Когда этот телевизор затаскивали в подъезд, мимо проходящая старушка, увидев коробку и пару моих ног под ней, с неподдельной завистью в голосе сказала: «Какой же огромный матрас вы себе купили!». Я не стал ее разубеждать, но подумал, что ее замечание в полной мере передает громадье замыслов решившего завести себе 65-дюймовый телевизор. Вот только в данном случае к размеру нужно добавить прямую подсветку, квантовые точки, вогнутый экран, разрешение 4К, операционную систему… в общем все самое модное и передовое, что есть в мире производства телевизоров.
После того, как на январской выставке CES компания Samsung представила линейку SUHD-телевизоров 2015 года, первым же вопросом журналисты поинтересовались: «Почему же SUHD, что значит эта загадочная буква S»? Сначала появились комментарии будто буква S символизирует изгиб дисплея, затем, что это слово «Super», «Spectacular» или просто «Samsung». Спустя некоторое время представители компании все же объяснили докучливой прессе, что «S» сама по себе ничего не значит.
Она нужна, чтобы создать новое слово, которое означает «смену правил игры», как это когда-то произошло с линейкой гаджетов Galaxy S. Я бы сказал, что это несколько похоже на суеверие… но вдруг буква «S» принесет Samsung удачу. Почему бы и нет? — метку «SUHD» получили только топовые модели. А в них все последние фирменные технологии тут как тут: разрешение Ultra HD (UHD, 4K), вогнутый экран, а также то, что отличает новинки от прошлогодних моделей: технология Nano Crystal Color и 10-битная ЖК-матрица, способная показывать HDR-видео. С обновлений и начнем.
Как квантовые точки стали нанокристаллами
О квантовых точках на Stereo.ru выходила подробная статья, поэтому здесь перескажу только основные тезисы. Технологию разработала и запатентовала компания QD Vision. В телевизорах ее первой использовала Sony под маркетинговым названием Triluminos. Позже подтянулись другие производители.
Судя по публикациям в этом году Samsung решила противопоставить QD-телевизоры (от Quantum Dot — пер. с англ. «квантовая точка») OLED-телевизорам, где лидерство прочно удерживает их главный конкурент — LG. А все потому, что квантовые точки расширяют цветовой охват (одно из преимуществ OLED), но не поднимают цену телевизора (главный недостаток OLED).
Перед ЖК-матрицей ставится фильтр из «смеси» квантовых точек, которая расширяет и выравнивает цветовой спектр от светодиодной подсветки. В итоге на фильтры жидких кристаллов поступает свет в широком диапазоне, а значит проще отобразить любой оттенок. Доработка обходится дешево, а цветовой охват телевизора должен стать близок к новому стандарту Rec. 2020 (он же BT.2020), который приходит на смену морально устаревшему Rec. 709.
Samsung, как и Sony, не стала называть вещи своими именами, а представила фирменную технологию Nano Crystal Color. Нигде в тех.документации упоминания квантовых точек нет, но, как это нередко бывает, «все и так все знают».
Прошлой осенью я протестировал телевизор Sony KD-65S9005B. Замерив его цветовой охват, выяснил, что результат работы квантовых точек был заметен только в режиме «Яркий» (предназначенном для дневного просмотра). Так произошло и с этой моделью — замеры Samsung UE65JS9500T показали, что самый большой треугольник охвата получается в режиме «Динамический», и он все же меньше, чем должен быть по стандарту Rec. 2020. Я понимаю, что пресет «Кино» и не должен выходить за рамки Rec.709 — все же контент пока идет в этом цветовом пространстве, но в режимах «Стандарт» или «Обычный» результат работы квантовых точек хотелось бы видеть, а его и там нет.
Другими словами, вся эта история с квантовыми точками, как их не назови, не делает из них телевизоры будущего, а лишь приближает к нужной отметке. Однако я бы не стал волноваться по этому поводу. Фильмов с Rec.2020 мы не увидим еще долго, единственный способ задействовать «дополнительные» цвета — прямое подключение камеры или фотоаппарата с поддержкой расширенных цветовых профилей. Зато даже малейшее расширение спектра дает возможность улучшить цветопередачу на базовых тонах. Насколько это получилось у инженеров Samsung, читайте в комментарии к измерениям в конце теста.
