Акустические системы: читаем технические характеристики (часть 6)

ТEКСТ: Комментарии (104)
79.34 дБ
Акустические системы: читаем технические характеристики (часть 6)

Тем, кто видит характеристики акустических систем впервые и никогда раньше не сталкивался со всем этим набором информации, можно только посочувствовать. На первый взгляд, все сложно... Хотя с другой стороны, для того, чтобы разобраться, вполне достаточно знания школьного курса физики.

Наверное, все упростится, если прокомментировать по порядку реальный набор характеристик, который, кстати, я бы рекомендовал получать из фирменного документа под названием Info Sheet — Информационный лист. Такой PDF-файл можно скачать на сайте практически любого изготовителя акустики для практически любой его модели. Именно там, как правило, все описывается наиболее коротко и ясно.

Сопротивление или импеданс

Итак, по порядку. Сопротивление или импеданс. В одних случаях указывается одно, в других — другое, и в этом есть определенное лукавство. Да, если подсоединить омметр к клеммам акустического кабеля, мы получим требуемые 4, 6 или 8 Ом с точностью ±10%. Только вот беда, это измерение некорректно: мы используем постоянный ток, а нас интересует сопротивление переменному току в звуковом диапазоне частот. И заметим: голосовая катушка динамика по определению не может иметь линейное (не зависящее от частоты) электрическое сопротивление — ведь это индуктивность! А если учесть, что у динамика есть резонансные частоты, и в составе колонки таких динамиков несколько, плюс все это объединяет и вовсе нелинейная схема кроссовера, то измеренное нами сопротивление постоянному току становится просто ориентировочной цифрой.

График замера импеданса (сопротивления)

Корректным параметром становится импеданс, под которым, как правило, имеется в виду сопротивление переменному току — в нашем случае различное на разных частотах. Чаще всего, он представляется в виде графика такой зависимости. В серьезных моделях колонок такой график часто прилагается. Для колонок сопротивлением 8 Ом на определенных частотах импеданс может «проседать» втрое — скажем, до 2-3 Ом — и это способно стать серьезной проблемой для работы подключенного к колонке усилителя. Более-менее ровная кривая импеданса у многополосной системы — признак серьезного уровня разработки АС.

Диапазон воспроизводимых частот

Следующий параметр — диапазон воспроизводимых частот. Если в этом пункте указано что-то типа «35 Гц – 25 кГц» — и все, то в этом случае я рекомендую сразу воскликнуть что-то типа режиссерского «Не верю!». Поскольку перед нами — очередное лукавство, и у продавцов недорогих систем оно встречается довольно часто. Да, наша колонка может воспроизводить 35 герц. Но на этой частоте ее чувствительность (о которой, в данном случае, изготовитель скромно умолчал) может быть очень небольшой. В результате в этом месте (оно называется нижний предел) частотная характеристика может иметь «завал» — спад децибел на 20. А это, в свою очередь, означает, что на этой заветной низкой частоте, которая так важна для воспроизведения «панча», колонка звучит, по ощущениям, тише раза в 3-4. То есть, практически молчит... То же самое касается и верхней граничной частоты диапазона.

Пример измерения АЧХ акустики

Корректно диапазон частот, указанный в технических характеристиках, будет выглядеть только в сочетании с показателем неравномерности частотной характеристики в децибелах во всем этом диапазоне. И данные типа «диапазон частот 35 Гц – 25 кГц при неравномерности ±3 децибела» сразу же вызывают уважение и серьезное отношение к продукту. Оптимально, если в документации эти данные проиллюстрированы графиком АЧХ — амплитудно-частотной характеристики, где по горизонтальной оси отложена частота, а по вертикальной — звуковое давление.

Важным, хотя и не так часто встречающимся, является указание диапазона частот и его неравномерности при отклонении от оси на угол, как правило, 15-30 градусов. Этот параметр позволяет оценить, насколько широка направленность звучания колонок. От нее, в частности, зависит величина «пятна» объемного звучания — области, в которой слушатели получат качественный пространственный эффект. От этого, в свою очередь, зависит, сколько «посадочных мест» может располагаться в образованном новыми колонками зрительном зале в условиях конкретной комнаты, что особенно важно не только для классического стерео, но и при использования акустики в системах домашнего кинотеатра.

Чувствительность

В связи со всем вышесказанным, перейдем и к параметру «чувствительность». Она измеряется в децибелах. Этот показатель, в какой-то степени указывает на степень совершенства нашей колонки. Практически это — ее КПД, коэффициент полезного действия. Для современной акустики этот параметр находится в пределах около 83-95 децибел. Понятно, что высокие значения чувствительности, особенно для классической многополосной системы, достигаются путем множества серьезных и часто затратных технологических усовершенствований.

Схема измерения чувствительности колонок

Повышение чувствительности на 6 децибел приводит к ощущению, что при том же входном сигнале акустика звучит приблизительно вдвое громче! И кстати, для того чтобы поднять громкость на 3 децибела, диффузор динамика должен колебаться с приблизительно удвоенной амплитудой. Для маломощного усилителя, а это, в частности, большинство ламповых моделей, звук которых столь привлекателен, нужна акустика именно с высокой чувствительностью.

