О прошедшей недавно выставке «Российский Hi-End 2015» уже сказано немало, но раз уж мне удалось там побывать, почему бы не поделиться своими наблюдениями?
Первое, что хочется отметить — нынешняя выставка явно интереснее и «бодрее», чем предыдущая. Действительно было на что посмотреть и что послушать. Хотя проблемы, часто прослеживающиеся у российских разработчиков, пока что никуда не делись.
В первую очередь, чудовищное пренебрежение каким бы то ни было дизайном, а подчас и отделкой. Да и с эргономикой все пока что весьма сумбурно. Это при том, что вообще среди российских разработчиков есть те, кто уже переболел всеми этими детскими болезнями и их техника построена практически неотличимо по уровню от приличных производителей из других стран.
Но надо помнить, что одна из задач выставки — предоставлять площадку новым разработчикам, еще никому толком неизвестным. Да и цели у всех разные, планы по серийности производства — видимо тоже. Поэтому я предпочел сосредоточиться на общем впечатлении от идей, концепций и реализации, вполне полагая, что оценивать надо не только представленную технику, но и потенциал в целом.
Первое, что меня конечно же заинтересовало — проигрыватели виниловых пластинок разработки и производства студии NewArtVinyl. В представленной системе и в условиях выставки полноценно оценить звучание в нюансах сложно, но вот по конструкции и исполнению у меня масса вопросов. Внешне все выглядит грубовато, есть явная претензия на дизайн, в котором сразу заметно немного от Clearadio, немного от Scheu Analog, но вот дальше, надо разбираться подробнее. Смысл наборной конструкции из слоев акрила не перемежающихся по сути ничем кроме самого акрила не совсем понятен. Силовые крепления, проходящие через все слои тоже вызывают ряд вопросов. И качество отделки тоже не на высоте, особенно если рассмотреть поближе металлические корпуса двигателей. Судя по степени потертости некоторых экземпляров похоже, что представленные модели многократно собирались-разбирались, возможно переделывались. Но так же стоит и помнить, что прототипы тех же Scheu Analog выглядели еще хуже. Вопрос в том, каким будет развитие.
Один из проигрывателей студии NewArtVinyl — при всех шероховатостях вполне возможно, что у этих аппаратов может быть хорошее будущее. А мне в свою очередь было бы интересно взять что то подобное на тест и послушать, что же получилось.
Еще один проигрыватель, показанный на выставке. Конструкция схожая, разница в нюансах и комплектации. Кстати, выбор в качестве штатных тонармов Jelco — уже хорошо, и положительно характеризует разработчиков.
Проигрыватель явно помладше и попроще, но эта конструкция мне показалась более цельной, чем старшие модели.
Ламповые усилитель Евгения Анашкина и кастомная акустика на основе коаксиала Tannoy. Я точно не поклонник Tannoy, хотя отдаю должное их концепции, но в данном конкретном случае общий потенциал системы был намного выше, чем можно было ожидать. Если же абстрагироваться от Tannoy и их особенностей, то усилители у Евгения и правда отличные, поинтереснее некоторых именитых экземпляров схожего класса.
Акустика Illuminati Excellent. Интересная конструкция и откровенно неплохой звук, но вот внешность... Точнее к форме и пропорциям корпуса никаких вопросов, отделка же такова, что лично мне разговоры о ценнике этой акустики показались неуместными. Даже при том, что звук вполне можно оценивать не только абстрактно. Надеюсь, что эта акустика получит законченный вид.
DS Acoustics Flame интересны в первую очередь собственными плазменными твитерами — действительно необычная разработка, сложность и реализация вызывают уважение. В качестве же «поддержки» для твитеров можно увидеть то, что когда-то было попыткой компании Sitronics разработать хайэндную акустику. Идея была неплохая и некоторое количество этой акустики разошлось по российским мастерам для последующей переделки. Хотя мне хотелось бы больше сконцентрировать внимание именно на твитерах, как самостоятельных изделиях, каковыми они и являются. При цене в 100 000 руб. за пару найти что-то похожее не представляется возможным.
Плазменный твитер DS Acoustics Flame собран в отдельном корпусе и может дополнять некую стороннюю конструкцию без существенной переделки.
