Новинки у этого производителя выпускаются редко: раз в несколько лет, а то и еще реже. Тонармы M2-9R и M2-12R выпущены несколько лет назад, и можно сказать, что они уже устоялись, оправдали факт своего существования. Впрочем, за предыдущие несколько десятилетий я, пожалуй, смогу вспомнить только один раз, когда у SME на выходе получилось что-то несуразное. Имеется в виду модель SME Series III, выпускавшаяся на рубеже 70–80х годов. Вот это было действительно странно, хотя и в некоторой степени объяснимо для того времени. Все остальное, выпущенное как раньше, так и позже — до сих пор в ходу. И даже старые модели весьма и весьма актуальны, а некоторые и вовсе стали коллекционными редкостями.
Небольшая справка для тех, кто не в курсе: английская компания SME выпустила свой первый тонарм в 1959 году и с тех пор занимается тонармами и собственными проигрывателями. При этом количество моделей производителя, которые стали культовыми, в процентном соотношении очень высоко. Тонармы и проигрыватели — не единственная продукция компании, которая занимается, в целом, точными механическими приборами и деталями, но только она имеет отношение к аудиоиндустрии.

Фирменный почерк
Рассматривая конструкцию тонармов M2-9R и M2-12R, сразу можно увидеть отсылки к моделям 3009 и 3012. Последние выпускались в разное время и в разных модификациях, а потом у производителя был достаточно долгий период, когда ничего похожего в каталоге не было. Была лишь сама серия M2 — прямые статически сбалансированные тонармы с условно-съемным шеллом (снять-то его можно было, но этот процесс был достаточно трудоемким и требовал перенастройки азимута).
А вот тонармы со своими же, историческими, съемными шеллами в каталоге отсутствовали. А потом вдруг, после перерыва, появились тонармы версии R. Кстати, всем известный и ставший типовым разъем с его размерами и креплением разработали именно в компании SME.

Охарактеризовать R-серию можно достаточно быстро и наглядно. Изогнутая J-образная трубка, съемный шелл, та же статическая балансировка и большие противовесы с огромным ходом. Но это все нужно будет разобрать поподробнее, а в первую очередь сделать акцент на одном очень значимом отличии от 3009 и 3012. Те тонармы имели ножевые подшипники, отвечающие за движение в вертикальной плоскости, а у R-версий подшипники поворотные, да и весь поворотный узел позаимствован у прямых M2. А для конструкции тонарма, в которой вообще работает каждая мелочь, это очень важно.
Хотя тонармы с ножевыми подшипниками выпускаются и сейчас, конструктивно это решение обычно больше подходит для тугоподатливых головок с большой прижимной силой. Не буду заявлять, что ножевые подшипники плохи, но, скажем так, я могу найти некоторые аргументы за вариант «на ножах», но не могу найти явных «против» в отношении поворотных подшипников.

В остальном же, конструкция и функционал тонарма вполне узнаваемы и предсказуемы. Есть фирменная слайд-база, позволяющая сдвигать тонарм вперед и назад — в данном случае, с большим диапазоном, чем это требуется формально. Чаще производители используют жесткое крепление тонарма, которое должно быть смонтировано на определенном точном расстоянии от оси диска проигрывателя, а для регулировки головки используются пазы в шелле.
У SME исторически все наоборот: штатные шеллы не имеют пазов, а только отверстия под винты, а сдвиг осуществляется по базе. На самом деле, решение очень удобное, и за прошедшее время оно было позаимствовано многими производителями как в виде опциональных слайд-баз, так и в виде штатного варианта крепления тонарма. Даже понятие «крепление SME-типа», идентичное по размерам и форме, уже стало по сути ходовой технической характеристикой.

