Англичанин Ник Патрик (Nick Patrick) — прирожденный звукорежиссер и продюсер. В юном возрасте он ушел из школы, устроился работать в студию звукозаписи и с тех пор ни секунды не работал нигде больше. Он «крутил ручки» для исполнителей английской и французской попсы, а также классики, соул и world music. Как принято говорить в таких случаях, его резюме — это who is who современной популярной музыки.

Самый громкий проект последнего времени, на котором работал Ник Патрик, — альбом Ареты Франклин «A Brand New Me: Aretha Franklin with The Royal Philharmonic Orchestra». Альбом сделан из старых записей королевы соул, а это — 14 хитов Ареты, включая «Respect», «A Brand New Me», «Natural Woman» — в новых аранжировках Королевского Филармонического Оркестра Великобритании. О трудностях этой амбициозной работы, а также о рождении world music и певце Силе Ник Патрик рассказал Stereo.ru.


— Вы делали новый звук песням Ареты Франклин на студии Abbey Road, как вам самому такое сочетание?

— Прекрасно! Я истинный фанат Ареты, счастлив был поработать с ее великим голосом. Она — из величайших артистов всех времен и народов. Певица-символ. Только услышишь ее по радио — все, день сложился. Я впервые услышал ее пластинку, когда был еще школьником, и моя жизнь сильно изменилась.

А Abbey Road — вообще лучшая студия. Мы писали оркестр в первом зале студии — он гигантский, там фантастически длительная реверберация. Мне лично более комфортно во втором зале, он поменьше и его контролировать несколько проще, но первый — это тоже круто. Оркестр играл отменно. Это были прекрасные дни!



— Соул-пластинки повлияли на ваш подход как продюсера? Вы, наверное, многое взяли у Motown и Atlantic?

Это точно. Я большой фанат Джерри Уэкслера, Тома Дауда, Арифа Мардина. Всех этих великих продюсеров. А каких артистов подписывали эти лейблы! Оглядываешься назад, на их историю — это же невероятно, кого они находили и продвигали: сплошные гении, которые меняли музыку. Motown — гигант, но начинался с маленького лейбла, потом разросся так феноменально и создал свой стиль. В Англии эта музыка была очень популярна, да и сейчас ценится.

Я, кстати, успел поработать с Марвином Геем. А сейчас вышел новый альбом Сила «Standards» — это моя работа.


— Сил в России очень популярен. Расскажите, как вы работали?

— Да здорово мы работали! В студии в Лос-Анджелесе, в которой записывался сам Фрэнк Синатра. Сил — замечательный певец с очень своеобразным голосом. Он спел все эти стандарты (альбом называется «Standards», — ред.), которые до него пели тысячи певцов, лучше или хуже, но и в этот материал он привнес что-то новое. При этом Сил совершенно не поменял свою узнаваемую вокальную манеру, никак не «прогнулся» под материал. Мы, кстати, мало дублей делали — буквально с двух-трех все получалось. И получилось волшебно.



— Самые сложные альбомы в вашей карьере?

— Вот, честно говоря, этот альбом Ареты. Очень много было технических сложностей. Началось с того, что мы не получили мультитрек — оказалось, что мультитреков не существует уже, есть только стерео. Голос никак не отделяется от инструментов. Потом надо было точно снять темп оригинальных записей. Туда же поверх добавить барабаны, гитары и целый оркестр. Потом — бэк-вокал. Очень долго редактировали, чтоб старые элементы и новые совпали по времени. То есть добавили современный звук в старые записи, но и оставили кое-что старое.


