«БайБайМэн» (The Bye Bye Man) — новый ужастик режиссера Стэйси Тайтл, снятый по мотивам рассказа Роберта Дэймона Шнека «Мост к острову», основанного, по словам автора, на реальных событиях. Американский кинематограф жанра хоррор явил миру немало мистических злодеев: Пеннивайз, Кэндимэн, Пинхед, Джиперс Криперс... Что может быть страшнее демона, положившего на вас свой глаз? Сложно сказать, ведь избавления от него не существует.
Сюжет
Многообещающее начало — воспоминание о трагических событиях 1969 года в пригороде Иллинойса, где выживший из ума журналист расстреливает своих соседей, а затем сводит счеты с собственной жизнью. Короткая, но выразительная сцена быстро дает понять, что за «зверь» появится на экране — неясная потусторонняя сила, забирающая сначала рассудок, а затем — жизнь.
Впрочем, свежеиспеченный демон БайБайМэн не пожалует к вам без приглашения. Просто не думайте о нем, не называйте его имени и вы никогда не увидите его лица. Трем студентам очень не повезло: переселившись в новый дом, они в первый же вечер разбудили зло.
А все могло быть не так плохо
Подозреваю, сложно было снять что-то слишком оригинальное: история-то знакома, поклонникам жанра — так точно. Старый дом, студенты, спиритический сеанс, разбуженный демон. Тем не менее хотелось верить, что режиссер Стэйси Тайтл («Последний ужин», «Вниз по течению», номинированный на Оскар в 1993 году) способна предложить что-то новое. Много ли вы знаете женщин, работающих в жанре хоррор?
К тому же присутствие в проекте Фэй Данауэй и Керри-Энн Мосс придавало проекту определенную респектабельность. А имя БайБайМэна созвучно с Кэндимэном — культовым героем ужасов родом из детства, облик же его напомнил Джиперса Криперса — персонажа очень удачного фильма 2001 г. (реж. Виктор Сальва).
Клише и никакой фантазии
Появлению БайБайМэна предшествует стук колес поезда или случайно падающие монеты. Кажется, вы намерены испугаться задолго до встречи с ним, по крайней мере все — и внезапно гаснущий свет, и черви, эффектно выползающие из уголка глаза девушки-чревовещательницы — готовит вас к этому. Но кадр сменяет кадр; вот и железнодорожный состав, разразившись протяжным гудком, раскатал в лепешку одну из героинь... а страшнее не стало. Скучно все: молодежное трио Эллиот (Дугласа Смита)-Саша (Крессида Бонас)-Джон (Lucien Laviscount) — в первую очередь действительно невыразительной актерской игрой, отсутствие нюансов и, наконец, образ самого БайБайМэна.
В описании к фильму было упомянуто о сложном гриме (занимавшем 3 часа времени), который наносили актреру Дагу Джонсу. В итоге вас ожидает встреча с банальным миксом хорошо знакомых персонажей — Крюгера, Пинхеда, Криперса — в сопровождении неубедительной CGI-отрисовки собаки-демона.
Довольно скоро зритель почувствует себя попросту обманутым: трейлер-то был весьма занятным и обещал если не шедевр, то как минимум качественный хоррор. На деле — очередная бессмысленная история. Ее герои словно выползли из «Поворота не туда» или любого другого слэшера, а демон вызывает скорее недоумение — батюшки, до чего ж нелеп!
По слухам, прокатная версия картины в целях снижения американского прокатного рейтинга с R до PG-13 лишилась нескольких жестоких сцен, и это снизило градус фильма. Хотя что-то подсказывает, вырезанные сцены погоды не сделали, как, впрочем, и присутствие старушек Фэй Данауэй с Керри-Энн Мосс, которым выделили от силы 15 минут экранного времени на двоих.
А теперь хорошая новость: фильм неплохо окупается в прокате. Но это говорит скорее о похвальном зрительском добродушии, нежели о качестве «БайБайМэна».
«БайБайМэн» страдает отсутствием свежести и новизны, клишированностью всех образов сразу, помноженной на слабую актерскую игру. Кроме того, картина изобилует затянутыми диалогами, только усугубляющими отсутствие того самого нерва, без которого даже изначально хорошая задумка превращает любой ужас в унылое зрелище. А тут, как вы понимаете, и идея далеко не оригинальна.
Все фильмы, упомянутые в обзоре, на голову выше «БайБайМэна». А совсем уж взыскательным зрителям, возможно, лучше ознакомиться с картинами, представленными в этом материале.