Музыканты на разогреве или Почему специальный гость порой хуже татарина

ТEКСТ: Комментарии (18)
74.91 дБ
Музыканты на разогреве или Почему специальный гость порой хуже татарина

Похоже, что т.н. «разогревающие группы» скорее раздражают публику, чем веселят. Хотя бывают и исключения, но все-таки хочется разобраться: почему нам постоянно навязывают каких-то артистов, будто бы в нагрузку? Откуда пошла такая практика, кому это выгодно и, наконец, не отжила ли свое эта практика — ставить неизвестную «разогревающую группу» перед звездами?

Самоизоляции, карантины, локдауны и прочие отмены концертов ставят вопросы: а как же будет выглядеть индустрия развлечений — уже покалеченная — после того, как все это закончится? На что обедневшая публика будет соглашаться скрепя сердце, а на что — уже нет? Вот, например, традиция растягивать концерт на пару часов из-за некой разогревающей (кого? чем?) группы — может быть, ей стоит уйти в прошлое?

Бывает ли разогрев круче хедлайнера?

Москвичка Марина Пушкина — «профессиональный фанат U2», посещающая каждый их тур. «У меня запущенный случай», — смеется Марина, в нормальной жизни — успешный пиар-менеджер известной европейской группы, имеющая стабильный заработок, машину и квартиру. Но раз в полгода-год, а то и чаще, эта молодая женщина срывается как запойный алкоголик. В смысле — едет на концерт U2. Понятно, что для Марины вся музыка мира делится на Боно и всех остальных.

В 2019 году ради своих кумиров она рванула в Австралию, где, сколь ни круты были U2, но разогрев ее тоже впечатлил: «Спецгостем были Noel Gallagher's High Flying Birds, и у Галлахера-старшего программа состояла из песен разных лет, а в конце он немного добавил из Oasis. Такой разогрев смотрелся самым гармоничным — они на одной волне и вообще большие друзья. Боно и сотоварищи хорошо выбирают разогрев — лично я там много себе групп открыла. Тех же Kasabian много лет назад!»

Марина Пушкина также вспоминает, что среди достойных спецгостей у U2 в разное время бывали такие звезды, как Mumford & Sons, OneRepublic, Muse, Ленни Кравиц, Florence and the Machine, Kasabian, Snow Patrol, Elbow и Arcade Fire. И «на них никто не жаловался! Так что по мне: разогрев — это часто лишнее, повод прийти на концерт попозже, но нет правила без исключений, и уж если подбираешь себе opening act — подбирай с умом».

Откуда вообще взялась идея разогревов?

Испокон веку считается, что это такая взаимовыгодная штука: молодые группы веселят публику перед главной звездой («разогревают» — отсюда этот странный кулинарно-алкогольный термин), при этом сами получают изрядную порцию внимания и укрепляют свою славу. Биографии значительных рок-звезд — от AC/DC до Guns N’Roses — описывают, как те в молодости играли перед старшими коллегами. За гроши и славу, а иногда и вовсе не за гроши.

В недавней книге о «ганзах» Мика Уолла красочно рассказывается, как менеджмент Guns N’Roses натуральным образом развел менеджмент Rolling Stones на миллион долларов — при том что изначально «роллинги» почти ничего не хотели платить интересным новичкам, считая, что это услуга с их стороны — пиар, признание и милость божественная. Но менеджмент американского квинтета посчитал иначе…

В результате получился концерт чуть ли не равных. Но тут вот какая тонкость: «ганзы» были молодыми, но уже не начинающими. Их знали в L.A. и окрестностях, они вот-вот должны были порвать мир — и это чувствовалось и планировалось (а результат превысил все ожидания).

Само слово «headliner» фиксируется в английском языке аж с 1890 года. То есть уже тогда на концертах артистов разделяли на главных и разогрев. Потом, в эпоху рока, рекорд-компании подбирали в тур к звездам тех, на кого они делали ставку. Вот как с «ганзами». Но где сейчас рекорд-компании, каких новых звезд они выращивают? Ответ вы и сами прекрасно знаете.

Пиарщики говорят: молодая группа, выступая на разогреве звезды, получает «в разы большую» аудиторию. Прошу прощения: а с какого фига они ее должны получать? Немолодая группа годами зарабатывала свою аудиторию — и что, бери и делись? Всем надо пробиваться, это я понимаю. Но я не понимаю, почему это должно происходить за мои деньги и в мое время. То есть разогрев — это не то, что называется win-win situation. А просто отживший ритуал.

