Как слушать стерео: шесть полезных советов [перевод]

Как слушать стерео: шесть полезных советов [перевод]

Чтобы получить «истинный» стереозвук, нужно немного постараться. Стерео бывает разным. Аудиозапись игры в пинг-понг или звук поезда, движущегося слева направо или справа налево — это теоретически тоже стерео. Для прослушивания стереозаписей можно использовать дешевые компьютерные колонки, но если вы хотите услышать настоящее стерео с эффектом погружения, глубокой, широкой сценой и точной передачей исходного местоположения инструментов, то вам понадобится не только хорошее оборудование, но и правильно организованная комната для прослушивания.

Большинство любителей музыки с этим согласны, но я заметил, что многие аудиофилы и даже эксперты часто нарушают базовые принципы, которые влияют на конечный результат. Мне кажется, рассказать еще раз об этих принципах лишним не будет. Большинство вещей, о которых пойдет речь ниже, вам уже должно быть знакомо. Однако я надеюсь, что статья все рано получится интересной. В конце материала я уделил внимание одному важному аспекту, о котором часто забывают. Итак, предлагаю вам несколько техник, улучшающих процесс прослушивания стерео.

1. Уберите все, что находится между вами и вашими колонками

Качество стереофонического эффекта зависит от разных мелких нюансов. Многое зависит от того, как именно звуки доходят до уха. Звуки, доносящиеся до нас самыми последними — это то, что мы слышим в данный момент. Эти звуки играют важную для нас роль, но когда речь идет о стерео, срабатывает «эффект предшествования». Под этим психоакустическим термином подразумевается особенность нашего мозга не придавать значения «последним» звукам. [От переводчика: эффект предшествования или эффект Хааса — это свойство слуховой системы человека, при котором он слышит только одиночный звук, который быстрее достиг уха. Этот эффект проявляется при излучении двух похожих звуков из разных направлений в быстрой последовательности].

Между вами и колонкой ничего быть не должно. Все лишнее с пола и потолка следует убрать. Можно оставить ковер на полу, что поможет минимизировать ВЧ-отражения. Если у вас низкий потолок, то было бы неплохо, если бы он был мягким. По крайней мере, он должен быть ровным. Суть в том, что все объекты (компоненты системы, мебель и т.д.) мешают равномерному распространению звука. Если между колонкой и слушателем что-то находится, то теряется стереофонический эффект.

Несколько лет назад Демиан Мартин (Demian Martin) продемонстрировал мне, как это работает. Мы устроили слепой тест. Я с закрытыми глазами сидел в кресле для прослушивания и пытался уловить разницу в звучании. Без сомнений, разница была: в один момент стерео «рассыпалось» на части, звук стал расфокусированным, а чувство пространства ухудшилось. Оказалось, что Демиан молча положил на пол конверт от пластинки. Он положил его между колонками. Казалось бы, такое небольшое физическое изменение, но оно очень негативно повлияло на стереоэффект.

Представляете, как тогда влияет на звук журнальный столик между вами и колонками? А ведь это не редкость. Разумеется, столик перед вами позволяет удобно разложить пульт, диски и поставить напитки. Однако делать так не стоит. Если вы все-таки нарушаете это правило, то имейте в виду, что стерео способно на большее.

Мне вспоминается Кевин Воекс (Kevin Voecks), который как-то рассказал об одном аудиофиле, покрывшим пол дорогими акустическими рассеивателями. Не каждый бы пошел на такое. Но в чем смысл? Воекс тогда сказал, что «речи об образности звука уже, конечно, не было».

2. Уберите все лишнее рядом с вами

Рядом с вашими ушами также не должно быть никаких посторонних объектов. Например, вам не нужно кресло с высокой, огибающей голову спинкой. Лучше всего сидеть на специальном стуле или на кресле с низкой спинкой. Если ваша спина не выдержит такого испытания, то хотя бы выберите кресло, спинка которого не доходит до головы, и убедитесь, что обивка кресла мягкая.

Диваны и кресла из плотной кожи не подходят, так как они отражают высокие частоты. Если у вас такое кресло, то накройте его пледом. Лучше всего использовать стул или кресло с низкой спинкой. Попробуйте сами — и вы поймете, насколько лучше зазвучала ваша система.

