Как работает усилитель класса «А», или Истинный High End и много тепла

ТEКСТ: Комментарии (97)
79.03 дБ
Как работает усилитель класса «А», или Истинный High End и много тепла

У всего есть свое начало, и, если мы говорим о режимах работы усилителя, у истоков стоит конечно же класс А. Именно с него началась история усилителей в частности и электронного аудио в целом. Все, что было до — к электронике, да и вообще к электричеству отношения не имеет, а все что появилось после проще всего понять, зная как работают усилители класса А. Ну и самый удивительный факт: при том, что данная схемотехника уже успела справить свой столетний юбилей, она по-прежнему востребована и конкурирует на равных с самыми совершенными схемотехническими решениями XXI века.

Принцип работы

В далеком 1916 году шведский ученый Эрнст Александерсон, работавший в американской компании General Electric, получил патент на схему усилителя, которая известна всему миру как класс А. Принцип действия усилителя класса А предельно прост, а для создания усилителя такого типа достаточно одного транзистора или одной лампы. Для того, чтобы понять, как он работает, рассмотрим более классическое решение: лампу.

Непосредственно в процессе усиления звукового сигнала в радиолампе участвуют три конструктивных элемента: анод, катод и сетка. При подаче питания в схему между катодом и анодом возникает поток электронов, а сетка, располагающаяся между ними, выполняет роль регулирующего клапана.

При наличии на сетке электрического потенциала она препятствует свободному прохождению электронов, и, чем выше электрический потенциал на сетке, тем меньше электронов проходит от катода к аноду вплоть до полного закрытия лампы. Таким образом, включив полезную нагрузку (акустическую систему) между катодом и анодом и подав сигнал на управляющую сетку, мы получаем простейшую схему усилителя мощности.

Специфика усилителя, работающего с аудиосигналом, состоит в том, что звуковая волна имеет симметричную форму с положительной и отрицательной составляющими, равными по амплитуде.

При подаче такого сигнала на вход усилителя произойдет следующее: в момент прохождения положительной полуволны лампа будет открываться и закрываться так, что сигнал на выходе будет повторять форму звуковой волны на входе. Но в тот момент, когда на вход поступит отрицательная часть полуволны, сетка уже будет полностью заперта, и вместо воспроизведения звука на выходе усилителя мы получим тишину.

Несмотря на то, что в статье мы говорим преимущественно о ламповом классе А, транзисторы так же способны работать соответствующим образом, и на картинке выше вы видите стандартную схему

Для того, чтобы дать лампе возможность воспроизводить обе половины сигнала, Эрнст Александерсон организовал смещение нулевой точки входящего сигнала относительно нулевой точки (полностью закрытого состояния) лампы примерно на середину ее рабочего диапазона. Таким образом, среднее положение звуковой волны соответствовало полуоткрытому состоянию лампы.

В момент прохождения положительной полуволны входящего сигнала лампа открывалась еще сильнее, а при воспроизведении отрицательной полуволны закрывалась, но частично, не доходя до минимальной отметки.

Плюсы

На первый взгляд, схема довольно симпатична и имеет целый ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, она проста, лаконична и является отличным примером предельно короткого звукового тракта. Во-вторых, лампа или транзистор, работающие в классе А, постоянно находятся в рабочем состоянии и мгновенно реагируют на изменения входящего сигнала — у них нет временных задержек, возникающих в момент выхода из полностью закрытого состояния.

В-третьих, середина рабочего диапазона электронного компонента — это та зона, в которой он работает максимально эффективно и без искажений. Значит, если не увеличивать амплитуду до предельных значений (не выкручивать особенно сильно ручку громкости и не подключать к усилителю тяжелую нагрузку), усилитель будет работать исключительно в комфортном режиме, и сигнал на выходе будет иметь практически идеальный вид.

К сожалению, все эти плюсы без побочных эффектов можно реализовать только в слаботочных цепях предварительного усилителя. А когда речь заходит о работе на мощностях, необходимых для взаимодействия с акустическими системами, класс А проявляет свои не менее очевидные минусы.

Минусы

Главные минусы класса А так же, как и плюсы, вытекают из выбранного создателем принципа работы. Нулевой уровень входного сигнала приходится на середину рабочего диапазона электронного компонента, а это значит, что, когда на входе тишина — транзистор или лампа уже открыты наполовину и работают вполовину своей мощности, расходуя вхолостую много энергии. Реальный же КПД усилителей класса А оказывается существенно ниже теоретических 50%. Из 100% энергии, потребляемой усилителем, акустика получает не более 20–25%, а вся остальная энергия преобразуется в тепло.

Повышение рабочей температуры может негативно сказываться на режиме работы усиливающего элемента, поэтому транзисторные усилители класса А, выдающие хоть сколько-нибудь существенную мощность, обладают огромными радиаторами.

Если же вы хотите получить на выходе не десятки, а сотни ватт мощности, сохранив при этом режим работы усилителя в классе А, готовьте комнату побольше и вентиляцию для отвода тепла помощнее, ведь вследствие низкого КПД сам усилитель будет огромным, а его блок питания и вовсе колоссальным.

За всем этим следует целый ряд сопутствующих проблем. Прежде чем счастливый обладатель усилителя класса А получит свой первый огромный счет за электричество, ему придется потратить немало денег на сам усилитель, ведь большие блоки питания, тяжелые выходные трансформаторы ламповых и массивные радиаторы транзисторных усилителей сами по себе стоят денег.

В ходе эксплуатации вслед за увеличившимися расходами на электроэнергию аудиофил рано или поздно столкнется с еще одной проблемой усилителей класса А — повышенным износом активных элементов схемы. Особенно эта проблема касается ламп. Работая в классе А, они постоянно находятся под большой нагрузкой, что сокращает их и без того малый ресурс работы.

