Что будет и чему мы не верим: репортаж с глобальной пресс-конференции IFA GPC

ТEКСТ: Комментарии (4)
76.43 дБ
Что будет и чему мы не верим: репортаж с глобальной пресс-конференции IFA GPC

Вот уже много лет каждое начало сентября проходит европейская выставка домашней электроники — берлинская IFA. Стартовала она в 1924 году, переживала разные времена, а с 2005-го года выходит в ежегодном формате и в последние годы стала крупнейшим мировым событием, к которому производители готовят анонсы своих новинок, закупают огромные выставочные площади и чего только там не показывают.

Традиционно, за несколько месяцев до выставки проходит глобальная мировая пресс-конференция IFA GPC, на которой организаторы рассказывают о рынке, а некоторые компании даже устраивают предпоказ новинок. Тут стоит сказать, что организацией выставки занимается немецкая ассоциация производителей электроники gfu (gfu Consumer & Home Electronics GmbH), куда входят крупные корпорации Sony, Samsung и другие.

Вероятно (официального подтверждения я не нашел), эта ассоциация аффилирована с известным исследовательским агентством GfK (Gesellschaft für Konsumforschung) — на выставке и пресс-конференции всегда есть много статистической информации по AV-рынку от этой компании. И в этот раз выступающие из GfK и gfu показали много интересных профессионалам рынка цифр, но начну я, пожалуй, с продемонстрированной техники. Те же, кому интересны цифры и прогнозы — прокручивайте до второй половины статьи, там этого много.

Саундбарище

Первый прототип саундбара Ambeo компания Sennheiser показала еще в начале прошлого года. Однако прототип этот довольно долго дорабатывали и улучшали — в продажу модель поступит только этим летом. То есть вроде бы не новинка, но на IFA 2019 производитель планирует сделать акцент на этом продукте.

Саундбар Ambeo оснащен 13-ю динамиками, из них шесть 4-дюймовых СЧ/НЧ-драйвера, три твитера, два широкополосника на боковых панелях и два широкополосника находятся по бокам, но смотрят вверх под небольшим углом. Все они расположены в корпусе длиной 127 см и высотой 17 см. Работает саундбар в диапазоне 30 Гц – 20 кГц (-3 дБ) и, по словам производителя, не требует сабвуфера. Тем не менее, есть возможность подключить внешний саб.

Собственно, главных фишек у саундбара две: поддержка окружающего звука Dolby Atmos и DTS:X в конфигурации 5.1.4 и правильное его воспроизведение за счет предварительной настройки под помещение. В комплекте с сабом идет микрофон со стойкой — его ставят в точке прослушивания и проводят процедуру калибровки. На основе замеренных данных технология Ambeo 3D сможет воссоздать многоканальное звучание.

Все это мы не раз слышали и от других производителей саундбаров, однако настолько качественный эффект я встречал только у первых моделей звуковых проекторов Yamaha. Но у Sennheiser есть значительное преимущество в сравнении с экспериментами десятилетней давности — он работает с изначально более пригодными для виртуализации кодеками (Dolby Atmos и DTS:X), а значит, может лучше воссоздать звуковое поле.

Конечно, чудес не бывает — в комнате прослушивания видно, что прикрыты боковые ниши, где могла бы «потеряться» звуковая волна, а по бокам стоят предметы, служащие отражателями. Другими словами, для хорошей работы алгоритма нужна комната, которая позволит ему работать на полную — не переглушенная, где звук может отразиться от боковых стен и потолка.

Результат того стоит. Компания разработала отличный алгоритм виртуализации: совсем не слышно фазового сдвига (легкий эффект Допплера из-за задержек разных каналов, который часто присутствует в подобных решениях), создается впечатление, что позади стоят колонки (мне кажется, в слепом тесте никто бы и не подумал, что они там виртуальные), и даже есть немного вертикального разрешения — до инсталляции Dolby Atmos с потолочными колонками далеко, но чуть лучше, чем обычная 5.1 система.