Особенности настройки
Поворотный узел у тонармов прочный — привычной и знакомой по серии M2 конструкции. Пластика здесь нет, только качественно обработанный металл. Из особенностей укажу, в первую очередь, на очень большой ход противовеса. За вычетом восьми грамм веса штатного шелла на тонармах можно уравновесить шелл с головкой общей массой 46 грамм. Это очень много. И настройка прижима удобная, с точным плавным ходом.
У прямых тонармов M2 диапазон прижима поменьше — все-таки там свой шелл, а головок без шелла под похожий вес просто не существует. У R-версий для большего диапазона применяется сдвоенный противовес — можно использовать или один основной, или прибавить к нему утяжелитель. Кроме того, у R-серии настройка прижима совершается не только при помощи противовеса. Подразумевается, что противовес нужен для того, чтобы вывесить тонарм в ноль, а дальше нужно выдвигать вперед боковую штангу, которая при этом служит малым добавочным противовесом с делениями, обеспечивающими шаг в 0,5 грамма — от 0 до 5 грамм. Для некоторых головок это подойдет, для требующих большей точности — понадобятся весы.
Регулировка антискейтинга реализована при помощи грузика перекинутого на леске через блок. Здесь доступна настройка от 0,5 до 5 грамм с дискретным шагом в 0,5 грамма. Косвенно это указывает на то, что в большей степени тонармы предназначены для работы с тяжелыми головками с достаточно большим прижимом. Впрочем, это еще нужно будет проверить на практике.

Настройка высоты полностью повторяет реализацию в ранее выпущенных M2 тонармах — плавный и удобный винтовой сдвиг относительно базы с зажимом-фиксатором, дополненный стопорным кольцом, удерживающим даже не зафиксированный тонарм на заданной высоте. На практике это позволяет легко и удобно настраиваться с хорошей точностью.
Шелл в этой серии сделали точно таким же, каким он был еще несколько десятилетий назад — легкая выпрессованная металлическая конструкция со множественной перфорацией. Шелл съемный, со стандартным разъемом. При желании можно поставить любой на замену — по весу диапазона хватит даже для тяжелых моделей. Настроить геометрию тоже не будет проблемой.
Необходимость замены шелла будет обусловлена головкой — если сама она помещается в шелле и согласуется по весу, то трогать ее необязательно. Но можно и поменять — любая точеная конструкция будет иметь все же меньшие допуски, чем штампованная. Кроме того, нужно помнить еще вот о чем: штатный шелл имеет не совсем обычный угол по отношению к трубке, и это нужно учитывать при настройке. Мне же всегда привычнее настраиваться не по трубке тонарма и не по шеллу, а по корпусу головки и положению иглодержателя. Плюс небольшая корректировка на слух.

Настройка азимута тоже довольно проста. Для приличной по качеству головки достаточно того диапазона поворота шелла, который имеется в разъеме. Остается только правильно все выставить и зафиксировать. Ну а если у головки какие-то проблемы, то можно ослабить маленький винт на нижней стороне трубки тонарма и повернуть все крепление шелла относительно трубки, тем самым получив должную настройку.
Хотя основной плюс таких стандартных по креплению шеллов в том, что можно использовать несколько головок. Даже если совпадает только высота (хотя ее тоже можно подстроить проставками) — вес плюс прижим можно скорректировать весом шелла, специальными винтами или грузиками, а антискейтинг, например, проверить по тестовым дискам и запомнить, на какие значения нужно перебрасывать леску, держащую грузик. А если использовать однотипные головки, но, например, стерео и моно, то процесс замены упрощается еще больше.
Основное отличие тонармов SME M2-9R и M2-12R друг от друга — в длине. Первый, как можно догадаться из названия, 9-дюймовый, а второй имеет длину 12 дюймов. Соответственно изменяется и эффективная масса: от 9,5 грамм у короткой версии до 18 грамм у длинной. Но тут нужна одна поправка: эффективная масса, судя по всему, дана с учетом штатного шелла. А если пересчитать ее с тяжелым шеллом, то значения будут другими. Всем этим тоже можно и нужно пользоваться при подборе и согласовании головок.

Из необычного — на выходе у этих моделей не DIN-разъем, а пара разъемов RCA плюс клемма заземления. С одной стороны, такой выход позволяет использовать в качестве фонокабелей большее количество вариантов (хотя тут нужно учитывать согласование и параметры), но есть и особенность — разъемы выходят вбок относительно основания тонарма. Значит, в тех случаях когда пространство в столе под тонармом ограничено, желателен не жесткий провод с максимально короткими разъемами, иначе есть риск, что провод не поместится или чересчур упрется в корпус.
Еще один момент: в качестве штатного в комплекте идет кабель, сделанный по специальному заказу, в его основе — провод Van den Hul D501 Hybrid. Вот к этой части комплектации у меня неоднозначное отношение — для того, чтобы поставить тонарм и запустить систему этого провода хватит. А дальше надо смотреть: в ряде сочетаний с головкой он может использоваться, но чаще его хочется заменить. Со своими личными такими же я распрощался без особых раздумий. Впрочем, хорошо что он хотя бы есть в комплекте — лучше, чем ничего или пластиковый шнурок.