Как увидеть, что происходит в темноте
Именно в серии JS9500 используется локальная подсветка — она «возвеличивает» флагмана над моделями 9000-й и 8500-й линеек. Напомню, что прямая или локальная («local dimming») подсветка означает большое количество светодиодов, установленных позади матрицы — каждый из них отвечает за яркость вверенной ему области панели. Итогом становится высокий показатель контрастности в одном кадре. И это приводит нас ко второй «громкой заявке» в этой модели — поддержке HDR-видео.
В отличие от квантовых точек, поддержка HDR может стать куда более заметным аргументом в маркетинге, как минимум, по двум причинам: HDR явно отличается от обычной картинки и OLED-дисплеям этот «эффект» продемонстрировать гораздо сложней. Напомню, что HDR-изображение (от High Dynamic Range — пер. с англ. «увеличенный диапазон яркости») может включать одновременно светлые и темные участки, и они будут показаны с нужным уровнем яркости. Так фотографы для создания HDR-фото делают сразу три снимка с разной экспозицией, чтобы позже совместить их в один и получить контрастное изображение, на котором видны все детали и нет «затемненных» мест.
В дисплеях ради достижения HDR требуется повысить яркость. Замеры показали, что в режиме «Динамический» у этой модели яркость достигает 779 кд/кв.м., тогда как в среднем у телевизоров этот показатель держится около 400-500 кд/кв.м. Я могу сказать, что если в комнате выключить свет и вывести на экран этого телевизора тестовую белую заливку, то в комнате станет довольно светло. В сочетании с локальной подсветкой и получается добиться того самого HDR-эффекта.
Так что к вопросам, «где взять 4К-контент?» и «где взять видео с расширенным цветовым охватом?», смело добавляете «где взять HDR-видео?». Из популярных фильмов в этом формате выпущен, насколько мне известно, «Жизнь Пи». Netflix активно развивает каталог HDR-видео, за дело взялся еще и Amazon… но российским пользователям от этого легче не становится.
Впрочем, всегда можно посмотреть HDR-фото — в интернете их очень много. Эффект заметен, если включить режим «Динамический». Хорошо видно, что телевизор отрабатывает и как темные фрагменты, так и светлые, и что яркостная разница между ними очень большая.
Несколько лет назад мне повезло побывать на итальянской фабрике SIM2, где представители компании, помимо проекторов, мимоходом показали профессиональный HDR-монитор собственного производства. Такие дисплеи покупают инженерные компании для проектировщиков, считается, что они помогают лучше рассмотреть чертеж, 3D-модель и т.п. Они заявляют яркость 47-дюймового монитора в 4000 кд/кв.м, при разрешении Full HD в нем стоит 2202 диода, а контрастность в ANSI больше 20 тыс.:1. Так вот, на нем и на Samsung вы увидите две абсолютно разных картинки. При этом монитор от SIM2 я бы никогда не поставил домой. Потому что это очень и очень яркий фонарь с черными дырами, из которых складывается картинка. Локальная подсветка Samsung столь явного эффекта не дает, картинка выглядит лишь чуть контрастней привычного уровня.
Более того, в локальной подсветке в Samsung JS9500, на мое мнение, светодиодов мало, потому что эффект «гало», когда вокруг яркого объекта светлеет его «окружение», на этом телевизоре легко заметен. Конечно же, в технических характеристиках количество диодов не пишут. Сам я не замерял, но английские коллеги из hdtvtest.co.uk провели тест (на черном фоне выводится маленькое белое поле), и предположили, что экран делится на 15х10 ячеек, то есть всего 150 зон. Для 65-дюймовой панели это не так уж и много, хотя и лучше, чем если бы у телевизоры была боковая подсветка.
Стоит сказать, что Nano Crystal Color и HDR в этом телевизоре — это лишь начало пути. Совсем недавно был принят стандарт Ultra HD для Blu-Ray-дисков. И это тот редкий случай, когда стандарт принят с явным заделом на будущее. Причем это задел как для киностудий, так и для производителей телевизоров. По сути, Samsung UE65JS9500T — одна из первых моделей, «заточенных» под этот формат. Теперь осталось студиям выпустить UHD Blu-Ray-диски c HDR-картинкой и со спектром Rec.2020, а производителям — UHD Blu-Ray-плееры, способные это проиграть, чтобы увидеть, насколько картинка выиграет, в сравнении с обычными 4К-дисплеями. Пока ни того ни другого нет на рынке, я лишь могу предположить, что выигрыш будет, и его мы увидим без всяких приборов, просто взглянув на экран.
