Не все что угодно можно назвать джазом. Или все, но — условно. Условный джаз. Классические композиции в новаторском прочтении. Смесь минимализма с рок-драйвом. Неформатные составы и необычный для импровизационной музыки репертуар.

Новые альбомы ставят вроде бы риторические вопросы. Джон и Элис Колтрейн: муж и жена — одна сатана? Судя по новому трибьют-проекту с участием всех звезд — однозначно! Устоялись ли джазовые составы, все ли перепробовано? Отнюдь! Вот вам сочетание трубы с арфой. И так далее.

Навскидку вот такой вот он, летний джаз: безмятежный, спокойный, самоуглубленный. Но это, конечно, не фоновая музыка для сна. Просто нужно расслушать. Так что — тренируем уши.

GoGo Penguin «GoGo Penguin»

Первый же пример возьмем такой: джаз не для сугубых джаз-фэнов. Скорее, для любителей всего не попсового, альтернативного, но при этом чтобы было приятно слушать и качало. Для тех, кто скучает по Эсбьерну Свенссону и всему прочему, пропитанному роком и минимализмом.

Трое англичан GoGo Penguin еще в силу возраста и, наверное, места рождения (Манчестер) пропитались всякой продвинутой электроникой вроде Афекса Твина или зубодробительного джангла Рони Сайза. И вот такие музыканты выпускают четвертый альбом на американском джазовом лейбле Blue Note.

Конечно, там много всяких чудаков, но эти выделяются даже на их фоне. И главное в них — дрязнящее сочетание лихости и невозмутимости, вот эти вот минималистские кружева почти-классичного-фортепиано, грув-баса и скачки (ударение любое) барабанов. Музыка как тревожная колыбельная — чистый оксюморон!

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Lakecia Benjamin «Pursuance: The Coltranes»

Крутой и важный проект уже даже на уровне идеи. Такие композиции, сыгранные такими музыкантами — это не банальный трибьют! Скажу крамольную вещь: можно сыграть Колтрейна лучше самого Колтрейна.

Конечно, «хуже-лучше» — это оценочные категории, но вот девушка-саксофонист Лакиша Бенджамин так препарировала, например, «Acknowledgement» (из сюиты «A Love Supreme»), включив туда вокализ Ди Ди Бриджуотер, что получилось как-то более светло и легко. По-женски? Ну, можно и так сказать. Вряд ли Колтрейн был бы против.

Вообще, девушка, играющая Колтрейна — уже интересно. И девушка, играющая Колтрейн. В смысле, Элис. У жены Джона Колтрейна, Элис Колтрейн, своеобразная судьба: ее все знают и уважают, хотя у широкой публики имя не на слуху. Это тоже нелепость какая-то: ее музыка светла, медитативна, да просто мелодично-приятна!

Элис играла на фоно и на арфе, а этот инструмент в джазе не очень распространен. Кроме того, обладала ярким мелодическим даром и вкусам ко всяким этно-заимствованиям. В общем, с супругом они два сапога пара, аж завидно!

Здесь интересная такая чресполосица композиций Джона и Элис. Причем от Трейна — не самое очевидное.

Куча гостей: от альт-саксофониста Грега Осби, контрабасиста Рона Картера и тенора Гэри Бартца (двое последних — прямая связь с тем джазом, Майлзом и Трейном) до певиц Ди Ди Бриджуотер и Джезмейи Хорн (тут и вокал, и вокализы) и необычной в данном контексте скрипачки Реджины Картер.

С одной стороны, налицо явная связь истории и современности. С другой стороны, проект про то, что Колтрейны — оба — и есть современный джаз во всех смыслах. Небанальный трибьют.

Apple Music, Deezer


Marcus Printup & Riza Printup «Gentle Rain»

В продолжение темы семейных музпроектов. Альбом, который интересен уже на уровне состава. Дуэт трубы и арфы. Это в джазе-то. В джазе такого точно не было. А, они еще и супруги. Нет, у Маркуса и Ризы Принтамп, конечно, были совместные проекты, но так, спорадически.

Риза как приглашенный артист в двух альбомах Маркуса. А Принтамп — такой энергичный, горячий трубач, играет дикий, умный пост-боп, так что нежные дуэты с арфой — это для него совсем уход в другую реальность. А получилось круто!

Здесь он играет прямо-таки бархатно-нежным звуком на фоне арфы, звук которой доносится, будто сквозь сон. Трек-лист включает, конечно, архетипические баллады: «Caruso», «Nearness of You», «A Child is Born». И красота, и романтика. Главное, чтобы такое чудо не заиграли в кафе, лаунжах, лифтах и так далее. Это — не для фона! А для чувств.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


John Scofield «Swallow Tales»

Завершим очередным опусом великого. Даже — великих.

Джон Скофилд — музыкант, который не нуждается ни в какой прессе и неуязвим ни для какой критики. Скорее, это пресса и критика нуждаются в нем. Кого еще всегда интересно слушать, и кем интересно восхищаться без этих жалких «есть еще порох в пороховницах, и ягоды…»?

Не предугадаешь, что он такое придумает в следующем альбоме. Скофилд — ищущий новатор и безусловный мастер. Вся эта его мгновенно узнаваемая фразировка, гнусавые подтяжки, бенды, задорно глумливые рифы. Гитара с собственным голосом — но чего я тут разоряюсь, и так все это знаете.

Странно, но «Swallow Tales» — это только первый сольный альбом Джона Скофилда для лейбла ECM. Первый под его именем. Хотя для ECM гитарист отнюдь не чужой. Он вроде давно прописан на этом лейбле (с другой стороны, а где Скофилд не прописан?). А тут еще играет не свое, а композиции Стива Суоллоу — выдающегося басиста.

Разреженный звук, аккуратные аранжировки, неброская подача. Все в мелких деталях, сбивках барабанов, пульсирующем изобретательном контрапункте баса Суоллоу (его фирменная акустическая пятиструнная бас-гитара).

Пожалуй, по сравнению с проектами Скофилда последних лет, тут нет такой броскости, попсы, грува. Это такой чистый фьюжн, незамутненное музицирование на троих. Но чем тише и спокойнее, тем ярче контрасты. Как, например, резкий подъем на финале в баюкающей медитативной «Falling Grace» .

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer