Существуют на свете идеи, которые опередили своё время. К числу таких, бесспорно, относится принцип электростатического преобразования звука в электричество и обратно.

Прогрессивное человечество было знакомо с электрическими конденсаторами задолго до появления электроакустики и электроники. А потому не удивительно, что полная телефонная система, построенная на электростатическом принципе преобразования, была продемонстрирована на Парижской Электротехнической выставке ещё в 1881 году, то есть, за 40 лет до появления первого прототипа электродинамической головки. А дальше дело застопорилось: для нужд телефонии хватало угольных микрофонов и телефонных преобразователей, работающих по электромагнитному принципу (это как бы динамик «наоборот», катушка неподвижна, а двигается магнитопровод - стальная мембрана). Задача воспроизведения звуковых сигналов широкого спектра возникла лишь с появлением электроники, то есть, науки об электронных лампах.

Вскоре (то есть, в 20-х годах 20 века) появились конденсаторные микрофоны, которые заняли со временем ведущие позиции в студийной звукозаписи. С обратным преобразованием, то есть превращением электрических колебаний в звуковые, оказалось сложнее. С начала 20-х до 1935 года, преимущественно в Германии, были построены несколько моделей электростатических громкоговорителей (я буду пользоваться английской аббревиатурой - ESL). Алюминиевый статор, подвижная часть из металлизированной бумаги, поддерживаемой натянутыми шерстяными нитями, и изоляция из лака и вощёной бумаги - таковы основные «кирпичики» систем тех времён. Известно, что некоторые из них, в частности производимая серийно система Prismastatic, воспроизводили звук, особенно высокие частоты с довольно высоким качеством. Впрочем, в те времена высокочастотного «контента» не было, помимо шума микрофона и поверхностного шума грампластинок, так что продажи этой системы не пошли. А потом началась Вторая Мировая, и у человечества на первый план вышли другие заботы.

Попытки построения «электростатов» предпринимались и в послевоенные годы, однако, как стало ясно, по уровню нелинейных искажений образцы уступали «обычным», то есть, электродинамическим, системам, и интерес к ESL стал угасать. Однако, в 1953 году профессор Гарвардского университета F.V. Hunt опубликовал книгу, в которой рассматривались принципы построения ESL с высокой линейностью. Как оказалось, чтобы свести нелинейности к минимуму, излучатель должен работать по «двухтактному» принципу, иначе говоря, неподвижная часть излучателя (статор) должна располагаться с обеих сторон от ротора. И, что ещё важнее - поляризация на ротор должна подаваться не постоянным напряжением, а постоянным зарядом. На понятном для инженеров языке это значит, что источник поляризующего напряжения должен иметь высокое выходное сопротивление. (С той поры по этому принципу строятся все ESL - чтобы «зарядить» ротор им требуется несколько десятков секунд, и столько же времени преобразователь может работать без подпитки поляризующим зарядом.) Сразу же, начиная с 1953 года, совместные исследования по построению «электростатов» начали английские компании Ferranti Ltd и Acoustical Manufacturing Co., Ltd (последней из них принадлежала торговая марка QUAD). Понятно, что работы по созданию таких систем начались и по ту сторону Атлантики, и, в частности, в 1956 году с большим успехом прошла демонстрация ESL компании Goodmans. Однако до серийного производства свою разработку американцы не довели. Тогда как директор и основатель компании Acoustical Manufacturing, Питер Уокер (Peter J.Walker), в 1955 году продемонстрировал образец широкополосного ESL, который пошёл в серию в конце 1956 года и стал продаваться под обозначением ESL-57.

Между прочим, Питер Уокер никогда не делал секретов из устройства своих громкоговорителей. И в частности, ещё в 1955 году в публикации в журнале Wireless World он показал, что при условии обеспечения приемлемой чувствительности (соответствующей чувствительности обычных громкоговорителей), ширина полосы ESL не будет шире, чем 4 - 5 октав. Скажем, от 50 до 1000 Гц или от 1 до 20 кГц. А потому, широкополосные ESL QUAD, это, как минимум, двухполосные системы. В частности, в системе ESL-57 частоты от 1 кГц и выше излучает только средняя вертикальная «полоса» шириной 165 мм, а выше 7 кГц работает её центральная часть шириной 25 мм. В горизонтальной плоскости такой «твитер» обладает достаточно широкой характеристикой направленности, но по вертикали с этой позицией было не всё благополучно, по крайней мере, сбалансированный «верх» можно было услышать с расстояния от 2.5 метров. И хотя акустика ESL-57 находилась в производстве в течение 28 лет и явилась, несомненно, одной из самых заметных вех в истории hi-fi индустрии, Питер Уокер не остановился на достигнутом.

Начиная с модели ESL-63 (она появилась в 1981 году) высокочастотный излучатель «электростатов» QUAD строится по иному принципу. Он состоит из двух панелей, и в каждой из них излучающая часть состоит из 7 полуколец, образующих в сумме 7 концентрических колец. На все полукольца сигнал передаётся через аналоговую линию задержки, причём задержка увеличивается от центра к периферии. В плоскости излучателя фронт звуковой волны «выглядит» так, как будто за этой плоскостью на расстоянии 40 см находится точечный источник. Естественно, полностью избавиться от направленности не удаётся, но в пределах угла +/-20 градусов уровень остаётся постоянным во всём диапазоне. И теперь характеристики направленности не накладывают ограничений на минимальное расстояние до точки прослушивания. По этому принципу строились и строятся все последующие модели ESL QUAD. Если на минутку сбросить со счетов немаловажный (и существенный) прогресс в используемых материалах и технологиях, можно сказать, что все они являются модификациями модели ESL-63. Таким образом новое поколение «электростатов» перекрыло рекорд ESL-57, оно находится в производстве уже свыше 30 лет. Что тут скажешь? «Электростаты» QUAD - это акустика, которая существует вне времени.