3. Соблюдайте симметрию

Стереоэффект базируется на симметрии между двумя каналами. Раньше, когда мы не понимали принцип работы стерео и не придавали должного значения интерауральным различиям, многие пытались отрегулировать разницу звучания каналов с помощью настройки баланса и эквалайзера. Результат получался очень печальным, так как эквалайзер и баланс не помогут решить проблему с интерауральными временными различиями.

Процессорная обработка может помочь, но лучше соблюдать симметрию насколько это возможно. Как правило, DSP-коррекция лучше всего проявляет себя, когда в АЧХ нет резких подъемов и спадов.

Стоит учитывать и ваше положение в пространстве. Слушатель должен сидеть так, чтобы его уши были равноудалены от колонок. Большинство аудиофилов стараются не забывать об этом, но все равно нужно относиться к процессу щепетильнее.

Обратимся к цифрам. Наши уши способны улавливать различия вплоть до одной стотысячной секунды. Давайте нарочно занизим этот показатель до одной пятидесятитысячной. Важно то, как далеко звук успеет уйти за такой промежуток времени. Подсчитаем. За одну миллисекунду звук уйдет примерно на 30,5 см. За одну пятидесятитысячную секунды он убежит приблизительно на 0,6 см. Таким образом, чтобы получить от стереосистемы максимум, вам нужно точно замерить расстояние до каждой из колонок. Нужно постараться выставить их строго на одной линии. Здесь вам поможет измерительная рулетка.

4. Сядьте поближе к колонкам

Как бы мы ни старались, так называемые «ранние отражения» всегда будут присутствовать в музыке. Можно попытаться минимизировать их и сделать симметричными, но полностью от них не избавиться. Чтобы снизить воздействие ранних отражений, нужно добавить к ним максимум прямого сигнала. Именно поэтому нужно сидеть ближе к колонкам. Разумеется, слишком близко сидеть не получится и так делать не нужно. Кстати, чем ближе вы к акустике, тем выше вероятность расслышать нежелательные микровибрации. В любом случае добиться более качественного стереоэффекта можно, расположившись ближе к колонкам (в разумных пределах). Многие аудиофилы сидят слишком далеко от источников звука, слушая «комнату», а не прямой сигнал. Если сесть поближе, то можно изменить отношение прямой сигнал/отражения.

Также есть смысл сидеть подальше от стены за вами, и акустику тоже нужно ставить подальше от стены (если это, конечно, не встройка или специализированные колонки для установки рядом со стеной). Стоит отметить, что отражения от боковых стен не так страшны, но от них тоже нужно стараться избавиться.

5. Помещение должно быть «мягким»

Большинство музыкальных записей делаются с расчетом на появление отражений во время прослушивания. Аудиозаписи, созданные с расчетом на безэховые условия, встречаются редко. Как бы там ни было, добиться дома идеальных условий практически невозможно.

С моей точки зрения, лучше всего слушать стерео в комнате, где есть зона без отражений. В таком помещении слушатель получает прямой звуковой сигнал, а ранние отражения поглощаются или рассеиваются до незначительной степени. То есть отражения доходят до ушей, но гораздо позже прямого звука.

Создать зону без отражений весьма сложно, но частично добиться такого эффекта можно, если сделать стены мягкими. Поглощение высоких частот важно само по себе, а также это улучшает восприятие стереозаписей. В комнате с мягкими поглощающими панелями звук становится «приятнее», а передача стерео — правильнее.

Хуже всего слушать музыку в комнате со стеклянными стенами. Если у вас панорамные окна, то хорошо бы закрывать их плотными занавесками. Когда-то давно Питер Лингдорф (Peter Lyngdorf) притащил в мою квартиру в Копенгагене систему с коррекцией звучания. Квартира была замечательной — в ней была большая длинная стена из стекла и стали. Питер сказал мне, что слушать музыку в таком пространстве невозможно, но занавески могут помочь.

6. Расслабьтесь, сидите спокойно и закройте глаза

Симметрия предполагает прослушивание без лишних движений. Как только вы начнете двигаться вперед или назад, вы нарушите всю симметрию. Однако сидеть спокойно нужно не только по этой причине. Чтобы понять, о чем я, давайте уделим внимание нашему восприятию в целом. Тема сложна, поэтому я затрону ее лишь в общих чертах.

Восприятие окружающего мира подразумевает множество процессов, контролируемых мозгом. Все, что мы видим и слышим, это не просто свет в глазах и звуки в ушах: грубо говоря, восприятие складывается из множества составляющих, и если одна из них отсутствует, наш мозг сам находит ей замену.