Максимальное звуковое давление

В технических параметрах пользовательской акустики (в отличие от профессиональных моделей) этот показатель указывается достаточно редко. Максимальное звуковое давление, естественно, также измеряется в децибелах и, очевидно, может быть косвенно вычислено из данных о чувствительности и максимальной мощности.

Сознательно не залезая в подробности и условия измерения этих параметров, скажем только, что для получения полной совокупности впечатлений от аудио, более-менее устоявшимся считается предел в 90 дБ — на этой громкости (фиксируемой, как правило, в метре от излучателя, в то время, как слушатели располагаются гораздо дальше), многие протоколы испытаний рекомендуют производить тестовое прослушивание. Для сравнения, комплекты дискотечной аппаратуры для залов работают на уровнях до 130 (топы) – 140 (субы) дБ. Это уровень, приближающийся к болевому порогу. Серьезная домашняя акустика, в среднем, выдает максимальные 100–110дБ, и, ради всего святого, пожалейте своих соседей!

Коэффициент нелинейных искажений

Это очень важная характеристика, которая, тем не менее, также нечасто фигурирует в параметрах колонок. Методики ее измерения бывают не совсем корректны. И все же, для качественных моделей она не превышает одного процента, для колонок хорошего уровня это треть процента (0,32% – 0,37%) практически во всем диапазоне частот, и лишь на низах этот параметр может перевалить за 1 процент. Если учесть, что именно на низких частотах наши уши не очень восприимчивы к искажениям, то такой «скачок» не критичен.

Еще одна особенность: КНИ резко возрастает при высокой громкости. Следует понимать, что в звуковом тракте «источник — межкомпонентный кабель — предварительный усилитель — межкомпонентный кабель — оконечный усилитель — акустический кабель — колонка», именно акустическая система является источником наиболее серьезных искажений, хотя подробнее об искажениях, наверное, стоило бы поговорить в связи с усилителями.

Мощность

И раз упомянуты усилители — самое время перейти к мощности. Это тема также «усилительная», но и в приложении к колонкам в ней немало интересного. В параметрах колонки, чаще всего, указывается рекомендованная мощность усилителя в виде двух чисел — минимального и максимального значения. Например, читаем, что для некоей напольной пассивной акустики, указывается минимальная мощность усилителя 20 Вт, максимальная — 200. Это значит, что при мощности усилителя ниже 20 Ватт колонка не сможет обеспечить приемлемый диапазон звукового давления (громкости), ограниченный ее чувствительностью. А при мощности выше 200 Ватт изготовитель, очевидно, не гарантирует сохранность колонки.

При превышении максимальной мощности (часто используется термин «пиковая» мощность или другое, на усмотрение изготовителя) происходит лавинообразное нарастание искажений, затем динамик может перейти в режим клиппирования — когда части подвижной системы ударяются в ограничивающие их смещение детали динамика. Это отмечается характерными щелчками. Появление таких щелчков — верный признак того, что динамику осталось работать совсем недолго. Не стоит доводить до этого.

Окно программы для разработки акустики VituixCAD

Как ни странно, очень важно при выборе колонок обратить внимание не только на цифры технических характеристик, но и на типы излучателей, их особенности и размеры. Особенно стоит оценить совокупный размер диффузоров низкочастотных драйверов. Наличие единственного прямонаправленного низкочастотного динамика с диффузором диаметром 5 дюймов очень плохо сочетается с заявленной нижней граничной частотой 30 Гц, особенно при неравномерности 3 децибела — а такие надписи доводилось видеть у недобросовестных изготовителей.

Все вышеупомянутые параметры акустики важны не только для понимания того, как она зазвучит, но и для того, чтобы правильно подобрать комплект «колонки-усилитель». Общие принципы достаточно просты. Максимальная мощность усилителя должно быть заведомо меньше, чем максимальная мощность акустики. А ее чувствительность, поведение импенданса, особенности схемы требуют серьезного анализа для понимания, какой усилитель станет оптимальным выбором. Но это — тема для другого рассказа.


Предыдущие материалы цикла «Акустические системы»:

Акустические системы: поговорим о звуке (часть 1)

Акустические системы: строение динамика (часть 2)

Акустические системы: типы динамиков (часть 3)

Акустические системы: альтернативные варианты излучателей звука (часть 4)

Акустические системы: стены, сферы, ящики, каналы (часть 5)

79.34 дБ +

Комментарии

#
Максимальная мощность усилителя должно быть заведомо меньше, чем максимальная мощность акустики

Опечатка? Слабый усилитель более вреден акустике, чем сильный усилитель. Слабый усилитель рано войдет в клиппинг и может спалить ВЧ динамики.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Почему слабый ? он обеспечивает мощность выше рекомендованной, но ниже пиковой (максимальной), имеется ввиду это.

