Тест тонармов SME M2-9R и M2-12R: переосмысление классики

ТEКСТ: Комментарии (26)
75.05 дБ
Тест тонармов SME M2-9R и M2-12R: переосмысление классики

С точки зрения наименования, наши сегодняшние испытуемые отличаются от тонармов серии M2 только одной буквой R, но вот конструктивные отличия куда значительнее и интереснее. Кроме того, эти тонармы — прямая отсылка к классическим моделям 3009 и 3012 (если не заострять внимание на модификации последних). В остальном модельном ряду у производителя такого подхода не наблюдается. Посмотрим, чем же особенны M2-9R и M2-12R, и как их можно использовать на практике.

Новинки у этого производителя выпускаются редко: раз в несколько лет, а то и еще реже. Тонармы M2-9R и M2-12R выпущены несколько лет назад, и можно сказать, что они уже устоялись, оправдали факт своего существования. Впрочем, за предыдущие несколько десятилетий я, пожалуй, смогу вспомнить только один раз, когда у SME на выходе получилось что-то несуразное. Имеется в виду модель SME Series III, выпускавшаяся на рубеже 70–80х годов. Вот это было действительно странно, хотя и в некоторой степени объяснимо для того времени. Все остальное, выпущенное как раньше, так и позже — до сих пор в ходу. И даже старые модели весьма и весьма актуальны, а некоторые и вовсе стали коллекционными редкостями.

Небольшая справка для тех, кто не в курсе: английская компания SME выпустила свой первый тонарм в 1959 году и с тех пор занимается тонармами и собственными проигрывателями. При этом количество моделей производителя, которые стали культовыми, в процентном соотношении очень высоко. Тонармы и проигрыватели — не единственная продукция компании, которая занимается, в целом, точными механическими приборами и деталями, но только она имеет отношение к аудиоиндустрии.

SME M2-9R в установленном виде

Фирменный почерк

Рассматривая конструкцию тонармов M2-9R и M2-12R, сразу можно увидеть отсылки к моделям 3009 и 3012. Последние выпускались в разное время и в разных модификациях, а потом у производителя был достаточно долгий период, когда ничего похожего в каталоге не было. Была лишь сама серия M2 — прямые статически сбалансированные тонармы с условно-съемным шеллом (снять-то его можно было, но этот процесс был достаточно трудоемким и требовал перенастройки азимута).

А вот тонармы со своими же, историческими, съемными шеллами в каталоге отсутствовали. А потом вдруг, после перерыва, появились тонармы версии R. Кстати, всем известный и ставший типовым разъем с его размерами и креплением разработали именно в компании SME.

Штатный шелл тонармов R-серии

Охарактеризовать R-серию можно достаточно быстро и наглядно. Изогнутая J-образная трубка, съемный шелл, та же статическая балансировка и большие противовесы с огромным ходом. Но это все нужно будет разобрать поподробнее, а в первую очередь сделать акцент на одном очень значимом отличии от 3009 и 3012. Те тонармы имели ножевые подшипники, отвечающие за движение в вертикальной плоскости, а у R-версий подшипники поворотные, да и весь поворотный узел позаимствован у прямых M2. А для конструкции тонарма, в которой вообще работает каждая мелочь, это очень важно.

Хотя тонармы с ножевыми подшипниками выпускаются и сейчас, конструктивно это решение обычно больше подходит для тугоподатливых головок с большой прижимной силой. Не буду заявлять, что ножевые подшипники плохи, но, скажем так, я могу найти некоторые аргументы за вариант «на ножах», но не могу найти явных «против» в отношении поворотных подшипников.

Поворотный узел у SME M2-9R и M2-12R одинаковый

В остальном же, конструкция и функционал тонарма вполне узнаваемы и предсказуемы. Есть фирменная слайд-база, позволяющая сдвигать тонарм вперед и назад — в данном случае, с большим диапазоном, чем это требуется формально. Чаще производители используют жесткое крепление тонарма, которое должно быть смонтировано на определенном точном расстоянии от оси диска проигрывателя, а для регулировки головки используются пазы в шелле.

У SME исторически все наоборот: штатные шеллы не имеют пазов, а только отверстия под винты, а сдвиг осуществляется по базе. На самом деле, решение очень удобное, и за прошедшее время оно было позаимствовано многими производителями как в виде опциональных слайд-баз, так и в виде штатного варианта крепления тонарма. Даже понятие «крепление SME-типа», идентичное по размерам и форме, уже стало по сути ходовой технической характеристикой.

