Проигрыватели Well Tempered Lab, разработанные Уильямом Фейрбохом, выпускаются в разных вариациях уже несколько десятилетий, при этом очень необычные конструкции узлов и деталей сохраняются в разных моделях. Когда-то я тестировал проигрыватель Well Tempered Lab Versalex, и надо сказать, это был один из самых необычных тестов за всю мою практику. Но так или иначе все необычные инженерные решения при проверке на практике оказываются вполне логичными и совсем не лишенными смысла.
Конструкция
Проигрыватель Amadeus G.T.A в чем-то выглядит проще, в чем-то строже и лаконичнее, но стараться угадать, каким же будет звучание на практике, дело не всегда благодарное, поэтому остается изучить все узлы и детали во всех подробностях, а потом на практике выяснить, как это работает и влияет на звук. Хотя в любом случае провести некоторые параллели между разными моделями одного производителя всегда хочется.
Поставляется проигрыватель практически полностью разобранным, и на сборку с настройкой понадобится какое-то время. Однако производитель постарался максимально упростить эту процедуру — к аппарату прилагается подробная и понятная инструкция, инструменты для настройки, электронные весы, полноразмерный стробоскопический диск, так что при вдумчивом и неторопливом подходе даже владелец первого в своей жизни проигрывателя с задачей вполне справится. Хотя, конечно, сборка и настройка займет заметно больше времени, чем в случае со среднестатистическим аппаратом.
Внешность у аппарата неординарная в силу конструкции, но если в отношении модели Well Tempered Lab Versalex у меня были определенные нарекания в плане дизайна и функциональных моментов, то у Amadeus G.T.A все более выдержано в едином стиле, да и конструктив более строен и лаконичен.
Стол проигрывателя весьма тяжелый и состоит из двух пластин — нижней акриловой и верхней алюминиевой. при этом тонарм и мотор закреплены на верхней части стола, а подшипник диска — на нижней. На стойку вся конструкция устанавливается при помощи четырех нерегулируемых ножек, в которые вставляются непосредственно опоры, достаточно мягкие, полые внутри резиновые шарики. развязка при этом получается весьма и весьма хорошей, особенно в сочетании с демпфированным тонармом.
Стакан подшипника традиционно для проигрывателей Well Tempered Lab очень необычен. Точнее, именно стакана-то в конструкции как такового и нет. Заостренный на конце металлический шкив вставляется в конструкцию, состоящую из тефлоновой нижней опоры, куда устанавливается шкив, и верхней, также тефлоновой шайбы, в которой проделано треугольное отверстие. Плюс к этому конструкция смазываемая, в процессе сборки в нее нужно залить масло. Масло в комплекте имеется, как и точные рекомендации, сколько его необходимо лить. Шкив подшипника жестко закреплен в достаточно легком акриловом основном диске. при этом когда диск установлен, все выглядит так, как будто он может болтаться и вообще непонятно как центруется. Однако если установить леску, которая заменяет в нашем случае привычный пассик, то окажется, что диск ведет себя так, как ему и положено — при вращении никаких люфтов нет. В целом конструкция хоть и кажется неустойчивой, но она работает, а подшипник сам по себе, вероятно, дает хорошую развязку. Да и леска вместо пассика — хорошее решение. кстати, за что отдельное спасибо производителю — в инструкции точно сказано, как отмерять леску нужной длины. Ведь мотор подвинуть не получится, а значит, нужно попасть в размеры весьма точно. Не факт, что это получится с первого раза, но и сверхсложного ничего в этом нет. и еще несколько особенностей. Мотор имеет подстройку скорости, а вот переключения скоростей нет, чтобы получить 45 оборотов, нужно перебрасывать леску на шкиве. Сам мотор не очень мощный, но тихий, и в сочетании с остальной конструкцией услышать что-то непозволительное не получится. Скорость подстраивается не очень удобно — на задней стороне стола есть для этого скрытый регулятор, вращать который нужно небольшой отверткой, но часто это делать не понадобится. Да и по стробоскопу из комплекта настраиваться весьма удобно.