Особенности

Понимая как работает усилитель в классе А, мы можем рассмотреть его и с аудиофильской точки зрения. Ситуация с искажениями на малых уровнях громкости вполне понятна: пока амплитуда сигнала не высока, усилитель работает в идеальных условиях и обеспечивает на выходе если не абсолютно совершенный сигнал, то что-то к нему максимально приближенное. Но возникает вопрос: что же происходит когда мы делаем музыку погромче?

До определенного момента — ничего страшного, но, как только пики сигнала приближаются к пороговым значениям (максимально открытому и закрытому состоянию лампы или транзистора), искажения будут расти существенно, как и у любого другого усилителя, после чего произойдет компрессия с выходом искажений за все мыслимые границы нормы.

Кто-то заметит, что любой усилитель можно перегрузить и загнать в искажения. Это справедливо. Но тонкость момента состоит в том, что усилители класса А по определению маломощны, а значит довести их до предельной нагрузки не составляет труда. Именно это происходит в те моменты, когда усилитель, только что воспроизводивший тихую камерную музыку с невероятным уровнем детализации, вдруг сваливает в неразборчивую кашу более громкое звучание симфонического оркестра.

Следующая специфическая особенность схемотехники касается блока питания. Это, кстати, один из важнейших компонентов любого усилителя, ведь энергия поступающая в акустику — это энергия блока питания, модулированная входящим сигналом. Выражаясь в более понятной автомобильной терминологии, блок питания — двигатель, а схема усилителя — руль.

Так вот, низкий КПД усилителя класса А и высокий ток покоя загоняет блок питания в довольно сложные условия: он должен иметь солидный запас мощности, чтобы, выдавая постоянно высокий ток, быть готовым мгновенно отдать в разы больше. После резкого всплеска сигнала конденсаторам блока питания необходимо зарядиться, т. е. взять дополнительную энергию от трансформатора, который и без того постоянно озадачен тем, чтобы поддерживать высокий ток покоя усилителя.

Далеко не все блоки питания способны справиться с такой задачей без побочных эффектов, поэтому, если звучание мощного усилителя, работающего в классе А, кажется вам медлительным, быстрая музыка смазывается, а бас получается неизменно гулким и размазанным во времени, — не удивляйтесь и не спешите обвинять в этом акустику или ее неудачное расположение в помещении.

Практика

Несмотря на все недостатки и технические особенности, усилители класса А по-прежнему производятся разными производителями и образуют весьма заметную нишу на рынке Hi-Fi техники, а если быть точным — в сегменте High End, где габаритами, энергопотреблением, сложностью эксплуатации и даже ценой можно пренебречь в угоду его величеству звуку.

Кроме того, с 1916 года и по настоящий момент времени на свет родилось немало талантливых инженеров, которые нашли способы существенно компенсировать вышеупомянутые проблемы.

Отличным примером вышесказанному является ламповый усилитель Octave V 16 Single Ended. Слова Single Ended в названии переводятся как «однотактный», что является техническим описанием режима работы ламп и, фактически, выступает синонимом понятия «класс А».

Для того, чтобы взбодрить классическую схемотехнику и приблизить эксплуатационные характеристики усилителя к современным реалиям, разработчики Octave воплотили в жизнь сразу несколько оригинальных решений, корректирующих режим работы. Адаптивная трехступенчатая настройка режима работы усилителя управляет величиной тока смещения сообразно максимальной амплитуде входящего сигнала, чтобы не держать схему усилителя в режиме высокого энергопотребления без необходимости.

А когда сигнал на входе отсутствует более двух минут, включается режим Ecomode, который понижает энергопотребление до 35%. Таким образом, усилитель, оставленный без присмотра, не будет без толку греть помещение.

За качество звучания разработчики боролись не меньше, чем за энергоэффективность, поэтому использовали высокотехнологичные трансформаторы с компенсацией магнитного поля, усовершенствованные каскады предварительного усиления, расширяющие диапазон воспроизводимых частот, а также самые совершенные схемы стабилизации, избавляющие от шумов и гула, которые усилители класса А с удовольствием демонстрируют даже при небольшом отклонении от рабочих параметров.

В результате, усилитель можно использовать с совершенно различной нагрузкой: от низкоимпедансной акустики до высокоимпедансных наушников, — не боясь вывести их из строя или просто выйти за пределы рабочего режима. Следящие электронные схемы перенастраивают выходные каскады автоматически.

Читая это, самое время вдохновиться и решить, что абсолютно все проблемы уже решены современными инженерами. Но не спешите, ведь нужно заглянуть в паспортные данные. А там картина вырисовывается крайне специфическая. При низких показателях шумов и искажения, имея без малого два десятка килограмм живого веса и потребляя от сети до 200 Вт, Octave V16 Single Ended выдает на акустике импедансом 4 Ом не более 8 Вт на канал при использовании самых мощных ламп. Для наушников этого вполне хватит, но где искать подходящие колонки?

Звук

Поскольку данный текст является частью большого цикла публикаций, посвященного различным типам усилителей, в процессе его подготовки было проведено одно большое сравнительное прослушивание, в котором участвовали усилители различных классов. Для придания прослушиванию достаточной степени объективности было выбрано две модели напольных колонок.

Одна из них была заведомо тяжелой нагрузкой с низкой чувствительностью — крупным тугим басовиком, и требовала высокой подводимой мощности. Вторая же была призвана стать обратной стороной медали: предельно легкой нагрузкой, способной сработаться с любым, даже маломощным усилителем. И во всех случаях эта схема тестирования была вполне рабочей до того момента пока на сцене не появился Octave V16 Single Ended с его 8 Вт на канал.

На тяжелой нагрузке искажения были столь реальны, что их, казалось, можно было потрогать, а нагрузка, ранее известная как легкая, успешно справилась с ролью тяжелой. За неимением под рукой еще одной пары колонок мощностью в несколько ватт и с чувствительностью выше 100 дБ роль легкой нагрузки выполнили наушники.