Единственное, что смущает — результат действительно стоит немало. Европейский ценник — 2 500 евро. Для пусть и хорошего саундбара, но даже без комплектного сабвуфера (как бы низко не играли колонки, в кино он нужен для эффектов), стоимость кажется слишком высокой. Впрочем, это премиальный саундбар с лучшим на сегодняшний день алгоритмом виртуализации окружающих каналов.

Стоит еще сказать, что Sennheiser в этом году стала техническим партнером IFA, т.е. поможет организаторам со всеми звуковыми инсталляциями для презентаций на выставке и даже пообещала пару консультантов в пресс-центр, чтобы помочь медийным журналистам справиться с возникшими по ходу работы звуковыми проблемами.

Синий и красный Metz

Не скажу, что телевизоры Metz хорошо знакомы российскому покупателю — тем не менее, этот производитель на нашем рынке присутствовал много лет, но никогда не продавался в масс-маркете. И не мудрено: телевизоры, которые собираются в Германии, уже по одной этой причине не могут быть дешевыми, так еще и сам производитель позиционировал их в той же нише, что Bang & Olufsen и Loewe — премиальном сегменте.

Но ситуация, похоже, изменится, потому что после банкротства компании в 2014 году ее купил крупный китайский холдинг Skyworth и теперь окончательно определился со стратегией.

Нас ждут два Metz: синий и красный. Синий Metz — народный Metz. Отмечу, что сегодня на российском рынке уже присутствуют телевизоры Skyworth и они занимают самый низкий ценовой сегмент — например, 49-дюймовый 4К-телевизор за 25 000 рублей. Пока неясно, будет ли выходить Skyworth на наш локальный рынок с синим Metz, и когда это случится — в планах только Европа, Индия, Южная Корея и Гонконг.

Генеральный директор Metz Consumer Electronics GmbH, Норберт Котцба (Norbert Kotzbaue), рассказал, что на европейский рынок они поставят модели в среднем сегменте, и это будут более качественные телевизоры, чем обычный Skyworth (т.н. доступный премиум). Компания заявляет, что разрабатывает их как раз немецкий офис Metz, а некоторые модели будут даже собираться в Польше.

Все старшие линейки идут с Android (компания, кстати, делает на этом упор, что их телевизоры умные благодаря инфраструктуре Google, и никаких собственных дополнений они не ставят), средние и младшие как минимум умеют показывать Netflix. В общем, для Европы это будет недорогое предложение, брендированное приличной немецкой маркой.

Красный Metz — это классический Metz — премиальные телевизоры, частично изготовленные на немецком заводе. И вот тут стратегия лично мне показалось нетипичной, так как главная цель красного Metz — выход на китайский рынок. Как бы получается, что недорогие телевизоры из Китая везут в Европу, а дорогие — из Европы в Китай. А производитель один. Такой вот нехитрый маркетинг. В любом случае, красный Metz — это уже только 4К OLED- и ЖК-модели, серьезная акустика, встроенный жесткий диск, алюминиевый пульт ДУ и другие признаки дорогого телевизора. Надеюсь, сложно будет перепутать красный и синий Metz. Хотя...

Hisense и TCL

Еще две компании на этой пресс-конференции представили свои телевизоры: Hisense и TCL. Вторая, правда, даже не удосужилась привезти хотя бы одну модель в демозалы.

Hisense без обиняков сразу заявила, что за 8К будущее, поэтому они будут активно развивать это направление. И показали флагман этого года — 75-дюймовый 8К-телевизор 75U9E. Новинка, кстати, выглядит довольно изящно — дизайн вполне удался, а благодаря прямой локальной подсветке (5 376 независимых светодиодов) инженеры добились и высокой контрастности изображения при яркости до 2000 нит. Более того, этими самыми светодиодами управляет алгоритм с элементами искусственного интеллекта, отчего высокое динамическое разрешение картинки (включая HDR) должно выглядеть уместным и точно соответствовать кадру. Компания делает упор и на том, что это ULED-телевизор (т.е. подсветка на квантовых точках). Вот только одна проблема — телевизор выйдет на китайский рынок в конце 2019-го, и никаких планов о продажах в Европе пока нет. Но хотя бы показали, что могут.