А не за наш ли счет этот банкет?

Коллеги-музыканты и промоутеры развеивают мои сомнения: нет, бывает, что молодая группа сама платит организаторам концерта. Откуда у них деньги — другой вопрос…

Но мне вот интересно, есть ли на белом свете люди, которые искренне любят, чтобы их разогревали чем-то совершенно не знакомым? Есть ли такой человек, который берет, скажем, билет на Metallica, Depeche Mode или там Робби Уильямса и прочую Мадонну в надежде услышать всем набившие оскомину хиты.

При этом сей фанат больше никого особо не знает и знать не хочет, и тут он смотрит на билет и думает: «Вау, тут еще разогрев какой-то! Новая группа, ура-ура, наконец-то я узнаю что-то новое, а то "депеша" эти уже задолбали. Да и вообще — если будет клевый разогрев, то с хедлайнера и уйти можно пораньше». Фантастика.

У нас в Москве обычно так. Будний день. Надо сбежать с работы в шесть, что по московским меркам часто тоже фантастика. Тащиться по пробкам на машине пару часов из центра в какой-нибудь «Крокус». Там стоять полчаса-час на вход, кордоны, шмон, получение браслетика, гардероб. Чтобы что? Чтобы сладко-издевательский голос в динамике пропел: «…а сегодня мы приготовили для вас особый сюрприз: группу…»

Произносится никому не известное название, толпа орет «фуууу, пошли на… Хэт-филд! Хэт-филд!» Потом еще оказывается, что разогрев — это лишний час как минимум, а после него по сцене будут ходить скучные роуди с лысым хаером, что-то мотать, перекатывать и перетыкивать — короче говоря, раньше одиннадцати нам отсюда не выбраться. Офигенный сюрприз. Царский подарок.

Ну публика — ладно. Может, кому-то и вправду прикольно грузиться песнями, которые они никогда не слышали — может, это восприятие обостряет. А вот зачем на такое подписываются музыканты? Это же реально со свиным рылом в калашный ряд — при всем уважении к производителям свинины и калачей. Хорошо, если это антиреклама. Но чаще — ничего.

За те полтора десятка лет, что я обозревал московскую концертную жизнь, про «прикольный разогрев» сарафанное радио вещало раза три. От силы пять. Москвич Михаил, любитель брит-попа и альтернативы, вспоминает, что «на Моррисси в Москве был прикольный разогрев — Doll & the Kicks. Живьем они — высший класс, а на альбомах совсем не то, очень слабо!»

Плохой разогрев: облом зрителей и порча репутации

Интересным воспоминанием делится журналист и переводчик, «профессиональный битломан», создатель культовой радиопрограммы «Битловский час» (радио «Эхо Москвы») Владимир Ильинский: «Помню, ходил на Jethro Tull в ГЦКЗ “Россия”. Так там какая-то наша кантри-группа играла на разогреве. Я чуть не спятил, <это длилось> минут 40, наверное. Народ уже стал уходить из зала, смели все бутерброды в холле и выпили все, что пилось... А оставшиеся начали скандировать: <Александру> Чепарухин<у> — позор! Именно <этот промоутер> привозил Андерсона».

Кстати, о «депешах». Однажды Гаан и компания привезли в Москву Nietzer Ebb — это культовая группа, со своей лояльной аудиторией, в своей среде — звезды и живые классики. Ну просто нет у них хитов уровня «I Just Can’t Get Enough», да и не нужно им такое. Так вот этих самых Nietzer Ebb освистали. Рассказала мне об этом «профессиональная депешистка» по имени Вероника.

Вероника уверена, что депешисты просто ненавидят любой разогрев. И их ненависть, конечно, никогда не изольется на любимых гениев синти-попа — Гаана, Гора и Флетчера. Но всегда — на неизвестного/слишком хорошо известного промоутера. И вот вопрос: кому все это надо? Ведь меломания — она как секс: смысл во взаимном удовольствии.

74.91 дБ +

Комментарии

#

Спасибо - интересно, но мало. хотелось бы увидеть более категоричных примеров, удачного или наоборот, разогрева

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @AntNik #

Вот удачный пример: на разогреве у Marc Almond выступал дуэт Миши Борзенкова.)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AntNik #

Неудачный разогрев это девочки, играющие нежно и мелодично на рояле на Rammstein Stadion Tour.

Это было очень странно.