С колонками, которым по паспорту требуется не менее 25 Вт, Octave V16 Single Ended сработался на удивление неплохо. Если не злоупотреблять громкостью, можно в полной мере оценить живой, открытый и чистый звук, который на спокойных аудиофильских записях просто превосходен.

Ситуация осложняется, когда дело доходит до более динамичной музыки, а на рок-композициях усилитель с удовольствием сваливает звучание гитар в кашу, давая в качестве бонуса вполне различимую на слух компрессию. Спасает лишь тот факт, что компрессия и искажения в исполнении ламп в отличие от транзисторов придает звучанию довольно приятную окрашенность.

Если же попытаться уменьшить нагрузку на усилитель, понизить громкость, а затем подсесть поближе, чтобы не потерять в звуковом давлении — картина исправляется. И грязи нет, и деталей больше, и компрессия не ощущается. Здесь я замечу, что по габаритам этот усилитель совсем небольшой, его можно поставить не только в стойку, но даже на стол, для использования с наушниками и полочными мониторами ближнего поля.

В полной мере прочувствовать принадлежность усилителя к категории High End удалось в наушниках. Совершенно сумасшедшая детальность, открытое, объемное и тембрально богатое звучание, управляемый и четкий бас — все то, о чем можно мечтать. И, что характерно, даже на быстрой тяжелой музыке усилитель начал вести себя достойно. Никакой вальяжности, никакой каши, никакой гулкости в НЧ-диапазоне. Вот что значит — обеспечить усилителю класса А оптимальный режим работы.

Выводы

Усилитель класса А имеет немало плюсов. Проще говоря — его есть, за что любить. Но в современном мире он занимает особое место. Это тот краеугольный камень, вокруг которого придется выстраивать всю остальную систему и под который, в некотором смысле, даже придется подстраивать свой образ жизни.

В первую очередь, речь идет, конечно, о правильном подборе акустики. Тут самое время вспомнить о рупорной акустике с её высокой чувствительностью, да и о винтаже задуматься не грех. Все же в прошлом у разработчиков было больше понимания, как обеспечить много звука, имея на руках маломощные усилители. Ну и при всем вышесказанном надо понимать, что система неизбежно получится жанровой. Бороться с этим фактом бессмысленно, убеждать себя в обратном глупо. Остается просто получать от этого удовольствие.

Если же мы говорим о применении схемотехники класса А в схемах предусилителя или в усилителях для наушников — ситуация в корне меняется. Там, где от усилителя не требуется выделения высокой мощности, класс А показывает исключительно свои положительные стороны, не пытается заставить пользователя жить по своим правилам и не демонстрирует каких-либо жанровых пристрастий.

Продолжение следует...


Статья подготовлена при поддержке компании «Аудиомания», тестирование усилителей проходило в залах прослушивания салона.

Другие полезные материалы в разделе «Мир Hi-Fi» на сайте «Аудиомании» и Youtube-канале компании:

Про мощность колонок и усилителей [видео]

Праздник, который всегда с тобой: как выбрать портативный аудиопроигрыватель

От критиков к алгоритмам: лейблы, корпорации и музыкальная культура XX века

79.03 дБ +

Комментарии

#

Спасибо, Максим. Ждём продолжения :))

- 50 дБ +
#
После резкого всплеска сигнала конденсаторам блока питания необходимо зарядиться, т. е. взять дополнительную энергию от трансформатора, который и без того постоянно озадачен тем, чтобы поддерживать высокий ток покоя усилителя.

Эээ, на положительной полуволне ток текущий через усилительный элемент больше, на отрицательной - меньше, суммарный же ток, который БП должен отдать во время «всплеска» в точности равен току покоя. БП в классе А находится в идеальных условиях.

избавляющие от шумов и гула, которые усилители класса А с удовольствием демонстрируют даже при небольшом отклонении от рабочих параметров.

каких параметров, и почему их изменение не вызывает “гул и шум»” в усилителях в классе АВ?

- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Вот не подкован в этом вопросе. Но мой Classe до определенной мощности играет в А классе. И заметил, что на малой громкости сильный фоновый шум, а когда раскочегарить посильнее, то переходит в АB, греется меньше и фоновый шум меньше.

- 50 дБ +

Автор статьи имеет в виду наводки и фон переменного тока. У классического усилителя класса AB с помехоустойчивостью дела обстоят гораздо лучше, особенно в полностью симметричных схемах, где полезный сигнал складывается из двух полуволн, а помехи - наоборот, взаимно вычитаются.

Насчёт источника питания с Вами согласен, усилитель класса А - достаточно приятная нагрузка для источника питания.

- 50 дБ +

Так это проблема не класса А а однотактных каскадов. Никто не мешает вам сделать РР в классе А ( собственно большинство транзисторных усилителей в классе А именно таковы) или , как в этом случае, однотактник с компенсацией подмагничивания ( т. е. РР у которого в одном плече усилительный элемент в классе А а в другом источник тока)

- 53.01 дБ +

Да. При таких схемных решениях (особенно первый вариант) - совершенно справедливо.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #
Эээ, на положительной полуволне ток текущий через усилительный элемент больше, на отрицательной - меньше, суммарный же ток, который БП должен отдать во время «всплеска» в точности равен току покоя.