Слева от поворотного узла можно наглядно увидеть штангу, регулирующую прижим

Особенности настройки

Поворотный узел у тонармов прочный — привычной и знакомой по серии M2 конструкции. Пластика здесь нет, только качественно обработанный металл. Из особенностей укажу, в первую очередь, на очень большой ход противовеса. За вычетом восьми грамм веса штатного шелла на тонармах можно уравновесить шелл с головкой общей массой 46 грамм. Это очень много. И настройка прижима удобная, с точным плавным ходом.

У прямых тонармов M2 диапазон прижима поменьше — все-таки там свой шелл, а головок без шелла под похожий вес просто не существует. У R-версий для большего диапазона применяется сдвоенный противовес — можно использовать или один основной, или прибавить к нему утяжелитель. Кроме того, у R-серии настройка прижима совершается не только при помощи противовеса. Подразумевается, что противовес нужен для того, чтобы вывесить тонарм в ноль, а дальше нужно выдвигать вперед боковую штангу, которая при этом служит малым добавочным противовесом с делениями, обеспечивающими шаг в 0,5 грамма — от 0 до 5 грамм. Для некоторых головок это подойдет, для требующих большей точности — понадобятся весы.

Регулировка антискейтинга реализована при помощи грузика перекинутого на леске через блок. Здесь доступна настройка от 0,5 до 5 грамм с дискретным шагом в 0,5 грамма. Косвенно это указывает на то, что в большей степени тонармы предназначены для работы с тяжелыми головками с достаточно большим прижимом. Впрочем, это еще нужно будет проверить на практике.

Антискейтинг в виде грузика на леске, но количество шагов регулировки куда больше среднестатистического

Настройка высоты полностью повторяет реализацию в ранее выпущенных M2 тонармах — плавный и удобный винтовой сдвиг относительно базы с зажимом-фиксатором, дополненный стопорным кольцом, удерживающим даже не зафиксированный тонарм на заданной высоте. На практике это позволяет легко и удобно настраиваться с хорошей точностью.

Шелл в этой серии сделали точно таким же, каким он был еще несколько десятилетий назад — легкая выпрессованная металлическая конструкция со множественной перфорацией. Шелл съемный, со стандартным разъемом. При желании можно поставить любой на замену — по весу диапазона хватит даже для тяжелых моделей. Настроить геометрию тоже не будет проблемой.

Необходимость замены шелла будет обусловлена головкой — если сама она помещается в шелле и согласуется по весу, то трогать ее необязательно. Но можно и поменять — любая точеная конструкция будет иметь все же меньшие допуски, чем штампованная. Кроме того, нужно помнить еще вот о чем: штатный шелл имеет не совсем обычный угол по отношению к трубке, и это нужно учитывать при настройке. Мне же всегда привычнее настраиваться не по трубке тонарма и не по шеллу, а по корпусу головки и положению иглодержателя. Плюс небольшая корректировка на слух.

Противовес с дополнительным утяжелителем

Настройка азимута тоже довольно проста. Для приличной по качеству головки достаточно того диапазона поворота шелла, который имеется в разъеме. Остается только правильно все выставить и зафиксировать. Ну а если у головки какие-то проблемы, то можно ослабить маленький винт на нижней стороне трубки тонарма и повернуть все крепление шелла относительно трубки, тем самым получив должную настройку.

Хотя основной плюс таких стандартных по креплению шеллов в том, что можно использовать несколько головок. Даже если совпадает только высота (хотя ее тоже можно подстроить проставками) — вес плюс прижим можно скорректировать весом шелла, специальными винтами или грузиками, а антискейтинг, например, проверить по тестовым дискам и запомнить, на какие значения нужно перебрасывать леску, держащую грузик. А если использовать однотипные головки, но, например, стерео и моно, то процесс замены упрощается еще больше.

Основное отличие тонармов SME M2-9R и M2-12R друг от друга — в длине. Первый, как можно догадаться из названия, 9-дюймовый, а второй имеет длину 12 дюймов. Соответственно изменяется и эффективная масса: от 9,5 грамм у короткой версии до 18 грамм у длинной. Но тут нужна одна поправка: эффективная масса, судя по всему, дана с учетом штатного шелла. А если пересчитать ее с тяжелым шеллом, то значения будут другими. Всем этим тоже можно и нужно пользоваться при подборе и согласовании головок.

Выходные RCA разъемы — у всех SME M2 они одинаковые

Из необычного — на выходе у этих моделей не DIN-разъем, а пара разъемов RCA плюс клемма заземления. С одной стороны, такой выход позволяет использовать в качестве фонокабелей большее количество вариантов (хотя тут нужно учитывать согласование и параметры), но есть и особенность — разъемы выходят вбок относительно основания тонарма. Значит, в тех случаях когда пространство в столе под тонармом ограничено, желателен не жесткий провод с максимально короткими разъемами, иначе есть риск, что провод не поместится или чересчур упрется в корпус.