Еще надо сказать о паре моментов в отношении основного диска. Во-первых, это длинный шкив, выступающий сильно больше среднестатистического. Предположу, что это маленькая уловка, чтобы ни у кого не получилось использовать какой-либо клемп, так как при такой конструкции клемпы явно противопоказаны. Штатный мат также весьма необычен, он толстый, очень легкий, гибкий и изготовлен из вспененного полимера. Т.е. это еще один элемент виброразвязки. Правда, надо будет изучить на практике, как такой мат повлияет на основательность звука и басовую составляющую.
Остается изучить тонарм, самую необычную часть конструкции. Если у модели Versalex тонарм был необычным по конструкции, но привычным в том плане, что представлял собой некий цельный и обособленный узел, то у нашего испытуемого все по-другому. Конструктивно тонарм — известная фирменная конструкция Well Tempered Lab, в которой круглая металлическая трубка тонарма вделана в шарик для игры в гольф, который в свою очередь вывешен на леске через блок и одновременно погружен в ванну с силиконом. Это сочетание и позволяет легко регулировать азимут и высоту, а также обеспечивает вязкостное демпфирование. А основное отличие тонарма в нашем случае — то, что он не собран в единую конструкцию, а имеет несколько узлов, соединенных только конструкцией стола. Держатель блока, силиконовая ванна, армрест — все это самостоятельные детали, вставляющиеся в стол и фиксирующиеся винтами с торца. Соответственно и высоту установки нужно проверять в каждом случае отдельно. Это требует времени, хотя и не вызывает каких-то затруднений.
Прижимная сила задается привычным способом, при помощи противовеса, а используя весы из комплекта, можно настроиться достаточно быстро. Сложнее дело обстоит с геометрией установки головки. Она необычная, угол не совпадает с тем, что показывают разные универсальные шаблоны. Впрочем, производитель предупреждает об этом и настоятельно рекомендует эти параметры не менять. Поверим на слово и проверим на практике.
И да, снова особенности. Во-первых, проводка тонарма. Она выглядит несменной и проходит через трубку, откуда выходит свободно и подключается при помощи небольшого разъема к блоку на корпусе проигрывателя, а оттуда уже сигнал выводится на обычные RCA-разъемы. Во-вторых, у тонарма вообще нет микролифта — ни в комплекте, ни в виде опции. Казалось бы, анахронизм, неудобно... Но на практике из-за конструкции и демпфирования управляться с тонармом вполне легко.
Звучание
Экспериментировать с проигрывателем смысла особого нет, так как фактически не с чем. Только правильно подобрать головку, все настроить и потом подобрать фонокабель. Можно попробовать подобрать другой мат, но сначала надо понять, а стоит ли. Для начала я оставил головку, с которой проигрыватель и приехал на тест — Benz-Micro Glider в низковыходном варианте. Сочетание мне незнакомое, надо будет послушать. Учитывая параметры головки, может получиться хорошо. В качестве фонокабеля я подключил Cardas Golden Reference.
Проверил настройки штатными способами, разве что в отношении геометрии установки головки пришлось положиться на разработчиков аппарата. Кстати, испытания на нескольких тестовых дисках проигрыватель прошел вполне успешно, только по работе антискейтинга один из тестов дал не совсем уверенный результат, но в нашем случае это не настраиваемый параметр.
Тест я начал с пластинки Aurex Jazz Festival '82 — The Woody Herman Big Band, первые ощущения — совершенно ничем не стесненный звук, легкий, быстрый, и практически неокрашенный. При этом легкость, иногда у разных аппаратов переходящая в легковесность, в нашем случае не выходит за рамки, наоборот, звук с такой басовой составляющей и поддержкой, какие не всегда удается услышать от намного более серьезных проигрывателей. Я всегда считаю, что качество баса намного важнее его количественных показателей, точнее, в идеале все части диапазона, все частоты должны быть количественно соразмерны, иначе перебор по басу даст смазанность, потерю динамики и детальности, а тот же перебор по верхам приведет к излишней резкости, и звук будет утомлять. Наш же испытуемый показал очень хороший результат в этом плане. Да, результат еще надо будет подтвердить на более сложных записях, но начало впечатляющее. Звучание всего диапазона выверенное, без перекосов или ощущения спада по краям. Зная, что головка Benz-Micro Glider имеет свои особенности, можно сказать даже по первой пластинке, что сочетание головки и проигрывателя вполне удачное.