Но конденсаторам то все равно заряжаться надо, ток от трансформатора должен успеть зарядить конденсаторы после всплеска, если его не хватит и конденсаторы не успеют зарядиться полностью во время отрицательной полуволны, то рабочая точка может просесть, я так понимаю. В статье это написано выше:

он должен иметь солидный запас мощности, чтобы, выдавая постоянно высокий ток, быть готовым мгновенно отдать в разы больше.
- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #
не успеют зарядиться полностью во время отрицательной полуволны

они совершенно точно не успеют разрядится полностью во время положительной)))

На самом энергоёмком басищще время между пиками отрицательной и положительной волн не превысит 0,025 секунды. Часто вы видели усилитель у которого вытащишь вилку из розетки и он мгновенно перестал играть?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Нет, здесь речь идет о том, что у усилителя класса А должен быть блок питания с запасом по мощности, чтобы заряжать мощные конденсаторы, которые держат рабочую точку, и в расчете на перепад во время пика. А то даже если конденсатор разрядится не полностью, но все равно тока не хватит, чтобы зарядиться обратно, то есть риск завала. Кроме того, в музыке часто бывает последовательность пиков, а не один пик. Если конденсаторы будут хотя бы чуть чуть не успевать дозарядиться, то к концу этого периода пиковой нагрузки питание может здорово просесть.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Если речь о пике сигнала, но на одной полуволне сигнала потребляемый ток в пределе вдвое увеличивается, а на другой - на столько же уменьшается. Суммарное интегрированное потребление тока за период сигнала остается неизменным, что в присутствии сигнала, что в его отсутствие.
Если емкости конденсаторов фильтра питания достаточны для эффективного подавления пульсаций выпрямленных 100 Гц питания, скорее всего их окажется вполне достаточно для пиковой отдачи вдвое большего тока, чем средний, на одной из полуволн сигнала.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Если какой-то дико ассиметричный фронт, то там всё равно миллисекунды. Причём энерговооруженность у БП в классе А обычно самая высокая, поэтому как раз класс А самый устойчивый к таким фронтам.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @TY-214 #

Ну так его и делают специально устойчивым, здесь речь об этом.

- 50 дБ +
#

Спасибо, всегда хотел узнать как оно работает.

- 50 дБ +
#

А почему бы не делать радиолампы с водяным охлаждением?

Стеклодувы такое давно могут делать.


В компьютерах охлаждение процессоров освоено..



- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

А зачем, ведь нет проблемы отвода тепла именно от лампы, риска её перегрева. Есть проблема перегрева всего, что окружает лампу )) А вот транзистор, действительно нужно держать в определенном температурном режиме.

- 53.01 дБ +

Воду должен подавать компрессор, он может издавать шум, что неприемлемо в хайэнде. Кроме того, при нагревании сама вода может начать издавать шум, при прохождении по трубкам.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Не обязательно, есть схема охлаждения испарением, там вообще нет движущихся частей

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Испарение, значит может шипеть и булькать начать, короче, не будет бесшумной.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

C воздушным охлаждение тоже всё не слава богу

“Для охлаждения лампу помещают в трубу, через которую прого­няют под давлением очищенный от масла и пыли воздух. Расход ох­лаждающего воздуха зависит от конструкции радиатора и величины отводимой мощности. Обычно он составляет 0,8—2,7 м3/мин при дав­лении порядка 104 Па. Мощность вентилятора, требуемая для создания такого потока воздуха, составляет примерно 250 Вт на 1 кВт рас­сеиваемой мощности. Помимо охлаждения анода предусматривается обязательное охлаждение путем обдува баллона и ножки лампы. Мощ­ность подобных ламп доходит до 100 кВт и более.”


- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

делают, в рентгеновских аппаратах, но охлаждаемые детали гораздо быстрее выходят из строя, из-за разницы температур трещит и металл и стекло, да и ценники там конские

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NoamZahid #

Как не делают, делают.

- 53.01 дБ +
#

Да, про блок питания очень спорно описано, как выше и указали.

Всегда считал, что потребляемый ток постоянен и НЕ зависит от сигнала и отдаваемой мощности, которая в реальности менее 25% от потребляемой.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Ну, какие-то перепады на нагрузке могут быть, например музыка была тихая, тихая, и вдруг как заорет! Потребляемый ток по моему должен возрасти в этот момент. А потом опять тихо. Значит, понизится. Это же общий ток, который проходит через усилитель, например. Если на выходе ток стал больше, логично предположить, что и на входе подачи питания он тоже должен стать больше, с задержкой на время разряда конденсаторов. И наоборот. Я не прав? Есть еще импульсные блоки питания, там наверное перепады заметнее.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Это какая-то очень раздутая проблема. Любой приличный усилитель в классе А с традиционным БП после отключения будет играть на остаточном заряде ещё много секунд, а то и минуту. Миллисекундный всплеск тут как комар на слоне)

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @TY-214 #

А если слона облепит огромная туча комаров? И в рот ему, и в уши, и в глаза, и в хобот? Я имею в виду что даже если разовый пик не существенно уменьшит заряд конденсаторов, то длительная последовательность пиков с клиппингом, война же громкости идет, не забываем, может конденсатор существенно посадить. Если дохлый трансформатор не успеет его дозарядить, например, период пиков идет 10 секунд, а полный заряд того же уровня будет достигнут только за 20 секунд работы трансформатора (это я утрирую), тогда дозарядка будет не успевать происходить. При этом "кирпич", то есть фонограмма из одних сплошных пиков, к концу даст просадку по мощности. Поэтому приходится делать с запасом.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #
тихая, и вдруг как заорет!

Ну так, вроде, меняется амплитуда выходного напряжения, а потребляемый ток от блока питания нет, все тот же для конкретного режима работы лампы/транзистора.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Выходное напряжение растет, выходной ток соответственно растет, потребляемый схемой ток не растет? Фантастика.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Думаю, вы движетесь в своих рассуждениях в неправильном направлении, без учета остальных факторов.

Происходит не рост тока, а перераспределение потребляемой мощности (она не меняется от сигнала) . Больше отдается в нагрузку, при этом меньше рассеивается в виде тепла. Причем не более 1/4 всего максимально отдается в нагрузку. Иными словами, при отсутствии сигнала в тепло уходит 100%, при максимально отдаваемой мощности - 75% ( и 25% - в акустику).

- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

С языка сняли))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

На разбирательство мне понадобилось некоторое время. Как я понял, усилители класса А могут выполняться по нескольким базовым схемам:

1) С несимметричным выходом и резистривной нагрузкой. Самая простая схема, но она имеет ряд существенных недостатков.

2) С несимметричным выходом и постоянным по величине током. Вместо эмиттерного сопротивления включен источник постоянного тока. Подобная схема используется в усилителях Krell.

3) Двухтактная схема. Позволяет достичь КПД до 50%, поэтому применяется наиболее часто. Есть несколько вариантов, из которых самым лучшим считается приведенный ниже на рисунке Д.

По сути это усилитель класса В с увеличенным напряжением смещения. Этот вариант схемотехники усилителя класса А чаще всего и встречается.

Таким образом видно, что для схем п.п. 1 и 3 (в наиболее частой реализации) будут присущи те же закономерности работы блока питания, как и для усилителей классов АВ и В.

Источник: Дуглас Селф "Схемотехника современных усилителей", глава 9.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Не прав. Ток (усредненно долговременный), потребляемый каскадом в классе А, не зависит от громкости сигнала.
По мере роста сигнала происходит перераспределение мощности с рассеиваемой транзистором или лампой в нагрузку. Т.е., чем громче музыка, тем меньше греется лампа или транзистор. Вот такой вот парадокс режима А.

- 50 дБ +
#

самое главное в классе А — шлейф гармоник ниспадающий при сохранении динамики на малом сигнале. То есть воспроизведение НЧ сигнала не даст жужжания как в АВ. А на малой громкости отсутствует вата в звуке.

Основной же проблемой класса А является лишь погоня потребителя за ваттами, чтоб вот пару сотен. Тут возникает необходимость городить радиаторы в десятки кило и это слишком дорого. Хотя 10 ваттный усилитель можно было бы сделать просто и дёшево, но количество тех кто понимает, что этого достаточно единицы.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Дополню - в каскадах в режиме А относительный (именно относительный!) уровень гармоник с уменьшением уровня сигнала не растет, как у В, а падает практически пропорционально уровню. Именно отсюда растут уши его "прозрачности" на тихих звуках.

- 50 дБ +
#

Крутизну А без демонстрации Б или АБ не понять

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Ответ на загадку внезапно Д:))

- 50 дБ +
#

Для чего делают такие мощные усилители или для кого ? У моего 400вт , но слушать комфортно на уровне громкости в одну пятую от максимума .

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bogach #

Во многом это маркетинг. Ну, ещё иногда бывают тугие колонки или любители адской громкости.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @bogach #

Что купит среднестатистический аудиофил, усилитель в 10 Ватт или в ту же цену но 50? Ответ вот как бы очевиден. Потому что надо раскочать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bogach #

Для того,чтобы раскачивать акустику с чуйкой 84-86,сейчас в основном все полочники с такой чуйкой

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NikolaNR #

они на 10 ваттах хрипят, на 30 дымят пищалками

- 50 дБ +
#

Очень полезная статья!!!

- 59.03 дБ +
#

Спасибо за статью. Освежил память:) Мой первый усилитель, а точнее ресивер Nad 710 работал именно в классе А. 20 Вт на канал, трансформатор тор на 100 вт в бп. Прекрасно играл с АС B&W 303. Хотя должен сказать, что тяжёлые жанры не для него, а вот джаз... Так я и подсел на джаз. Потом купленный ему на смену exposure 2010 был намного унивесальнее и прозрачнее по звуку, но очарование у Nad было своё, этого не отнять!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #
Мой первый усилитель, а точнее ресивер Nad 710 работал именно в классе А.

NAD... А-класс... NAD?.. А-класс?.. NAD?!. А-класс?!.

Не-е-е...


Они там свою придумали SuSi (Super Simple) топологию в NAD 310, который поделился ей уже c 710-м.

А-классом тут не пахнет:

The output stage is class ab and very unusual in that it eliminates a push pull driver stage... I think that's the reason for "having" to use a FET as the top device, as it's drive requirements are modest. Again this will generate distortion... but it's the "right" sort.



И они организовали Cross coupling (Crosstalk) между правым и левым каналом, хитрецы, для wide-stereo эффекта.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Интересно. .. Информацию о том, что там класс А я прочитал или услышал от продавцов в магазине, где его покупал. Видимо это мне тогда запало, но думаю вы правы, там нет чистого А класса.

Отредактировал свой пост, т.к в журнале Стерео за 97 год про А класс ни слова, но откуда то эта инфа у меня была...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Ага, тоже прочёл:

At this point I quote from their fact sheet: "(Previous) circuitry, being the most limiting factor, was disposed of, to be replaced with a single ended, pure 'Class A' driver stage..."

Посмотрел на внутренности, задумался... пошёл и погуглил ещё.... как оказалось, задумался не я один. ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

да уж :)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serg_E #

Сходной мощности примерно 23 Ватта на канал Sugden A21 в чистом А-классе:

Сравниваем площадь радиаторов. )) Nett Weight – 11kg.

И он не слабо горячий при работе.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Class A Line Driver - NAD M3 - 2007 год


- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Дык енто бубль-гум NAD Master Series... да и то, Class A Line Driver — это не выходной каскад, а предварительный.

up.

Но всё равно пишут, что:

The power-amp circuit uses a wideband, current-mode, class-A voltage amplifier and an NAD-patented current-amp output stage with small amounts of feedback to help deliver less than 0.002% distortion at all audible frequencies.

А не... используют NAD's PowerDrive следящий — это уже не А-класс.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

у меня в М5 такие крошки на балансном выходе

- 50 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

Ага, разработали хороший модуль:

NAD’s specially designed discrete Class A gain modules
keep all the detail in high resolution SACD perfectly intact,
and offer very low output impedance across the frequency
spectrum. These are the same high performance modules
first seen in the M3 preamplifier stage, with distortion levels
that are at the lower limits of measurement combined with
ample undistorted output current to effortlessly drive even
long cable runs.
- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

effortlessly - ваще натюрлихь


- 60 дБ +
#

а вы заметили комильфо на картинке где транзистор изображен? входящая синусоида стартует от пунктирной линии а выходящая между пунктирами - это ж шедевр радио-электронной живописи!!! это ж насколько тонкий штрих!!!


