Анна Нетребко и маэстро Даниэль Баренбойм исполнили вокальную лирику Н.А. Римского-Корсакова и П.И.Чайковского 17 августа 2009 в Большом фестивальном доме Зальцбурга, в рамках знаменитого ежегодного летнего фестиваля — оперная дива не раз встречала восторженный прием в городе Моцарта.

Примечательна русская программа, ведь на зальцбургской сцене традиционно исполняется западная классика. Запись концерта произвела двойственное впечатление. С одной стороны, — выдающиеся артисты, воплощающие программу исключительной художественной ценности и сложности. С другой, слышны исполнительские и звуковые шероховатости, почти неизбежные в концертной записи (правда, их можно счесть достоинствами, коих недостает «стерильным» студийным работам). В пении Нетребко заметны признаки усталости голоса; тем, кто знаком с ее творчеством, недостает пластичных филировок, регистровой ровности и абсолютной свободы — всего того, что в достатке присутствует в прежних ее работах, например, в «Травиате» и «Русском альбоме». Вместе с тем благодаря выдающемуся мастерству и артистизму певица всякий раз перечеркивает минусы, превращая их в плюсы, о чем свидетельствует энтузиазм искушенной зальцбургской аудитории (овации на диске). Баренбойм — потрясающе тонкий и чуткий ансамблист, настоящий художник фортепиано — удивительно гармоничен в русской музыке (послушайте хотя бы вступление к «Пленившись розой, соловей»). Рояль то поет, то перевоплощается в оркестр, в исполнении отсутствует «иностранный акцент» (Баренбойм имеет русские корни). Это явление уровня С. Рихтера (партнер Д. ФишераДискау, П. Шрайера), В. Гизекинга (Э. Шваркопф), Дж. Мура. В концерте были как настоящие озарения («Я ли в поле да не травушка была...», «Забыть так скоро»), так и неудачи («День ли царит» исполнен немного сумбурно). На бис прозвучали «Песни, которым меня учила мать» А. Дворжака и «Cäcilie» Р. Штрауса. Звучание CD объемное, баланс немного смещен в сторону вокала.

Текст: Артем Аватинян