TCL же больше рассказывала о своих грандиозных планах завоевания европейского рынка. Оказывается, уже сейчас эта компания является второй в мире по количеству произведенных телевизоров — в 2018-м она сделала 28,6 млн штук. В этом году они занялись небольшими европейскими странами — от Португалии до Мальты и Кипра, где ранее не были представлены, и планируют в следующем году стать третьими по продажам в Европе. Компания обещает использовать технологию печати OLED-матриц, QLED-подсветку, развивать Mini LED-технологию (под последней они имеют в виду прямую подсветку с большим количеством светодиодов) и по-максимуму оснащать телевизоры последними версиями Android TV. В общем, быть в тренде. Кстати, а вы знали, что в топовых моделях TCL стоит аудиосистема от Onkyo?

Что будет, что будет?

А теперь давайте поговорим о цифрах и прогнозах, их на этой конференции выдали с избытком. Во-первых, весь рынок технических продуктов в этом году, как ожидается, составит чуть больше 1 триллиона евро, причем рынок растет уже по чуть-чуть — всего на 1% в сравнении с 2018-м. БОльшая доля придется на телеком (читай телефоны), а на домашнюю электронику — 15%, что, впрочем, тоже немало.

Любопытно, что по 25% рынка приходится на Китай и Европу, 20% — Северная Америка, а все остальные страны и континенты делят оставшиеся 30%.

В этом году рынок телевизоров составит 90 млрд евро и 214 млн штук, средняя цена телевизора — 422 евро, а средняя диагональ — 43 дюйма. Большая часть продаж придется на Азию — 38%. И практически половину — 108 млн — составят UHD-телевизоры (их средний ценник — 596 евро). Можно говорить, что в 2019-м 4К-разрешение становится мейнстримом.

Уверенно растет и категория OLED-телевизоров, в 2019-м продажи повысятся на 45% до 4,1 млн штук, при этом средняя цена модели снизится на 8% до 1 869 евро. Тем не менее, из общего объема проданных телевизоров это всего лишь 2%, т.е. рынок OLED по-прежнему остается небольшим, но не таким уж скромным в денежном отношении — 8% рынка.

Пожалуй, самые высокие цифры роста у категории умных колонок. По данным Futuresource в этом году обещают продать 75 млн штук (рост — 41%). Здесь любопытно, что 41 млн — это США, 23 млн — Азия, 10 млн — Европа и лишь 1 млн приходится на весь остальной мир, в том числе Россию. Наше технологическое отставание в этой категории очень уж заметно.

Еще одна любопытная вещь — продажи техники в онлайне. Казалось бы, в России давно покупают технику через интернет, однако статистика Gfk показывает, что в общих цифрах продаж онлайн составляет всего 22%. Для сравнения в Германии — 30%, а в Англии и Китае так и все 35%. Другими словами, наши люди до сих пор предпочитают покупать в крупном ритейле.

Сразу в нескольких презентациях Gfk особенно отметили огромные скачки онлайн-продаж, приуроченные к распродаже в черную пятницу. Честно говоря, у меня были сомнения, что это настолько хорошо работает и в России, так как наши покупатели часто не доверяют продавцам и не видят заметных скидок в эти дни, однако график ниже сделан по данным восьми стран, включая Россию. И рост продаж в черную пятницу — 88%.

Пока европейский рынок телевизоров пусть не стагнирует, но и не развивается, в аудиосегменте есть определенное оживление, правда оно приходится на саундбары — +23% и мультирумные колонки (куда входят и умные колонки) — +76% (с 2015-2018 годы).