Наверное, это все кажется вам пустой болтовней, но есть простой эксперимент, который доходчиво объяснит вам, как работает восприятие. Посмотрите на картину или фотографию с большим количеством трехмерных объектов или с перспективой. Затем закройте один глаз, а вторым посмотрите на изображение через какую-нибудь трубу, которая полностью закрывает все фоновые объекты за исключением самой картинки. Вы почувствуете, насколько усилился 3D-эффект. Если раньше вы не пробовали так делать, то вы не поверите своим глазам (точнее, глазу).

Почему это происходит? Суть в том, что мозг воспринимал картинку двумя глазами, а также анализировал фоновую визуальную информацию: какие-то составляющие подсказали мозгу, что на картине или фото изображены трехмерные объекты, а другие — что изображение двухмерно. Бинокулярное зрение позволило мозгу понять, что картинка плоская. Другими словами, наше зрение и мозг восприняли все правильно, поняв, что сама картинка двухмерна, но на ней изображены трехмерные объекты.

Когда вы смотрели на картинку одним глазом без какого-либо видимого фона, то подсказок для мозга не было — он воспринял изображение как трехмерное. Мы заставили наш мозг изменить восприятие.

Вернемся в мир звука. Наш мозг воспринимает расположение предметов в комнате и ее форму за счет небольших движений головой и мгновенного анализа изменений в звуке. Так мы можем понять, что находится впереди нас, а что — позади. Движения головы позволяют нам, кстати, определить расположение колонок в помещении, а также уловить акустические свойства комнаты.

По моему личному опыту (хотя, возможно, этому есть и документальное подтверждение), если сидеть спокойно и не шевелить головой во время музыкального сеанса, то мозг перестает пользоваться подсказками. Однако для восприятия ему нужны другие подсказки, и он начинает использовать те, что дают ему стереосигналы. Как мне кажется, эффект довольно ощутим. Слушатель будто бы погружается в стереофоническое пространство. Не могу ничего гарантировать, но вам тоже стоит попробовать этот метод. Если почувствуете разницу, то привыкните сидеть спокойно. Такое состояние подобно медитации, что хорошо подходит для прослушивания музыки. Как по мне, то стереоэффект становится более убедительным.

Наконец, о глазах: если закрыть глаза, когда слушаешь музыку, то исчезнут подсказки, указывающие на то, что ты не в концертном зале, а у себя дома. Не буду развивать эту тему. Полагаю, что многие пробовали так делать. Тем, кто не пробовал сидеть спокойно, настоятельно рекомендую устроить такой эксперимент.

Подведем итог

Глаза следует закрыть, тело расслабить, головой не вертеть. Сидеть нужно на стуле или на кресле с низкой спинкой, комната должна быть мягкой. Колонки должны стоять симметрично и не слишком близко к стене. Кресло для прослушивания также стоит расположить подальше от задней стены. Никаких объектов между вами и акустикой!

Если вы не соблюдаете хоть одно из эти правил, то вы еще не знаете, насколько хорошо работает стерео. Если же сделать все правильно, стереозвук можно будет сравнить с миражом. Приятного прослушивания!

Оригинал: How to Listen to Stereo. Six Tips for Optimizing the Listener Experience

(Фото никак не относятся к советам автора и поставлены только для оформления статьи)

ТЕГИ:#стерео
78.33 дБ +

Комментарии

#

Steve, конечно, значительная фигура, но последнее фото с ним полностью перечёркивает информацию статьи. ))

- 50 дБ +
#

Да, помещение ОЧЕНЬ влияет на звучание!!! Но самое главное - реверберация (отражения звука) и резонансы ("стоячие" волны, выпяченные по амплитуде на некоторых низких частотах). В помещении, что на последнем фото, звучание любой, в том числе самой дорогой/удачной акустики, будет весьма специфическим, даже если камин и потолочные балки будут задавливать резонансы. Голые пол, окна и стены, как пить дать, дадут куеву кучу отражений, и эхо будет как в ...

- 50 дБ +
#

Вот эти тумбочки с пластинками - с лева от слушателя - очень негативно влияют на стерео панораму.У самого стояла слева стойка с дисками и принтером для печати - когда убрал её - звук очень порадовал меня.И вообще на всех фото - очень много лишнего барахла - мешающего - самое полезное это ковер на полу , правда у меня еще цветы жена в горшках поставила по бокам комнаты - ну чтобы не зря площадь пропадала - понимаете..p/s Кстати гипсовый потолок - лучше чем натяжной или просто побелка , хорошо поглощает лишнее.