Еще один момент: в качестве штатного в комплекте идет кабель, сделанный по специальному заказу, в его основе — провод Van den Hul D501 Hybrid. Вот к этой части комплектации у меня неоднозначное отношение — для того, чтобы поставить тонарм и запустить систему этого провода хватит. А дальше надо смотреть: в ряде сочетаний с головкой он может использоваться, но чаще его хочется заменить. Со своими личными такими же я распрощался без особых раздумий. Впрочем, хорошо что он хотя бы есть в комплекте — лучше, чем ничего или пластиковый шнурок.

В целом, тонармы производят приятное впечатление. Как и ожидаешь от данного производителя, они хорошо изготовлены — с высокой точностью подгонки и качественной металлообработкой. Плюс тонармы дают возможность точной настройки, позволяют выставить все необходимые параметры, а к тому же стабильны — настройки здесь сами по себе не уплывают даже за годы.

По пути перфекционизма

Теперь о методике тестирования. В целом, я мог бы даже не брать эти тонармы на тест, потому что поставил и настроил их около десятка — в том числе и в своей системе — в самых разных условиях. Больше как-то попадались 12-дюймовые версии, которые владельцы ставили под моно и под тяжелые головки. Так что поведение и характер этих тонармов мне понятны и знакомы. Но для чистоты эксперимента решено было пойти по пути перфекционизма.

Два изучаемых тонарма, две вертушки — в том числе Transrotor Crescendo (ей в свое время был посвящен отдельный тест*), выданная дистрибьютором непосредственно под этот тест и в силу регулируемой базы позволяющая установку 9- и 12-дюймовых тонармов. Плюс набор разных головок — в том числе одновременно тестируемая Van den Hul The DDT-II Special. А в качестве основного «оппонента» — головка Ortofon SPU Classic GE MkII. Не секрет же, что многие берут эти тонармы именно под SPU-линейку — под разные версии или под пару стерео/моно.

Использование же этой пары головок в качестве оппонентов не есть их противопоставление, а только лишь отношение к разным группам по техническим характеристикам: DDT-II Special имеет относительно небольшой вес, рекомендуемую прижимную силу в 1,4–1,5 грамма и рекомендованный антискейтинг 0,4–0,5 грамма (почти по минимуму от возможностей тонарма). Линейку SPU же отличает вес в 30 или более грамм и прижим от 3 грамм и выше. Поведение таких разных конструкций как раз и стоит сравнивать в условиях подобного теста.

Установленный SME M2-12R

По подаче и характеру тонармы оказались весьма похожими. Разница в настройках есть, в геометрии — тоже заметна. Конечно, для сложных условий и сложных головок предпочтительнее 12-дюймовый вариант, и если проигрыватель позволяет, выбирать нужно длинный тонарм — вопрос меньшей угловой ошибки лично для меня является очевидным, и сам я давно перешел на длинные тонармы. Но и девятка для своего класса оказалась неплоха. Если посадочное место только под 9 дюймов, то вполне вариант — особенно под самые разные головки со средними параметрами веса и податливости и с не самыми сложными заточками.

Интересно получилось с головкой Van den Hul The DDT-II Special: по рекомендациям, она сделана под тонармы с меньшей эффективной массой, чем SME M2-12R, а вместе с родным шеллом SME резонансная частота получилась около 8 Гц, да и по всем остальным тестовым параметрам головка настроилась отлично. Правда, антискейтинг здесь понадобилось — опять же, по тестам — поставить в 1 грамм. Но ничего криминального я в этом совершенно не вижу.

И все неплохо отыграло, вполне соотносимо с результатами теста самой головки. То есть в характере тонарма нет каких-либо ярко выпирающих свойств. По микродинамике и детальности M2-12R оказался чуть-чуть проще в сравнении с прямой 12-дюмовой версией, хотя с некоторыми головками эти нюансы легко правились заменой штатного шелла.

В связке с SME M2-12R и Ortofon SPU Classic GE MkII тоже нашлась некоторая неожиданность. Даже учитывая и собственную эффективную массу тонарма, и солидный вес головки, встроенной в собственный шелл, резонанс получился по верхней границе диапазона — около 11–12 Гц.

Хотелось бы тоже 8, но что есть — то есть. Впрочем, в границы все-таки уложились, и головки семейства SPU, по моему опыту, не обязательно нужно загонять в 7–8 Гц. А вот на 9-дюймовой версии тонарма в допустимый диапазон удалось уложить только SPU Mono GM MkII — с большей податливостью, чем у Classic.

