 10 Ом
Материал корпуса: сталь, алюминий
Вес: 10.7 г