Хорошо известные в прошлом «Топазы» Акустического центра МТУСИ получили существенное развитие. Двухкорпусная конструкция, при изготовлении настраивается под конкретное помещение будущего владельца. Пожалуй, самый выверенный и сбалансированный звук на выставке.
«Топазы» различаются НЧ секцией, вариант в белом корпусе так же построен для конкретного заказчика с настройкой под помещение и систему.
Акустика Noise Fabrik, в том числе внушительных размеров трехполосные ОЯ. Когда первая модель Noise Fabrik появилась на выставке несколько лет назад, она произвела определенно положительные впечатления. А вот к реализации и звуку ОЯ есть вопросы, возможно дело не только в акустике, но и в подобранном ламповом усилении, однако по детальности на ряде записей все оказалось не так хорошо, как хотелось бы. Точно знаю по опыту, что ОЯ может звучать иначе.
Стенд Константина Мусатова и Олега Разина. Кроме знакомой акустики, ламповых и транзисторных усилителей и всяческих интересных приборов в этом году можно было увидеть и услышать новую полочную акустику - забавный внешний вид и самой акустики и стоек неожиданно сочетался с весьма внушительным звучанием.
Обновленная модель старшей модели акустики Сергея Батя. Интересная конструкция, эмиттер Хейла на ВЧ и очень качественная реализация в деталях, кроме внешности. Да, у выставочного экземпляра отделка корпуса попроще, чем у экземпляра серийного, но формат «ящик на ящике» — технически понятен, внешне же смотрится непропорционально. По тому, что было слышно на выставке, акустика способна на многое, но так же было заметно, что ее стоило бы послушать отдельно, в хороших условиях.
Младшие «пирамидки» Сергея Батя уже знакомая величина, здесь все отстроено и приработано, и звучит цельно и просто хорошо.
Noosfera Lab и Styleacoustic — впервые участвуют на выставке, и на мой взгляд все у них получилось очень хорошо. Пара неплохих, аккуратно сделанных транзисторных усилителей Noosfera Lab и акустика Styleacoustic ST100TL. Особенно на мой взгляд смотрелась акустика. Да, простенькие по отделке корпуса, но трехполосная конструкция с лентой на ВЧ и трансмиссионной линией на басу — отличный звук, отдаленно напомнивший мне французскую Apertura. Только при стоимости акустики в 85 000 руб. за пару. Очень хорошо.
Разработчики Eridan Audio в первую очередь специализируются на усилителях, но на выставке была представлена и новая акустика. Необычная форма объясняется тем, что акустика дополнена активной басовой секцией. Хотя вид, несомненно, очень на любителя...
Акустика Forasound B3a с активным кроссовером и пополосным усилением. Класс D остался только на басовой секции, на ВЧ и СЧ в этой системе работали усилитель Accuphase и НЭМ. Хотя все равно впечатления очень двоякие. Огромный, мощный звук, да только на мой вкус с таким звуком только кантри в сельском клубе крутить или Rammstein — последнее с успехом на выставке и было проделано. Но в остальном — окраски много, подача резковато-грубая, детальность же не впечатлила.
Небольшая, но масштабно звучащая акустика Sound Art. Интересная конструкция и реализация, но вычурность отделки как-то не впечатлила, вблизи все выглядит аляповато, хуже чем на фото.
Акустическая лаборатория MWM — данные акустики интересные, да и сделано все неплохо, но по выставочному формату осталось ощущение недосказанности, предположу, что в комфортных условиях эта техника способна на большее.
Ламповые усилители Юрия Малышева и крупные трехполосные полочники Сергея Батя. Очень неплохо показала себя эта система, и акустика весьма добротная, и усилители. Впрочем, усилители Юрия Малышева известны давно, в том числе и тем, что при скромных габаритах и простецкой внешности способны подчас раскачивать тугую акустику, с которой далеко не каждый усилитель справится.
Так как мне удалось побывать на выставке в последний день ее работы, и в силу особенностей проведения прослушиваний, не со всеми системами и компонентами удалось в должной мере познакомиться, в этом случае я не стал приводить их фотографии и давать какие либо оценки. В остальном же, конечно хочется пожелать всем разработчикам успехов и развития, и в очередной раз обратить внимание, что в технике важно все, начиная от идеи и конструкции, и заканчивая внешностью, отделкой и повторяемостью результатов.