Этот усилитель — самый младший в каталоге Simaudio — некий базис, стартовая точка отсчета. Однако Simaudio позиционируют свою технику как High End высокого класса, поэтому даже к базису логично предъявить строгие требования — репутация обязывает. Более того, рассматривать Moon 240i следует не только в роли усилителя, но и в качестве полноценного цифрового источника.
За свою почти 40-летнюю историю канадская компания, в настоящее время носящая имя Simaudio, выпускала много разной техники. Исторически все началось с усилителей, но в определенные периоды были и другие продукты — например, видеопроигрыватель-транспорт. Название, дизайн, модельный ряд — все это достаточно долго находилось в динамичном состоянии. Если посмотреть историю и продукцию, можно увидеть множество поисков и экспериментов, а также отметить тот факт, что некоторое время назад все наконец-то приобрело куда более цельные очертания.
Сегодня Simaudio — это не только именитый производитель усилителей: в каталоге свое место нашли цифровые источники, фонокорректоры и дисковые плееры. Каталог стал равномерным, логичным, и, судя по легко узнаваемому дизайну всех продуктов, можно сказать, что окончательно сложившимся.
Младший, но хайэндный
Как я уже сказал, Simaudio Moon 240i — самый младший аппарат во всей линейке. И это в равной мере и усилитель, и цифровой источник. По крайней мере, я не вижу здесь реализации по остаточному принципу. Плюс ко всему нужно понимать, что младшая модель в линейке хайэндной компании — это всегда аппарат на особом положении. Потому что потенциальный его покупатель чаще всего в теме разбирается и понимает, что он хочет получить. И тут это или первый вход в определенный класс техники, со всей сопутствующей обвязкой в системе, либо компонент для второй системы — кабинетной или дачной.
Внешний вид у Simaudio Moon 240i узнаваемый. Теперь даже в младшей линейке корпусы выполнены в фирменной стилистике с боковыми изгибами передней панели. Приятно, что компания перестала делать примитивный дизайн для начальных устройств, ведь в прошлом линейка — этакие «кирпичики» — выглядела скучно.
Изготовление и сборка — качественные, нет ни излишеств, ни упрощений. Хорошая металлообработка, нормальная подгонка. Мне достался аппарат в классической расцветке с серебристыми боковыми частями передней панели (есть вариант в полностью черной отделке) — узнаваемо и самодостаточно. Хотя, пожалуй, полностью черный мне нравится больше.
Темброблока нет, зато входы можно подстроить под разные источники так, чтобы выровнять уровень громкости. Доступно переименование входов. Из удобного для аппаратов такого класса — есть линейный вход мини-джек на передней панели (в современных реалиях он может оказаться полезным). Там же расположен и выход на наушники.
На задней панели находятся: пара линейных входов, вход ММ-фонокорректора, две оптики (до 24 бит/96 кГц), два коаксиала (до 24 бит/192 кГц), USB-вход (до 32 бит/384 кГц и DSD), RCA-выход для усилителя мощности, сабвуфера или сквозного канала в ДК. Увы, нет ни цифровой, ни аналоговой балансной коммутации, что для этой ценовой категории вполне ожидаемо.
Внутреннее устройство усилителя не сказать, чтобы изысканно аудиофильское, но аккуратное: приличный по размерам силовой тороидальный трансформатор и усилитель в классе «AB» — здесь производитель весьма консервативен, и мне это нравится. Пожалуй, немного смутили умеренные габариты емкостей в блоке питания (я ожидал побольше) и факт того, что вся цифровая начинка собрана на одной плате. Платы, однако, собственные, OEM-модулей (включая USB-вход) я не увидел. Впрочем, если разработчики добились заявленных качеств и характеристик, то и ладно. К тому же у Simaudio есть варианты для тех, кто хочет отдельно цифровой источник, предусилитель, мощник, корректор, балансную схемотехнику и выносные блоки питания. Но совсем по другой цене.
Цифровая часть построена на чипе ESS Sabre32 ES9010K2M. Необычно видеть этот чип (более привычный для портативного применения) в стационарном аппарате, но раз уж он здесь присутствует, переиграть ничего не получится. Впрочем, заранее сильно смущаться не стоит: все-таки разработчики компании, если судить по опыту, думают о том, что и куда они ставят, и что хотят получить. Так что с выводами я спешить не буду.
