Спустя более полувека с момента появления знаменитого моноблока QUAD II компания Quad Electroacoustics представила интегральный стереоусилитель, в основе которого лежит классическая ламповая схемотехника его легендарного предка.

Метаморфозы одного из самых известных усилителей длятся уже более полувека. Одноканальный усилитель мощности QUAD II был разработан основателем фирмы Питером Уолкером и его коллегой Уильямсоном в 1953 году и заменил первую собственную разработку — QUAD I, с которой и началась фирма в 1936 году.

Усилитель с выходной мощностью всего 15 Вт по тем временам представлялся монстром: даже десятилетие спустя стандарт на Hi-Fi-аппаратуру требовал от стереоусилителя только по 6 Вт на канал. Вскоре Уолкер создает усилителю не менее легендарную пару — электростатический громкоговоритель ESL-57. Усилитель в первоначальной версии выпускался восемнадцать лет и всего было изготовлено 90 000 экземпляров: пример явно неординарный.

Фирма вновь вернулась к нему на рубеже столетий: в 2000 году, еще при жизни П. Уолкера, была создана его более мощная версия и, поскольку схемотехника осталась классической, его 40 Вт добавились к названию, которое теперь выглядело как QUAD II-forty. Тогда же был создан и обновленный предварительный усилитель QC twenty four. Последнюю версию моноблока QUAD II-eighty мы представляли пару лет назад (см. S&V, No7, 2008).

Оригинальный QUAD II ныне стал раритетом, но компания предлагает его обновленную версию под названием QUAD II Classic (в нем по сравнению с оригинальной версией изменились лампы, используемые на входе). Так что QUAD сегодня предлагает на выбор все три варианта своей легенды, но теперь к ним добавилась интегральная реинкарнация, соединившая в себе два усилителя мощности и предусилитель с корректором. Новинку, как и QUAD II-eighty, разрабатывал ламповый гуру Тим де Паравичини, основатель и владелец компании EAR.

В выходном каскаде, как и в QUAD II Classic, используются лучевые тетроды КТ66. Поскольку все используемые в усилителе лампы — российские, а тетроды имеют логотип QUAD, можно предположить, что это специально отобранные экземпляры. Черный прямоугольник — это экран, внутри которого располагается плата с корректирующим усилителем для ММ/ МС-звукоснимателя

Следуя концепции Уолкера — «усилитель должен быть настолько простым, насколько это возможно» — II Classic Integrated удалось сделать достаточно компактным: его основание составляет всего 21х38 см. Правда, пришлось пойти на некоторые компромиссы: в частности, исчез регулятор баланса. Но это, как показало прослушивание, не сказалось на качестве.

Оказалось, что все используемые в усилителе лампы — российского производства. В выходном каскаде, как и в QUAD II Classic, используются лучевые тетроды КТ66. Поскольку они имеют логотип QUAD, можно предположить, что это специально отобранные экземпляры.

При той же классической схеме выходная мощность увеличена почти вдвое до 25 Вт на канал. Паравичини указывает, что это стало возможным за счет увеличения напряжения питания, но при этом критичное с точки зрения надежности напряжение на экранной сетке понижено. Используемые в усилителе маломощные двойные триоды несут американское обозначение (12AX7 и 6922EH), хотя и имеют европейские аналоги.

Задняя панель. Кроме входных разъемов и клемм для акустики рядом с входом корректора находится кнопка выбора типа головки звукоснимателя

Корректирующий усилитель для подключения ММ и МС-головок звукоснимателя выполнен на полупроводниках и дискретных компонентах аудиофильского качества. Дизайн правой части передней панели II Classic Integrated повторяет предусилитель QC twenty-four. Оригинально оформленный механический коммандер с подсветкой стрелки указателя располагается слева и управляет реле селектора входа.

При прослушивании в качестве источника использовались аналоговые и цифровые носители. Замечу, что усиление корректора хорошо сбалансированно — при переключении с CD- на LP-проигрыватель регулировать громкость не пришлось. Усилитель работал с двумя типами акустических систем: трехполосной напольной и широкополосной полочной, представляющими европейскую и американскую акустические школы. В обоих случаях усилитель прекрасно справился со своей задачей, отметим только, что для него предпочтительнее акустика с высокой чувствительностью.

Измерения усилителя QUAD II Classic Integrated

(тестовая лаборатория Stereo&Video, май 2010 года)

Выходная мощность (0,7%, 8 Ом) на частоте 80 Гц/1 кГц/10 кГц: 24,4/25,4/24,2 Вт

КНИ на 0,5 P ном, на частоте 80 Гц/1 кГц/10 кГц: 0,046/0,041/0,11%

Неравномерность в полосе частот 20 Гц–20 кГц: 0,86 дБ

Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц: –0,15/–15,1 дБ

Верхняя рабочая частота по уровню –0,5 дБ/–3 дБ: 20/40 кГц

Коэффициент демпфирования: 31,2

Разделение каналов: 25 дБ

Качество используемых в усилителях QUAD выходных трансформаторов позволило получить у II Classic Integrated широкую для лампового усилителя полосу пропускания: на 20 Гц спад всего около 0,5 дБ, а верхняя рабочая частота по уровню –3 дБ лежит за пределами 40 кГц. Выходная мощность при КНИ 0,7% достигает заявленные 25 Вт, а искажения на половине этой мощности составляют около 0,04% на низких и средних, увеличиваясь на высоких частотах до 0,11%.

Амплитудно-частотная характеристика

Отсутствие регулятора баланса компенсируется высокой идентичностью регуляторов громкости: разбаланс в реально используемом диапазоне регулировки не превышает абсолютно не критичные 0,16 дБ. Выходное сопротивление мало, что редко встретишь у лампового усилителя, так что величина коэффициента демпфирования, равная 35, вполне достаточна.

Официальный сайт: QUAD II Classic Integrated

Цена: 236 000 рублей

Паспортные данные

Выходная мощность на нагрузке 8 Ом: 2х25 Вт

КНИ (700 Гц, 15 Вт): <0,06%

Неравномерность в полосе частот 20 Гц–20 кГц: +0/–1 дБ

Максимальное усиление: 34 дБ

Подключение акустики: клеммы

Минимальный импеданс АС: 8 Ом

Аудиовходы: 5 стерео линейных, фоно MM/MC

Комплект ламп: четыре 12AX7, две 6922EH и четыре KT66

Потребление электроэнергии: 125 Вт.

Габариты: 210х 380х200 мм

Масса: 21 кг

Текст: Алексей Грудинин