Есть такое широко известное в узких кругах выражение: «Если хочется чего-то большого, чистого, светлого — помой “Энтерпрайз”». Современная версия звездолета из франшизы «Звездный путь» действительно большая — растянулась на целых 725 метров в длину, в отличие от своего 289-метрового прародителя из 1966 года. В течение пятидесяти лет разные модели этого корабля несли на своих палубах удивительно разнообразный экипаж, и если в настоящее время такая картина смотрится привычно, то в середине двадцатого века это был настоящий прорыв.
Джин Родденбери, автор сериала, создал мир, напоминающий мне «Мир полудня» Стругацких. Он выставил основной идею равенства всех рас, он показал, что прежде всего каждый человек — это землянин, и ни пол, ни цвет кожи не делают его хуже или лучше. Это понятие можно расширить, заменив «человека» на «члена экипажа», а «землянина» — на «гражданина Объединенной Федерации Планет», дабы включить в список и вулканцев, и андорианцев, и прочих, но суть та же: все работают ради общей идеи, нужды многих важнее нужд одного и так далее.
Он стремился объединить своим сериалом мир, еще отходящий от тягот настоящей войны и во всю силу ведущий войну холодную. Он пытался показать, что, объединившись, мы сможем достичь намного больше, чем порознь. Эта тема до невозможности популярна и сейчас (вспомним лозунг марвеловского блокбастера «Первый мститель: Гражданская война», заимствованный из пинкфлойдовской «Hey You»: «вместе мы выстоим, разделившись мы падем»), но у Родденбери она максимально хорошо вписывается в сюжет.
Космический корабль — звездолет — исследует дальние уголки космоса, «смело идет туда, куда не ступала нога человека». «Энтерпрайз» в первую очередь исследовательское судно, и только потом уже флагман Звездного Флота Объединенной Федерации Планет, оснащенный также и самым мощным оружием. Применять его команде, путешествующей в общем-то с мирными целями, приходится, к сожалению, довольно часто.
В этом как оригинальный сериал, так и новые фильмы (начиная с 2009 года), показывающие альтернативную реальность, сходятся. Но есть одна большая разница — экипаж.
Да, у героев те же имена и похожая внешность. Вот только в сериале каждый из них попал на свой пост именно потому, что хотел этого, в то время как в «ребутной» версии это произошло в результате жуткой трагедии.
Альтернативная реальность вообще гораздо более трагична, чем оригинальная. Там больше драматичных смертей, которые повлияли на жизни героев, больше боли и страданий, и после всего этого кажется, что не выйдет из нового Кирка, которого играет Крис Пайн, того мудрого улыбчивого капитана из шестидесятых, сыгранного Уильямом Шатнером. Не выйдет из экипажа «Энтерпрайз» собранной, сплоченной команды, ведь он состоит из вчерашних кадетов, а капитан — тот вообще попал на борт едва ли не по блату.
Но фильм «Стартрек: Бесконечность» эти опасения рубит на корню. Потому что команда получилась распрекрасная.
В этот раз сценарий писал Саймон Пегг, который играет Монтгомери «Скотти» Скотта, ведущего инженера, и сам является фанатом франшизы чуть ли не всю свою жизнь. Поэтому новая часть альтернативной вселенной изобилует небольшими презентами для любителей классики. Униформа больше напоминает ретрофутуристичные костюмы, на панелях корабля не только огромные экраны, но и горстки аналоговых переключателей, в диалогах и взаимоотношениях нет-нет да и промелькнет цитата пятидесятилетней давности.
Конечно, в двухчасовой экшн-фильм нельзя уместить то, что неспешно рассказывалось на протяжении нескольких сезонов сериала, и поэтому все подается намеками. Отношения команды показаны через посиделки в баре, короткие реплики в сложных моментах, правильные взгляды и прикосновения.
Да, это боевик. Да, там есть красивые и эпичные взрывы и уничтожения, сцены с отточенной хореографией и рассыпанной в правильных местах неуклюжестью, есть озлобленный негодяй и непонятный враг. Но «Бесконечность», как и вся вселенная «Звездного пути», не об этом.
Сюжет прост, он не блещет ни шекспировским размахом (хоть классика там и поминают), ни особой логикой, но показывает сам экипаж и его взаимодействие в сложных ситуациях.
Фанаты франшизы, конечно же, найдут моменты, где можно и всплакнуть, и посмеяться. Те же, кто идет смотреть космический боевичок, получат нелогичную, но невозможно эпичную сцену под «Sabotage» Beastie Boys как минимум.
Джей Джей Абрамс режиссировал первые два фильма «ребута» с осторожностью, надеясь на то, что они придутся по вкусу как поклонникам «Звездного пути», так и новичкам — тем, кого он не интересовал до сих пор. Он будто боялся сделать что-то не так и пытался усидеть на двух стульях.
Саймон Пегг вместе с Дагом Янгом и режиссером Джастином Лином совершенно иначе отнеслись к прошлому. Они не боялись потревожить былое, показали, как уважают эту вселенную, приправив ее современными спецэффектами (у Джастина Лина огромный опыт «Форсажей») и горсткой оригинальности, что позволило увязать фильм с сериалом не только именами персонажей, но и духом.
«Ребут» Абрамса справился со своей задачей: он привлек новых фанатов, которые, соблазнившись голубыми глазами капитана (в моем случае — голубыми гондолами «Энтерпрайз», и мне не стыдно), побежали знакомиться с оригинальным сериалом. И поняли, что «Звездный путь» — это не просто боевик в космических декорациях, но прогрессивная история взаимодействия самых разных личностей в закрытом пространстве с периодическими вкраплениями экшна.
Именно для таких людей и создан «Стартрек: Бесконечность». Для тех, кто ценит тот путь, который прошла франшиза, и не боится новых приключений, что ждут ее впереди. Ведь четвертый фильм альтернативной вселенной уже подтвердили.
«Стартрек: Бесконечность» в прокате в кинотеатрах России с 21 июля.