Небольшое отступление: в каталоге компании есть другая модель, Simaudio Moon Ace, позиционирующаяся как «все в одном». По сути, это Moon 240i (те же усилитель и цифровая часть), дополненный платой стримера. Он предлагает функционал сетевого плеера, работу со стримингом, поддержку MQA и системы Roon. Причем внутри Moon 240i на плате присутствует разъем для подключения этого модуля, однако апгрейдить этот аппарат до Moon Ace никак нельзя. Казалось бы, нужно было лишь добавить на заднюю панель заглушку под входы опционального модуля... впрочем, этому есть объяснение.
Споры на тему стримеров и ЦАПов показывают, что пользователи разделяются на тех, кто предпочитает стримеры, и тех, кто всегда выберет подключение ЦАПа по USB, переложив функционал стримера на компьютер. Я, например, предпочитаю второй вариант в силу большей гибкости и свободы. Видимо, инженеры Simaudio придерживаются схожих взглядов. Но тем, кто выбирает между данными устройствами (правда, Moon Ace стоит почти на треть дороже), советую задуматься об этом моменте и решить для себя, что нужнее.
Надо сказать, что компонентов, функционалом подобных Moon 240, на рынке предостаточно, и недорогие варианты, конечно же, найдутся. Чтобы этому аппарату доказать свою конкурентоспособность, он должен предложить тот уровень звука, который ожидаешь от техники Simaudio. Более того, я надеюсь услышать фирменное звучание и почерк.
Тест я решил проводить исходя из того, что аппарат самодостаточный. То есть сначала подключил к нему компьютер по USB, проигрывал файлы и попробовал стриминг. И только потом подключил к Moon 240i внешний цифровой источник, а также уделил внимание встроенному фонокорректору.
Ровный звук
Начал с записи Susan Wang «Close To You». Звук скорее прохладный, чуть суховатый, но в целом весьма изящный. Не акцентируется раздутость и слащавость этого альбома, хотя вся специфика слышна подробно. Подача аккуратная, правильная, без приукрашивания, и это относится ко всему, начиная от тембрального баланса и заканчивая построением сцены. Все на своих местах, достаточно аналитично, но без подчеркнутой мониторности, без въедливости или явной окраски.
Тональный баланс ровный, есть бас, серединка и верхние частоты, но не заметно явного преобладания или акцента на какой-либо части диапазона. Звук не камерный, но и неестественная переполненность в нем отсутствует. С одной стороны, нет жесткости, с другой — нет и нарочитой расслабленности. Все составляющие находятся в состоянии равновесия, без перекосов. Явно силовым я бы этот звук не назвал, но прослушивание держит в тонусе, сохраняет интерес и совершенно не вгоняет в сон. От музыки не хочется отвлекаться, хотя эффекта сверхвовлечения нет. Ну и хорошо, а то часто после сверхвовлечения быстро наступает утомление. Здесь же слушать легко и приятно (но без поверхностности), и слушается в первую очередь музыка, а не собственный почерк аппарата.
Детальность хорошая, динамика тоже на уровне, хотя их более тщательно можно будет оценить на примере записей посложнее. Здесь же всего хватает. Уже на этом этапе прослушивания напрашивается вывод, что в пару к 240i просится акустика с похожими ровными характеристиками и со способностью хорошо отрабатывать разрешение и скорость, отыгрывать нюансы.
Следующий альбом — Masaru Imada & George Mraz «Alone Together». Здесь тоже слышны все особенности издания, особенно рыхлый бас и нижняя середина, некая переполненность. Однако размыться звуку система не позволяет, недостатки не маскирует, но и не увеличивает их. На мой взгляд, это хорошо, так и должно быть. Ритм держится уверенно, нет ни вялости, ни акцентирования основных тонов. Звук аккуратный, честный, эмоционально сдержанный, но не зажатый. В нем ощущается спокойная деликатность и уверенность, а не формализм. А что же с эмоциями? За эмоции пусть отвечает сама музыка, а не ее «перекраска» техникой.
Бас (с поправкой на запись) точный, с равномерной наполненностью, не выпяченный, но и не проваливающийся. Серединка ровная, чуть светлая, прохладная, но не едкая и не колючая. Верхние частоты естественно прозрачные, не акцентированные.