С определённых пор акустика серии Reference (то есть, ESL) выпускается двух типоразмеров, с четырьмя, и с двумя басовыми панелями, Так что общее количество излучателей шесть или четыре. Соответственно, у первых из них (номер модели начинается цифрами 29) высота более солидная, чем у 28-х, и басовый диапазон несколько шире. В настоящее время серии ESL-12 и ESL-05 существуют как бы на равных, и отличаются друг от друга, главным образом, используемой элементной базой и цветовой отделкой. Присмотримся повнимательнее к модели ESL-2912.

Если многие из «электростатов» (скажем, Martin Logan) оптимально смотрятся в окружении металла, стекла и кирпичной кладки, дизайн ESL-2912 в большей мере рассчитан на традиционные интерьеры. В этом направлении работают и накладки из ценных пород дерева на верхнем ребре панели и боковинах базы. Панель довольно широкая, отношение высоты к ширине около 2. Если в моделях серии ESL-05 фактура тканевой отделки напоминает обивку дивана, то чёрная ткань моделей 12-й серии выглядит более строго. Основание корпуса, где располагается источник поляризующего напряжения, повышающий трансформатор и прочая электронная начинка лишено каких-либо украшений (кроме упомянутых накладок). Сзади кроме пары входных зажимов можно найти только розетку и выключатель питания. По традиции, все ESL с логотипом QUAD устанавливаются с небольшим (3 градуса) наклоном вверх. При массе 44 кг и размерах по фронту 147 х 69 см, системы ESL-2912 не пытаются раствориться в интерьере, напротив, они как формируют его, привлекая взоры слушателей.

Как оказалось, разыгрывается не только «обычная», но и электростатическая акустика. Наш экземпляр ESL-2912 не включали несколько месяцев, и первые полчаса системы играли скучновато, я даже начал экспериментировать с кабелями. А потом - ну, как будто, выключатель на задней стенке базы включился с задержкой в полчаса.

Чтобы оценить нижнюю частотную границу, ставлю запись с третьоктавными полосами розового шума [1] (список дисков в конце). Полоса 40 Гц воспроизводится со спадом по громкости, очень похожим на 3 дБ. Эту частоту и будем считать нижней границей. То есть, информативный бас система, безусловно, отыграет, но если вы предпочитаете музыку, построенную на басах, эта система вряд ли будет первым номером в вашем списке. С другой стороны, возможности других полнодиапазонных электростатических систем обычно не простираются ниже 50 Гц. Рельеф бас-гитары немного плотнее, чем мы привыкли, удар медиатора по струне немного отделяется от самой атаки - похоже, что сказывается виртуальный сдвиг ВЧ излучателя на 40 см назад. Для партии рояля басовитости вполне достаточно. В рояльной партии [2] акценты на верхней середине расставлены не совсем привычно, что, впрочем, не мешает почувствовать пульс живого инструмента.

Так называемого «эффекта вертикальных жалюзи», которым грешат некоторые «электростаты», я не заметил. На верхах характеристики направленности отчасти напоминают «обычную» систему с крупным твитером. Для оптимального тембрального баланса надо держаться в пределах +/-15 градусов вбок или столько же вверх. Вниз - можно отклоняться от оси больше. Но я неспроста сказал «напоминают отчасти». Когда отклонение от оси более значительно, в «обычных» системах верх огрубляется, у ESL-2912 лишь несколько меняются акценты, и на обычном (не тестовом) материале вы этого, скорее всего, и не заметите.

Ударная медь и бубен звучат ясно и музыкально, хотя, на мой вкус им можно бы немного добавить яркости. Голосовой диапазон передаётся очень аккуратно, вокал звучит живо и естественно. Динамика барабанов [3] аккуратная и плавная во всём диапазоне громкости. Кстати о громкости. По отдаче QUAD слегка уступает хорошим напольным колонкам, но переигрывает типичные полочные системы. ESL-2912 без проблем озвучили наш очень солидный зал для прослушивания (150 кубометров). Но, разумеется, если у вас зал ещё крупнее, вывести громкость на концертный уровень, вероятно, не получится.

Но самое интересное, это построение звуковой сцены. Конечно же, музыкальные инструменты локализуются по панораме вполне уверенно, но без излишней конкретики, сохраняется эдакая аналоговая округлость очертаний. Звуковая сцена строится в масштабе концертного зала. К примеру, концертная запись Дайаны Кролл [4] воспринимается очень органично. В этой записи у многих, даже вполне достойных колонок, голос певицы растекается по пространству. В исполнении ESL-2912 голос сохранил масштаб, но оказался собран по центру, как будто вы смотрите на сцену из середины зала. Если в студийной записи участвует не очень много инструментов (как в записи [5]), образ каждого из них сохраняет некоторую пластичность, но при этом кажется выпуклым, почти зримым. А в записях оркестровой музыки формируется единая звуковая среда, которая кажется независимой ни от акустики, ни от помещения; стен как бы не существует вовсе. Так что эта акустика не имитирует пространство, она создаёт его, при этом, разумеется, не теряя связи с реальностью.

Вот далеко не полный перечень дисков, которые я использовал.

1. CD Generator. Saturn, 2003

2. Alan Parsons.Telarc Sampler. Telarc, 1997

3. Японские барабаны (Название на японском). Victor, 2009.

4. Diana Krall. Live in Paris. Verve, 2002.

5. Seduction: Sinatra Sings of Love. Reprise/Wea, 2009.