Нормана Гранца, безусловно, можно причислить к одним из самых талантливых импресарио в истории джаза. Человек, который создал такие лейблы, как Verve и Pablo, человек, бывший на протяжении долгих лет менеджером Эллы Фитцжеральд, Оскара Питерсона и многих других выдающихся джазовых музыкантов — уже более чем достаточный послужной список для того, чтобы понять — Норман Гранц не только понимал джаз и непосредственно участвовал в развитии жанра.

Надо сказать, результаты получились значимыми и для истории и для джаза в целом. Идея Гранца, вошедшая в историю и каталоги пластинок как «Jazz at the Philharmonic», получила свое развитие в 1944 году, когда состоялся первый концерт в Лос-Анджелесе. Регулярные туры по Соединенным Штатам проходили до 1957 года, не считая одного-единственного концерта, случившегося после десятилетнего перерыва в 1967 году. В 1952 году состоялось первое европейское турне. Также можно вспомнить о европейских и японских концертах прошедших намного позднее, в 1983 году, но это была уже совсем другая музыка, пусть и ничуть не менее интересная. В разные годы состав музыкантов менялся, но за весь период существования «Jazz at the Philharmonic» в проекте так или иначе поучаствовали многие выдающиеся джазовые исполнители. Запись, ставшая предметом нашего внимания, была сделана в 1953 году во время концерта в Токио. А конкретное японское издание на виниле, как это иногда случается, по имеющимся у меня каталогам идентифицировать точно не удалось — только по косвенным признакам можно предположить, что оно было выпущено в 60-е или в начале 70-х годов. Запись и издание монофонические, и по причине возраста записи, конечно, все не идеально — диапазон воспроизводимых частот далеко не тот, что привычно слышать от более поздних записей, и огрехов и артефактов хватает. Но, услышав музыку, обо всем этом можно легко забыть — концерт замечателен и содержанием, и исполнением. Не перечисляя всех участников концерта, достаточно упомянуть Эллу Фитцжеральд, Оскара Питерсона, Бена Вебстера, Рэя Брауна, Херба Эллиса, Бэна Картера — сам по себе состав исполнителей уже вызывает интерес. В жанровом отношении музыку можно определить как свинг и би-боп — основные направления тех лет, пребывавшие на пике своего развития. В целом, эти пластинки точно хочется держать в фонотеке и периодически слушать. Если сравнить ранние издания концерта, не только это, но и другие варианты, с более поздними — на Pablo Records из серии «Pablo Live», и с первым изданием на компакт-дисках, то старые, даже несмотря на недочеты состояния, звучат более полно и насыщенно. Для полноценного тестирования тракта без старых монофонических пластинок обойтись практически нельзя. Во-первых, очень сложно представить себе фонотеку, в которой совсем нет монозаписей. А раз так, то в случаях, когда проигрыватель имеет один тонарм и сам проигрыватель единственный в тракте, слушать моно придется, используя ту же стереоголовку, что и для всех прочих записей. Практика показывает, что не все головки одинаково хорошо справляются с подобной задачей. Во-вторых, нередко бывает так, что старые пластинки имеют далеко не идеальное состояние — найти издание года, например, 1958, в состоянии «новых» затруднительно, да и стоимость таких пластинок может быть высокой. Соответственно, головка в связке с тонармом должна отрабатывать изношенные пластинки так, чтобы была слышна музыка, а не физические дефекты носителя. Конечно, дефекты в любом случае будут слышны, вопрос в том — насколько это будет заметно на фоне музыки. И последний момент — монозаписи лишены как таковой сцены, но при этом в случае качественного воспроизведения монозаписи в стереотракте звук должен не только выстраиваться четко по середине между колонками, но и должно быть некое представление звука по глубине.

Пресс: Norman Granz' J.A.T.P. in Tokyo. Live At The Nichigeki Theather — Verve MV 9061/3 / Mono.