- 50 дБ +
#

Ну и что мне теперь делать? Придвинулся на 32 см (померил рулеткой) ближе к колонкам и звучание стало заметно сценичнее/образнее/голографичнее. Прям чуть телесность не возникла... И это я нарушил, чтимое с детства, правило равностороннего треугольника. Сидеть стало неудобно. Что двигать, диван или акустические системы? Я не ёрничаю, это действительно так! Сижу, ёрзаю вперед-назад, эффект чётко прослеживается!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @aEdwardos #

Если есть возможность - лучше будет ас отодвинуть от стен вперед к слушателю.Индивидуально нужно располагать - методом подбора..ну и не забывать на чем стоит ас - шипы + мрамор постамент в идеале.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

Вот на таком расстоянии АС от стен, как сейчас, мне больше всего нравится как звучат нижние частоты. Придется двигать диван. Я уже продумываю запилить между стеной и диваном некие этажерочки, как у Никиты, немногим выше спинки, потому что над диваном висят картины, чтоб жена рассадила там пышные растения. Может там они положительно повлияют на звук, и красиво будет. Как в Симферопольском новом аэропорте.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @aEdwardos #

Ну да - горшки с цветами - эстетичнее , чем шлакоблоки и плетёные корзинки на полу как на фото.- капец.Про картины - я против. Жене сказал - лучше я прибью ковер на стену - чем картину.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

А я обожаю городские пейзажи. Вот купил этим летом в Крыме. Мне очень нравится!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @aEdwardos #

Действительно красиво!Я не против картин - я против вибраций и отскока звуковой волны.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @aEdwardos #

В Крыме? ;)

- 60 дБ +
⇡ в ответ @basov11 #

Хорошо у вас в Сочах - говорят , а я им - Вы купались в мочах..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @basov11 #

"В Крыму" звучит как-то быдловато. "Война в Крыму, всё в дыму". Я сторонник более архаичной формы, может, с точки зрения учебников, и неправильной.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @aEdwardos #

В Крыму война?! О-О

- 50 дБ +
⇡ в ответ @aEdwardos #

В Крыму...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @aEdwardos #

Сколько составляет это расстояние между АС и фронтальной стеной?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Andrey80 #

15 см. Я понимаю, что это мало, меньше чем рекомендует производитель. Но я много двигал АС вперед-назад и сдвигал-раздвигал, но своё положение не менял. Лучший результат дал именно такой треугольник со стороной 2 м 70 см. А теперь, прочитав статью, сел поближе и удивился полученному эффекту...

- 50 дБ +
#

Да нормальные вполне советы и многие из нас , сами до всего этого давно дошли .

- 50 дБ +
#

Все правильно, но вот это "Оказалось, что Демиан молча положил на пол конверт от пластинки. Он положил его между колонками. " - просто бред.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @basov11 #

Ну тут есть ценители - расчехляют кабели и обматывают в папиросную бумагу - звук так становится - теплее , ламповее , обретает телесность...не забывайте про подставки для кабелей - тоже феноменально меняют для многих звук.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #
не забывайте про подставки для кабелей - тоже феноменально меняют для многих звук.

NoamZahid тута уже ставил эту фотографию, а я, пожалуй, повторю

- 60 дБ +
#

Статья интересная и большенством выводов согласен. Насчет конверта вот только, по моему, тоже перебор :) У самого комната, увы, далека от совершенства в плане звука. Допустил ряд ошибок при проектировании интерьера, хотя сделать иначе в жилой комнате сложно. На даче все получше, но тоже есть моменты. Вечно можно стремиться к совершеству. Вот интересно как подобрать оптимальный комплект аппаратуры именно под эту кдп? Мне думается, что эта самая главная задача при построении стерео или многоканальной системы.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Если комната далека от совершенства - присмотрите полочные системы, разумеется стойки должны быть. Полочники менее требовательны к помещению - но ультра баса не получится без сабвуфера. Мне всегда нравился звук именно полочных - он более панорамный и согласованный. (моё мнение)

- 56.02 дБ +
#

Между колонками стоит телик,для эксперимента убрал его и сцена стала более глубокой что-ли,вобщмем стало лучше и я услышал разницу) телик теперь придется вешать на стену