а про усилитель все просто... цитируем википедию "Более жёсткие определения оговаривают не только недопустимость отсечки, но и недопустимость насыщения (ограничения максимального тока) усилительного элемента. По определению М. А. Бонч-Бруевича, «режим А характеризуется тем, что при действии сигнала рабочая точка не выходит за пределы практически прямолинейного участка динамической характеристики лампы. При этом нелинейные искажения минимальны, но коэффициент полезного действия (КПД) каскада оказывается низким» из-за необходимости пропускать через усилительный элемент значительный ток покоя"


вот и все... любая компрессия и прочие плюшки не важно по причине того что бп напряжение не удержал или лампа в расколбас ушла означает что усилитель вышел за пределы класса а... все... он не класс а, он аб... а если учесть что определение класса аб настолько размазано что он может быть как на 99 процентов класс а так и на 99 процентов класс б то данную симптоматику нужно считать как то что он на 90 процентов класс б... никаким классом а тут и не пахнет!!!


а вообще пока искал цитату мне вот эта статейка попалась https://moluch.ru/archive/151/42852/ я с нее прям тащусь... она конечно усилитель Худа не рассматривает... он ведь двухтакт в классе а... но в остальном я с нее тащусь!!!

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

Кстати, на последней картинке последней ссылки предельная эффективность усилителя в классе А показана как 25%.
Это справедливо для резистивной нагрузки. Для дроссельной (трансформаторной) предельная эффективность - 50%.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Old_KAA #

здесь нужна существенная поправка по части того как работает наша нагрузка... если она через нулевой потенциал то нужно решать задачу организации нулевого потенциала на выходе усилителя... если же такой задачи не стоит например в случае питания лампочки в проекторе или стробоскопе то кпд на транзисторном однотакте под все 90 процентов будет... а вот если нужно сделать нолик и двуполярку на выходе например для раскачки динамика то вот тут-то паразитные токи и набегут... вы абсолютно правы что их утечки будут зависеть от схемотехнической реализации этого преобразователя...

- 50 дБ +
#

Статья хорошая.Жду продолжения. Но хотелось бы знать с какой именно акустикой и наушниками тестировали усилитель. Я имею ввиду чувствительность и акустики и наушников и их сопротивление. Иначе трудно понять всё написанное.Ведь может быть 84db и 4ом,а может 84db и 16ом. И разница в звучании будет огромна.Да и наушники бывают очень тугие и разброс от 32ом до 600ом при очень разной чувствительности. И,чтобы не рыться в поисках данных,хотелось бы знать,на каких лампах и на каком трансе питания построен испытуемый усилитель.

- 50 дБ +
#

Не согласен с выводами статьи. И более того - считаю что она вредная т.к. выставлена на популярном ресурсе, отчего много новичков прочитают и сделают неправильные выводы на долгие годы.


БП усилителей в классе А с одной стороны работает на более больших мощностях всегда, с другой стороны имеет существо меньшие всплески по мощности т.к. потребление усилителя А класса можно сказать почти постоянно. Если включить усилитель в сеть, то видно что он сразу же потребляет скажем 300 Вт даже при отсутствии сигнала. Но при прослушивании музыки на средней громкости цифра продолжает колебаться возле этой отметки. Просто в зависимости от музыкального сигнала мощность уходит то в акустику, то рассеивается на больших радиаторах. Поэтому и низкое КПД т.к. много уходит в тепло, но для БП в этом есть и свои плюсы.


Далее. Усилители в А классе бывают не только 20 Вт, а есть 50, 70, 100 Вт. Да, они не маленькие по размерам, но вряд ли кто-то сможет такие усилители вогнать в клипинг в обычной комнате для прослушивания. При правильном реализации такие усилители имеют очень низкое выходное сопротивление и отличный контролируемый бас. Отчего выводы, что все усилители А класса гудят и медлительны в корне не верны - видимо автор просто не слышал хороших усилителей.


Поэтому обобщать выводы на основе некорректной теории и прослушивания нескольких не очень удачных моделей точно не стоит. Возьмите послушать Gryphon Mephisto и вы поймете что такое А класс!

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @rsergio #

Еще не успел прочитать материал, только частично просмотреть. Поэтому могу лишь поделиться наблюдениями, которых в запасе много. Я слушал десятки аппаратов в А классе. И ламповые и транзисторные и с разной мощностью. Некоторые (не один-два) аппараты объективно имели подкрашенно-сладкий звук с пригашенной динамикой и БСО не играли, маскимум среднесовтавный джаз. Даже с формально не сложной акустикой.

А Gryphon Mephisto вообще на класс А в его среднестатистическом понимании, даже по сравнению с большой выборкой не похож по звуку и подаче на многие другие. Там мягкости нет, аппарат скорее жесткий, немного диктаторский по подаче, очень динамичный.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Я могу добавить ещё про старые KRELL без адаптивных технологий (современные затрагивать не буду, хотя их есть у меня), например, про KSA-80.

Там вообще нет предпочтений, описанных в статье, тоже. А вот у Accuphase A-70 есть.

- 63.42 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Да.

- 60 дБ +
#

У меня Krell KST 100 и пред Audio Research LS7. Krell до 50вт,по словам изготовителя,работает в классе А.Я читал,что эта цифра в 50 вт несколько завышена,но 35-40вт имеются. Аппарат греется прилично,но руку не обжигает. И кондёры в нём имеют параметры 85градусов.И никакого гула,и сумасшедшая динамика,и быстрый и точный бас,да ещё и в таком количестве,что даже на средней громкости кресло подрагивает под тобой.И всё это в комнате 20 кв.метров. Но и весит он 28кг,так что с питанием там всё в порядке. 100вт на 8ом,200вт на 4 ом и 400вт на 2 ом.Нормальный усилитель мощности с работой и в классе А.

