Такую технику раньше приходилось видеть только на картинках, и взгляд всегда надолго задерживался на изображении – оно воспринималось как окно в какой-то другой мир, который когда-то существовал, но нас там не было.

Недавно, волею случая, в интервале нескольких недель, ко мне по очереди попали два аппарата этой серии - Sharp VZ-3000H и Sharp VZ-V2 выпуска начала 80-х, которые оставили после себя двойственные чувства.

С одной стороны - красота неописуемая, ностальгия, легкий трепет и желание обладать такими монстрами, а сдругой стороны - понимание того, что привести в идеальное техническое состояние аппараты, которым почти по 35 лет, для гарантированно долгой и бесперебойной работы, задача достаточно сложная. Оба Sharp были рабочие, в принципе - в одном нужно было заменить пассики привода диска и дверцы, в другом - лампы подсветки, всего-то.

Разборка и детальный осмотр конструкции немного охладил мой ностальгический пыл: комплектация бюджетная, ресурс большинства деталей может быть уже на исходе.

Sharp VZ-3000H
Sharp VZ-3000H
Sharp VZ-V2
Sharp VZ-V2

Если брать такой аппарат и делать для себя как следует, то нужно немало поработать:

1. Заменить все электролитические конденсаторы, коих там огромное количество
2. Приобрести всю новую резину для замены в кассетной деке (и пассики, и прижимной ролик, и фрикционный ролик подмотки и перемотки)
3. Заменить пассик привода ММ головок, пассик привода дверцы (для VZ3000H) и самого диска
4. Найти и купить комплект оригинальных ММ картриджей для винилового проигрывателя
5. Заменить головку в кассетной деке и заново отстроить все режимы записи-воспроизведения
6. Разбирать, чистить и смазывать все переключатели, найти замену сильно изношенным
7. Чистить и смазывать все потенциометры, а лучше заменить, учитывая их изначально бюджетный класс
8. Переделать подсветку с микро ламп на светодиодную, чтобы больше не лазить туда и не менять лампочки, которых еще и не достать
9. Менять подвесы НЧ динамиков – у данных аппаратов они пока живые, но, судя по информации из Интернета, - это ненадолго
10. Поработать над косметическим состоянием - как следует все отмыть и почистить изнутри и снаружи.

Все это потребовало бы приличных расходов и затрат времени. Да и цена самих этих «монстриков», если они «живые», сейчас немалая – 1000$, в среднем. У аппаратов с почти идеальным техническим и косметическим состоянием ценник может быть и вдвое выше.

Про версии "новый в коробке" в полной комплектации, содержащей оригинальные демо кассету, виниловый демо диск, руководство по эксплуатации, шнур питания, оригинальную упаковку, а иногда даже "родные" батарейки (в количестве 10 штук), говорить сложно - коллекционеры готовы выложить за "коробочный вариант" почти любые деньги.

Можно, конечно, пользоваться и в таком состоянии - работает же. Но меня, лично, раздражают мелкие неполадки в аппаратуре. Например - головка в кассетной деке одного из аппаратов с серьезным износом, имеет заметный спад характеристики на ВЧ, хотя азимут правильный. Пишет еще хуже, чем воспроизводит, естественно. Немного шуршат все потенциометры и переключатели, хотя их уже когда-то чистили и смазывали, судя по всему. В другом Шарпе одна сторона пластинки играет немного хуже второй (с песочком) - MM головы в непонятном состоянии и т.д. и т.п.

Разборка этих девайсов занятие не для слабонервных. Сложного ничего нет, вроде бы, но если заранее не изучить сервис мануалы, то сломать элементарно, тем более, что пластик от времени не становится более эластичным. В процессе разборки бывает очень важно, что открутить сначала, а что потом, а также, нужно точно знать места расположения всех винтов крепления. Для замены любых пассиков потребуется практически полная разборка в обоих Шарпах. Длина пассика привода диска известна и в сложенном состоянии должна быть 31.5 см - с ним все понятно, а вот пассик привода дверцы пришлось подбирать по толщине и диаметру (старый разложился), что оказалось занятием нетривиальным - либо мотору сил не хватает докрутить, либо шкив прокручивается, а дверца до конца не закрывается. Подобрал, конечно, но далеко не сразу.

Sharp VZ-V2 в разобранном состоянии
Sharp VZ-3000H без передней панели
Sharp VZ-3000H без задней крышки

Процедура моторизованного закрытия крышки Sharp VZ-3000H выглядит просто фантастически. Напоминает поднятие разводного моста на реке Неве. Однако мысль об этом пассике, который приводит ее в движение, из головы не выходит - а вдруг это в последний раз, а в следующий крышка застрянет? В этом плане переносной Шарп лучше - у него дверца не моторизованная:)

У Sharp VZ-3000H задняя панель из оргалита, что мне не очень понравилось. А у VZ-V2 полностью пластиковый корпус - это же бумбокс все-таки. Для использования VZ-V2 вне дома требуется вставить 10 больших круглых батареек. Правда, насколько их хватит, если слушать винил, я не знаю, но явно не очень долго. Вообще, когда поднимаешь его за ручку, то становится не очень понятна область его применения в качестве бумбокса - он огромный и очень тяжелый, даже без батареек. Нести далеко его сложно, если только катить спереди на тележке:). Фотографии, кстати, абсолютно не передают грандиозность размеров VZ-V2 - до того, как он попал ко мне, на фото видел такие, но реально он оказался куда больше, чем я себе представлял.

Звучание у Sharp VZ-V2 не впечатлило, откровенно говоря. Думаю, что виновата в этом конструкция встроенной акустики, в основном. Видимо, чтобы уменьшить вибрации корпуса и снизить влияние колебаний НЧ диффузоров на проигрыватель винила, разработчики поместили динамики в отдельные закрытые пластиковые боксы небольшого объема, что негативно сказалось на качестве воспроизведения басового диапазона. На небольшой громкости вроде ничего, но ее увеличение делает звук неприятным, бубнящим на низкой середине и акцентированным на области СЧ. В наушниках звук существенно лучше - в принципе, он такой же, как и у стационарной модели.

Sharp VZ-V2 вид со стороны задней крышки

Стационарный Sharp VZ-3000H имеет мощный встроенный усилитель на STK и на выносную акустику звучит как полноценный музыкальный центр. Раскачивает и большие напольные АС, если надо. Встроенный БП вполне соответствует по мощности. Оба аппарата воспроизводят пластинку последовательно с двух сторон, а также имеют режимы цикличного воспроизведения. Выбора по трекам нет, но есть возможность кнопками оперативно менять положение головки влево или вправо, если нужно "перемотать" трек или вернуться на начало. Через стекло дверцы, правда, дорожки пауз видно не очень хорошо.

Встроенный кассетный магнитофон имеет лентопротяжный механизм, по качеству сопоставимый с устанавливаемыми в бюджетные кассетные деки - для музыкального центра и переносного аппарата очень даже неплохо.

Тюнер аналоговый, простенький, но с очень хорошей чувствительностью.

В общем, после нескольких дней общения с этими агрегатами, желание иметь что-то подобное у себя дома почти пропало, хотя ностальгические чувства остались, конечно:)

У этих моделей Sharp есть собратья: переносные VZ-2000, VZ-2500, VZ-V20 и стационарные VZ-3500, VZ-V3, VZ-V30.

Статья написана на основе моего обзора по этим аппаратам на форуме Вегалаб.

Мой канал на Яндекс Дзен

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)