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Ilskiy #

Пробуйте развернуть ас прямо ( без разворота в центр ) или отодвиньте максимально от стены или от телевизора.Мой телевизор стоит на стойке и я нашел оптимальный угол и расположение своих ас методом передвижения и прослушки. Вешать тело на стену для меня не эстетично (много проводов подключено) поворотная стойка у телика - удобно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ilskiy #

Так же пробовал убирать ж.к панель, звук действительно лучше... но, поскольку без него ни как, то накрываю его "бабушкиной шалью" ( не шучу ) и разница в звуке заметна.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Expo #

Бабушка не психует? )))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Наверное нет, "на небесах " в 88 лет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Expo #

А я накидываю на телевизор детское байковое одеяло .

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Expo #

А я использую такую штуку:


- 57.78 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Вот кстати класс ! Давно хочу взять подобное, че то всё ни как, по углам "басоловушки" собираюсь брать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Expo #

На фото в дальнем углу из-за занавески выглядывает ловушка :)

- 50 дБ +
#
комната должна быть мягкой

Так можно с этими правилами дойти до психического расстройства: каждый раз точно вымерять расстояние между ушами и колонками, и страдать, что сидишь в итоге на 2 см в сторону, от чего звук теряет симметрию в микросекундах. А не дай бог во время прослушивания чихнуть, наклонить голову или помотать из стороны в сторону! Нет, четко прямо, как при фотографировании на паспорт, и не моргать! После таких упражнений по моему реально оказаться в комнате с мягкими стенами, и удобном халате с завязанными за спиной рукавами...

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Просто не верно выразил суть - ковер , плотные шторы и диван мягкий - ну и картины на холсте - тоже подойдут , только нужно плотнее к стене фиксировать.Ну а насчет понтового барахла что на фотках - я пасую. Комната прослушивания звука - должна быть тихой - даже кондей (включенный) -не уместен.

- 50 дБ +
#
покрывшим пол дорогими акустическими рассеивателями. ... Но в чем смысл? Воекс тогда сказал, что «речи об образности звука уже, конечно, не было»

Т.е. автор хочет сказать, что для наличия образности пол должен быть голым?)

Большинство музыкальных записей делаются с расчетом на появление отражений во время прослушивания.

Мне кажется, автор не совсем ясно излагает свои мысли, т.к. дальше он пишет, что нужно эти отражения убрать и вообще комната в идеале должна быть мягкой.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Перечитал статью - авторы што то курят..^Глаза следует закрыть, тело расслабить..Если же сделать все правильно, стереозвук можно будет сравнить с миражом^

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

Тут как раз я придираться не буду) Иногда так и хочется описать услышанное, что звук как мираж или магия, потому что ты "видишь" артиста или музыкальные инструменты и не веришь ушам)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Возможно я не ту слушаю музыку - чтобы закрывать глаза и видеть миражи.Вот ниже груди - чувствую щекотание будто перышком внутри - приятно такое явление и такое бывает даже если слышу свою музыку из соседней комнаты или в огороде - мне не обязательно находиться в центре стерео.Меня музыка мотивирует что -то делать или чем то заниматься ( паять например или Вам письмо печатать или с детьми играть во дворе), а сидеть в центре комнаты и закатывать глаза с бокалом алко я завязал давно.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

То, что вы описали, это меломания. Чтобы быть меломаном, вообще не нужно тратить сотни тысяч на систему. Достаточно слушать то, что есть. Что описано здесь, ближе к аудиофилии.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Думаю что я не только меломан.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

Я понимаю, что у вас есть система, просто вы так написали, как будто, вам все равно с чего слушать 👂

- 50 дБ +
#

Комментарий по поводу первого совета: я заметил, что когда между колонками и слушателем (...лями) находится бутылка хорошего вина и пара бокалов - звук улучшается! ;)

- 64.77 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #

Проверено Катькой :)

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @AlDol #
бутылка хорошего вина и пара бокалов

Но практикой отмечено, что 3-4 пары бокалов делают звук плотнее, а образы инструментов обьемнее.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Аха, и хочется громкости добавить :)

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

С таких вот убеждений - начинается хронический алкоголизм, без бокала музыка не встала.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @KirillSavrulin #

Я даже не скрываю, что алкоголичка. Но на тестах я стёклая как трезвышко (для объективной оценки тестируемых аппаратов).

- 57.78 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.