С января в прокате «Кредо убийцы» — экранизация компьютерной игры «Assassin’s Creed» от Ubisoft, объединившая режиссера Джастина Курзеля и звезд его предыдущей картины «Макбет» (2015 г.) — актеров Майкла Фассбендераи Марион Котийяр. Именно Фассбендер, выступивший не только исполнителем главной роли, но и продюсером «Кредо», привлек в проект Курзеля. К слову, к видеоиграм оба относятся весьма сдержанно. Джастин Курзель и вовсе заявил, что фильмов, снятых по видеоиграм, не смотрит. А возможно, стоило бы.

Сюжет

Действие разворачивается в двух временных плоскостях. Первая — средневековая Испания. Агилар де Нерха (Фассбендер, безукоризненно экипированный и обильно вымазанный автозагаром) отвоевывает загадочное яблоко с «генетическим кодом свободы воли» у тамплиеров. Вторая — камера смертников, наши дни; Каллум Линч (снова Фассбендер) готовится к казни за предумышленное убийство.

После исполнения приговора герой просыпается в застенках исследовательской корпорации. Ее владельцы — современные тамплиеры, доктор София (Котийяр) и ее отец Алан Риккин (Айронс), намерены вернуть Яблоко Эдема, превратив Коллума с помощью машины Анимус в его средневекового предка Агилара.

Несколько запутанно (особенно для зрителя, не знакомого с одноименной игрой), но, кажется, все самое интересное впереди — в конце концов, «такой яркий трейлер»:

Больше экшна, меньше разговоров

Игра «Assassin’s Creed», сюжет которой основан на многовековой войне между тамплиерами и ассасинами, полюбилась многим за эффектный исторический экшн, атмосферность и оригинальную стилистику боев. У Курзеля Испания 15 века — от силы треть всей картины. Большую же часть времени зритель погружен в современность, сотканную из мертвенно холодных тонов и монотонных диалогов. В итоге обе сюжетные линии получились откровенно недоработанными.

Возможно, отнесись бы создатели скурпулезнее к сценарию (переписывался много раз четырьмя сценаристами) и уделив больше внимания испанской линии — фильм смотрелся бы цельнее в рамках жанра. Потому что, даже несмотря на решение создателей отступить от сюжета игры, в плане экшна картина берет лучшее от разработки Ubisoft.

Каскадеры отработали прекрасно: боевые сцены на фоне впечатляющих городских видов, погоня на колеснице и множественные прыжки по крышам (съемки проходили на Мальте и в Испании) — смотрятся эффектно и в целом не вызывают противоречий. Другое дело, только ленивый не заметит отсылок к динамичному «Принцу Персии» , «Матрице» и постановкам по мотивам романов Дэна Брауна. Отсутствие индивидуальности — еще один значительный минус распиаренной новинки.

Актеры

По телу Майкла Фассбендера можно изучать анатомию (дамы за 30 и ценители крепких мужских объятий не уйдут разочарованными). Но... кажется, все силы «самого востребованного актера Голливуда» ушли именно в работу над телом. От актерского мастерства остались лишь многозначительные взгляды в пустоту и фирменный, безукоризненный оскал. Кстати, большинство трюков в «Assassin’s Creed» были выполнены дублерами. Британский каскадер Дэмиен Уолтерс совершил знаменитый «прыжок веры» с высоты почти 40 метров без страховки:

Сложно сказать, почему столь размытые впечатления произвела одна из самых ожидаемых картин нового года со звездами кино первой величины и бюджетом в 125 млн долларов (именно столько было выделено продюсеру Фассбендеру на «проект мечты, который он хотел перенести на экран еще пять лет назад»). Возможно, идея снимать составом «Макбета» в этом случае была не так уж хороша: после яркой, хотя и спорной шекспировской экранизации, Курзель влип в ничем не выдающийся блокбастер с невнятным сценарием. Попытка повторить хотя бы отчасти драматургию «Макбета» успехом не увенчалась. Сцена, в которой героя Фассбендера, поющего безумным голосом, тащат по коридорам корпорации — жалкое подобие образа харизматичного шотландского короля.

Но если Фассбендер еще смотрится в роли осужденного с девиантным поведением, то Котийяр с предательской миной на миловидном лице в образе ученого-генетика — это даже не смешно. Более того, складывается впечатление, что француженке попросту скучно.

Еще печальнее выглядит прекрасный актер Джереми Айронс, перевоплотившийся в главу корпорации: кажется, его, сильно постаревшего и изможденного, достали, как мумию из шкафа, и поставили в застеколье декораций из уважения к прошлым заслугам именитого британца. То же самое — Шарлотта Рэмплинг в финале. Со знаком плюс выделила бы боевую подругу Агилара, малоизвестную актрису греческого происхождения Ариану Лабед — очень уж выразительный взгляд.

Выводы

Для меня как зрителя самым печальным фактом стало полное отсутствие задора и хотя бы полунамека на иронию «Кредо». В целом картина удручает пафосом, претензией на несуществующую глубину, множественными, затянутыми паузами. Может быть, для фанатов одноименной игры фильм станет событием, и они смогут найти хоть какое-то содержание в этой смеси «лихого боевика и мрачной научно-фантастической драмы». Мало-мальски же искушенного зрителя, боюсь, ждет разочарование в виде, как уже было обозначено выше, плохо проработанного сюжета, клише из фильмов аналогичного жанра, спецэффектов с акробатическими трюками и обманутых ожиданий.