зы: а то в каком то посте уже было ) выкрутил ручку громкости во время распития и диско, и спалил твитеры =)

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Sabotender #

Полагаю, это связано с житейской практикой.

Перестаешь крутить громкость, когда слышишь явные искажения.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

От автора. Хороший усилитель 2х200 (пока без подробностей :) ) способен просто "окрылить" ординарную двухполосную акустику, "не претендующую" ни на что - сам не раз был свидетелем тому. И, кстати, в собственном сетапе - похожее соотношение. Но. Ручку громкости кручу только я. В любом другом случае - см. материал. Ибо ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

- 50 дБ +
#

Субъективное удвоение громкости вроде как соответствует 10 дБ.


Вообще, подобной информации стало мало даже по АС известных брендов. Иногда приходится весь инет перерыть в поисках АЧХ.

- 50 дБ +
#

Я вот почему рекомендую Genelec, потому что все в описании АС там есть. А так же какие модели для какой дистанции использовать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Ах вон оно что!

А я думала, что потому, что больше ничего не слушали.

- 40 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Ошиблись значит.

Так что рекомендую, в качестве образования ознакомиться с фундаментальными законами акустики на их сайте.

- 40.97 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Не интересно.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Само собой зачем вам это, там понтов же нет, скучные цифры, графики. Тем более что вы уже выяснили что по бюджету не вывезете.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Что Вы к каим-то понтам прицепились?

Да, мне лень смотреть на скучные цифры, мне практика интересней.

Про бюджет ничего не выясняла, так как ничего в текущей системе менять не хочу в данный момент.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

)))))

- 40 дБ +
#

Очень хорошая статья, спасибо автору за ликбез!

- 60.79 дБ +
#

Я прошу прощения, но это не статья, а профанация и набор бессмысленной ерунды. Загуглите ГОСТ 16122-87. Да, там "много букв", но прочитайте хотя бы названия разделов в главе 4. Вы увидите, что там ничего общего нет с тем, что понаписано тут. Еще раз прощу прощения за резкость, но таких авторов надо гнать с приличных сайтов.

- 34.95 дБ +
⇡ в ответ @Palitra #

Статья ликбезного (!) типа о том, как "читать" графики потребителю. Причем тут советский ГОСТ 89-го года о методиках измерения параметров громкоговорителей? Результаты большей части этих измерений ни один производитель не публикует.

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @Palitra #

Можно попросить автора раскрыть своё образование? Где учился, какой научной работой занимался... кругом одни менеджеры и прочие ...трёпы. Обычно перед началом статьи указывается ФИО, сотрудник..., инженер, специалист в области..., учёная степень может быть?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @NikitaMusic #

Без степеней. Первый диплом - физик. Плюс курс электроакустического факультета (факультатив). Второй - математик. Третий - журналист. Опыт параллельной работы - зальный звук (много) студийная и концертная звукорежиссура (мало), радио и телевидение.

- 50 дБ +
#

Господа минусаторы Palitr'ы, ну вы какие-то не шибко объективные. Автору статьи спасибо, конечно. Ведь как известно, картошка в восемь раз сытнее чем ничего, а такая статья лучше чем без статьи. Но доля правды ведь в его словах есть.

зы. вот вообще не хочется художника обижать, но ведь есть что сказать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Ну так скажите. Вряд ли автор обидится. Только по существу: что у автора не так? Где он не упростил, а написал ерунду? А то у Палитры конкретики-то нет, только хамство.

Мне кажется некоторые комментаторы перепутали стерео с вегалабом и ликбезную статью с научным трудом.


- 60 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Так я уже высказал в первом посте.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Orbital #

Борис, по существу не так у автора например то, что (просто ради примера возму) автор пишет про чувствительность. Так вот, в тексте автора есть примерно 25% информации - он не пишет ни про то что чувствительность параметр зависящий сильно от методов измерения и так далеею Вот тут я на дастерео писал комментарий как раз про чувствительность, вырежу оттуда лишнюю инфу про бренды, но суть то в том, что про чувствительность как минимум надо было писать намного развернутее.

"Ну а еще добавлю, например, что многие предубеждения возникают изза недостатка информации - вот опять же есть распространенное мнение что мол 85 - низкая чувствительность у ZZZZZ и поэтому они дескать сложная нагрузка. Окей, идем смотреть тот же ваш ХХХХ 1234i - на сайте заявлена чувствительность в 87 дБ, в инструкции уже написано поточнее - оказывается чувствительность 86,5 дБ. А вот дальше, если внимательно посмотреть на то, что написано у XXXX черным по белому, возникает вопрос следующего рода:

“SENSITIVITY (2.83v/1m): 86.5 dB/1 watt” - вот так написано в мануале на 1234i. Но (я тут могу ошибаться, давно это было) позвольте, при сопротивлении в 6 Ом так нельзя писать. Почему указывают 2.83v ? Потому что Мощность = Квадрату Напряжения / Сопротивление, то есть 1 Вт = 2.83В^2 / 8 Ом = 8/8 = 1 Вт, однако сопротивление XXXX - 6 ом, итого получается что при подаче тех самых 2,83В на 6 ом мы получим не 1 Вт а 8/6 = 1,33Вт, то есть на 30% больше. Иными словами говоря - либо надо писать вот так - SENSITIVITY - 85dB (2.83V/1m), либо так: SENSITIVITY - 85dB (1W/1m). Но никак нельзя ставить знак равенства между этими способами указывания чувствительности для колонок, номинальное сопротивление которых не равно 8 Ом. И да, можно говорить бесконечно о том, что сопротивление не одинаково по частотному диапазону и тп - но все равно, номинал есть номинал и от него отталкиваются."