В целом, тонармы производят приятное впечатление. Как и ожидаешь от данного производителя, они хорошо изготовлены — с высокой точностью подгонки и качественной металлообработкой. Плюс тонармы дают возможность точной настройки, позволяют выставить все необходимые параметры, а к тому же стабильны — настройки здесь сами по себе не уплывают даже за годы.
По пути перфекционизма
Теперь о методике тестирования. В целом, я мог бы даже не брать эти тонармы на тест, потому что поставил и настроил их около десятка — в том числе и в своей системе — в самых разных условиях. Больше как-то попадались 12-дюймовые версии, которые владельцы ставили под моно и под тяжелые головки. Так что поведение и характер этих тонармов мне понятны и знакомы. Но для чистоты эксперимента решено было пойти по пути перфекционизма.
Два изучаемых тонарма, две вертушки — в том числе Transrotor Crescendo (ей в свое время был посвящен отдельный тест*), выданная дистрибьютором непосредственно под этот тест и в силу регулируемой базы позволяющая установку 9- и 12-дюймовых тонармов. Плюс набор разных головок — в том числе одновременно тестируемая Van den Hul The DDT-II Special. А в качестве основного «оппонента» — головка Ortofon SPU Classic GE MkII. Не секрет же, что многие берут эти тонармы именно под SPU-линейку — под разные версии или под пару стерео/моно.
Использование же этой пары головок в качестве оппонентов не есть их противопоставление, а только лишь отношение к разным группам по техническим характеристикам: DDT-II Special имеет относительно небольшой вес, рекомендуемую прижимную силу в 1,4–1,5 грамма и рекомендованный антискейтинг 0,4–0,5 грамма (почти по минимуму от возможностей тонарма). Линейку SPU же отличает вес в 30 или более грамм и прижим от 3 грамм и выше. Поведение таких разных конструкций как раз и стоит сравнивать в условиях подобного теста.

По подаче и характеру тонармы оказались весьма похожими. Разница в настройках есть, в геометрии — тоже заметна. Конечно, для сложных условий и сложных головок предпочтительнее 12-дюймовый вариант, и если проигрыватель позволяет, выбирать нужно длинный тонарм — вопрос меньшей угловой ошибки лично для меня является очевидным, и сам я давно перешел на длинные тонармы. Но и девятка для своего класса оказалась неплоха. Если посадочное место только под 9 дюймов, то вполне вариант — особенно под самые разные головки со средними параметрами веса и податливости и с не самыми сложными заточками.
Интересно получилось с головкой Van den Hul The DDT-II Special: по рекомендациям, она сделана под тонармы с меньшей эффективной массой, чем SME M2-12R, а вместе с родным шеллом SME резонансная частота получилась около 8 Гц, да и по всем остальным тестовым параметрам головка настроилась отлично. Правда, антискейтинг здесь понадобилось — опять же, по тестам — поставить в 1 грамм. Но ничего криминального я в этом совершенно не вижу.
И все неплохо отыграло, вполне соотносимо с результатами теста самой головки. То есть в характере тонарма нет каких-либо ярко выпирающих свойств. По микродинамике и детальности M2-12R оказался чуть-чуть проще в сравнении с прямой 12-дюмовой версией, хотя с некоторыми головками эти нюансы легко правились заменой штатного шелла.

В связке с SME M2-12R и Ortofon SPU Classic GE MkII тоже нашлась некоторая неожиданность. Даже учитывая и собственную эффективную массу тонарма, и солидный вес головки, встроенной в собственный шелл, резонанс получился по верхней границе диапазона — около 11–12 Гц.
Хотелось бы тоже 8, но что есть — то есть. Впрочем, в границы все-таки уложились, и головки семейства SPU, по моему опыту, не обязательно нужно загонять в 7–8 Гц. А вот на 9-дюймовой версии тонарма в допустимый диапазон удалось уложить только SPU Mono GM MkII — с большей податливостью, чем у Classic.

