Иметь виниловую вертушку сегодня круто. Даже модно иметь. В этом новом движении сегодня много новичков. А кто из них имеет понятие о том, что такое рокот или коробление пластинок?

Я подозреваю, что многие из свежих призывников в мир винила имеют весьма высокие ожидания насчет того, что новые вертушки и их электроника — это устройства типа «plug and play» («включил и играй»). В некоторых случаях это верно, но слишком много раз я был свидетелем того, как пользователи получают плохие результаты, если не имеют хотя бы минимальных знаний о какой-нибудь проблеме. Разумеется, рокот и коробление тоже находятся среди тех проблем, которые глубоко скрыты в канавках этого возрожденного носителя музыки.

Рокот – это посторонний звук очень низкой частоты, который, как правило, формируется приводом при вращении диска, на котором лежит пластинка. Коробление пластинок может быть результатом повреждения диска при хранении или же плохого обращения с ним в процессе штамповки. В обоих случаях любая акустическая система с приличным басовым динамиком выдаст вам на слух признаки обоих изъянов пластинки. В некоторых случаях, в частности при значительном короблении пластинки, последствия могут быть достаточно серьезными, вплоть до того, что отключается усилитель мощности или диффузор НЧ-динамика бьет по упорам. Подумайте о том, как поведут себя мои могучие акустические системы Infinity IRS при воспроизведении диска, который всего лишь немного покороблен. Их басовые драйверы могут породить такие инфранизкие частоты, которые вызовут урчание в вашем кишечнике.

Самые современные и хорошо продуманные вертушки выдают на самом деле не так уж много рокота. В старые добрые времена многие «столики» порождали значительный уровень низкочастотных шумов, но сегодня в достойных образцах все это снижено до приемлемого уровня. Коробление пластинок, с другой стороны, является и сегодня довольно распространенным, т.к. многие диски страдают от жары, слегка деформируясь при повышенной температуре.

Что же можно сделать с этими проблемами? В старых электронных схемах был предусмотрен переключаемый фильтр рокота, который помогал устранить большую часть этих низкочастотных проблем, но, к сожалению, такие фильтры, как оказалось, «зарезают» заодно и большую часть басов. Сегодня вы больше не увидите переключаемых фильтров рокота в современной электронике, так что теперь вы должны посмотреть на технические характеристики или же обратиться к производителю, чтобы узнать, как они разобрались с этим вопросом.

В случае нашего фоноконвертера NuWave Phono, например, мы встроили в него фильтр инфранизких частот (начиная с очень низких — 5 Гц), причем с очень крутой характеристикой, который быстро подавляет все, что ниже этой частоты. Это не влияет даже на самые низкие ноты, возможные на виниловых пластинках, но зато эффективно устраняет рокот и шум, вызванный короблением.

Так что, если вы только недавно попали в армию фанатов LP, убедитесь, что в электронную схему вашего проигрывателя встроен фильтр, который не влияет на качество звука. Он лишь делает его намного приятнее.

Оригинал: Rumble down below

Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End аудио продукты и сервисы.