Как забить быстрый гол на вогнутом поле
Следующие три «изобразительных» аспекта этого телевизора, о которых пойдет рассказ дальше: вогнутый экран, видеопроцессор и оригинальный режим «Спорт».
О своей нелюбви к вогнутым/изогнутым телевизорам я уже писал в тестах других телевизоров, и в очередной раз готов отослать читателя к переводной статье «Спорила Кривда с Правдою, или Почему я не куплю изогнутый телевизор», где приводится несколько доводов о том, почему гнуть экран в домашних условиях не только бесполезно, но даже и вредно. Компания Sony, например, угол изгиба экрана сделала минимальным. Настолько, что в ходе теста Sony KD-65S9005B буквально через полчаса я перестал замечать, что этот экран вогнут, я привык к этому. Более-менее привык я и к прошлогоднему флагману Samsung UE65HU9000, хотя у Sony радиус кривизны 6,6 метров, а у корейцев круче — 4,2 м.
Но в этот раз привыкнуть не получилось. Я даже не знаю почему, ведь изгиб у прошлогодней модели такой же. Тот факт, что экран вогнут я замечал постоянно. Понятное дело, меньше всего кривизна заметна, когда сидишь строго посередине, причем посередине высоты экрана тоже. Если голова расположена по центру на дистанции в паре метров от телевизора, даже возникает легкий 3D-эффект из-за смещения картинки на периферии. Но это какие-то невероятные условия для обычного домашнего просмотра, где все, что ты хочешь — развалиться, как тебе удобно, и смотреть кино, пожевывая попкорн. И все становится еще хуже, если зрителей больше одного.
Мне эти проблемы кажутся чертовски логичными, потому что вся индустрия съемки рассчитана на плоские экраны. Вот когда в видеокамерах загнут светочувствительную матрицу… Я понимаю, что производителей телевизоров мне не переубедить, остается лишь надеяться, что это временный, обусловленный хорошим маркетингом сдвиг в сознании потребителей. Ну необычно, мне тоже нравится дизайн — изогнутый телевизор действительно выглядит красиво. Пока он выключен.
На вопрос «какой именно процессор в этой модели отвечает за обработку видео?» документация ответа не дает. Заявлен лишь один 8-ядерный чип, но вполне может быть, что на нем работает ОС Tizen (Smart-функционал), а картинкой занимается другая микросхема. В любом случае, две технологии обозначены: SUHD Remastering Engine (масштабирование сигнала до разрешения 4К) и Clear Motion Rate (обработка динамического изображения).
Первое, что нужно сказать, — от масштабирования толку мало, если качество картинки изначально плохое. Я честно пытался смотреть эфирный DVB-T2 цифровой сигнал, что до сих пор как бы «тестируется» в Москве. Просмотр телеканалов в таком формате это не только надругательство над собственным разумом из-за их содержимого, но и неуважение к глазам из-за их качества. На 65-дюймовой 4К-панели смотреть эфирное телевидение нельзя и точка. Проводите кабель, ловите спутник, покупайте HD-пакет. Тогда все это будет иметь смысл. Причем качество все равно будет «так себе», но терпимое на дистанции от трех метров до экрана.
Увы, я не назову алгоритм SUHD Remastering Engine хорошим и для обычного Full HD. Он довольно сурово подходит к контурам объектов, то слишком сильно вычерчивая их, то наоборот, размывая, где не надо. Удивительно, но BD-диски с разрекламированной Sony технологией «Mastered in 4K», якобы совместимой только с продукцией Sony, действительно гораздо лучше масштабировались, чем обычные и на телевизоре Samsung с BD-плеером Panasonic. Так что вот, рекомендую.
И уже не в первый раз советую читателям отключить обработку динамических сцен, в описании телевизора — Clear Motion Rate (а в меню — Auto Motion Plus), потому что подобные алгоритмы портят картинку. Даже в минимальном варианте Auto Motion Plus делает из фильма подобие телеспектакля и «рисует» цифровой шум вокруг малых объектов. Если уж сильно хочется включите во время просмотра телеканалов, хотя мелкие временные сдвиги объектов (следствие неравномерного включения дополнительных кадров) могут раздражать и здесь.