Вне зависимости от связки, я услышал вполне знакомый почерк всех использованных в тесте головок без сколько-нибудь сильного окрашивания. У SPU была хорошо слышна и заметна доля тепла, аккуратная и увлекательная, чуть-чуть винтажная атмосфера. И так со всеми головками в тесте — каждую было слышно. В целом, подача прямолинейная и минимально окрашенная. Может быть, чуть-чуть сдержанная, но не зажатая.
И ровная проработка по всем тем характеристикам, которые зависят от механических свойств тонарма и материалов. Звук не холодный, достаточно живой, телесный. В ряде случаев — с более детальными и скоростными головками — и детальности, и динамики было бы немного больше. Но относительно узким местом эти тонармы могут стать только в весьма сложных условиях — там, где многие схожие по цене, однако уступающие в качестве механики модели будут теряться еще раньше, чем SME.
Выводы
Очень предсказуемые и прагматичные тонармы, с понятным функционалом и ровным звуком. Не окрашенные, практически без экзотики в поведении. При самом серьезном сравнении по звуку могут быть чуть простоваты, но зато честны и стабильны.
Кроме всего прочего, SME M2-12R можно прямо рекомендовать под достаточно тяжелые головки и владельцам большого количества старого винила, который сам по себе располагает к определенному спектру головок.
SME M2-9R можно использовать совершенно в равной мере и как самостоятельную единицу, и особенно в качестве второго тонарма — например, под моно-головки.
Официальный сайт: SME M2-9R; SME M2-12R
Цены: SME M2-9R — 231 000 рублей, M2-12R — 254 000 рублей.
Паспортные данные
SME M2-9R
Тип: поворотный
Эффективная длина: 233,2 мм
Заход: 17,8 мм
Эффективная масса: 9,5 г
Предельная масса головки: 38 г со штатным шеллом, всего 46 г
Максимальная прижимная сила: 5 г
Шелл: съемный
Выходные разъемы: 2 х RCA + клемма заземления
SME M2-9R
Тип: поворотный
Эффективная длина: 308,81 мм
Заход: 13,21 мм
Эффективная масса: 18 г
Предельная масса головки: 38 г со штатным шеллом, всего 46 г
Максимальная прижимная сила: 5 г
Шелл: съемный
Выходные разъемы: 2 х RCA + клемма заземления
Комментарии
TY-214
Теоретически, если тонарм правильно настроен, не разболтан и не люфтит, то как он может влиять на звук?
Orbital
Вы забыли еще написать: при этом с достаточной силой прижимает, но ничего не весит сам, не чувствителен к колебаниям иглы, неподвижен в процессе проигрывания и т.д. и т.п. :) осталось найти такое волшебное устройство :)
Gorbatov
Тонарм весьма сложная конструкция, тут сопромат и точная механика и много еще чего. И эта система живет в динамике, пытаясь обеспечить идеальное считывание дорожки по всем координатам.
Очень не простая задача. Поэтому и работают все тонармы по разному, я много чего видел и много раз настраивал тонармы и по 10000-15000 $ за экземпляр - и они все разные, нет однозначного идеала, везде своя специфика.
BigD
Спасибо, Витя! Очень познавательно и для тех, кто в теме )))
Igor_Golochshapov
Никогда винилом не занимался (законченный в конце 90-х этап со 106-й Вегой, так, детство аудиофила). Но, как же здорово, красивейшие, высочайшего уровня инженерные творения. Тонкий расчёт, точная механика, каждый раз свой звук, по-белому завидую виниловодам. Тонармы SME всегда нравились (разумеется, внешне; кроме рипов, серьёзный, реальный винил не слышал), 309-й больше всего, к тому-же, к магнию неравнодушен. Спасибо, побыл внутри винилового мира, единственный конкурент по силе воздействия - Штудер.
Rodomir
Именно за это, как мне кажется, винил и любят аудиофилы!) с цифрой играться не так интересно - то кабели менять (в которые не все верят), то целиком аппараты (что не всем хочется и можется), а в виниле можно всю жизнь ковыряться в одной системе и все время получать значимый результат (а порой хочется нового в звуке, что в виниле достигается разными способами)! )))
VelociTyger
Да, первые 40 лет в жизни мальчика самые сложные )))
Katerina
Аха, и девочки тоже.
VelociTyger
Девочки раньше взрослеют, потому что рожают детей. Для мужчины детство не заканчивается никогда ))