- 60 дБ +
#

Про поездку в Крокус к 18 , притом что концерт основного исполнителя начнётся минимум в 21 - до слез)

Правда концертной жизни )

- 60 дБ +
#
- 56.02 дБ +
#

Да уж вспомнил надеюсь всё таки ещё не последний посещённый концерт URIAH HEEP . Это был второй мой концерт Хиппов. Тогда они были без "разогрева", а в этот раз народ "грела" такая группа под названием AMALGAMA.... Ну что сказать , ну "разогрели" и всё , собственно Хиппы на полчаса меньше отыграли и всё .А если честно народ просто стоял и смотрел на эту жалкую пародию на МАНОВАР и ДЖУДАС ПРИСТ. Хотя если только потрясти хаером под них можно и всё.По настоящему народ оторвался на самих Хипп.

- 50 дБ +
#

Как опытный разогревщик со своей группой могу сказать что надо просто ставить артистов не по блату, а по соответствию музыке хедлайнера. И не плохо если это известный артист и на него придет дополнительная аудитория

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Freetzzz #

Плюсую. Солидарен. Вопрос организации

- 50 дБ +
#

А ещё всякие дни города, когда на халяву можно увидеть звезду. Как-то пошёл на Манго-Манго. Никогда не был фанатом этого коллектива, но после трех часов отборнейшего шлака, что мне пришлось выслушать, дожидаясь хедлайнера, я влюбился в их творчество! ))

- 56.02 дБ +
#

Внезапный разогрев — это в любом случае отвратительно, но внезапные мне как раз никогда и не попадались. Чаще бывало, что объявляют концерт, а потом говорят, кто будет разогревать. И в ту пору, когда я начала ходить на концерты, интернет уже был, а отсюда и возможность ознакомиться с репертуаром разогревающей группы и решить, надо оно мне или можно прийти на часик попозже, к началу основного выступления.

В общем, у меня с разогревом негативного опыта нет.

- 56.02 дБ +
#

На самом деле, если не касаться только избалованной концертами столицы, то вариантов несколько:

1. Не всегда публика может своевременно зайти в зал. В провинциальных городах большие залы бывают не готовы к такому событию. Зачастую, простояв в очереди час-полтора, зайти в партер получается на середине "разогрева". Выдохнуть, настроиться, попить водички, привыкнуть к звуку, найти оптимальное место. Так было на концертах Placebo и Garbage, например. Не особо важно, кто там. Интересная музыка - приятный бонус.

2. Пришел заранее. Концерт в небольшом клубе. Разместились. Ждём выхода артистов 45-60 минут. В это время вместо разгрева играет какая-то музыка. Ну такое себе.

3. Пришли вовремя. Прошли нормально. Разместились. Концерт вовремя начался. Раскачались эмоционально на третьем номере, когда пошли хиты после новых синглов. Не успели оглянуться - концерт закончился. Серьезно? 100 минут у Morcheeba.

Я думаю, если артист готовит шоу на 140-150 минут, как Робби Уильямс в молодости, или концерт из двух отделений, как БГ, то разогрев не нужен. А во многих случаях он нужен, в первую очередь, организационно. И глупо, когда его нет


- 50 дБ +

Morcheeba 100 минут - это же за счастье меломана , с удовольствием сходил бы - но в конечную станцию Сочи такая звезда не сойдет к сожелению..Вообще за последние 5 лет очень редко получается сходить на концерт - просто тут нет достойного внимания , мой саунд вообще не встретишь / такое..

- 50 дБ +

Из конечной станции Сочи до столиц трафик налажен. Покупайте билеты на Морчибу в июне в зелёном театре

- 53.01 дБ +
#

В своё время в Вильнюсе, перед концертом Depeche Mode из тура к альбому Exiter, как разогрев выступала латвийская группа Brainstorm и это было классно. Всем понравилось.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @vladimirLT #

Brainstorm и в роли хэдлайнера вполне себе послушать, а уж на разогреве вообще хорошо.

- 53.01 дБ +
#

Аматори на разогреве у Слипкнот - вот это вещь! (Москва 2011г).

- 56.02 дБ +
#

встал в воскресенье ни свет - ни заря посмотреть Тайсона, а тут два часа какие-то драчуны кулаками машут, типа разогревают. Лучше бы выспался. :)

- 53.01 дБ +
#

Разогрев зло. С ним трудно рассчитать бухло, чтобы к основному действию, было нормуль)))

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.