Кассетная дека Nakamichi 1000, выпущенная в свет в 1974 году, обладала настолько высокими техническими характеристиками и качеством звучания, что реального конкурента ей можно было найти только среди катушечных магнитофонов, причем, достаточно высокого класса. Уникальность аппарата была в том, что в тот период ни одна другая кассетная дека не могла записывать на ленты Fe и Cr диапазон частот до 20 кГц и не имела раздельных записывающей и воспроизводящей головок. Не было другого такого магнитофона, в котором имелась бы подстройка азимута записывающей головки со светодиодной индикацией идеального совпадения с азимутом воспроизводящей. Использование высокостабильного закрытого тракта, когда блок головок находится между двумя ведущими валами, позволило разработчикам отказаться от лентоприжима, установленного в каждой кассете, - во всех деках Nakamichi он отводится специальными выступами на головке.

Тысячная серия Nakamichi (Nakamichi 1000, Nakamichi 1000 II, Nakamichi 1000ZXL, Nakamichi 1000ZXL Gold Limited Edition) олицетворяет вершину творчества инженеров Накамичи.

Кассетные деки Nakamichi 1000 и Nakamichi 1000 II относятся к первому поколению:

Nakamichi 1000
Nakamichi 1000 II

Деки Nakamichi 1000ZXL и Nakamichi 1000ZXL Gold Limited относятся ко второму поколению:

Nakamichi 1000ZXL
Nakamichi 1000ZXL Gold Limited Edition

Из всей тысячной серии мне посчастливилось близко познакомиться с двумя представителями - 1000 II и 1000 ZXL - протестировать тракт записи-воспроизведения, заглянуть внутрь. Но произвести полную настройку по сервис мануалу, с последующим прослушиванием в домашней аудиосистеме, удалось только с моделью Nakamichi 1000 II. Именно о ней, в основном, и пойдет речь в данной статье.

Для начала, приведу технические параметры Nakamichi 1000 II из сервис мануала:

Этот магнитофон выпущен в 1977 году, но для своего времени имел недосягаемые технические параметры и качество звука - большинству производителей кассетных дек так и не удалось "догнать" даже этот древний аппарат, не говоря уже о более продвинутых представителях серии: 1000ZXL и 1000ZXL Gold Limited. Реально, эти кассетные деки, действительно, целесообразнее сравнивать с катушечными магнитофонами.

Более ранняя модель - Nakamichi 1000, имела параметры практически такие же. Внешние отличия заключаются в том, что калибратор в 1000 II вынесен с задней панели на переднюю.

Конструкция магнитофона хорошо продумана - блок питания находится в экранированном "подвале", ЛПМ и плата управления им, установлены отдельно, в левой части, а вся аудио часть сосредоточена между входными\выходными разъемами и органами регулировок звука в правой части деки. Конструктивно аудио часть выполнена в виде материнской платы со слотами, для обеспечения надежности соединений контакты плат и слотов покрыты золотом. ЛПМ деки двухмоторный, с пассиковым приводом капстанов, имеющих массивные литые маховики.

Nakamichi 1000 изнутри

Что оказалось непривычным - это рабочее положение кассеты "вверх ногами", как в простых магнитолах - так и тянет перепутать направление перемотки ленты.

Оснащение деки не самое выдающееся, на первый взгляд - сквозной канал, закрытый тракт, но только два типа ленты (Fe и Cr), простой ручной калибратор со встроенным генератором на частоту 400 Гц (калибровка раздельная по каналам и для каждого типа ленты своя), Pitch Control (регулировка скорости, в пределах +\-6%), СШП динамический фильтр, активная система шумопонижения Dolby B, простейшая автоматика, завязанная на счетчик расхода ленты, есть возможность микширования записи с внешнего микрофона. Однако дискретные головки, полноценное сенсорное управление ЛПМ и регулировка азимута записывающей головки, со светодиодной индикацией идеального совпадения с азимутом воспроизводящей, сразу выводят эту деку в разряд эксклюзива по функционалу, также как и ее способность записать на ленту и первого (Fe), и второго типа (Cr) диапазон частот 35 Гц-20000 Гц (реальные цифры на кассетах 80-х, 90-х годов еще лучше).

Дека выпуска 1977 года попала ко мне в идеальном техническом и косметическом состоянии - коллекционный образец, долгие годы хранившийся в оригинальной упаковке, со всей документацией, кассетами и кабелями с лейблом Nakamichi и т.д. Все ролики и пассики установлены новые и оригинальные, износа головок нет, но настройка канала записи-воспроизведения все-таки понадобилась. При наличии сервис мануала в Интернете, это все не так уж и сложно.

Хотелось бы отметить, что частотные характеристики, измеренные на "свежераспечатанных" кассетах 80-х, 90-х годов, оказались заметно лучше, чем указанные в сервис мануале: 30 Гц - 23000 Гц (- 20 дБ, +\- 0 дБ, для лент Fe и Cr). Более низкий уровень собственных шумов и более высокая перегрузочная способность позднее выпущенных лент позволяют, к тому же, улучшить и отношение сигнал\шум тракта записи-воспроизведения. Магнитная лента 70-х годов, на которой и снимались все характеристики, была существенно хуже по всем параметрам.

После проведения всех необходимых процедур настройки и некоторых измерений, очень интересно было посмотреть, на что же способен этот "Динозавр" на реальном музыкальном сигнале:)

Первое же впечатление от прослушивания записи: качество бытового катушечного магнитофона уровня выше среднего, пишущего на 19-й скорости, - очень прозрачное, натуральное и открытое звучание, слышен явный запас по диапазону частот. Не разрушает сцену и локализацию источников звука, тембры музыкальных инструментов и голосов натуральные - это характерно и для многих других топовых моделей Nakamichi, преимущественно, второго поколения, но у 1000 II сохраняемые в записи нюансы еще тоньше, чем у Nakamichi ZX-7, например. Для большинства кассетных дек это вообще непреодолимый рубеж - ни о какой сцене на записи на кассете речь не идет, обычно. Есть исключения, конечно, - некоторые модели от Aurex, например (это из того, что я слышал, есть еще, естественно, но их мало).

К недостаткам Nakamichi 1000 II могу отнести отсутствие опции записи на кассеты позиции "Metal" и слабые возможности деки по калибровке ленты перед записью - встроенный калибратор простенький и не обеспечивает коррекцию АЧХ на высоких частотах. То есть, если кассета новая и хорошая, то запись будет безупречной, но на недорогие или не очень новые кассеты качественную запись сделать может и не получиться. Все эти проблемы решены в следующих моделях с индексом ZXL.

Статья подготовлена по материалам моего обзора на Форуме vegalab.ru. Фото Nakamichi 1000 II мои, остальные взяты с сети Интернет.

Мой канал на Яндекс Дзен

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)