Впрочем, частотный диапазон — это далеко не все, с детальностью и особенно с динамикой дела обстоят очень хорошо, быстрые пассажи, тихие звуки, нюансы и артефакты хорошей концертной записи отчетливо слышны. Отлично прорабатываются переходы и оттенки звучания. Особенно хороши духовые партии — звук прозрачный, точный и без какой-либо синтетики. Единственное, что можно покритиковать, — сцену. Ширина, глубина, объем и контурность образов присутствуют, но иногда как будто немного не хватает четкости, стройности в нюансах.
Следующая пластинка — Terumasa Hino Quintet «Live!». Снова отличная запись, но уже немного другого свойства — более пронзительны и запись, и собственно музыка. Прозвучала пластинка вполне хорошо: точная и объемная перкуссия и ударные, подробности и нюансы тихих звуков без потери детальности, правильное и правдоподобное звучание рояля. Учитывая качество записи, тракт без проблем позволяет представить, как были расставлены инструменты и микрофоны. Вообще аналитические способности у тракта на высоте, только нет нарочитой въедливости — при всех слышимых нюансах все же понимаешь, что хочется слушать музыку, а не набор звуков. Впрочем, при желании можно заняться и звуками. Тракт хорошо воспроизводит послезвучия, но при этом баланс с основными нотами вполне здравый — нет ни чувства замедленности или растянутости звука, ни неестественной, излишне напористой динамики.
Еще одна пластинка — Friends Of Charlotta «Live In Studio». Запись уже современная, в чем-то аудиофильская, однако пластинка хорошая. Масштаб звука здесь получился побольше, бас хорошо выражен и проработан, серединка детальная, подача вокала, артикуляция — все на уровне. Интересно строится сцена, особенно если оценивать ее вместе со всем остальным. Есть не только ширина и глубина, звук как бы заполняет комнату, выстраивает образы и планы, при этом оставаясь вполне комфортным, без неестественного напора или навязчивости. Обычно такой объем звука может и тяготить при долгом прослушивании, однако в случае с нашим трактом все вполне комфортно, но эмоциональная вовлеченность, несомненно, присутствует.
Переходим к другим жанрам. Пластинка Queen «A Kind Of Magic». Запись прозвучала чуть резковато, когда-то сухо, иногда нервно и слегка зажато. Т.е. так, как она, в общем-то, и записана. За счет неплохо го баса и хорошей читаемости инструментальных и вокальных партий и выдержанного баланса между музыкальностью и аналитичностью в целом диск не просто можно слушать, а слушать с удовольствием и эмоциональной отдачей. Сцена получилась уплощенной и не воздушной, и ,конечно, характер самой записи никуда не делся. Однако результат уверенный как на начальных композициях, так и на дорожках, расположенных у «яблока». В плане характера звука — все тракты разные и тяготение к отражению недостатков записей также разнится в зависимости от индивидуальных способностей. И конечно же, от сочетаемости компонентов.
В связке с Benz-Micro Glider SL все получается очень хорошо, но не совсем обычно. Чаще бывает так, что недостатки слышны, но на них не акцентируется внимание. Но здесь все иначе. Недостатки слышны и формально ничем не маскируются, но звук воспринимается как нечто цельное, и в том числе неразделимое с неизбежными недостатками. А в восприятии упор идет на музыку, при этом, без излишней эмоциональности.
Концертный диск Jethro Tull «Live at Montreux 2003» меня немного удивил. Вообще это качественная запись с хорошими формальными данными, сочным и детальным звуком, а в нашем случае звук получился немного другим — как будто с него сняли некий аудиофильский лоск, оставив музыку со всеми ее особенностями. При всем мастерстве музыкантов и отличном издании на «Audio Fidelity» почему-то в первую очередь ощущалось ушедшее время, и то, как оно изменило участников концерта.