Тему некоего «спортивного режима» Samsung открыл для себя еще пару лет назад. Но если раньше он был спрятан где-то далеко, то сейчас заявлен в верхней строчке главного меню — компания определенно делает на него ставку. При выборе пункта «Спорт» меняются настройки звука, изображения и в быстром доступе появляется меню для записи и временного сдвига (требует предварительно подготовки внешнего USB-носителя), а также масштабирования стоп-кадра. В звуке, как посчитали разработчики Samsung, главное — голос диктора. Этот голос реально становится гораздо лучше различимым, крики болельщиков «уходят» в фон. Эмоций, может, и меньше, зато ясности больше.
А вот картинка меняется слишком уж кардинально. Во главу поставлены высокая контрастность, яркие цвета и обработка зеленого цвета (т.е. поля). Все вместе вроде звучит правильно, но первое же включение «Спорта» удивит каждого. Играли себе люди на поле, засеянным травой, и тут в одно мгновение на полосатой кислотно-зеленой тряпке бегают 8-битные Марио. Особенно это все выглядит странным, когда смотришь обычный эфир (в моем случае — цифровой эфирный НТВ).
После я взял более качественный источник — запись матча с разрешением 720p, и ситуация мне показалась менее катастрофичной. С другой стороны, после просмотра всего матча в этом специфическом режиме я к нему привык и даже подумал, что ну и пусть футбол выглядит компьютерной игрой, зато картинка ярче, а мяч четче.
Кстати, я не стал измерять картинку в этом режиме, потому что он полностью синтетический и к реалистичному изображению никакого отношения не имеет.
Эволюция в коробке
После долгих разглагольствований о «наглядных» способностях телевизора, пора поговорить о его практичных чертах. Три года назад Samsung начал внедрять идеологию функционального апгрейда. Вставив в специальный слот на задней панели корпуса новую плату Evolution Kit, пользователь получал весь свежий Smart TV функционал. Но так как фактически меняется только процессор, а стоимость «эволюции» даже до кризиса была немаленькой, мне казалось, что в таком апгрейде больше маркетинга, чем смысла.
Однако в прошлом году во флагманских телевизорах Samsung предложил другую модель апгрейда. Когда вы извлечете такой телевизор из коробки, увидите, что на самой панели всего два разъема: сетевой (электричество) и еще один нетипичного вида для подключения One Connect. Этот самый One Connect — отдельная коробочка. Она содержит коммутационный блок, трансмиттеры, Smart TV и процессинг видео/аудио сигнала, — то есть весь функционал. Телевизор же становится матрицей в корпусе, этакой панелью с одним входом, как это принято в профессиональной среде. И это хорошо. Это гибкое и правильное решение.
К моделям 2015 года прилагается версия с индексом SEK3500U (в прошлом году была SEK2500U). Габариты блока — 36х12х2,54 см, и по двум его сторонам (сзади и справа) расположены все интерфейсы. Отдельной розетки к этому блоку подводить не нужно.
Из разъемов отмечу один USB версии 3.0, и тот факт, что все HDMI-входы поддерживают сигнал до UHD 50p/60p 4:4:4 и 4:2:2 (по умолчанию 4:2:0, расширенное пространство включается в настройках). В русском варианте One Connect оснащен одним слотом для CI-карт и двумя входами для спутниковой антенны.
Вход в систему
В этом году уже все крупные производители телевизоров выпускают модели с операционными системами. LG еще в прошлом году ставила webOS, Sony начала осваивать Android, а Samsung оснастил телевизор ОС собственной разработки — Tizen. Причем в каталоге смартфонов Samsung лишь одна модель на Tizen, но почему-то для телевизоров решили взять именно ее.
Надо сказать, что появление операционных систем положительно повлияло на Smart TV всех производителей. Выросла производительность, все эти бесконечные зависания интерфейса ушли в прошлое, появилась какая-никакая мультизадачность. Я не нашел особых оригинальных черт, присущих только Tizen, она мне по большей части напомнила webOS от LG.
