Компании, которые специализируются на узком сегменте, как правило, выпускают продукты гораздо лучшего качества, чем те, кто производит разные виды устройств. И это логично — концентрация на чем-то одном позволяет отшлифовать технологии до совершенства и внедрять уникальные разработки. Все это можно отнести к компании REL — известному производителю сабвуферов. И только сабвуферов.
Сабвуфер в домашнем кинотеатре сегодня — это нечто большее, чем просто еще один канал. Саб отвечает за то, чтобы низких частот было достаточно даже любителям «ударов в грудь». А хороший саб, делает музыку насыщенней и полней. Именно в этом и преуспела компания REL — она специализируется исключительно на выпуске сабвуферов в разных ценовых диапазонах, разных по внешнему виду и инсталляционным особенностям. Главное, что качественных во всех аспектах.
Не для того «чтобы было»
История компании REL похожа на многие другие: жил однажды на Земле талантливый человек, которому не нравилась ситуация на рынке, и он принял решение ее изменить. В нашем случае этого человека звали Ричард Эдмунд Лорд, а не нравились ему существующие сабвуферы и низкочастотные решения в многополосной акустике. Свое судьбоносное решение изменить мир он принял в 1990 году.
Ричарда категорически не устраивали колонки, которые существовали тогда, 25 лет, назад на рынке. Он не слышал нормальных низких частот ни в одной акустике: большие динамики грохотали, а маленькие попросту пищали. Сабвуферы были для Ричарда не более чем ширпотребом, который ставили дома для того «чтобы было».
Ричарду не нравилось вообще ничего из продававшегося тогда: он считал, что низкие частоты не только достойны своих отдельных кабинетов во всех смыслах, а достойны быть лучшими.
Вот тогда он и принял решение создавать сабы. Компанию он, не тратя лишнего времени, назвал REL (аббревиатурой из первых букв своего собственного имени – Richard Edmund Lord), ввел в обиход термин «суббасовая система» (sub bass system) и принялся, засучив рукава, покорять аудиофилов.
Аудиофилы покорились новичку почти сразу — с выпуском модели REL Stadium была открыта новая глава истории сабвуферов. Stadium разрабатывался с учетом главного принципа работы Ричарда: сабы должны максимально естественно вписываться в любую систему и воспроизводить низкие частоты максимально чисто и четко.
Сабвуфер должен присутствовать физически, но отсутствовать на слух, человек не должен слышать, что вот сейчас играет сабвуфер. Просто у системы должен появиться хороший музыкальный бас.
Первое решение — НЧ-динамик связан с басовым усилителем отдельным кабелями. Второе — сабвуфер, по замыслу Ричарда, становится активным и обладал собственным независимым перестраиваемым кроссовером. При этом последний полностью отделен от системы. Также была придумана активная схема с высоким входным сопротивлением, благодаря которой саб подключался напрямую к выходным клеммам усилителя. Пройдя схему, сигнал попадает на вход усилителя мощности (с низким выходным и высоким входным сопротивлением) на полевых транзисторах, параметры которого оптимизированы для работы на низкочастотный драйвер. Кстати, из этой схемы были исключены все проходные конденсаторы.
Аудиофилы все это оценили и бросились покупать новинки еще яростнее, а в 1995 году компания перебралась в город Бридженд в южном Уэльсе, попутно расширив линейку в разных ценовых диапазонах. И именно то, что REL выпускает только сабвуферы, дает компании отличный шанс на голову опережать своих конкурентов.
Новая эра
В 2005 начинается новая эра REL с момента приобретения компании Джоном Хантером и Дональдом Броуди. Новые владельцы решили «осовременить» подход компании к выпуску продукции. Во-первых, текущие линейки продуктов были обновлены внешне, чтобы сабы не только отлично звучали, но и отлично выглядели. Во-вторых, улучшили электронику, заменив ряд компонентов на более качественные и «перерисовав» некоторые схемы. Впрочем, базовые принципы исповедуются и сегодня. А надежность, инновации и современный дизайн позволяют сохранять лидерство в сегменте.
Испытания готовых продуктов происходят с максимально возможными перегрузками, при этом сами платы с микросхемами изготавливаются по предельно строгим стандартам для обеспечения максимальной степени защиты. Даже стыки кабинетов проверяются вручную под ярким светом — их не должно быть видно, а корпусы нужно делать предельно жесткими, чтобы никакой резонанс не испортил качество звука. Кроме того, в кабинетах используются специальные пазошиповые соединения, комбинируемыми дополнительными скобами, стягивающими корпус по максимуму.
Ричард Лорд уже не является директором и главным конструктором компании REL, но компания по-прежнему выпускает высококачественную низкочастотную акустику. Недавно он ознакомился с новыми линейками сабвуферов для стерео- и многоканальных систем, и очень высоко оценил «фантастическую», по его словам, работу, которую проделали новые владельцы. Ричард по-прежнему плотно общается с новыми владельцами и держит руку на пульсе.
Низкочастотный каталог
На сегодняшний день продукция REL представлена несколькими линейками сабвуферов. Это серии S и T, серия Gibraltar (она же – серия G), беспроводной сабвуфер Habitat и аксессуары. Все сабвуферы компании нужно калибровать при установке, чтобы бас заполнял пространство целиком, органично «вливаясь» в музыку, а не выходил только из одной точки. Кроме того, важно понимать, что данные сабвуферы подходят не только для прослушивания музыки (в том числе и ритмичной), но и для просмотра кино.
Наконец, о подключении. Компания REL всегда рекомендует использовать высокоуровневое подключение своих сабвуферов (напрямую к акустическим клеммам усилителя). Для этого в комплекте с сабвуфером идет соответствующий кабель, но можно приобрести и его улучшенный вариант отдельно.
Также нужно сказать, что все модели оснащены перестраиваемым кроссовером (с шестнадцатью значениями частоты от 30 до 120 Гц), переключателем фазы, регуляторами уровней, клеммами для подключения выхода предварительного усилителя и выходами для подключения сателлитов с НЧ-фильтром. И электронной схемой Set-Safe, которая защищает сабвуфер от перегрузки.
Басовая перекличка
Начнем мы путешествие по линейке REL с сабвуфера Habitat 1: он интригует уже своим предназначением, а форма его и вовсе удивляет. Этот сабвуфер довольно тонкий — 11 см, и его можно разместить прямо на стене (но имейте в виду, весит он 23 кг).
Внутри у необычного аппарата находятся два НЧ-динамика диаметром 17 см и один 25-сантиметровый пассивный радиатор. Мощность усилителя составляет 150 Ватт. К Habitat 1 прилагается передатчик Longbow, с помощью которого идет беспроводная передача сигналов — именно во множественном числе, поскольку во избежание раскладывания стереосигнала на несколько диапазонов компания REL рекомендует подключать сабвуфер одновременно как к выходам на фронтальные АС, так и к выходу предусилителя на ресивере.
Серия T, выпускаемая в черных и белых кабинетах, самая популярная в силу своей демократичной стоимости. Небольшой сабвуфер по имени T-Zero (около 20 тыс. рублей), с которого начинается линейка, может позволить себе почти любой желающий.
Несмотря на компактные размеры (по форме это кубик с гранью в 25 см), усилитель мощности сабвуфера класса D выдает до 100 Вт, а ровная АЧХ обеспечивается, начиная с 30 Гц — не только в официальных тех.данных, но и согласно замерам Stereo&Video. У него всего один 165-миллиметровый длинноходный динамик, но этого, как видите, достаточно для привнесения в систему хорошего баса.
Остальные сабвуферы серии «T» мощней T-Zero и еще более совершенные, однако цена по-прежнему остается доступной. Модели T5, T7 и T9 между собой отличаются мощностью и небольшими улучшениями технических характеристик. В этих моделях стоят усилители класса A/B. Старшие T7 и T9 обладают уже двумя динамиками (активным и пассивным диаметров 8 и 10 дюймов соответственно).
Поскольку серия R снята с производства, и заменена в том же среднем ценовом диапазоне на серию S, то именно на нее мы и обратим теперь внимание. Линейка представлена моделями S2, S3 и S5, и повышение как мощности, так и размеров и веса сабвуферов идет от модели к модели все выше и выше — начиная с 250 Ватт у REL S2.
У моделей раздельные регуляторы уровней громкости, усилители класса D и встроенный беспроводной приемник Longbow, который позволит обойтись без лишних кабелей (если комплектные тоже считать таковыми). И точно так же цвета кабинетов сабвуферов — белый и черный.
А наиболее продвинутые со всех точек зрения — сабвуферы серии Gibraltar (она же серия G). В линейку входят топовые модели G1 и G2. Обоими сабвуферами можно управлять при помощи пульта ДУ, выполненного в оригинальном цельнометаллическом алюминиевом круглом корпусе.
Модель G2 сам производитель называет «самой масштабной суббасовой системой из всех, что компания когда-либо создавала». Массивный радиатор сзади, усилитель класса A/B, четырехслойная мощная катушка способная рассеивать мощность до 500 Вт, а корпус покрыт 13 слоями черного лака.
В таком случае мало баса уже никому не будет. Более того, сабвуферы серии G можно организовывать в стойки: устройства ставятся друг на друга с помощью специальных «рельсов», и так создаются массивные стойки из трех моделей, стоящих друг на друге. Это применимо в основном для больших помещений: например, у каждой фронтальной АС ставится по стойке с тремя «Гибралтарами».