- 60 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Ну, вы знаете, вы что-то такое нашли по моему очень экзотическое. Посмотрел несколько сайтов производителей акустики, везде указано 2.38V/1m. Упрекать в таком ликбезовскую статью, что она не охватывает все возможные уловки производителей в попытках водить нас за нос, по моему очень предвзято. На деле же надо понимать, что все эти цифры в паспорте дают весьма приблизительное понимание о реальных возможностях той или иной акустики, потому что измерены по непрозрачным для нас методикам. В итоге регулярно сталкиваешься с тем, что 86 дб и 89 дб, вроде бы разница по громкости должна быть очень заметная, а на деле почти не ощущается. Или, чтобы раскачать акустику с вроде неплохой цифрой чувствительности по паспорту, и она выдала ожидаемое качество звука, надо хорошо поддать громкости. Так что любителям покупать "по приборам" я бы рекомендовал доверять, но проверять.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

Видимо надо поподробнее. Идея в том, что писать то можно, вот только чувствительность в 87 дб обозначенная например для колонок в 6 ом и 8 ом номинала соответственно с указанием 2,87В/1м - это далеко не одинаковая чувствительность. Вот я что пытаюсь сказать. То есть при данном случае колонки с 8 омами будут менее "тугими" нежели чем 6-омные колонки.

- 60 дБ +
#

Может палитра того...,выкушал поллитру?

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @NikolaNR #

Нет. Это его обычное состояние (С)

- 50 дБ +
#

Хорошая статья. АЧХ и диапазон импеданса должен указываться для АС и странно, что его приходится искать. Это реально бы многим экономило время на поиски подходящего усилителя. Но нынче обклеив карельской березой опилки перемешанные с клеем и добавив расписные рассказы про прослушивание "аудифильского джаза" и прочих "ребекк пупкиных" можно гораздо лучше продавать товар особям с высокой покупной способностью.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @SoundExplorer #
Хорошая статья. АЧХ и диапазон импеданса должен указываться для АС

ну укажут вам что-нибудь эдакое

или такое

как именно это вам поможет в выборе усилителя?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

При чем здесь АЧХ? Импеданс имеет важнейшее значение. АЧХ у них у всех по оси норм более менее будет.

- 50 дБ +
#

да, ачх хотябы, было бы не плохо, хотя бы понимать, что конкретно тебе не годится. проекторы же меряют на цветовой обхват

- 50 дБ +
#

У меня вопрос к автору статьи, джейзару. Вот я нуб. На колонках написано 30 гц - 24кгц (+-3дб). Это сколько? Как мне выставить на усилителе +-3дб? Дальше, колонки играют 40-35000 гц (+-6дб),но я то чувствую, что на землетрясении комната ходуном ходит, а звука нет. Или, колонки играют от 20 гц, но все равно покупается саб от 25 гц. Зачем?

На вашем форуме бивни достали 603. Бест 2019-20. 4 динамика, а играют от...? Вот. И зачем они мне? Где 20-20 по ушам в одном кабинете? Не хотят или разучились, или маркетологи правят? Мтс какоето.

- 36.2 дБ +
⇡ в ответ @Maxo #

Я отвечу за автора, что на усилителе вы ничего не выставите +- 3дБ кроме общей громкости, тембра не трогаем.

Если колонки играют с 30 или 40Гц, это только нижняя граница, а бас простирается от нее до 160Гц и в этом диапазоне он должен быть ровным, без пиков и провалов. И вот это нужно реализовать в помещении. Если получается, то сабвуфер не нужен. Если не получается, а так бывает, потому что расположение колонок для хорошего стерео, часто не совпадает с расположение для хорошего баса. Так вот, когда бас у басовитых в реале АС настроить не получается покупается сабвуфер, который берёт на себя частоты ниже 80Гц. И затем уже настраивается бас саба в комнате, благо он отдельное звено и его местоположение можно менять. Да и если производитель не врёт на счёт 30Гц по -3дБ, но в комнате от нее и все 25 получить возможно по уровню 0дБ. И чем комната меньше, тем бас от одних и тех же АС ниже.