Головка семейства SPU — один из вариантов пары для применения тонарма SME M2-12R

Вне зависимости от связки, я услышал вполне знакомый почерк всех использованных в тесте головок без сколько-нибудь сильного окрашивания. У SPU была хорошо слышна и заметна доля тепла, аккуратная и увлекательная, чуть-чуть винтажная атмосфера. И так со всеми головками в тесте — каждую было слышно. В целом, подача прямолинейная и минимально окрашенная. Может быть, чуть-чуть сдержанная, но не зажатая.

И ровная проработка по всем тем характеристикам, которые зависят от механических свойств тонарма и материалов. Звук не холодный, достаточно живой, телесный. В ряде случаев — с более детальными и скоростными головками — и детальности, и динамики было бы немного больше. Но относительно узким местом эти тонармы могут стать только в весьма сложных условиях — там, где многие схожие по цене, однако уступающие в качестве механики модели будут теряться еще раньше, чем SME.

Выводы

Очень предсказуемые и прагматичные тонармы, с понятным функционалом и ровным звуком. Не окрашенные, практически без экзотики в поведении. При самом серьезном сравнении по звуку могут быть чуть простоваты, но зато честны и стабильны.

Кроме всего прочего, SME M2-12R можно прямо рекомендовать под достаточно тяжелые головки и владельцам большого количества старого винила, который сам по себе располагает к определенному спектру головок.

SME M2-9R можно использовать совершенно в равной мере и как самостоятельную единицу, и особенно в качестве второго тонарма — например, под моно-головки.

Официальный сайт: SME M2-9R; SME M2-12R

Цены: SME M2-9R — 231 000 рублей, M2-12R — 254 000 рублей.

Паспортные данные

SME M2-9R

Тип: поворотный

Эффективная длина: 233,2 мм

Заход: 17,8 мм

Эффективная масса: 9,5 г

Предельная масса головки: 38 г со штатным шеллом, всего 46 г

Максимальная прижимная сила: 5 г

Шелл: съемный

Выходные разъемы: 2 х RCA + клемма заземления

SME M2-9R

Тип: поворотный

Эффективная длина: 308,81 мм

Заход: 13,21 мм

Эффективная масса: 18 г

Предельная масса головки: 38 г со штатным шеллом, всего 46 г

Максимальная прижимная сила: 5 г

Шелл: съемный

Выходные разъемы: 2 х RCA + клемма заземления

ТЕГИ:#SME
75.05 дБ +

Комментарии

#

Теоретически, если тонарм правильно настроен, не разболтан и не люфтит, то как он может влиять на звук?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @TY-214 #

Вы забыли еще написать: при этом с достаточной силой прижимает, но ничего не весит сам, не чувствителен к колебаниям иглы, неподвижен в процессе проигрывания и т.д. и т.п. :) осталось найти такое волшебное устройство :)

- 63.8 дБ +
⇡ в ответ @TY-214 #

Тонарм весьма сложная конструкция, тут сопромат и точная механика и много еще чего. И эта система живет в динамике, пытаясь обеспечить идеальное считывание дорожки по всем координатам.

Очень не простая задача. Поэтому и работают все тонармы по разному, я много чего видел и много раз настраивал тонармы и по 10000-15000 $ за экземпляр - и они все разные, нет однозначного идеала, везде своя специфика.

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Спасибо, Витя! Очень познавательно и для тех, кто в теме )))

- 60.79 дБ +
#

Никогда винилом не занимался (законченный в конце 90-х этап со 106-й Вегой, так, детство аудиофила). Но, как же здорово, красивейшие, высочайшего уровня инженерные творения. Тонкий расчёт, точная механика, каждый раз свой звук, по-белому завидую виниловодам. Тонармы SME всегда нравились (разумеется, внешне; кроме рипов, серьёзный, реальный винил не слышал), 309-й больше всего, к тому-же, к магнию неравнодушен. Спасибо, побыл внутри винилового мира, единственный конкурент по силе воздействия - Штудер.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Igor_Golochshapov #
Тонкий расчёт, точная механика, каждый раз свой звук, по-белому завидую виниловодам.

