15 лет назад CD-пираты сделали музыкальный ассортимент более-менее доступным, но в погоне за прибылью не гнушались использовать МР3 в качестве источника. Интернет-каналы тогда были узенькие по сравнению с нынешними, и на файлообменных сетях lossless-файлов практически не было. Впрочем, изготавливались компакт-диски из МР3 и вполне официально, чаще всего дело касалось сборников. Например, лейбл Ministry of Sound до сих пор грешит таким — из чего там диджей смиксовал, то и пошло в тираж. Что уж говорить о всяких плебейских наборах от «Нашего радио»? Народ, который в ту пору увлекался копированием музыки на болванки CD-R, пожелал знать правду.
Самым популярным способом оказалась программка TAU Analyzer, которая базировалась на основе консольной утилиты Aucdtect и обеспечивала CD-ROM доступ к служебной информации на компакт-диске. Выполнялся спектральный анализ аудиотреков (который у МР3 всегда имел жесткий срез задолго до 20 кГц), считывались коды ATIP и ISRC. Данные Absolute Time In Pregroove содержали длительность, тип материала и производителя болванки. International Standard Recording Code являлся уникальным 12-разрядным номером аудиозаписи. Поскольку TAU хоть и предоставляет картинки спектра, но работает исключительно с оптическими носителями, на базе той же утилиты Aucdtect позже появилась еще одна программа — Audiochecker. В ней, к сожалению, отсутствуют диаграммы, но зато она умеет работать с файлами, в том числе и lossless — FLAC и APE. Обе софтины совершенно бесплатны, легко ищутся в интернете и устанавливаются без проблем. Выбираете искомый контент, немного ждете и читаете вердикт — CDDA или MPEG.

Иногда, особенно на аудиоизданиях до 90-х годов выпуска, даже на фирменном CD после проверки часть треков может быть помечена как MPEG. Разумеется, об МР3 речь не идет, их тогда вообще не было, к слову. Это анализатор так может отреагировать на какую-то специфическую процедуру фильтрации или прочего шумоподавления при мастеринге. В любом случае все сомнения лучше дополнительно рассмотреть в одном из аудиоредакторов.
Для этих целей сгодятся как мейджор-софт вроде Sonic Forge, так и прекрасные бесплатные программы, например Audacity. Открываете файл, тыкаете мышкой в любое место и смотрите, что происходит со спектром. Как и было сказано, у файлов со сжатием он будет безобразный, как будто с него стесали кусок. Здесь можно посмотреть точки клиппинга — там, где цифровой сигнал упирается в предельный уровень 0 дБ, вызывая искажения.
В этом свете будет полезно взглянуть на спектр различных HD-изданий, особенно альбомов, выпущенных давным-давно. Бывает и так, что частотка на них не поднимается выше 22 или 24 кГц. Это означает, что мастером для такого HD-издания послужил обычный PCM-сигнал с частотой дискретизации 44 или 48 кГц. Вторая, как правило, указывает на рабочую частоту студийных DAT-магнитофонов, широко применявшихся в 80-х. Имейте в виду, что в то время немало аналоговых мастер-лент были переведены в цифровой формат (уж какой был), а сами они оказались выброшены на помойку.

Еще стоит заметить, что некоторые треки, будучи открыты в аудиоредакторе, представляют собой не пилу, а практически сплошную ленту. Это означает, что исходная запись на этапе мастеринга подверглась мощной динамической компрессии, чтобы она звучала более «громко». Оценить масштабы такого вредительства можно как визуально, так и в численном выражении.
Некоммерческая организация Pleasurize Music Foundation в числе прочих проектов предлагает утилиту Dynamic Range Meter, которую другие добрые люди приспособили для популярного плеера Foobar2000. Не имеет значения, на каком компьютере будет проводиться процедура замера, звуковая карта в нем не участвует, анализ ведется исключительно в цифровом виде. Итоги будут представлены в виде таблицы, в которой потреково будут отображены пиковые значения и мощности сигнала. Пример можно увидеть в разделе «Диск месяца». Самое интересное для нас показание DR — разницы в децибелах между средним и пиковым уровнями. Фонограммы с высокой динамикой будут иметь значение более 10. Чем ниже это число, тем более компрессированной является фонограмма. В то же время следует понимать, что музыкальный жанр и его задачи тоже имеют значение. И, скажем, значение 8 не очень хорошо для записи живых инструментов, однако вполне адекватно для хауса. Удачных опытов над вашими аудиолягушками!



Комментарии
FatBob
Вроде все по делу. Только есть способ немного полегче. Если регулярно тренировать ушки, да не наушниками, а ходить на живые выступления, то можно очень мнго и по звуку как таковому сказать, да и по косвенным факторам, таким как та же общая громкость.
Хотя я то о другом - можно еще проще. Ставишь запись. Нравится, приемлемо, так и слушай себе на здоровье. А если корежит да выкручивает или от музыки или от звука - на кой постфактум выяснять - почему? Все равно изданию такому место или на помойке или в объявлении о продаже.
YG
у меня нет проблемы "выкручивания" от звука.
убитая по динамике музыка абсолютно нормально звучит в машине, портативном аудио и даже на многих напольных колонках
эти наблюдения отоносятся к ситуации преодоления некого хайендного порога
Restavrator
Общая компрессия в первую очередь убивает интонационную выразительность исполнения музыкального
произведения, независимо от жанра. Как правило, наиболее сильно компрессия применяется при мастеринге
компакт дисков, что делает восприятие музыкального материала с них менее эмоциональным, чем с винила, где
компрессия меньше.
YG
Разумеется, поэтому я и не могу забросить винил окончалтеьно. Но все это ставноится заметным лишь при условии присутствия в тракте акустических излучателей, СПОСОБНЫХ отрабатывать динамичный музматериал.
На предпоследней аудиовыставке в крокусе я специально брал с собой старые "тихие" компакт-диски с большой динамикой - они вообще в большинстве случаев не звучали как следует. На акустике Slonov например. Потом создатель поставил компрессированный ремастер какой-то гадости - Manowar, если не ошибаюсь - тогда да, начинала бодро бочка бить.
Restavrator
Для меня и винил, и CD - всего лишь носители, на которых "живёт" музыкальная информация. Приложив определённые усилия по удалению последствий мастеринга, я получаю фонограмму, по качеству приближающуюся к оригинальному студийному миксу. Результаты реставрации, что с винила, что с CD по характеру звучания и качеству очень похожи.
YG
каким образом, если не секрет?
Restavrator
Путь наработок длинною почти в десять лет не опишешь в комментариях. Если Вас это
серьёзно интересует, то для контакта со мной обратитесь к Виктору Горбатову.
Gorbatov
Настоятельно рекомендую вам пообщаться вживую. Точно найдете о чем поговорить и поспорить. И я бы при случае присоединился, если получится выкроить время...
За временным отсутствием системы личных сообщений на сайте с контактами вопрос можно решить через меня.