На этой неделе в российский прокат вышла «Фаворитка» (The Favourite) Йоргоса Лантимоса. Фильм для Лантимоса весьма неоднозначный и не столь претенциозный как «Убийство священного оленя» или «Лобстер» — комфортно досмотреть до конца, понять что происходит (и даже получить от этого удовольствие) смогут если не все, то многие.
Дело, вероятно, в том, что «Фаворитка» — проект не авторский, а коммерческий. Впервые сценарием картины занимался не сам режиссер, а сценарист и продюсер Дэбора Дэвис и сериальный сценарист и режиссер Тони МакНамара.
Сюжет фильма строится вокруг дворцовых интриг между двумя приближенными британской королевы Анны, последнего правящего монарха из династии Стюартов. Повествование охватывает раннее время начала правления королевы — конец XVII и начало XVIII века. В то время как инфантильная Анна объедается до тошноты запретными пирожными и играет с кроличьей стаей в своей спальне, страной правит «серый кардинал» в лице леди Сары Черчилль.
Идиллию близких отношений королевы и ее фаворитки нарушает приезд новой служанки Эбигейл, которая приходится кузиной леди Черчилль. Сара очаровывается кроткой и исполнительной служанкой и берет над ней шефство при дворе. Однако у Эбигейл есть свои планы и амбиции — постепенно и незаметно для Сары она сближается с королевой.
Йоргос Лантимос, безусловно, весьма важный режиссер нашего времени. Если во Франции Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо создали «новую волну», то Лантимос запустил «новую греческую волну». Вскоре режиссер, со своим неповторимым и узнаваемым стилем, стал собирать награды престижных фестивалей авторского кино. Его второй полнометражный фильм «Клык» получил приз «Особый взгляд» на «Каннском Кинофестивале», «Лобстер» номинировался на «Оскар» в нескольких номинациях и получил также несколько наград в Каннах, «Альпы» выиграли приз за «Лучший сценарий» на «Венецианском кинофестивале». Эти и другие картины закрепили за Лантимосом славу режиссера, который снимает интеллектуальные, но весьма странные и провокационные фильмы.
Однако «Фаворитка» не похожа ни на один из них. В фильме фактически нет сложных метафор и образов — сюжет, мотивы, поступки героев будут понятны рядовому зрителю. В картине безупречная художественная постановка — игра фактур, натуральных материалов и цветов: деревянный ореховый пол идеально сочетается с платьем главной героини, сцена с гусиными бегами выглядит как ожившее полотно.
В отличие от других картин режиссера, в «Фаворитке» не смакуется «эстетика отвращения», нет шоковых сцен и кадров — визуально все сделано с максимальной естественностью.
Особого внимания заслуживает работа оператора Робби Райана — фильм фактически снят при естественном освещении — будь это съемка днем, в режиме (рассвет/закат) или при свечах. Очень важной деталью, которая отличает «Фаворитку» от остальных исторических картин является сама манера съемки. Здесь опять же нет картинных, дотошно симметрично выверенных кадров — много сцен сняты ручной динамичной камерой, что создает эффект «присутствия и подглядывания» за происходящим. А в дуэте с убедительной игрой актеров и вовсе забываешь, что смотришь фильм — просто наблюдаешь за происходящим.
Грим актрис также максимально естественный и, местами, небрежный — начиная от «барсучих глаз» героини Оливии Колман (Olivia Colman) и заканчивая всеми морщинками Рэйчел Вайс (Rachel Weisz).
И, конечно, же, тот факт что фильм снял Лантимос чувствуется в наличии… остроумного и грубоватого юмора, которым пронизан весь фильм. Выражается он как и в диалогах («Ты в этом наряде пришел меня соблазнять или насиловать?»), так и в причудливой пластике придворных танцев, напоминающих индейские ритуальные пляски у костра. То есть, фактически это «черная комедия», сделанная в исторических декорациях.
Что касается следованию историческим фактам, то Сара Черчилль и Эбигейл Хилль действительно соперничали между собой, но в фильме оно было несколько приукрашено. Тайного коридора между спальнями королевы и Сары Черчилль в действительности не было, но был между спальнями прапрадеда Анны Джеймса и его фаворита герцога Бэкингема.
Говоря о том, нужно ли смотреть кино — безусловно, фильм заслуживает зрительского внимания.
Во-первых, «Фаворитка» удостоилась номинаций на все престижные мировые кинопремии, такие как: «Оскар», «Золотой глобус», «Венецианский кинофестиваль», «Премию Гильдии актеров».
Во-вторых, главная причина, по которой стоит купить билет: это первый и, на данный момент, единственный жизнеутверждающий фильм Йоргоса Лантимоса, после которого ты не намыливаешь веревку стоя на табуретке, а выходишь из кинозала в отличном настроении, хочешь петь и собирать цветы на лугах.