Операционная система — это еще и новые возможности для приложений, которые теперь не ограничены форматом «телеобложки для сайта». Например, из магазина приложений я скачал игру «Despicable Me: Minion Rush», это классический раннер типа «Temple Run» или «Subway Surfers», в которые многие играли на смартфонах. Весит игрушка — 334 Мб, согласитесь, не мало. Графика изначально рассчитана на Full HD, но и в 4К-формате воспринимается нормально. Вполне легко играется с пульта ДУ, благо для управления движениями миньона требуется минимум кнопок. Как и полагается современным бесплатным играм, дополнительные возможности покупаются за вполне реальные деньги. Samsung утверждает, что для управления можно использовать смартфон с предустановленным софтом, он станет работать как игровой контроллер.
В общем, как видите, более-менее динамичные казуальные игры для телевизоров уже появляются, потому как Tizen дает разработчикам доступ к низкоуровневому графическому API. Имеет ли это смысл сказать сложно, все же на таком большом ТВ с высоким разрешением хочется видеть игры уровня Play Station или Xbox (*если подключите приставку к телевизору, не забудьте активировать в меню специальный «Игровой режим», который ускорит отклик матрицы в ущерб качеству изображения).
Как и со смартфонами, выгоды операционной системы станут видны только когда независимые разработчики наполнят ее приложениями, появится реально работающая инфраструктура. Пока в этой гонке все козыри на стороне Android с уже приличным набором сервисов и большим количеством программистов, знающих систему. Получится ли Tizen пережить наступление «роботов» покажет время, но я не удивлюсь, если в следующем году Samsung предложит варианты One Connect с Android на борту.
«И снова здравствуйте ТВ»
Samsung в маркетинговых материалах делает упор на функционале системы, как оригинальный пульт ДУ Samsung Smart Control, большое количество приложений, легкий «шаринг» контента со смартфонов и персонализация контента.
Пульт ДУ Samsung Smart Control оказался очень удобным, несмотря минимальное количество кнопок у меня за все время пользования ни разу не возникла мысль взять в руки обычный пульт. В верхней части есть кнопка Pointer, если ее коснутся пальцем, в пульте активируются датчики движения — поворотом руки можно перемещать курсор на экране. Это действительно удобно, к тому же пульт хорошо отрабатывает инерцию движения.
Сбоку расположена кнопка быстрого отключения звука, также на пульт вынесены кнопки «качельки» перебора каналов и громкости. А снизу есть клавиши вызова Smart Hub, управление произведением медиаконтента и кнопка Extra, которая выводит дополнительный контент по контексту текущего телеканала — проще говоря, включает Twitter, чтобы можно было почитать, что пишут в соцсети по хэштегу телепрограммы. В российской части Twitter я отметил лишь минимальную активность по молодежным программам, тогда как в США, например, такое общение очень популярно среди спортивных болельщиков.
Чтобы активировать голосовое управление (поиск, диктовку фразы) нужно пару секунд жать на кнопку «Menu/123». Столь сложный путь, видимо, указывает на малую популярность функции — раньше-то отдельная кнопка с микрофоном была. Скажу честно, в случае с телевизором голосовой ввод это единственный нормальный способ искать контент в интернете, в приложении YouTube и т.п. Главное не включайте голосовое управление, как постоянно активную функцию — тогда начинает работать встроенный в телевизор микрофон, ждущий вашего возгласа «Привет ТВ!». Вот только эти два слова функция расслышит в каждом шорохе, а вы превратитесь в нервного зрителя, постоянно орущего «Закрыть!» — ведь открыв меню голосового управления, телевизор приглушает звук и зачитывает справку. Эта функция активирована по умолчанию, поэтому первое, что я советую вам сделать после включения телевизора — отключить ее.
У меня нет смартфона Samsung, поэтому я не смог оценить функцию Samsung Easy Sharing — трансляция контента со смартфона на телевизор и обратно. Судя по описаниям, от традиционного для Android-гаджетов Screen Mirroring это отличается мало. Также на российском сайте есть описание функции «Утренний обзор», которая по будильнику на смартфоне выводит на экран сводку с погодой и расписанием на день. Я не смог ее найти в меню, возможно она активируется только при «связке» с гаджетом.
Встроенный плеер проигрывает все что только можно придумать (смотрите в тех.данных список поддерживаемых форматов), кроме того, что мне было нужно для теста — 10-битные 4К DCP-рипы 4:2:0, найденные в торрентах. Понятно, что эта задачка не из простых, но ведь и телевизор задумывался для великих целей — взять высоты нового Ultra-HD-стандарта, где даже встречается 4:4:2 (а это файлы, измеряемые в терабайтах, вместо привычных для BD-рипов 50 гигабайт).