Представители Gfk много говорили и о том, каким стал потребитель. В частности более 65% опрошенных (исследование проходило по всему миру) согласились со следующим утверждением: «Мне кажется, что сейчас у меня больше свободы и возможностей в выборе лучшего продукта для покупки, чем когда либо». И что важно, потребитель чаще стал готов заплатить высокую цену за новую модель.

На этом графике за 100% принимается средняя цена на рынке, на кривых же отмечена средняя цена покупки. Как видно в Европе чаще предпочитают брать дорогой продукт.
** Новым считается продукт, выпущенный в течение последних двух лет.
Китайцы в своем стремлении купить более дорогой и престижный продукт обогнали даже европейцев.

И еще один любопытный график, где показаны доли продажи техники в 2018 году, анонс и старт продаж которых начался в этот же или предыдущие годы. Так хорошо видно, что в 2018-м году продажи новинок домашней электроники, т.е. представленной в этом же году, составили 33%, тогда как наибольшая доля в 49% приходится на прошлогоднюю технику. По понятным причинам в бытовой технике ситуация еще более консервативная.

Исполнительный директор IHS Markit Мария Руа Агуэте (Maria Rua Aguete) рассказала о прогнозах развития UHD-видео. Так в последнем квартале прошлого года уже половину мировых поставок телевизоров занимали модели с 4К-разрешением. Согласно прогнозам Китай станет самым большим рынком в этой категории, а Северная Америка только вторым.

Что любопытно, в категории 8К-телевизоров Китай еще дальше оторвется от других стран, а все потому что цены у них меньше, зато интерес к большой диагонали выше, чем, например, у европейских потребителей.

Агуэте упомянула, что в мире уже есть 142 канала, вещающих с разрешением 4К (из них 130 коммерческих, 9 демо и 3 торговых), но это очень мало, и если говорить в глобальном плане вероятным драйвером UHD-видео станут все-таки интернет-сервисы. Отдельно она отметила, что развитие 5G сетей как раз должно помочь, ведь высокие скорости позволят проще и дешевле доставлять видеоконтент высокого качества, т.е. продажа телевизоров с SIM-картами и партнерским программами от мобильных операторов — вполне вероятное будущее.

Норберт Херзог (Norbert Herzog), стратегический аналитик Gfk, рассказал о пяти главных драйверах рынка потребительской техники сегодня.

Первый — это производительность продуктов. Покупатель обращает внимание на возможности, растущие цифры характеристик и т.п.

Второй — простота использования. Здесь речь идет о новых технологиях быстрой коммутации и передачи данных, как NFC в телефонах, Bluetooth в наушниках, и также возможностях голосового управления техникой.

Третий драйвер — премиальность продукта, которая может быть выражена в цене и маркетинге, отстраивающим владельца конкретной техники от других рядовых потребителей.

В этом году стал важен и новый фактор — возможность покупки в любой точке планеты с доставкой в любую другую точку и покупка с любого устройства, включая смартфон.

И последний пятый драйвер — развивающиеся экономики (куда входит и Россия), где возможен очень быстрый рост в отдельных категориях, но есть и риски из-за резких изменений курса валют и политической нестабильности.

Наконец, выступление, которое мало относится к технике, но может показаться интересным — измерения уровня доверия. Марго Едельман (Margot Edelman), вице-президент компании Edelman, поделилась последними данными по измерению уровня доверия людей к разным институтам: власти, бизнесу, медиа. Общий уровень доверия в 2019-м году повысился на три пункта, а Россия среди 26 крупнейших стран оказалась на последнем месте. Причем потеряла (как и Испания) по сравнению с прошлым годом 7 пунктов.

С медиа ситуация ничем не лучше — Россия опять на последнем месте, причем за год потеряла 9 пунктов. Правда, в этом графике на самых высоких позициях находится Китай, что, с учетом ограничений на свободное получение информации в этой стране, кажется несколько странным. Вообще доверие к медиа оказывается довольно низким и в благополучных странах, как Япония, Англия, Франция и т.д.