- 50 дБ +
#

Комментарий Игоря Виноградского, который он бы оставил сам, но регистрация на ресурсе теперь только ч/з соц. сети, в которых он не принимает участия:

Дальше сам текст:


Цитирую один абзац.

"Низкий КПД усилителя класса А и высокий ток покоя загоняет блок питания в довольно сложные условия: он должен иметь солидный запас мощности, чтобы, выдавая постоянно высокий ток, быть готовым мгновенно отдать в разы больше. После резкого всплеска сигнала конденсаторам блока питания необходимо зарядиться, т. е. взять дополнительную энергию от трансформатора, который и без того постоянно озадачен тем, чтобы поддерживать высокий ток покоя усилителя.
Далеко не все блоки питания способны справиться с такой задачей без побочных эффектов, поэтому, если звучание мощного усилителя, работающего в классе А, кажется вам медлительным, быстрая музыка смазывается, а бас получается неизменно гулким и размазанным во времени, — не удивляйтесь и не спешите обвинять в этом акустику или ее неудачное расположение в помещении."

Честно сказать, удивлен. Здесь подмена понятий, а точнее говоря - автор всё перепутал, отсюда и неверные выводы.
Подробное объяснение ниже.


Любой блок питания усилителя, от которого отбирается мощность, работает в условиях, когда его конденсаторы отдают ток и подзаряжаются.
Это происходит независимо от класса усиления.
Разница в том, что блок питания усилителя класса А всегда мощнее БП аналогичного усилителя класса АВ, т.к. рассчитан на полный потребляемый нагрузкой ток. БП подавляющего большинства усилителей класса АВ рассчитывают на среднюю, относительно невысокую токовую нагрузку, определяемую так называемым пик-фактором музыки.
Здесь про пик-фактор, и тут же типично инженерный расчет БП усилителя класса АВ: Расчет блока питания УМЗЧ 1 http://www.electroclub.info/ar...

...
БП усилителя класса А заведомо мощнее, чем у усилителя той же мощности в классе АВ.
Это касается трансформатора, выпрямителя и накопительных конденсаторов.
Усилители класса А принципиально отличаются от усилителей класса АВ тем, что потребляют от блока питания постоянную мощность, распределяя её в зависимости от сигнала между собственным выходным каскадом и нагрузкой. Поэтому они выделяют много тепла.
Сколько тока в данное мгновение ушло в нагрузку - на столько же уменьшился ток через выходной каскад. Это основа усиления класса А.
А вот БП усилителя в классе АВ постоянно испытывает переменную токовую нагрузку. С учётом того, что БП в УНЧ класса АВ рассчитывается согласно пик-фактору музыки (за исключением дорогих усилителей, где БП с изрядным запасом), в усилителях класса АВ неизбежно возникают просадки питания, и поэтому их синусоидальная мощность как правило ниже т.н. “музыкальной”.
Со всеми вытекающими для качества звука последствиями.

Здесь надо понимать, что вышесказанное отнюдь не ставит крест на усилении класса АВ, и усилители этого класса могут быть очень хорошими.
Да и выходная мощность УНЧ класса АВ может быть существенно выше, а это тоже немаловажный фактор.
Однако следует знать принципиальную разницу, чтобы сделать грамотный выбор, опираясь на фактические знания...


- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

ого как!!! а мне все картинка с транзистором покоя не дает... пока я ее вижу и участники сайта про нее молчат у меня зреют плохие мысли в стиле некоторых блоггеров антиаудиофилов... удалите ее уже наконец на фиг!!!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

так?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @z0rin #

у меня 3 причины возмущения по поводу этой картинки... 1ю вы определили точно... выходной сигнал в противофазе... 2я и 3я это пунктирные линии на входе и выходе... если они точка 0 то напряжение на выходе никогда не опускается ниже нуля... причем это с искажениями а если без них то оно не доложно быть ниже расчетного максимума входящей амплитуды... ну а вслучае нуля на входе то а. транзистор открывается от 0.7 вольта(ремниевый, германиевый от 0.2) а отрицательную полу- волну он в таком исполнении вообще игнорирует от слова не пропускает... исходя из чего следует что такой идеальной синусоиды на выходе вообще не будет...


да и как усилитель мощности эту схему рассматривать нельзя... это усилитель жрачности... отдавая 10 ватт в нагрузку он будет кушать 200... да еще и от источника целый ватт тянуть... то что этой схеме учат первым делом это только потому что эта схема на крайний случай когда на нормальный усь деталей не осталось а рацию на танке или еще в каких горах во время снежной лавины починить надо... этакий стратегический резерв сос передать ушатав батарейки за 10 секунд...


по хорошему эти линии должны быть ниже амплитуды... в крайнем случае более менее адекватно выглядит их полное отсутсвие...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Боязнь регистраций в соцсетях? :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Личный выбор каждого. )

Я тоже не участвую...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

И как же вы оказались тогда тут? P.S. Регистрация на форуме ничем не отличается от регистрации в соцсети.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Не было такого требования раньше, по-моему, иначе как бы я сюда попал...

И тут сообщество меньше размером, более целевое. ))

P.S. Регистрация на форуме ничем не отличается от регистрации в соцсети.

Зачем мне, например, сразу две регистрации, одна из которых мне не нужна?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Я не про вас. Регистрация в соцсети = регистрация тут. Получается не две, а одна :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

С того времени, когда сайт только запустился, у нас есть некоторое количество людей, пришедших по приглашениям. У получивших "эксперта" была такая возможность, отправить приглашение новому участнику.