Итого
В США цена на эту модель уже снизилась до $4 999 от изначальной $7 999, у нас сейчас за него просят (судя по Яндекс.Маркету) около 350 000 рублей. Начальный ценник был определенно выше нормы. Текущий же, хоть и кажется немаленьким (впрочем, в кризисные времена других мы и не видим), но уже как-то укладывается в голове. Все же телевизор большой, современный, сделанный по последнему слову техники, а рубль дешевый и постоянно падающий.
Актуальной эта модель будет долго, благодаря квантовым точкам и локальной подсветке — задел тут очень хороший, а функционал (блок One Connect) — заменяемый. Если все остальные нюансы, как вогнутый дисплей, сложности с настройкой, усеченный цветовой охват в режиме «Кино» и огромная диагональ вас не пугают, присмотритесь к этой модели. И особые рекомендации спортивным фанатам. Таким красочным футбол вы еще не видели.
Результаты измерений телевизора Samsung UE65JS9500T
Лаборатория Stereo.ru, июль 2015
Пресет «Динамический»:
Контрастность On/Off, динамическая — 778970:1
Яркость — 779 кд/кв.м
Точка белого — 13800К
Отклонение цветов Delta E — 11
Пресет «Кино»:
Контрастность ANSI — 710:1
Уровень черного — 0,30 кд/кв.м
Яркость — 215,4 кд/кв.м
Отклонение цветов Delta E — 3
Пресет «Стандартный»:
Контрастность On/Off, динамическая — 159600:1
Яркость — 159,6 кд/кв.м
Контрастность ANSI — 910:1
Уровень черного в режиме «Стандартный» — 0,18
Яркость — 161,7 кд/кв.м
Отклонение цветов Delta E — 7
Этот телевизор относится к High-End-классу, фактически, самая передовая модель в линейке компании. Поэтому и ждешь не менее высокого качества изображения. Тем более, что заявлены локальная подсветка и квантовые точки, т.е. расширенный цветовой охват. Замеры показали отличные результаты, но, увы, не выдающиеся.
Самым любопытным открытием для меня стал факт того, что режим «Кино» для кино не очень-то приспособлен. Потому что снижение цветового спектра довольно значимо, локус занимает всего 77% от стандарта Rec.709. Это означает, что инженеры снизили цветовой охват (и это при том, что здесь наоборот бы использовать преимущества «квантовых точек»). Зато отклонения в этом режиме минимальны: Delta E — 3 единицы, причем максимальное расхождение всего 6 единиц на желтом тоне. Это превосходный результат, редко достижимый телевизорами. Но есть один нюанс! Если посмотрите кривую яркости, то при включенной в меню технологии Smart LED (а это и есть там самая локальная подсветка и алгоритм динамической контрастности, который ее использует) она слишком уж далека от эталонной. Причем провал в довольно чувствительном для глаза диапазоне от 25 до 60 IRE. Стоит отключить эту опцию (по умолчанию Smart LED активирован), как изгиб кривой яркости рисуется идеальным, однако и соотношение контрастности в ANSI падает до 710:1. Для себя я отметил, что в этом режиме (с выключенным Smart LED) интересно смотрятся фильмы 70-80-хх и черно-белое кино. Блокбастеры двухтысячных выглядят блекло, для них лучше использовать другой пресет.
И таким пресетом оказывается «Стандартный». Он во многом похож на «Кино», но здесь Smart LED не так сильно искривляет линию яркостного отклика, а эту функцию я советую держать включенной (чуть ниже объясню почему). Цветовое пространство уже немного превышает Rec.709, а Delta E хоть и 7 единиц, но это, можно сказать, в пределах нормы для телевизоров. Любопытно и то, что яркость в режиме «Стандартный» даже ниже, чем в «Кино», однако субъективно вы этого не увидите, потому что цвета в «стандартном» режиме насыщеннее. В общем, этот пресет из всей четверки в домашних условиях, пожалуй, самый нужный и на нем я рекомендую держать телевизор большую часть времени.