Наконец, график доверия к технологиям. И здесь Россия (что особенно удивительно) вместе с Японией делят последние места. Получается, что среди русских и японцев много людей, кто не верит в прекрасное технологическое будущее. Тем не менее сам уровень доверия к технологиям примерно в три раза выше, чем к медиа.

Марго Едельман отметила, что люди хотят видеть производителей техники ответственными за свои решения. Около 55% верят, что новые технологии могут отобрать их работу, а 59% говорит — у них нет достаточных навыков, чтобы в новом мире получить хорошую зарплату. «Технологии развиваются настолько быстро, что изменения, которые они несут, могут негативно сказаться на моей жизни», — такой точки зрения придерживается 47% респондентов.

IFA плюс

И в конце еще пару слов о том, как разрослась IFA. Как я писал в начале статьи, будучи изначально локальной берлинской выставкой за последние пару десятков лет она превратилась в крупнейшее европейское событие. По отчету за 2018 год цифры следующие: участвовало 1 814 из 49 стран, посетило 244 055 людей, причем 80 814 приехали в Германию из 128 стран, про выставку писали в 2 799 медиа в 160 странах.

Однако gfu на этом останавливаться не планирует и создает «глобальную платформу общения бизнеса и потребителей». Так в июне пройдет нью-йоркская конференция CE WEEK, где организует встречи дистрибьюторов и дилеров, поделенные на секции и доклады. Мероприятие интересно тем компаниям, кто хочет попытаться выйти на североамериканский рынок и рассказать о своих инновациях. В конце сентября состоится выставка CE CHINA в Гуанчжоу, куда приезжает много фирм со всего мира, чтобы наладить связи с китайским рынком.

Мисс IFA в 2019 году

Наконец, сама берлинская IFA в этом году пройдет с 6-го по 11-е сентября. В рамках этого большого мероприятия организаторы делают еще пять: IFA Keynotes — открытые выступления представителей крупных компаний; конференция IFA+ Summit, где ведущие из Google, Facebook, университетов и правительственных организаций обсудят блокчейн, сетевую безопасность, защиту приватных данных пользователей и т.д.; IFA Next — площадка для выступлений стартапов (в этом году в сотрудничестве с японским министерством развития технологий); конференция для бизнеса IFA Global Markets и конференция для участников телеком-рынка Shift Automotive. Кроме этого, организаторы проводят еще несколько небольших мероприятий в течение года, куда собственно, входит и эта глобальная пресс-конференция.

76.43 дБ +

Комментарии

#

Прочитал с интересом..

- 50 дБ +
#

Статистика и цифры - всегда интересно. Спасибо.

- 50 дБ +
#

Уровень доверия - мощная информация.

Получается, что чем общество технологичнее, тем меньше оно верит кому либо.

Это я Японцев имею в виду.

Нас оценивать бессмысленно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AFIGLI #

Япония в этом плане в особых условиях. Пункты, которые можно учесть для анализа:

- присутствие на рынке далеко не всех стриминговых сервисов. Правда есть своя цифра, типа Онкио, которая там неплохо живет - я рассылку получаю на почту, там есть жизнь.

- развитое производство качественных физических носителей, иначе говоря компактов.

- широкая доступность, большая сеть распространения + развитая интернет-торговля. И даже прокат дисков не исчез, насколько я знаю.

- достаточный рынок проигрывающих устройств - обычные дисковые плееры и транспорты японские производители не поснимали с производства, делают и младшие модели и самые верхние.

- языковой барьер + отсутствие на многих сайтах продажи контента языковой локализации. Япония очень развитая страна, однако несколько в себе, а статистику по иностранным языкам можете поискать сами.

Ментальность анализировать не буду, но она тоже скорее всего сказывается.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.