Именно за это, как мне кажется, винил и любят аудиофилы!) с цифрой играться не так интересно - то кабели менять (в которые не все верят), то целиком аппараты (что не всем хочется и можется), а в виниле можно всю жизнь ковыряться в одной системе и все время получать значимый результат (а порой хочется нового в звуке, что в виниле достигается разными способами)! )))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #
с цифрой играться не так интересно - то кабели менять

Да, первые 40 лет в жизни мальчика самые сложные )))

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Аха, и девочки тоже.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #

Девочки раньше взрослеют, потому что рожают детей. Для мужчины детство не заканчивается никогда ))

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @VelociTyger #

Ну тогда Я ещё ребёнок :)

- 53.01 дБ +
#

Не поспоришь, математика вещь замечательная, чтобы мы без неё делали. Есть у меня "Функциональный анализ" Канторовича и Акилова и, иногда охота просто подержать в руках книгу, потрогать её. Один и тот же компьютер, то же железо, а начинаешь использовать новый плеер или драйвер, хоп, звук то радикально изменился. К сожалению, визуально изменения не видны, мозг чувствует себя слегка облапошенным. До Энштейна в физике было прекрасное время. Физика начиналась с механики Ньютона. Всё можно было измерить линейкой и пощупать руками. Сейчас в ходу, в основном, умозрительные теории. В виниле всё по-другому, вот оно перед глазами, это чудо разума, участвуй в акте творения, меняй, настраивай, шлифуй результат. В виниловом тракте, к тому же, присутствует ещё и красота в чистом виде. Создав классный, как в данном случае тонарм, творец старается придать ему законченную, совершенную, а значит красивую форму.

- 50 дБ +

И тут начинается квантмех с эзотерикой, типа акриловый стол vs. деревянный, ага?

- 50 дБ +

Просто механика, но прецизионная. Квантовую люблю. Как индивид с сугубо научным подходом, к эзотерике отношусь прохладно, на уровне, раз кому-то интересно, пусть их. Материал стола вещь очень серьёзная, это не шутки. Слушал я проигрыватель одной известной фирмы, которая удосужилась корпус изготовить из обычной стали. Вот это фортель получился. Все тарахтелки на игле оказались.

- 50 дБ +

Что, просто литой кусок? Не сендвич даже с вибро-хренибро? Оо и ценник наверное был 400-500 т.р.? Вот... А говорите без эзотерики. )) Вот сделали бы как на старых 10-цилиндровых движках бмв - ставили блоки во двор под дожди и отлив работяг (по слухам) - все усталости и напряжения металла уходили.

- 50 дБ +

Извиняюсь. некорректно сформулировал. Проигрыватель не из слишком дорогих - 48 000 р. Не плита, просто коробка, корпус, это наверное, даже позвончее плиты будет. У нас на работе, у некоторых было дурацкое развлечение: прикорнёт человек после обеда на верстаке, подберутся и кувалдой, бззздынь.

- 50 дБ +
#

Имею тонарм SME Series III, он был выпущен для использования с картриджами с подвижным кантилевером ,что сейчас ни кто не делает.для меня хороший тонарм.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @afan #

Этот тонарм имеет совсем небольшую эффективную массу и подходит для головок с высокой податливостью. А такие еще встречаются, хотя и немного.

- 50 дБ +
#

Его эффективная масса 5 грамм,есть в комплекте грузик на 4 грамма,у меня такой тонарм с картриджем Эмпаер 4000 и Грейс ф8.

- 53.01 дБ +
#

Не встречался ли кто-нибудь с роликом, передающим вертикально - через опорный диск на виниловый диск (BEAG, Венгрия), в отличии от горизонтальной передачи - к оси поворотного диска (Garrard) ?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @puh #

Про это можно было бы отдельный вопрос создать, но если нет то например Lenco.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Точно, Lenco. Спасибо. Извините за оффтоп.

- 50 дБ +
#

Уважаемый Виктор. Вы пишете "старый винил", что подразумевается под старым винилом и какой определенный спектр головок вы имели в виду.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ian #

Старый - моно издания, раннее стерео. Точно год границы я обозначать не буду, так как в разных странах и на разных лейблах все менялось по разному и в разное время. Те же моно-пластинки, например, 1956 года в виде оригинала и в виде переиздания, например 1978 года той же записи - это разные пластинки.

Головки - для раннего стерео вполне подойдут со сферической заточкой или с эллипсом, для более свежих и современных релизов можно и сложные заточки рассматривать.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Спасибо за ответ. Я слушаю пластинки ранних 60х до ранних 80х, среди них попадаются моно. В основном это американские пластинки и я использую Koetsu Onyx Platinum.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Ian #

Хорошая головка. Особенно если в связке с родным трансформатором. Ну или мне такое сочетание очень понравилось в сравнении с другими вариантами.

Если моно-изданий немного то в принципе заводить отдельные тонарм и головку не обязательно. Если много - тогда безусловно стоит.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Я использую фонокорректор NVO SPA II MK-2, и мне нравится эта связка.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.