Как настраивать: Сначала настраивается стереокартина, правильно ставятся колонки. Затем промеряется бас, выявляются пики и провалы. Затем принимается решение ровнять бас самих колонок или покупать сабвуфер.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Подскажите, пожалуйста, как настраивается стереокартина (имею ввиду приборно, а не собственными ушами) и как промереятс бас. Спасибо!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1990 #

Стереокартина настраивается довольно просто и без приборов. Для этого нужно соблюдать правила расстановки колонок. А именно - правило равностороннего треугольника. Где пара АС и голова слушателя образуют треугольник и АС развёрнуты на слушателя. Сейчас мне многие скажут что, необязательно равносторонний и необязательно разворачивать АС, но я придерживаюсь правильно тонально сбалансированной акустики, а также общих правил для студий.

Далее, для хорошего стереообраза важно чтобы этот треугольник был не слишком маленький и не слишком большой. Для стандартного хай-фая я бы остановился на отметке 2м, +-50см.

Если вы не используете сабвуфер, то акустику для физической поддержки баса нужно поставить вблизи задней или боковых стен, можно вплотную, но если фазоинвертор сзади, то лучше оставить ему немного места для работы, 10см бывает более чем достаточно. Далее я воспользуюсь рекомендациями Genelec и посоветую не отодвигать колонки от стены более чем на 60см, замеряя от передней панели акустики. Если АС стоят вблизи боковых стен, то желательно повесить рассеиватели - поглотители, такой паролон пирамидками, 1*1м для каждой АС достаточно, с центром на уровне вч динамика. Их же можно использовать при размещении вблизи задней стены.

Расположение акустики по высоте. Стандартное правило ставить акустику так, чтобы ось вч динамика была на одной высоте с ушами сидящего слушателя. Если это условие выполнить не удаётся, то акустика наклоняется вверх или вниз на соответствующий угол. Я бы немного дополнил это правило, опять же из рекомендаций Genelec посоветовал бы на уровне ушей расположить суммарное излучение сч вч секции, воображаемую линию между этими динамиками, если динамик больше 10см, то со смещением на него.

Когда вы всё это сделали и стереокартина вас устроила, пора заняться басом. Для этого я использую шумомер CEM DT-805 и программу Sinegen на компьютере, подсоединённым к музыкальной системе. Запустив программу я начинаю прогонять частоты от, 20 до 30Гц с шагом 1Гц. от 30 до 100 с шагом 5Гц. 100 до 160 -320Гц с шагом 10Гц. Шумомер в это время установлен на штативе не высоте головы слушателя в месте прослушивания, и в нём включен фильтр С, скорость Fast и уровнь Hi. Полученные значения со средним уровнем громкости 75-80дБ я записываю в блокнот. Как то так.


- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Еще можно дополнительно розовый шум погонять на устойчивость стереообраза, да и фазу им проверить заодно на всякий случай. Образ должен быть компактным, четко очерченным и сфокусированным ровно посередине между колонками. При отклонении головы вправо-влево должен незначительно плавно смещаться.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wing #

Верно. Я таким образом, понял, что фаза саба не корректно настроена - подправил.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Саб, конечно, правильно и легко настраивается по графику ГВЗ, но реально можно и так, хорошая мысль при отсутствии измерительной аппаратуры!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wing #

Тут как было. Стандартная ж процедура, прогона тест тона, на частоте раздела сателлитов и саба. Переключаешь фазу и где самый громкий звук в точке прослушивания так и оставляешь. А я ж на ровной частотке заморочился, ну, самый громкий был звук на 90 град, а ровней общая АЧХ, как мне показалось на 0град. Вот розовый шум и выявил косячок, да и слушал когда, не покидало ощущение иногда, что тянулся иногда басок к сабу))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Самый громкий звук гарантирует относительную когерентность фаз, но может иногда навредить с точки зрения ревербрации, ватерфола, затухания, спектрограммы... В идеале надо все смотреть и искать компромисс. Хотя по лично моему опыту, если комната небольшая, а саб не играет выше 75-80 Гц, то фаза не так уж важна. Волны ломаются практически моментально о стены - тут и вся фаза) В роскошных больших залах или нескольких сабах в разных углах - конечно, более значимо.

P.S. А процедура не сильно стандартная, пора уже переезжать на современные компьютеризированные измерения, 2019 год как-никак ;)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wing #

Стандартная процедура для настройки аналоговых систем их арсеналом.

А компьютерные измерения и коррекция вне конкуренции конечно, особенно с современной цифровой DSP акустикой.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Спасибо!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1990 #

По стереокартине:

Забыл добавить, что расположение в комнате мебели, особенно рядом с АС, должно быть симметричным. Конечно же нужно выровнять баланс громкости между колонками, на слух или по шумомеру.

По басу:

Уровень громкости АС выставляется 75-80дБ. Для этого нужно включить трек с розовым шумом.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vladimir1990 #

И ещё уточнение. Ниже 30Гц мой шумомер имеет завал частотной характеристики, поэтому измерения могут быть неправильными. Правда мне сильно ниже 30Гц мерять и не приходилось.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Про саб совершенно верно написано, единицы людей понимают вообще, зачем может быть нужен саб в обычной жилой комнате. Лучше же купить "колонки побольше"

В статье много вещей, мягко говоря, дискуссионных. Писать долго, да и не нужно никому. Только по одному моменту хочу высказаться:

30 гц - 24кгц (+-3дб) и т.д.: нет причин, чтобы подобное описание вызывало некое уважение к продукту. Ибо продукт может быть равно как великолепным, так и патологически кривым, причем иногда с резонансами и косяками сведения в самых важных для слуха частотных областях.

