Сразу стоит сказать, что «Джуманджи: Зов джунглей» (Jumanji: Welcome to the Jungle) на оригинальный «Джуманджи» не похож ни капли. Если фильм 1995 года был в сердце своем трагичной драмой с мистическим и даже местами кошмарным антуражем, то его ремейк-переосмысление 2017 года — подростковая приключенческая комедия.
Хотя, казалось бы, тот же оригинальный «Джуманджи» тоже был направлен на детскую аудиторию, в нем поднимались достаточно серьезные и взрослые вопросы. Здесь же серьезности места нет. Эта картина — о поиске подростками своего места в жизни, как и большинство фильмов, направленных на молодую аудиторию.
Четверку главных героев завуч школы наказывает за провинности и заставляет вынимать скрепки из журналов, которые потом планируется сдать на макулатуру. Этим, конечно, никто не хочет заниматься, и в ходе копания в макулатуре школьники находят дендиподобную игровую приставку с картриджем с заветным словом «Джуманджи». Очень кстати в той же комнате оказывается ЭЛТ-телевизор, к которому незамедлительно подключают приставку с игрой, и подростки, как гении прокрастинации, решают сделать перерыв в деле вынимания скрепок. И оказываются в мире Джуманджи в телах выбранных персонажей.
В итоге фильм старается следовать законам классических RPG-игр. Так, у каждого персонажа, как выясняется, есть свои сильные и слабые стороны. Но есть они и у наших подростков, которые выбрали этих персонажей. В теле Дуэйна Джонсона, к примеру, оказался заучка, не выходящий на улицу без антисептического геля. Роль Кевина Харта на себя примерил огромный, чуть глуповатый агрессивный футболист. Социально-неловкая нелюбительница физкультуры стала слабоодетой убийцей с лицом Карен Гиллан, а школьная красавица — пухлым картографом-палеонтологом в обличье Джека Блэка. И эта шайка отправляется спасать мир Джуманджи от карикатурного картонного злодея.
Фильм пропитан духом приключенческих боевиков конца прошлого века и начала этого. Влияние «Индианы Джонса» и «Лары Крофт» в нем сильнее, чем оригинального «Джуманджи». Он концентрируется на попытках проработать персонажей, и всяческие заварушки позволяют создать определенный фон для перепалок и других взаимодействий. Попадание в сам мир Джуманджи и вовсе знаменуется сценой мото-погони, будто бы взятой из «Безумного Макса». Достаточно быстро герои приходят к выводу, что для того, чтобы достичь успеха, им нужно действовать сообща и использовать преимущества своих персонажей. Им в этом помогают различные NPC, которые реагируют на вопросы заученным набором реплик — как, собственно, в RPG-играх. Омрачает их путешествие по недружелюбным джунглям счетчик жизней: у каждого персонажа их три, и терять не хочется.
Отсылки к оригинальному «Джуманджи» считываются с трудом и скорее напоминают пасхалки, которые надо выискивать. Дух нового фильма совсем иной — комедийный, шустрый. В первую очередь — благодаря актерам.
Взрослые дяденьки и тетенька играют настоящих подростков и действительно ведут себя, как дети. И на это очень весело смотреть. За пугающимся огромным Дуэйном Джонсоном, за Джеком Блэком, постигающим особенности своего мужского тела, за гиперактивным Кевином Хартом, герой которого не может привыкнуть к своему размеру, за смущающейся Карен Гиллан, которой чужд флирт. Но при этом актерам приходилось отыгрывать и персонажей-аватаров в игре «Джуманджи» — бравого археолога, картографа-палеонтолога, зоолога-рюкзаконосца и убийцу со страстью к боевым танцам и нелюбовью к ядам. И у них это получилось.
Наблюдать за актерской игрой интересно — во взрослых лицах прослеживаются эмоции напуганных школьников, отражаются их вопросы и проблемы. Три комика в касте, кажется, отрываются вовсю. Разве что, мне показалось, авторы слишком много внимания уделили мужской анатомии, которую изучает вселившаяся в тело Джека Блэка школьная красавица.
Этими персонажами, кстати, дело не ограничивается. В фильме есть и оммаж оригиналу — живущий в игре уже двадцать лет паренек, взявший себе аватар пилота в виде Ника Джонаса и уже потративший две из трех своих жизней. И компашка, которую нам представили в начале, чувствуя за него — и за всех остальных — ответственность, находит в себе силы двигаться дальше, к финалу игры.
В итоге в антураже джунглей Джуманджи зритель видит классическую подростковую историю о поиске своего места в жизни, дружбе, ответственности, расстановке приоритетов и прочих штуках. Только эти прописные истины обернуты в тропический приключенческий экшен со взрослыми и опытными актерами, которым разрешили вдоволь покривляться и быть максимально неловкими. В нем нет трагичной, грустной и даже страшной нотки, которая проходит сквозь фильм 1995 года.
И при этом нельзя сказать, что «Джуманджи: Зов джунглей» паразитирует на наследии фильма с Робином Уильямсом. Это самостоятельное произведение, максимально переработанное и максимально оторванное от той картины. Их роднят только джунгли и подстерегающие на каждом углу опасности.
Плохим фильм назвать нельзя. Это добрая, забавная история с хорошим концом (спойлер: никто не умер!), с жизненным напутствием и напечатанной капслоком моралью. Неплохой фильм для праздничного сезона, который переместит упакованных в пуховики и шубы зрителей на два часа в жаркие тропики. Но зрители, в отличие от героев, от такого путешествия пострадать не смогут в принципе.
Главное — помнить о том, что этот фильм не сиквел, не приквел и не какая-то там часть оригинального «Джуманджи». Не стоит от него ожидать тех же эмоций и тех же напутствий. Он простой, примитивный, но зрелищный и сочный. Он развивает идею оригинала, но не тупо его копирует, не впивается в него когтями, высасывая жизнь, а салютует ему в паре мест, признавая его значимость.
Создатели, кажется, отдают себе отчет в том, на кого этот фильм рассчитан и зачем его делают. В нем честно высмеивают тропы и клише, в нем не стесняются гротеска и открыто перебарщивают с возведением штампов в абсолют — и все это делают осознанно.
У меня после просмотра было ощущение, будто я прочитала добрую и милую детскую сказку. А такого чувства у меня не было даже после недавней «Красавицы и чудовища».