Katerina
Ну тогда Я ещё ребёнок :)
Igor_Golochshapov
Не поспоришь, математика вещь замечательная, чтобы мы без неё делали. Есть у меня "Функциональный анализ" Канторовича и Акилова и, иногда охота просто подержать в руках книгу, потрогать её. Один и тот же компьютер, то же железо, а начинаешь использовать новый плеер или драйвер, хоп, звук то радикально изменился. К сожалению, визуально изменения не видны, мозг чувствует себя слегка облапошенным. До Энштейна в физике было прекрасное время. Физика начиналась с механики Ньютона. Всё можно было измерить линейкой и пощупать руками. Сейчас в ходу, в основном, умозрительные теории. В виниле всё по-другому, вот оно перед глазами, это чудо разума, участвуй в акте творения, меняй, настраивай, шлифуй результат. В виниловом тракте, к тому же, присутствует ещё и красота в чистом виде. Создав классный, как в данном случае тонарм, творец старается придать ему законченную, совершенную, а значит красивую форму.
VelociTyger
И тут начинается квантмех с эзотерикой, типа акриловый стол vs. деревянный, ага?
Igor_Golochshapov
Просто механика, но прецизионная. Квантовую люблю. Как индивид с сугубо научным подходом, к эзотерике отношусь прохладно, на уровне, раз кому-то интересно, пусть их. Материал стола вещь очень серьёзная, это не шутки. Слушал я проигрыватель одной известной фирмы, которая удосужилась корпус изготовить из обычной стали. Вот это фортель получился. Все тарахтелки на игле оказались.
VelociTyger
Что, просто литой кусок? Не сендвич даже с вибро-хренибро? Оо и ценник наверное был 400-500 т.р.? Вот... А говорите без эзотерики. )) Вот сделали бы как на старых 10-цилиндровых движках бмв - ставили блоки во двор под дожди и отлив работяг (по слухам) - все усталости и напряжения металла уходили.
Igor_Golochshapov
Извиняюсь. некорректно сформулировал. Проигрыватель не из слишком дорогих - 48 000 р. Не плита, просто коробка, корпус, это наверное, даже позвончее плиты будет. У нас на работе, у некоторых было дурацкое развлечение: прикорнёт человек после обеда на верстаке, подберутся и кувалдой, бззздынь.
afan
Имею тонарм SME Series III, он был выпущен для использования с картриджами с подвижным кантилевером ,что сейчас ни кто не делает.для меня хороший тонарм.
Gorbatov
Этот тонарм имеет совсем небольшую эффективную массу и подходит для головок с высокой податливостью. А такие еще встречаются, хотя и немного.
afan
Его эффективная масса 5 грамм,есть в комплекте грузик на 4 грамма,у меня такой тонарм с картриджем Эмпаер 4000 и Грейс ф8.
puh
Не встречался ли кто-нибудь с роликом, передающим вертикально - через опорный диск на виниловый диск (BEAG, Венгрия), в отличии от горизонтальной передачи - к оси поворотного диска (Garrard) ?
Gorbatov
Про это можно было бы отдельный вопрос создать, но если нет то например Lenco.
puh
Точно, Lenco. Спасибо. Извините за оффтоп.
Ian
Уважаемый Виктор. Вы пишете "старый винил", что подразумевается под старым винилом и какой определенный спектр головок вы имели в виду.
Gorbatov
Старый - моно издания, раннее стерео. Точно год границы я обозначать не буду, так как в разных странах и на разных лейблах все менялось по разному и в разное время. Те же моно-пластинки, например, 1956 года в виде оригинала и в виде переиздания, например 1978 года той же записи - это разные пластинки.
Головки - для раннего стерео вполне подойдут со сферической заточкой или с эллипсом, для более свежих и современных релизов можно и сложные заточки рассматривать.
Ian
Спасибо за ответ. Я слушаю пластинки ранних 60х до ранних 80х, среди них попадаются моно. В основном это американские пластинки и я использую Koetsu Onyx Platinum.
Gorbatov
Хорошая головка. Особенно если в связке с родным трансформатором. Ну или мне такое сочетание очень понравилось в сравнении с другими вариантами.
Если моно-изданий немного то в принципе заводить отдельные тонарм и головку не обязательно. Если много - тогда безусловно стоит.
Ian
Я использую фонокорректор NVO SPA II MK-2, и мне нравится эта связка.