— Как вы лично относитесь к этим реновациям? Как альбом Рэя Чарльза или Элвиса Пресли, к которому и вы руки приложили…

— «Ray Sings, Basie Swings» делал один мой друг. Я думаю, что тут просто дело вкуса и уважения к артисту. Время движется вперед, и надо представить старую, классическую даже музыку новому слушателю. Ну и чтоб на айфоне звучало нормально. Так что тут — в нашем, во всяком случае, проекте — речи не идет о том, чтобы заменить старое новым, нет. Просто хорошо, когда прекрасная музыка существует в разных вариантах… А потом, понимаете, вот если б Элвис Пресли был жив, то он, скорее всего, делал бы ту же музыку, что звучит в его новодельных записях. Он же был очень современным человеком, не зацикливался на одном стиле, а шел в ногу со временем. Это мы его поставили в какую-то коробку, приклеили ярлык.


— Но Элвис, как говорится, мертв…

— Да, но у нас есть очень убедительный пример: Дэвид Боуи. Он всю жизнь делал именно современную музыку, новую — ни один альбом не напоминает предыдущий. И так, на самом деле, все великие артисты работают. Пол Маккартни работает с электронщиками и молодыми продюсерами!



— Есть мнение, что джазовая и роковая звукозапись 50-60-х — это все, вершина, ничего лучше сделать нельзя.

— Я такое мнение не разделяю — все мы смотрим в прошлое с ностальгией, и тогдашняя музыка нам что-то напоминает. Но время идет, нельзя торчать в прошлом.

Всегда нужно бороться за лучший звук. Всегда. Теперь распространен стриминг, значит, там надо добиваться качества. Да, музыка, которую я записываю, пока ее лучше слушать на носителях, потому что там высшее качество требуется, жанры такие. Но все равно в миксе надо стремиться к совершенству, потому что если запись хорошо звучит на CD, то будет хорошо звучать и в MP3, и вообще везде.


— Вы стояли у истоков world music…

— Да, Мори Канте, Хью Масекела, Мириам Макеба — это замечательные люди и моя любимая музыка вообще. Я с ностальгией вспоминаю, как начал работать с африканцами. Все началось, когда «Yeke Yeke» Мори Канте стала хитом во всем мире…


— Не в СССР. У нас показывали его клип, но — «Banquiero».

— О, да? Все равно здорово!

Эти африканцы они все тогда тусовались в Париже, там был очаг этой культуры. Многие из них были подписаны на Barclay Records — этот лейбл повлиял на развитие world music. А время было чудесное, правда!



— Как вы придумали саунд для африканской музыки, чтобы она существовала в формате европейских эфирных радио?

— Ну, там надо было придумывать не столько саунд, сколько форму. Вот, скажем, «Yeke Yeke» в оригинале была десятиминутным джемом. Мори и музыканты там отрывались, джемовали бодро-энергично, все отлично, но никуда в эфир такое не дашь. А я в середине расслышал небольшую фразу духовых (напевает), буквально секунд тридцать, больше не повторяется. Так с нее и начал строить трек. Она стала главной темой, «хуком», который все теперь знают. Потом все отредактировали, свели к форматным трем минутам, дописали бас, барабаны и клавиши — дело техники. Грув, кстати, скопировали у песни «Two Tribes» группы Frankie Goes to Hollywood, бас скопировали, строго говоря, но ты этого не замечаешь, потому что в африканской музыке другая последовательность аккордов… И вообще, в «Yeke Yeke» много таких скрытых европейских элементов — вот они-то и заставляют экзотическую африканскую песню звучать по-современному и комфортно для ваших ушей.


— Какие микрофоны лучше использовать для вокала?

— Меня люди об этом всегда спрашивают, и я всегда отвечаю — зависит от того, кто поет. Великий певец будет звучать великолепно на любом микрофоне. Но вот конкретно Сила я писал через Neumann U47-й, в который сам Фрэнк Синатра пел. Стандартные «нойманы» 47, 49 — они всегда хорошие, более или менее универсальные, можно сказать. Дальше — вопрос деталей и особенностей голоса певца. Neumann 54 еще назову, да я вообще «нойманы» люблю — у них такой милый, чистый и теплый звук.