Audes Orpheus прибыли в редакцию в один из декабрьских дней, когда столица била вековой рекорд по морозам (а не перепутали ли глобальное потепление с похолоданием?). Впрочем, внося две тяжеленные коробки в редакцию, можно было согреться. Первая мысль была: столько может весить только High End.
В этом номере в акустической части рубрики High End два имени фигурируют впервые, Audes — одно из них. Интерес журнала к эстонской компании, чья история восходит к аж к 30-м годам прошлого столетия, увеличивается месяц от месяца: в январском номере вышел репортаж об Audes («High End из Эстонии»), теперь мы пишем об акустической системе, занимающей верхнюю позицию в фирменной иерархии: Orpheus. Визуальные впечатления всегда опережают слуховые. Кратко о внешности и качестве изготовления можно сказать: на уровне самых высоких мировых стандартов. Модель выполнена в оригинальном дизайне. Изысканный текстурный узор на боковинах получается необычным способом: листы шпона склеиваются в волнообразной матрице, затем заготовка выравнивается, тонируется и полируется. Так что материал — натуральный, а рисунок, выходит, искусственный. Но очень красивый. Наш экземпляр выполнен в темном цвете «палисандр». Корпус в форме усеченной пирамиды из 25-мм MDF-панелей обещает понятные преимущества. Отсутствие параллельных стенок вкупе с системой внутренних перегородок и массивными боковыми панелями гарантирует минимум внутренних воздушных возмущений и резонансов. По отсутствию характерной возбужденности, зашумлености музыкальной сцены можно было судить, что оформление акустически «мертвое».
Orpheus — система трехполосная. Твитер SEAS серии Millenium размещен в изолированном отсеке. СЧи НЧ-головки — разработки Audes; фирма выбрала классическую бумагу в качестве материала диффузоров, что «по сердцу» автору теста. Примечательны необычно низкие частоты раздела: 120 Гц и 1900 Гц. Размещенный сбоку 250-мм вуфер излучает только бас (не захватывая середины), а твитер работает с более широкой полосой, что также можно только приветствовать. Как видим, в трио излучателей велика роль среднечастотника, полоса которого хотя и ограничена сверху низко, но покрывает диапазоны (основные тоны) большинства музыкальных инструментов классического семейства (исключения — рояль, орган и, пожалуй, арфа), вокала. Замкнутый объем предусмотрен и для кроссовера (фильтры 2и 3-го порядков); электронный блок собран посредством навесного монтажа из элементов аудиофильского уровня германской марки Mundorf, пользующейся широкой известностью в мире высококачественного аудио. Система получает сигнал на пару удобных терминалов Cardas. Порты ФИ расположены сзади снизу. Audes предусмотрела изменение настройки ФИ при помощи двух комплектных заглушек; возможны три варианта: открыты один или оба канала, оба закрыты. Фирма считает, что в случае лампового усиления оптимальное согласование нагрузки достигается при закрытом оформлении. Редко в ходе звуковых тестов High End-компонентов возникало столь непосредственное и глубокое музыкальное переживание, ощущение такой большой звуковой и музыкальной красоты, как при прослушивании Audes Orpheus.
Необыкновенное сладкоголосие колонок ассоциировалось с их названием, — герой древнегреческого мифа, супруг Эвридики, Орфей славился в древней Элладе своим пением и искусством игры на лире. «Сладкоголосие» должно быть верно истолковано читателем: в звучании не было и намека на патоку, приторность и прочие излишества — была только покоряющая музыкальная красота. При прослушивании аудио эмоциональное воздействие нередко бывает вторичным, возникающим после мыслительной обработки воспринимаемого звучания (осознаю — и затем чувствую). Orpheus устанавливают прямой контакт с эмоциональной сферой слушателя, создают сильный и стойкий эффект чувственного вовлечения, присутствия музыкантов в комнате. Люди, регулярно посещающие филармонию, несомненно, обратят внимание на близость создаваемого Audes искусственного звучания — звучанию естественному. Интенсивность проявления этих эффектов, думаю, выше, чем в среднем в High End. Поскольку нет возможности рассказать обо всех впечатлениях, расскажу о самых ярких. Одна из полноценных в техническом и художественном отношении оркестровыхзаписей — Седьмая«Ленинградская» симфония Д. Шостаковича в исполнении оркестра под управлением Г. Рождественского (Мелодия). Звучал эпизод нашествия, начинающийся очень тихим вступлением барабана и знаменитой темы. Ощущение жутковатого болеро (ассоциация с опусом Равеля), приближения темной армады создавалось постепенным уплотнением музыкальной панорамы, добавлением звучности, которая в кульминации поднялась до большого и свободного симфонического объема. Звучание Orpheus близкое, но не плоское — объем и воздух позволяли идеально (sic) ясно отображаться мелодической и тембровой полифонии оркестровых картин. Уж и не помню, когда доводилось слышать столь реалистичную передачу игры сложнейшего музыкального организма — большого симфонического оркестра. Причем, это впечатление возникало даже несмотря на то, что нижний регистр уступал среднему и верхнему в свободе и структурной определенности, да и НЧ-массы субъективно недоставало (известно, насколько важен бас для достоверной передачи глубокого оркестрового дыхания). Нижний регистр — пожалуй, единственное, за что можно критиковать Orpheus. Казалось, что-то мешает басу раскрепоститься, что существует какое-то препятствие, не позволяющее ему изливаться совершенно свободно, хотелось чуть-чуть скорректировать НЧ-фокус акустического объектива, чтобы сделать более артикулированной атаку звука. Наилучший результат при передаче масштабных форм — записей оркестра, большого органа (как инструмента Кавайе-Колля в Большом зале Московской консерватории), динамичных рок-композиций — достигался при открытых обоих ФИ-каналах. Органную педаль колонки передавали чуть-чуть разреженно, хотя и очень строго, без обычного плотоядного рычания. Ощущение распахнутого акустического пространства, артистической атмосферы редкое! При воспроизведении камерных форм интересные результаты достигались частичным или полным закрытием каналов (в последнем случае наиболее ровно звучал рояль). Самым универсальным, по-видимому, является промежуточный вариант (закрыт один порт). К сожалению, не представилось возможности послушать колонки в версии «закрытое оформление» (оба порта закрыты заглушками) с рекомендуемым Audes для таких случаев ламповым усилением. Кстати, компания начала выпуск соответствующей техники. В России имя Audes «не на слуху», однако эта продукция бесспорно заслуживает внимания любителей высококачественного аудио. Колонки неожиданно очень понравились (помнится, раньше большое впечатление произвели акустические системы Usher CP-8571 II — имя тоже не из первого ряда).
АЧХ регистрирует очень плавный спад в левой части графика; спад начинает проявляться довольно рано — с 350 Гц (измерения проводились с открытыми портами ФИ), поэтому значение нижней границы диапазона высокое (65 Гц при –10 дБ). В общем АЧХ очень стабильная, о чем свидетельствуют очень низкие значения неравномерности и дисбаланса. Средний и высокий регистры колонки воспроизводят очень корректно. Направленность звучания очень слабая (дисбаланс на угле 60 градусов –3,7 дБ). Зависимость КНИ от частоты и амплитуды проявляется очень слабо. Модель играет на редкость чисто во всем диапазоне. Лишь при 82 дБ уровень искажений в басу превышает 1%. АЧХ входного сопротивления весьма стабильна; максимум располагается в районе верхней частоты раздела, среднее значение совпадает с паспортной величиной. Реакция на ступеньку напряжения характерна для многополосной акустики. На основании измерений можно утверждать, что техническии уровень Orpheus высокий.
Текст: Артем Аватинян