Дальше я послушал в разных версиях альбом The Beatles «Revolver» — тут можно сравнивать разные издания и переиздания, отличия слышны весьма отчетливо. Однако я не заметил тяготения к какому-то конкретному варианту, когда почерк тракта явно совпадал или, наоборот, диссонировал бы за счет собственной окраски или специфики. После проверки на беглом (но информативном) сравнении я остановился на японском издании, вышедшем к 30-летию The Beatles. Детальности вполне хватает, динамики тоже. Звук не кажется старомодным — есть и наполненность, и содержательность. Здесь тоже хорошо слышна специфика конкретного издания, особенности раскладки стереоверсии по сцене. И без дополнительных «вовлекаторов» всего хватает, чтобы просто с удовольствием послушать музыку. По крайней мере, мне хватило, а я всегда предпочту максимум детальности при минимуме окраски.
Альбом Guido Möbius «Gebirge» прозвучал хорошо в смысле объема, качества артикуляции и достойной разборчивости. В музыке, которая остается музыкой, слышно немало нюансов и оттенков. Слушать интересно, а стройность и чистота звука воспринимается как естественная и даже обязательная составляющая. Вообще, если на записи все аккуратно и спокойно — так оно и воспроизведется, а если вдруг запись предполагает динамичные переходы и насыщенную хлесткость — все это тоже будет. Не будет только перераздутости или жесткости. Баланс между основными тонами и послезвучиями выдерживается очень неплохо, без предпочтений чего-то одного в качестве основного.
Если музыка записана действительно динамично, как, например, Psapp «The Only Thing I Ever Wanted», тракту вполне под силу это передать. Стиль записи и звучания альбома узнаваемы, ну, может быть, разве чуть прозрачнее и светлее все получилось, чем обычно. Вокальные партии прорисованы хорошо, раскладка в пространстве правильная по глубине и ширине, соразмерно пропорциональная.
Другого типа и свойства насыщенность, как на альбоме Peter Green Splinter Group «Destiny Road», тракту тоже оказалась вполне по силам. Плотная, иногда скомканная серединка выглядит достаточно разборчивой. При этом есть и приличный бас, и не выпадающие из общего контекста верхние частоты. Не хочется особо к чему-либо придираться, ну разве что в условиях теста на совсем небольшой громкости звук получался уплощенный. Впрочем, во многом это вопрос подбора акустики к усилителю.
С тяжелым жанром на примере My Dying Bride «The Light at the End of the World» система справилась без явных затруднений, а в чем-то даже с удовольствием — детальность и разборчивость оказались выше, чем я ожидал. Никакой каши вообще, никаких явных перекосов по диапазону. И даже сцена разложилась отчетливее, чем среднестатистически. Не знаю, кому как пришлась бы по вкусу эмоциональная сдержанность, но мне она точно не мешала, и ее я бы всегда предпочел любой излишней окраске.
Классическая музыка системе тоже по силам. Послушал Первую симфонию Шнитке — здесь я уже услышал некоторое упрощение, некую формальность звучания. Но динамики хватило, даже сложные фрагменты сохранили стройность и читаемость. На несложных партиях что-либо неправильное заметить труднее, для этого нужно слушать весьма придирчиво. А если поставить произведение проще, например, струнный квартет, придираться начнет только очень требовательный слушатель. Однако нужно не забывать, что предмет теста — самый младший аппарат производителя, да еще и со встроенным ЦАПом, а не старшая линейка, составленная из раздельных компонентов. С поправкой на это результаты лучше ожидаемых.
Дальше пройдемся по остальным возможностям и функциям аппарата. Если послушать хайрез или DSD, особенно взяв различные версии одного альбома, разница в пользу хайреза заметна. Но при этом нет эффекта, что обычные 16/44 звучат как-то явно плохо.
Яндекс.Музыка со смартфона, переданная на аналоговый вход на передней панели, сразу заметно проигрывает и по качеству выпадает из общей картины. Разница слышна очевидно. Поэтому такое прослушивание кроме как общеознакомительным считать нельзя. Если к тому же самому входу подключить линейный выход приличного плеера и послушать форматы Hi-Res — картина будет иной. Кстати замечу, здесь я весьма четко услышал звук и характер своего плеера, узнал его. Также легко опозналась на слух моя пара из транспорта и ЦАПа, подключенная к аналоговому линейному входу. В общей картине я нашел и почерк знакомых компонентов, и уже изученный почерк усилителя.
Фонокорректор оказался тоже лучше ожидаемого. Вроде бы он простенький, рассчитанный только на ММ-головки и лишенный дополнительных настроек, но тихий и не склонный к явно синтетическому звуку, свойственному многим бюджетным схемам с применением операционных усилителей. Как опция для несложной вертушки или как временное решение — вполне пойдет. Но в остальном, если встроенный ЦАП показался мне вполне гармоничным по сравнению с усилителем, то корректор (в случае, если винил у вас является равноправным носителем) стоит подбирать внешний.