Нужны графики, вроде даташита Генелек или проф. JBL. Это тоже не совсем исчерпывающе, но уже можно многое предсказать об АС.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wing #
Нужны графики, вроде даташита Генелек или проф. JBL. Это тоже не совсем исчерпывающе, но уже можно многое предсказать об АС

ну-ну, вот вам даташит, что именно вы можете на его основании предсказать?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Не помню, чтобы я вам был что-то должен. Предсказываю я обычно, как и гадалки, за денежку)

Семейство внеосевых и суммарная энергия очень даже связаны с ожидаемым звуком, куда больше абстрактной осевой АЧХ.

И потом, всегда можно загнать АС в такие условия, что все ожидания разобьются. Задача нормального инсталлятора - этого не допустить.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Вот ещё картинка интересная, про "предсказания".

https://www.genelec.com/sites/...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Читать мануалы вообще полезно. Можно, например, сразу предсказать что вам понадобятся кое-какие строительные работы

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Здесь просто правильный монтаж в стену заподлицо показан. Обычно при проектировании расстановки, уже знаешь какие ас куда.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Вот только у этих колонок никакие другие способы монтажа не предусмотрены.

обычно сам знаешь какие ас куда

вот и Гегелек точно знает какие куда

Это ведь совершенно типичное размещение АС в любой типовой квартире. Любой бродячий грамотный инсталлятор вам такое на раз организует

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

С чего это вы такое взяли, что не предусмотрены? Кто мешает их расположить как обычные АС. В типичную типовую квартиру всё же наверно лучше поменьше что нибудь, но если очень хочется то можно. Правда если попросить Катерину, то она обязательно найдёт элитную квартиру для этих АС, жаль конечно что колонки не статусные, но недешёвые это точно))

А на картинке, да в идеале такой вариант размещения должен быть, хотите в типовой квартире, хотите где нибудь ещё.

Не знаю правда на счёт любых бродячих грамотных инсталляторов, а мне для организации нормального звука дома подробная информация Genelec об их акустике и об акустике в принципе очень помогла.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #
Кто мешает их расположить как обычные АС.

Кроме здравого смысла?

“Flush mounting is strongly recommended for acoustical reasons. Flush mounting improves the bass response and efficiency and also enhances the midrange transients”


- 60 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Не могли устоять и всё таки зацепили Катерину.

Слушайте, тролль..., если так будете продолжать - Вы тут долго не продержитесь.

Я это воспринимаю, как переход на личности, что запрещено правилами сайта.

Надеюсь Вы угомонитесь.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Не знаю, это не мешает Genelec демонстрировать их у себя без заделки в стену, а некоторым людям их так и использовать, как впрочем и более мелкие модели с заделкой в стену. Тут уж говорится - как удобно. А вы зачем к этой модели прицепились или принципиально дальнее поле интересует в типовой квартире?))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Не зацепил, а упомянул по делу - это раз.

Троллем меня обозвали вы и соответственно перешли на личности - это два.

Ну и надежда умирает последней - это три))


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Не по делу.

Троллите меня. Постоянно цепляете.

Поспорим?

Вопрос риторический.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

А в чём собственно дело не понимаю.

Обращайтесь в администрацию и все дела.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Аха )))

Просто почитайте правила сайта, а потом почитайте свои комментарии в мой адрес.

Не хочу ни с кем ругаться, даже с Вами.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Даже))

Палитесь постоянно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Ну вот!

Ещё бы понимать о чём Вы.

Аааа... Вы наверное один из обиженных мной в личной переписке или в паблике ВК? Вот специально и зарегистрировались, чтоб типа меня чем-то уколоть?

Можете не тратить своё (и моё) время. У меня крепкие нервы, не спровоцируете. :)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #
элитную квартиру для этих АС, жаль конечно что колонки не статусные, но недешёвые это точно))

можно подумать трудно найти такую квартиру полную генелеков


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Интересно.

А вы значит людей в ВК обижаете?

Что ещё расскажете?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Ну, обиженные сами обижаются.

Читайте правила сайта.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

При чём тут эти? О флагмане дальнего поля был разговор.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

))))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

О да, эти пореже встречаются

обычно-то домашние инсталяции с генелеком самые попсовые, из тех что декораторы заказывают.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Типичная квартира (точно квартира?) согласен))

Самые попсовые? Ничего не путаете? А что тогда не попса просветите пожалуйста?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Такой монтаж очень "современен и эргономичен", но можно забыть о полноценной сцене. Причем, даже о той, что дают обычные колонки в стандартных "30 см" от стен. Я даже не стану говорить, что нужно, чтобы услышать настоящее глубокое стерео в обычной комнате: все равно, у 90% нет возможности это организовать. Без шуток и подколок, обычно действительно хорошее аудио получается, когда ты отдаешь ему помещение целиком. Иначе - одни компромиссы, и ладно бы за пару тысяч у.е., но люди и по 15, 20 тратят, не имея шанса услышать потенциал)

Господи, как же тут трудно с телефона уловить отдельный тред (ветвь беседы). Кто этот маразм придумал?