Надо сказать и о настройке «Динамический», когда яркость телевизора достигает 779 кд/кв.м — поверьте, он осветит даже приличное по размеру помещение, как хорошая большая лампа. Понятно, что спектр становится холодным (13800К), о точной передачи цветов тоже речи уже не идет. Но главную свою цель этот пресет выполняет — даже при попадании солнечного света прямо на панель, картинка видна и не кажется блеклой.
Наконец, это первый телевизор от Samsung за последние годы, равномерность подсветки которого оказалась… равномерной. Я (и не только я) не раз критиковал компанию за прямо таки наплевательское отношение к этому важному параметру. Не раз я видел, что в правом нижнем углу светодиоды буквально отходят от подложки и там появляется белое пятно. Замеры давали разницу около 40%, что было худшим показателем среди равноценных моделей других производителей. Люди пятна на экране замечали только во время титров, когда телевизор уже куплен…
А вот у этой модели максимальное расхождение подсветки при 100% яркости поданного сигнала всего 14%, а по большинству зон не превышает и 3% от зафиксированного максимума. Это прекрасный показатель не только для Samsung, а вообще. Одно важное «но» — все это актуально только для включенной функции Smart LED, то есть когда работает прямая светодиодная подсветка. Стоит ее выключить в меню, как сразу станет заметна «осветляющая» экран кайма. Собственно, этот самый Smart LED и объясняет почему JS9500 — флагман модельного ряда.
Итак, при желании можно использовать встроенные режимы, в частности «Стандартный». К сожалению, специальных пользовательских пресетов не предусмотрено. Однако текущие калибруются с высокой степенью детальности, есть баланс белого по 10 точкам, цветовое пространство по 6 тонам и другие настройки. Кстати, для определенных HDMI-входов включается специальный режим приема сигнала с цветовой субдискретизацией 4:2:2 и 4:4:4 (обычный HDMI «тянет» только 4:2:0). Так что если в вашем доме вдруг оказался профессиональный источник видеосигнала, можете попробовать его подключить и посмотреть, что получится.
Экран: 16:9, 65-дюймов
Разрешение: 3840 x 2160 (Ultra HD, 4K)
Кривизна экрана: 4200R
LED-подсветка: локальные зоны
3D: да, активное, 3D-очков в комплекте нет (опционально модель SSG-5100GB)
Частота обновления: 1200 Гц
Угол обзора: 178/178 градусов
Аудио: 4 динамика общей мощностью 60 Вт, встроенный сабвуфер
Окружающий звук: Dolby Digital
В комплекте идет функциональный блок One Connect Evolution Kit SEK-3500U
Цифровой тюнер: DVB-C/T/T2/S2
Порты: 3 антенных входа (Air/Cable, Main Satellite, Sub Satellite), 4xHDMI, 2xUSB 2.0, 1xUSB 3.0, цифровой оптический аудиовыход, AV-вход (переходник на компонентный и AV-вход в комплекте), Ethernet, CI, ИК
Беспроводное подключение: Wi-Fi 802.11ac, Bluetooth
Внешнее подключение: DLNA, Screen Mirroring
Пользовательские функции: электронный гид по программам, телетекст, Eco-датчик, Time Shift, запись телепрограмм (PVR), «картинка-в-картинке», клонирование списка каналов через USB, встроенная видеокамера
Поддерживаемые форматы мультимедиа (USB, DLNA):
Файлы: avi, mkv, asf, wmv, mp4, mov, 3gp, vro, mpg, mpeg, ts, tp, trp, mov, flv, vob, svi, m2ts, mts, divx, webm
Контейнеры: AVI, MKV, ASF, MP4, 3GP, MOV, FLV, VRO, VOB, PS, TSб SVAF
Видеокодеки: H.264, HEVC (H.265 до 4:2:2), Motion JPEG, MVC, DivX, MPEG 1/2/4, WMV 7/8/9 (VC1), H.263, VP6/8/9
Аудиокодеки: Dolby Digital, LPCM, ADPCM(IMA, MS), AAC, HE-AAC, WMA, Dolby Digital Plus, MPEG(MP3) DTS (Core, LBR)
Разрешение до 4096x2160, частота кадров до 60 Гц, скорость передачи до 80 Мбит/с
Потребляемая мощность (максимум): 375 Вт
Габариты телевизора (без подставки): 1450,2 x 838,3 x 125.3 мм
Масса: 35,5 кг
Габариты блока One Connect Evolution Kit SEK-3500U: 363х124х25 мм
Масса: 1,49 кг