Выводы
Первое и основное, что я хотел понять в отношении Simaudio Moon 240i — есть ли у этого аппарата фирменные черты, характер, соответствующие принадлежности к производителю. Да, есть. Звук и почерк узнаются, даже если равняться на старшие модели. В деталях и нюансах, конечно, разница существенная, но преемственность очевидна. Честный, ровный звук, минимум собственного вмешательства и украшательств, высокая детальность и хорошая динамика — достойные качества.
Второе, что было важно — оценить встроенную цифровую часть и ее положение в системе. Положение оказалось совершенно равноправным, встроенный ЦАП никак не конфликтует по характеру с усилителем и, как показало сравнение, сам по себе не вносит существенной окраски. Так что использование 240i в качестве аппарата «все в одном» имеет смысл. Ну а если нужно все то же самое, но еще и стриминг — Simaudio Moon Ace. Да, я напрямую его с 240i не сравнивал, но очень сомневаюсь, что найдутся существенные различия. Сетевой узел, стример — такая вещь, которая должна отрабатывать свой функционал, но минимально влиять на звук. Впрочем, гарантировать что-либо в отношении Ace не буду, только лишь повторю, что при оценке функционала и выборе стоит помнить о существовании альтернативы.
Ну и последний важный момент: хотя 240i вполне предполагает использование в качестве самостоятельной и самодостаточной величины, что упрощает построение системы, его почерк предполагает тщательный подбор акустики не только по формальным характеристикам (их всегда нужно учитывать), но и по звуковому сродству. Чтобы в итоге получить систему, раскрывающую лучшие свойства аппарата, а не систему, в которой они перекрываются противоречиями. При выборе я бы посоветовал сделать упор на детальность и динамику, избегая при этом акустики с явным акцентом на той или иной части диапазона, или акустики со слишком вычурным собственным почерком.
Музыкальный материал
A. Schnittke - Symphony №.1 - The USSR Ministry Of Culture Orchestra, Gennadi Rozhdestvensky / Грамзапись SUCD 10-00062 / Stereo
Guido Möbius – Gebirge / Karaoke Kalk 49 / Stereo
Masaru Imada and George Mraz — Alone Together / Three Blind Mice TBM XR 5003 / Stereo
My Dying Bride – The Light At The End Of The World / Peaceville CDVILEM 79, 620792 / Stereo
Peter Green Splinter Group – Destiny Road / Artisan Recordings – 128172 / Stereo
Psapp – The Only Thing I Ever Wanted / Domino DNO 095 / Stereo
Susan Wang – Close To You – RM070HQ / Stereo
The Beatles — Revolver / EMI-Apple CP32-5327 / Stereo
220 000 рублей
Аналоговые входы: 2хRCA, 1xRCA MM-фонокорректор, 1/8” мини-джек
Аналоговые выходы: 1хRCA pre/sub
Цифровые входы: 2хTOSLINK, 2xSPDIF, USB
Подключение акустики: две пары универсальных клемм
Выход на наушники: 1/4”
Управляющие разъемы: SimLink, IR, RS 232
Класс усиления: AB
Выходная мощность: 2х50 Вт / 8 Ом, 2х85 Вт / 4 Ом
Входная чувствительность: 370 мВ / 3 В RMS
Входной импеданс: 22100 Ом
Коэффициент усиления: 37 дБ
Соотношение сигнал/шум: 100 дБ / на полной мощности
Частотный диапазон: 10 Гц — 80 кГц / +0/-3 дБ
Взаимопроникновение каналов: - 100 дБ
КНИ (20 Гц-20 кГц 1 Вт / 50 Вт): 0,02 / 0,02%
Интермодуляционные искажения: 0,005%
Встроенный фонокорректор:
Входной импеданс/емкость: 47 кОм /100 пФ
Коэффициент усиления: 40 дБ
Частотный диапазон: 20 Гц — 20 кГц ± 0,5 дБ
Взаимопроникновение каналов: - 95 дБ
Интермодуляционные искажения: 0,01%
КНИ: 0,001 %
Встроенный ЦАП:
Поддержка PCM: 16-32 Бит / 44,1 — 384 кГц (32 Бита и 352.8 - 384 кГц — по USB)
Поддержка DSD (по USB): DSD64, DSD128, DSD256
Размеры (ШхГхВ): 429х336х89 мм
Вес: 11 кг