Вот те старожилы и ходят без соцсетей, хотя функции приглашений (к моему большому сожалению) давно уже нет.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Но всё равно, в соц.сети-то зачем, если, а это может быть, она вообще не нужна?

Тем более там сейчас и телефон требуют и фото паспорта и вообще... всё это сливают, теряют и т.д.


Вот конкретный пример, когда человек не стал это делать... причём весьма грамотный.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Он не из-за этого не стал, просто мотивации не хватило. На иных форумах требуется данных больше, чем в соцсетях.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Мотивация у него на изготовление своей продукции в первую очередь, и это правильно.

Я увидел его пост на другом ресурсе, попросил оставить и тут, намекнув, что неплохо бы и целую статью, но он мне посетовал на отсутствие времени на статью, но честно попробовал сюда написать, но:

С удивлением узнал, что…
“Регистрация на сайте возможна только через социальные сети Facebook или ВКонтакте *.”
В социальных сетях не общаюсь. Поэтому комментарий оставить на Стерео.ру не могу.

Поэтому тут речь не про мотивацию, а про отсутствие дополнительных преград. ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Это именно про мотивацию :) времени на регистрацию на сундуке и в стереобаре у него хватило :) А какой у вас ник на сундуке, если не секрет?


Что же касается входа через соцсети - это самый надежный вариант для качественной модерации только и всего. Забаненным сложно плодить новые аккаунты в соцсетях.


P.S. С большим уважением отношусь к Виноградскому.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Ах вон оно что!

Так получается - приглашённые без соцсетей зарегистрированы? Я то думала, что могу отправить приглашение только уже зарегистрированному через соцсеть (иначе никак) участнику.

Я ни одного приглашения так и не использовала.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #
... времени на регистрацию на сундуке и в стереобаре у него хватило :)

Он изначально был только на Сундуке, в бар его затащили "силком". ;-)

А какой у вас ник на сундуке, если не секрет?

Отписал Вам и там и там.

P.S. С большим уважением отношусь к Виноградскому.

Вот и я, читаю его ответы частенько.

Что же касается входа через соцсети - это самый надежный вариант для качественной модерации только и всего. Забаненным сложно плодить новые аккаунты в соцсетях.

Это бесспорно.

Нужны приглашения...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Вход через соцсети сделан, чтобы избежать проблем со спамом и клонами. Не скажу, что у нас совсем нет этого, но все же в меньшей степени, чем могло бы быть.

Страх перед соцсетями лично мне непонятен, но это личное дело каждого.

Если человек хочет зарегистрироваться, минуя соцсети, он может написать на support@stereo.ru и мы сделаем ему аккаунт.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Andrey #

Перед соц.сетями у меня лично нет никакого страха, они мне просто не нужны.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Нужны.

Их проще использовать вместо лички, чем электронку.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Чем проще?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Видно когда онлайн, и оповещения приходят мгновенно.

А ещё мне почта для работы нужна, мне все эти штучки и вопросы от читателей по стерео ру на почте мешают )))

ЗЫ: у кого нет других способов обратиться - всё равно пишите на почту, если что.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

А почта электронная с опозданием ходит? ))

Я понимаю о чём речь, конечно, но нужно, наверное, и приложение от конкретной соц. сети иметь.

А так и мессенджеры всякие есть.

А ещё мне почта для работы нужна, мне все эти штучки и вопросы от читателей по стерео ру на почте мешают )))

Поэтому у некоторых почта не одна...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Мессенджеры - я даже слова такого боюсь, я старая.

Да, для соцсетей нужны приложения, если с мобильного устройства заходить (я так практически не делаю, боюсь навредить). А на почте у меня столько сообщений по работе, что просто не успеваю реагировать на вопросы читателей.

Мне удобнее в соцсетях работать по вопросам сайта.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Кто из нас более "старая" это ещё неизвестно... ))

- 50 дБ +
#

Автор статьи абсолютно не понимает принципов работы усилителей. Вредная публикация.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zuevv #

обоснуйте :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Уже «пояснили за »

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

нет, все по-разному пояснили

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

газеты читать надо!..(с)

- 50 дБ +
#

ващета ничто не мешает регулировкой повысить ток покоя в усилителе АВ и получить А класс в более широком диапазоне.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #

Блок питания переделать придется и охлаждение, как минимум. А вообще то схема немного другая.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

блок питания? Зачем? Радиатор на более мощный поменять куда не шло, и будет пушпульник вполне себе на средних мощностях

Тут основной прикол в термостабильности выходных транзисторов.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Bbhob #
блок питания? Зачем?

Нагрузка на блок питания будет больше (см спор выше).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Если вывести всего на пару ватт, то не придётся я считаю, ещё раз, основной прикол будет в горячих транзисторах выходного каскада.

- 50 дБ +
#

"транзистор или лампа уже открыты наполовину и работают вполовину своей мощности, " - строго говоря, неверное утверждение. Не "вполовину своей" мощности, а на половину, потребляемую каскадом при условии резистивной нагрузки.
При дроссельной нагрузке практически вся мощность, потребляемая каскадом, будет рассеиваться транзистором или лампой, а составлять она может и 50% от максимально допустимой, и 10%, и 1%.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Old_KAA #

кстати класс G и класс H в однотактном исполнении примерно так и работают... при снижении уровня сигнала у них понижается напряжение питания выходного каскада... в книжках так пишут... реально там чуток иначе процесс... но в книжках защита от зубрильщика реализовавна... :) я пробовал сам разработать такую схемку у меня получилось понижение тока покоя на 20 процентов... кстати... еще в 50х был разработан класс К на лампах где применялся шим по питанию с его коррекцией от полезного сигнала... вот где жесть-то... ламповик в классе А с ШИМ... но потом пришли Битлы и наступили аудиофильские времена когда такие схемы стали под запретом! :) хотя нутром чую что в каких нить передатчиках применялись...

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.