Написал тучу всего, потом увидел, что речь именно о мейнах Генелек, а не абстрактном flush mounting.

Так на мейнах сцену не слушают вообще, там обычно задача оценить общий баланс и эффект от мастер-микса.

А я например без внятной сцены бракую даже не вслушиваясь... Это личное, есть люди, кому абсолютно все равно, есть ли глубокая, внятная стереопанорама или нет.



- 50 дБ +
⇡ в ответ @wing #

Установка в свободном поле глубокому стерео помогает хорошо (не менее 1.1м от задней и боковых стен).

Имеешь ввиду что заделка подходящих для этого АС заподлицо с фронтальной стеной позволяет забыть о полноценной сцене? Вот тут не соглашусь, это довольно старая практика и из студий среднего и дальнего поля идёт, как для стерео, так и для многоканале. Единственное, что стена, или фальш-стена, имеет форму с гранями, чтобы направить АС в зону прослушивания, в т.ч. и по вертикали, если требуется,а не как на картинке выше, обычная плоскость.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Блин... Не знаю, какую версию поста ты читал, обе или последнюю... Тут очень специфические люди делали иерархию сообщений. Причем, я не дундук, я айтишник по основному образованию, но мыслить в этих категориях не могу. Пока я с телефона допер, что обсуждаются именно мейны Генелек, прошло немало времени)

Я совершенно согласен, что в грамотной студии можно добиться заметного стереоэффекта и на мейнах, если заморочиться с геометрией и отражателями в правильных местах.

Но, на мейнах никто сцену не выслушивает, разве что в самом общем виде. Сцена формируется либо по факту конфигурации миков при лайв-записи, либо по факту сведения, где звукореж крутит ползунки, как ему хочется, слушая при этом ближнее/среднее поле, и обычно не заподлицо в стену, а как раз с приличной глубиной. Ну, думаю, сам все знаешь)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

В своё время я в российских журналах по интерьеру видел три квартиры с идентичными системами, в каждой имелась: хренова туча генелековских мониторов, пара колонок Cello Grand Masters и рядом с ними пара B&W Nautilus не подключённая вообще ни к чему.

Неизгладимое на меня это произвело впечатление.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

И что?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Так енто спец по ,,полям колхозным’’ , нескошенным .

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vodemar #

Подозревала )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vodemar #

По колхозу в принципе.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Группа поддержки?))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Явно не обиженный и забаненый мной подписчик.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Намек понял, но вынужден вас разочаровать и посоветовать немного сдуть самомнение.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Взаимно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Не понимаете,а троллите.Катерина и есть администрации.))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NikolaNR #

Не знал, честно. Так пусть забанит тогда, делов.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Maxo #

+-3дб это не громкость усилителя, а неравномерность воспроизведения частот. Посмотрите на график - на разных частотах линия графика то выше то ниже. +-3 говорит о том, что указанные параметры неравномерности находятся в пределах не превосходящих диапазон от -3 до +3 дб. Т.е. 6 дб в сумме. А потому что. если частота например 100 Гц имеет громкость 80 дб, а следующая частота 120 Гц имеет громкость 90 дБ (неравномерность в 10 дБ), то "более громкая" своим звуком заглушит более тихую и вы ее реально не услышите. Поэтому частоты можно ухом различать более менее в пределах 6 дБ, от того и такой параметр +-3дб.

- 50 дБ +
#

Спасибо за статью. Ликбез всегда полезен и в отличие от 'продвинутых" статей для "избранных - кто понимает " - дает необходимые базовые представления широкому кругу заинтересованных людей, весьма доходчиво, без высокомерия и ненужных (а рамках ликбеза) "джунглей "!

- 63.42 дБ +
⇡ в ответ @Show #

Согласен!

- 50 дБ +
#

Спасибо автору за статью!

А особо "умным" иногда лучше не комментировать чужой труд, а попробовать написать выложить свой труд, сообщество оценит.

- 63.01 дБ +
#

Многие, наверное помнят как писать рефераты или курсовые. Обязательно нужно указывать первоисточники и четко следовать плану изложения. В большой работе из 6 частей нет такого. И о чем бы ни шла речь нужно следовать канонам, а не тратить время на смешивание понятий и фраз. Анекдоты об образовании стали реальностью. Цель этих 6 частей - деньги. Ни о каком обсуждении не может быть и речи. Дожили.

- 36.99 дБ +
⇡ в ответ @Alexander48sasa #

...не тратить время на смешивание понятий и фраз.

Надо было бы в таком случае пояснить что не так, так обычно принято при плане изложения.

- 60.79 дБ +
#

По мне так нормальная статья.

