Есть два типа летних блокбастеров. В первом слишком много нереалистичного экшена, который подается со звериной серьезностью, и смешит фильм именно несоответствием сюжета и подачи, а во втором нереалистичного экшена все так же много, но при этом нет лошадиной дозы вымученного пафоса. И блокбастер этой недели — «Человек-муравей и Оса» (Ant-man and the Wasp) — к счастью, относится ко второму типу.
В последнее время супергеройские фильмы пытаются уходить от чистой «боевиковости» в другие жанры, причем чаще всего сползают в сторону семейной драмы. Оно и понятно — смотреть один и тот же сюжет про становление героя, пусть и с разными персонажами, надоедает, пора придумывать что-то новое, чтобы заманить зрителя в кинотеатры.
Человек-муравей — сам по себе персонаж не самый серьезный, да и, что говорить, максимально обычный. Скотт Лэнг сидел, разведен, любит свою дочку, пытается как-то починить все, что в его жизни сломалось. Таких героев в любой панельке П-44 можно пучок набрать.
Но здесь дело происходит не в суровой России, а в солнечном альтернативном Сан-Франциско, где по воле случая Скотт оказывается втянут в авантюру, после которой спокойной жизни ему не видать. Отличие фильмов серии «Человек-муравей» — в том, что конфликты в них максимально локальные. Что в первом фильме, что во втором на кону стоит не спасение мира, галактики или вселенной, на кону — судьбы конкретных людей, а не абстрактного человечества. Такой подход как раз и снижает градус пафоса. В конце концов, за персонажей, которых ты видишь в кадре, переживать почему-то нравится больше, чем за абстрактных «жителей планеты».
Конфликт крутится вокруг трагедии одной семьи — Хэнка Пима, изобретателя того самого костюма, способного уменьшать и увеличивать его носителя в десятки раз. Он хочет найти в глубинах квантового мира жену (ее играет Мишель Пфайффер), пропавшую там 30 лет назад, и строит для этого квантовый туннель. И для спасательной операции ему нужен Скотт Лэнг.
Перед походом на сеанс советую оставить дома логику и, если есть, инженерное образование. Я предупредила. Большую часть феноменов в фильме даже не пытаются объяснить, переводя куда-то в область самой собой разумеющейся физической магии. Это, опять же, снижает градус пафоса и даже идет фильму на пользу — псевдонаучные объяснения, наверное, смотрелись бы куда хуже. Слова «квантовый», конечно, встречаются в фильме слишком часто и используются к месту и не к месту, но их можно игнорировать.
Скотт Лэнг сидит под домашним арестом и попросту мается от безделья. Ему осталось просидеть три дня не покидая территории дома и он совершенно не знает, как их провести. В итоге его время занимают игра на электронных барабанах, просмотр реалити-шоу, совершенствование навыков в мини-боулинге и мини-баскетболе и нездоровый сон в ванной, во время которого ему и является видение пропавшей в квантовом мире жены Хэнка Пима. А выходные его скрашивает приезд дочки, с которой они строят масштабные картонные замки и тоннели и разговаривают о жизни.
Пожалуй, именно то, что Скотт Лэнг — это простой мужик с простыми человеческими проблемами и человеческими радостями делает фильм наиболее приятным среди последней порции современных блокбастеров. У него нет какой-то глобальной цели сделать весь мир лучше — он хочет сделать лучше свою собственную жизнь и жизни своих родных, и эта цель близка многим зрителям.
Но это все-таки супергеройский боевик, в котором традиционно все планы идут наперекосяк. Появляются бывшие коллеги с просьбой о помощи, появляются аж целых два злодея, преследующие разные цели, но охотящиеся за одним и тем же, и на фоне всего этого развиваются классические конфликты между персонажами. Майкл Дуглас, вернувшийся к роли Хэнка Пима, беззлобно ворчит на Скотта Лэнга, Эванджелин Лилли, играющая Хоуп ван Дайн, дочь Пима и любовный интерес Скотта, прощает и даже спасает его ближе к концу фильма. Новые герои образовывают еще одну семейную ячейку, хоть и не совсем настоящую, а дочка Скотта становится лучиком света в царстве идиотизма и наставляет папу на путь истинный, объясняя сложных людей простыми словами.
Из классической супергероики фильм превратился скорее в семейную комедию с элементами роадстори, благо немалая часть действия и диалогов происходит в фургоне. Но комедийный элемент — наиболее сильный. Причем это не глумливые, злобные шутки, нет — это такой теплый, комфортный и мягкий смех, почему-то напоминающий Робина Уильямса.
Основные источники шуток — это сам Скотт и его многонациональные друзья, а также игры с размерами (помним, что это основная способность Человека-муравья — увеличиваться и уменьшаться). Погони на автомобилях, превращающихся из полноразмерных в практически игрушечные, не так захватывают, как абсурд из того же «Форсажа», но неплохо веселят и поддерживают правильный градус идиотизма и экшена в достаточно спокойном для боевика повествовании, да и драки тоже стильные и забавные. Сцены, подобной финальной битве на игрушечном поезде из прошлого фильма, нет — наоборот, в сиквеле больше веселья с увеличенными телами. Особенно в битвах блистает Эванджелин Лилли в костюме Осы, чье имя вынесено в название фильма — да и основной конфликт все-таки строится вокруг ее семьи. Она привносит в картину долю здорового, неагрессивного цинизма и капельку серьезности. Совсем небольшую. Бить супостатов это ей, конечно же, не мешает, равно как и шутить над постоянно меняющим размеры Скоттом. Гигантских муравьев тоже не забыли.
В фильме есть карикатурные гангстеры и карикатурный непобедимый злодей со сложной судьбой, карикатурный враг из прошлого и карикатурно-глупая полиция. Но эта карикатурность подана с правильной долей абсурда и идеально вписывается в историю.
Во многом «Человек-муравей и Оса» напоминает смесь беззлобной версии второго «Дэдпула» с какой-нибудь старой семейной комедией вроде «Кудряшки Сью». Микс конечно, не самый очевидный, но работает неплохо: в течение двух часов в кинозале сидеть весело, улыбаться приходится часто, смеяться во весь голос — немного реже, и полноценный хэппи-энд, от которого тщательно открещиваются современные фильмы, выглядит единственно верным в таком дружелюбном сценарии решением.
Фильм получился легким, ненапряжным и развлекательным. Может, кто-то его посчитает излишне добрым и приторным, но долю фактологически правильной для киновселенной Marvel чернухи вносят привычные уже сцены после титров. Спецэффекты вполне реалистичные, микромир с тихоходками нарисован красиво (хоть и до бессоновского «Валериана» ему далеко), экшен задорный, мораль простая и милая, персонажи человечные и человеческие. Пожалуй, получилось не самое плохое прочтение современного блокбастера для летнего сезона.
P.S.: Еще одно отличие от типичной супергероики, кстати: в сиквеле ни разу не показали голый торс главного героя. Я понимаю, что он человек семейный и все такое, но в первом фильме это никому не мешало. Отсутствие бессмысленной мужской обнаженки запишу в плюсы. И в семейность.