Что может быть лучше детективной черной комедии о семье, в которой все друг друга за глаза ненавидят, в эту чудесную предновогоднюю пору? Мало что. И гротескная история «Достать ножи» (Knives Out) отлично вписывается в этот сезон.

Назвать Райана Джонсона плодовитым режиссером сложно — его послужной список мал, самым ярким событием в нем стали «Звездные Войны: Последние джедаи». Однако он отметился в качестве режиссера в самых, пожалуй, неординарных эпизодах сериала «Во все тяжкие» — например, в том самом с мухой и загрязнением. Поэтому можно сказать, что с псевдосерьезными юморными ситуациями он обращаться умеет. А идея фильма «Достать ножи» и вовсе зародилась почти 15 лет назад.

Сюжет на первый взгляд кажется простым: в доме с относительно замысловатой архитектурой умер очень богатый глава семейства, известный автор детективных историй Харлан Тромби, сыгранный Кристофером Пламмером. Все выглядит, как самоубийство. Вот только умер он в ночь после празднования дня рождения, когда в доме собралась вся его многочисленная родня. И у родни причины желать дедушке смерти, как выяснилось, были.

К полиции в расследовании присоединяется ну очень великий и известный детектив Бенуа Блан, сыгранный Дэниэлом Крейгом. Он курит сигары, говорит со странно-округлым полупьяным псевдофранцузским акцентом, обожает метафоры про радугу и пончики и, как полагается ну очень великим и известным детективам, отличается повышенной внимательностью и загадочностью. У него, однако, своя цель: да, интересно, конечно, действительно ли дедушка умер своей смертью или ему помогли, но вот об этом деле детектив Блан узнал из анонимного письма, в котором к газетной вырезке с новостью о смерти писателя была приложена увесистая пачка долларов. Значит, что-то тут нечисто, и нужно разобраться — а заодно и выяснить автора анонимки.

Ощущение от всего фильма очень сильно схоже с чувствами от «Залечь на дно в Брюгге» Мартина Макдонаха. Это такой гротескный, нарочитый фарс, с удовольствием обвешавшийся аллюзиями на классику жанра, вот только либо вывернутыми наизнанку, либо щедро усыпанными блестками и пайетками. За всей этой мишурой сарказма и пародийности детективный момент отходит немного на второй план, уступая место комедии. И восхитительным диалогам.

Комедия размазана по всему фильму неравномерным слоем — где-то ее много, так, что весь кинозал хихикает, а где-то чуть-чуть, но она все равно есть. В каких-то моментах этому способствует монтаж, в других же сам сюжет раскрывает забавные особенности персонажей. Например, сиделку писателя, дочь мигрантов Марту, сыгранную Аной де Армас, тошнит при попытке соврать. Очень удобное свойство во время допросов, если честно — никакой детектор лжи не нужен. И, что греха таить, красочное. Только использовать его надо умело — и Райан умудрился ввернуть его в сюжет без присущей такой физиологической особенности излишней сортирности и вульгарности. За счет этой своей способности Марта становится в истории этаким доктором Ватсоном.

Кроме нее в тот злополучный вечер в доме собралась вся семья: дочь писателя Линда Тромби, успешная дама с собственным агентством недвижимости, сыгранная Джейми Ли Кертис, и ее муж Ричард в исполнении Дона Джонсона; младший сын Уолтер, руководящий издательством Харлана — ходящий с палочкой и пыхтящий сигарами небритый Майкл Шеннон в сопровождении совершенно никакущей жены и сына, подростка-неонационалиста, не вылезающего из телефона; вдова среднего сына Джони, замечательная Тони Колетт, выпускающая уходовую косметику, с либерально настроенной дочерью-студенткой Мег; а также наглый сын Линды и Ричарда Рэнсом в исполнении Криса Эванса. И, конечно, еще была бабуля — мама писателя Ванетта, сыгранная Кей Кэллан. И сами персонажи, и семейные взаимоотношения максимально карикатурны, картинны и гиперболизированы, и как же это отлично вписывается в идею фильма и в ее комедийную составляющую.

Но, конечно, все дело не только в комедии — детективная интрига никуда не девается, просто кружится по хронометражу вместе с юмором, то лидируя, то разрешая забавностям вести танец. Классическая камерная схема детектива, где все события происходят в одной локации, чуть расширяется одной из самых идиотских погонь в истории и парой дополнительных адресов. Джонсон вдохновлялся признанными работами жанра очень явно, с той самой любовью, когда нежность перемежается с ехидством. Например, у него один из персонажей смотрит сериал «Она написала убийство».

Эта ода жанру в некоторой степени напоминает тарантиновское «Однажды в Голливуде». В «Ножах» чувствуется такая непосредственная любовь, совмещенная с желанием жанр перевернуть, может, переосмыслить — или же восстановить и возродить, и в качестве механизма оживления Джонсон избрал иронию.

При всей этой любви к классическим детективам кино остается современным. Здесь много политики, опять же, излишне гиперболизированно показанной, здесь вагон отсылок к массовой культуре — за счет этой привязки к реальности кино не выглядит слишком уж театральным, хотя практически в театральность скатывается за счет богатого ансамбля актеров и камерности. Но Джонсон умудряется делать сразу несколько кульминаций, раскрывая сюжетообразующие тайны в нужные моменты с правильными дозировками и удерживая интригу до конца.

Фильм ни в коем случае не сложный. Некоторые сюжетные моменты угадываются легко, от некоторых хочется воскликнуть: «Ай да Джонсон, ай да сукин сын!», потому что и время, и место выдержаны максимально правильно, и дозировка гротеска, детектива и юмора подобрана именно та, что доктор прописал. Главная прелесть такой простоты в том, что фильм легко смотреть, но не скучно. Это развлекательное кино, в котором даже кружка кофе становится особым персонажем.

Камерность фильма, практически полное отсутствие спецэффектов и стрельбы делают его очень живым и настоящим, что в современную эпоху — редкость. И этой редкостью очень легко и приятно наслаждаться.