И Станиславский в тему.

А искателей баса в золотом треугольнике с выверенным до миллиметра расстоянием от стены, хочется спросить - "Как часто вы там сидите?"

Меломан, как известно, любит ушами, а выбирает глазами.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @AFIGLI #

Сижу я в золотом треугольнике не часто, а когда мне надо непосредственно, вдумчиво, а не на расслабоне послушать музыку, вместо того чтобы слушать часто, много, а бы где и на абы как настроенной системе. В золотом, как вы выразились, треугольнике ищут не бас, а стерео, бас лишь настраивается на него))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Вдумчиво и непосредственно послушав в течении получаса стерео(базу, картинку, розовый шум, нужное выбрать), с чувством глубокого удовлетворения выключаете всё?

Да и статья не о погоне за мифическим единорогом, а том как потребитель выбирает акустику.

Точнее, на что обращать внимание, ещё точнее -что это за набор терминов.

Это потом приходит понимание, что можно и порт заткнуть и вдоль длинной стены поставить (я так больше люблю, кстати) и чуть отвернуть одну от оси прослушивания и много ещё чего.

А пока потребитель видит к примеру https://www.mvideo.ru/products...

20 гц - 40 кгц и думает - Йоо! Напуркуа платить больше?

Всё. Предел достигнут. Вот тогда и становится уместным Станиславский. А не потом, в ровом шуме за комодом.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @AFIGLI #

Всегда, когда слушаю МУЗЫКУ на стереосистеме, иначе я ее и не включаю, так что не так часто и включаю... В остальное время - наушники... Ну, или чужие системы. Вот только их надо подгонять и под чужие уши)) Еще плюс в этом: слух не замыливается безвозвратно на свой звук, можно адекватно слушать и оценивать другую аппаратуру.

- 50 дБ +
#

Вдумчиво послушав музыку, с чувством глубокого удовлетворения, выключаю аппаратуру.

А перед этим да, правильно выбрать, подключить и настроить нужно. Один раз. И только уши, а тем более глаза здесь плохой помощник, если вы понимаете о чём я.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Понимаю.

Но я слушаю целый день. Она всегда со мной.

Музыка, не аппаратура.

Люди разные.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @AFIGLI #

О чём я и говорю. Ну, каждому своё.

- 50 дБ +
#

Хотелось бы заострить внимание на одном аспекте - соотношении рекомендованной мощности АС и мощности усилителя.

К примеру, если для 8-омной АС указаны значения 10-80 W, а усилитель обеспечивает от 40 (8) до 80 (4) с пиковой мощностью до 100-120, будет ли такое партнерство опасным для колонок?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SFM #

Мощность колонкам не страшна, они возьмут столько сколько нужно. А вот слабый усилок может спалить мощные колонки своими искажениями.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Допустим. Тогда зачем производитель указывает верхний лимит мощности для АС ?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SFM #

Для показателя громкости, при заданной чувствительности.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Neadych #

Все в меру должно быть.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @SFM #

Услышите малейший хрип, звон - убирайте громкость. 80 ватт - вряд ли пиковая мощность колонок, разве что маленьких, так что тут ответственность пользователя. Выдержат? Скажу по секрету, спецификации усилителей тоже не всегда имеют прямую связь с реальностью. Поэтому просто не доводите акустику до клиппинга, а усилитель до перегрузки или ухода в защиту. На усилителе лучше 3/4 регулятора не ставить во избежание возможного неадекватного его поведения в пиках и клиппинге. А акустику не доводите до состояния, когда диффузоры ходят ходуном, особенно СЧ, и все будет хорошо. А лучше купить АС с высокой чувствительностью, усилитель и выкручивать не станете выше 50% регулятора, хотя какой там при этом коэффициент усиления от суммарного сказать затруднительно. Потому - берегите свою технику и уши, и они прослужат долгие годы) Если надо реально "моща" - активная про-акустика, там не сожжете ничего!

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @wing #

А лучше не заморачиваться и взять активные АС подходящего качества и мощности.

Покупателю сказали, что он может выбрать - усилок, частоту раздела на сабе, акустику в пофиг какой объем)) а он и рад, весь такой грамотный. А в результате?))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @wing #

Ну игры с "мощой" - это не мой случай. Ежели я в своём ближнем поле выставлю 3/4 мощности, то уши будут биться в клиппинге.. по щекам ))

- 50 дБ +
#

Благодарю за комментарии. Всех, а особенно - критикующих. Более, чем полезно. С ними, думаю, ценность публикации возросла многократно. Понимая, что нужен УНИВЕРСАЛЬНЫЙ текст, я, естественно, упростил очень многое. Дополнения в комментах заполнили пустоты. Хотя и не все. Ибо тема - неисчерпаема. А ведь есть еще усилители, источники сигнала, винил, ..., ..., ...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JZar #

Вам самим, мягко говоря, не помешало бы поучаствовать в комментариях, иначе ценность ваших статей, ну, как бы это сказать, типа реферата, скачанного в интернете.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.