Звучанию пластинки Dead Can Dance “Into The Labyrinth” разве что совсем немного не хватило воздуха, атмосферности, того, что в ощущениях погружает в музыку и отвлекает от окружающей действительности. Хотя реалистичность, почти эффект присутствия слышен. Сложно на словах передать столь необычные сочетания.
Заканчивал прослушивание я, как обычно, на нескольких классических произведениях. Это всегда некое последнее испытание, так как именно классические записи часто показывают недостатки тракта более явно, чем многие другие жанры. Выбрал пластинки Glenn Gould plays Bach Piano Concertos и Rimsky-Korsakov — Scheherazade, Opus 35. Цельность и мелодичность звучания в сочетании с хорошей детальностью и легкостью, хорошая динамика, хлесткость и глубина баса — все есть, звучание этих пластинок почти близко к образцовому. Почему почти? Вопросы к сцене, пространственной подаче. Если на малых формах особенности заметны слабо, то оркестровая сцена раскладывается на планы как-то непривычно, немного непропорционально. Впрочем, выражено это все не сильно и к характеру звучания тракта можно очень быстро привыкнуть — отторжения здесь совершенно точно не возникнет.
Выводы
Необычный проигрыватель, в чем-то странный и даже чудной, но при этом с выдающимися способностями. Так хорошо в тесте показывает себя далеко не каждый аппарат. Более того, здесь дело не только в проигрывателе, тонарме или головке. Очень хорошо сработало сочетание. Это как раз тот случай, когда компоненты тракта сочетают свои сильные стороны и нивелируют недостатки. Также, видимо, из-за геометрии настройки, этому проигрывателю хорошо подходят головки с похожей, весьма острой заточкой и незначительной собственной окраской, в том числе и головки бескорпусные — по опыту знаю, что та же Sumiko BlackBird очень хорошо себя чувствует на этом проигрывателе. А конструкция головок схожа.
В сухом остатке, если не пугаться конструкции и настроек, а также озадачиться подбором всех компонентов, то на основе этого проигрывателя можно выстроить неординарную во всех отношениях систему.
Музыкальный материал
Terumasa Hino Quintet — Live! — Three Blind Mice TBM-17 / Stereo
Aurex Jazz Festival '82 — The Woody Herman Big Band — Toshiba EMI / Aurex EWJ-80236 / Stereo
Friends Of Charlotta — Live In Studio — Clearaudio LP 83035 / Stereo
Dead Can Dance — Into The Labyrinth — Mobile Fidelity MOFI 2-001 / Stereo
Jethro Tull — Live at Montreux 2003 — Audio Fidelity AFZLP2 041 / Stereo
Queen — A Kind Of Magic — EMI EMS-91168 / Stereo
Rimsky-Korsakov — Scheherazade, Opus 35 — Rudolf Kempe conducting The Royal Philharmonic Orchestra — Columbia 40-5672 / Stereo
Glenn Gould plays Bach — Piano Concertos — Leonard Bernstein, Vladimir Goldshmann, The Columbia Symphony Orchestra — CBS 40AC 1612-3 / Stereo
Проигрыватель Well Tempered Lab Amadeus G.T.A
Привод: пассиковый
Мотор: постоянного тока, внешним блоком питания и подстройкой скорости
Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин
Шелл: несъемный
Эффективная длина: н/д
Эффективная масса: н/д
Антискейтинг: нерегулируемый
Выходной разъем: RCA
Головка звукоснимателя Benz-Micro Glider SL
Тип: МС
Иглодержатель: стержень из бора диаметром 0,28 мм
Радиус иглы: 3 х 60 микрон
Вертикальный угол: 20°
Катушка: сверхчистое железо в форме креста
Вес: 6,8 г
Выходное напряжение: 0,4 мВ при 3,54 см/с
Сопротивление: 12 Ом
Частотный диапазон: 20—20 000 Гц
Разбаланс каналов: менее 0,5 дБ
Разделение каналов: менее 35 дБ при 1 кГц
Способность отслеживать дорожку на 315 Гц при прижимной силе 2 г: 80 микрон
Динамическая податливость: 15 мкм/мН
Рекомендуемое сопротивление усилителя: 100—47000 Ом
Рекомендуемая прижимная сила: 1,7—2 г
Время приработки: 40 ч